СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование межкультурной компетенции на основе интерактивного обучения иностранному языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: В данной статье рассматривается интерактивный подход в процессе формирования межкультурной компетенции на уроках иностранного языка.

Ключевые слова: межкультурная компетенция, интерактивный подход, обучение.

Просмотр содержимого документа
«Формирование межкультурной компетенции на основе интерактивного обучения иностранному языку»

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация: В данной статье рассматривается интерактивный подход в процессе формирования межкультурной компетенции на уроках иностранного языка.

Ключевые слова: межкультурная компетенция, интерактивный подход, обучение.

На сегодняшний день, главной целью при обучении иностранному языку в школе является формирование межкультурной компетенции, наличие которой необходимо для успешной коммуникации между носителями разных языков и культур. Осуществление данной цели наиболее вероятно при наличии специальной методики, включающей в себя эффективные приёмы, средства, способы и формы организации учебного процесса.

Использование технологии интерактивного обучения является одной из возможностей разрешения проблемы заинтересованности учащихся в иноязычной культуре, их мотивации в изучении языка.

Т.Б. Гребенюк определяет интерактивное обучение как «систему правил организации взаимодействия преподавателя и учащихся в форме учебных игр, гарантирующая педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер» [1, с.138].

Ключевым понятием, определяющим смысл интерактивных методов, считается «взаимодействие». Как отмечает С.С. Кашлев, «интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется наибольшим уровнем интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и многообразием их видов, форм и приёмов, целенаправленной рефлексией участниками собственной деятельности и состоявшегося взаимодействия. Интерактивное педагогическое взаимодействие, реализация интерактивных педагогических методов направлены на изменение, совершенствование моделей поведения и деятельности участников педагогического процесса» [2 ,c.22].

Основными компонентами и инструментами интерактивного педагогического взаимодействия являются: полилог, диалог, мыследеятельность, межсубъектные взаимоотношения, формирование ситуации успеха, позитивность и оптимистичность оценивания.

В педагогической интерпретации «полилог – это возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме; готовность и возможность для участников высказать эту точку зрения; причем любая точка зрения имеет право на существование» [3, c.20]. Такой диалог подразумевает восприятие участниками образовательного деятельности себя как равноправных партнеров, субъектов взаимодействия. В процессе формирования межкультурной компетенции на уроке английского языка могут использоваться такие темы для диалогов и полилогов, как «Система образования в России и Великобритании», «Охрана окружающей среды». В процессе обсуждения каждый из учеников сможет высказать собственную точку зрения и выслушать мнения других участников диалога/ полилога.

Мыслительная деятельность как основной элемент интерактивных технологий состоит в организации активной мыслительной работы педагога и учащихся. Здесь необходимо создание условий для самостоятельной работы учащихся, выполнение ими различных мыслительных действий, таких как анализ, сравнение, обобщение. Учителю следует привлечь в образовательный процесс проблемное обучение, а также необходимо сочетать различные формы организации мыслительного процесса учащихся (индивидуальный, парный, групповой); процесс обмена мыслями между участниками педагогического взаимодействия. Для этого учащимся предлагается, к примеру, подумать над значением того или иного английского высказывания, поговорки, пословицы, найти эквивалент в родном языке, обсудить их сходства и различия.

Ситуация успеха подразумевает целенаправленное создание педагогом цикла внешних условий, способствующих получению учащимися положительных чувств и эмоций. Успех расценивается как основание к саморазвитию и самосовершенствованию. При создании данной ситуации применяются различные педагогические средства. Основным условием являются оптимистичность и позитивность оценивания учащихся.

Оптимистичность и позитивность оценивания участниками педагогического взаимодействия друг друга выражается в их желании к возвышению достижений личности. Учителю необходимо при оценивании работы акцентировать внимание на ценность, оригинальность, важности полученного результата, личностных достижениях, а также отметить и подчеркнуть позитивные изменения в состоянии развития ученика.

По мнению С.С. Кашлева, «интерактивный метод в обучении иностранному языку способствует проявлению инициативы со стороны учащихся при речевом акте, развитию активности, рефлексии, мотивации к изучению языка, что в определенной степени помогает сформировать их межкультурную компетенцию» [3, с.170].

Список использованной литературы:

  1. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. –М.: «Школа-пресс», 1995. – 448 с.

  2. Кашлев С.С. Интерактивные методы развития экологической культуры учащихся: пособие для педагогов. – Минск: Зорны верасень, 2007. –148 с.

  3. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. – Минск.: Белорусский верасень, 2005 – 160 с.

© Афанасьева А.Е., 2017

(Глухарева А.Е.)