СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование мотивации для занятий физической культурой студентов средних учебных заведений

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преподавая  физическую культуру в СУЗах и ВУЗах, мы долхны мотивировать студентов для занятий физической культурой, к укреплению здоровья. А что такое мотивация? 

Мотивация- это побуждение человека к действию, его желание быть здоровым.

Просмотр содержимого документа
«Формирование мотивации для занятий физической культурой студентов средних учебных заведений»

Формирование мотиваций и интереса к занятиям физической культурой у студентов в процессе освоения методики самодиагностики В настоящее время инновационным преобразованиям национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России уделяется особое внимание. В этих условиях важно выработать научно обоснованную стратегию формирования приоритетов в выборе главных направлений деятельности по коренному преобразованию ситуации с состоянием здоровья россиян, и прежде всего подрастающего поколения. Целью реформирования структуры и содержания физкультурной и спортивной сфер в Российской Федерации является существенное повышение социокультурной эффективности сферы физического воспитания для молодёжи. Главным направлением физкультурно-спортивной деятельности во всех её сферах является формирование и совершенствование физического, нравственного и духовного здоровья занимающихся. Содержательной основой для повышения эффективности обязательного физического воспитания молодежи является использование технологий при максимально возможной свободе выбора занимающимися вида физической активности, ее формы, интенсивности и лично приемлемого уровня планируемой результативности, при обязательности выполнения индивидуально определённых образовательных стандартов. Основным компонентом здорового образа жизни человека является его личная физическая культура. Это часть культуры личности, основу специфического содержания которой составляет рациональное использование человеком одного или нескольких видов физкультурной деятельности в качестве фактора оптимизации своего физического и духовного состояния. То есть личная физическая культура воспитывается и проявляется в физкультурно-спортивной деятельности (А.Г.Асмолов, И.П. Волков, В.К. Бальсевич и др.) Вполне естественно, когда человеку (школьнику, студенту, производственному работнику, служащему) задаются просто нормативы, это не является для него деятельностью. Поэтому мотивация, имея высокую значимость в любой деятельности человека, занимает особое место в психологическом обеспечении физкультурно-спортивной активности. Именно поэтому нас интересовал вопрос о ведущих мотивах физкультурно-спортивной деятельности студентов первого курса и динамике их изменения в процессе занятий. Была поставлена следующая цель: рассмотреть особенности формирования мотивации и интереса к физкультурно-спортивной деятельности у студентов вуза в процессе освоения методик самодиагностики, позволяющих стимулировать и направлять дальнейшую деятельность. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
  1. Выявить особенности мотивации обучающихся к физкультурно-спортивной деятельности.

  2. В процессе реализации образовательной программы по физической культуре формировать умение проводить объективную оценку собственной физической культуры личности

  3. Охарактеризовать некоторые особенности повышения интереса и приобщения к регулярной физкультурной деятельности.

Наш интерес к данной проблеме определялся, прежде всего, теми функциями, которые блок мотивации выполняет в структуре физкультурно-спортивной деятельности: мотивы являются пусковым механизмом деятельности; они поддерживают необходимый уровень активности в процессе учебной и соревновательной деятельности, а также регулируют использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов. Потребностно-мотивационный компонент является стержнем любой деятельности. Г. Д. Горбунов включает в этот комплекс следующие потребности: потребность в движениях, потребность в физическом совершенствовании, потребность в сохранении и укреплении здоровья - вот психологические основы мотивации занятий физической культурой и спортом. Мотив – побуждение к определенной активности, к удовлетворению потребности определенным способом. Если потребность является источником активности, то мотивы придают этой активности определенное направление и удерживают человека в рамках данного пути. Мотивы позволяют понять, почему именно ставятся те или иные цели, развивается неугасимое стремление к их достижению. Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов. Это вполне объяснимо физическими и психическими напряжениями, и человек должен знать, во имя чего он испытывает нагрузки. Непосредственные мотивы физкультурно-спортивной деятельности: потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности; потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью; стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях; стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы; потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе. Опосредованные мотивы - это стремление стать сильным, здоровым; стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни; чувство долга; потребность в занятиях физической культурой через осознание социальной важности этой деятельности. Все эти компоненты мотивации мы рассматриваем в единстве. Мотивацию следует различать как внутреннюю, так и внешнюю [7]. Активный интерес к занятиям физической культурой и спортом формируется в результате внутренней мотивации, которая возникает тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют возможностям занимающегося, то есть являются для него оптимальными (не слишком трудными и не очень легкими), и когда он понимает субъективную ответственность за их реализацию [7]. Внутренняя мотивация возникает тогда, когда занимающиеся испытывают удовлетворение от самого процесса, условий занятий, характера взаимоотношений с педагогом, товарищами по группе во время этих занятий. Перечисленные концептуальные положения относятся к любому виду физкультурно-спортивной деятельности, и их следует соблюдать в любой программе по физическому и физкультурному воспитанию молодежи. Однако внешняя и внутренняя мотивации должны существовать в диалектическом единстве. Безусловно, цели и задачи должны быть индивидуальными, то есть личностно ориентированными.

Систематическое изучение мотивации и процесса становления интереса к занятиям физической культурой и спортом - важнейшее условие воспитания личной физической культуры человека. И пока не будут созданы условия для реализации сформированных целенаправленно или сформировавшихся спонтанно интересов, личной физической культуры у него не будет, а, следовательно, не будет основы здорового образа жизни.

В течение 1 семестра студенты первокурсники осваивают один из модулей: «Состояние здоровья и физическая работоспособность студентов РГЭУ (РИНХ)». Он предполагает применение различных методик, позволяющих определить индивидуальные показатели физического развития и функционального состояния каждого студента.

Мы предположили, что в процессе овладения доступными методиками изучения и оценки собственного организма, будет формироваться интерес и внутренние мотивы к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности На занятиях студенты учились определять важнейшие характеристики своего здоровья и физического развития: уровень физического развития и его гармоничность, пропорциональности телосложения, функциональное состояние организма

Особенности мотивации занятий физической культурой можно выявить с помощью анонимного анкетирования. По результатам диагностики «Изучение мотивов занятий спортом» была подсчитана степень выраженности у студента того или иного мотива или потребности: общение, познание, материальные блага, развитие характера и психических качеств, физическое совершенство, улучшение самочувствия и здоровья, эстетическое удовольствие и острые ощущения, приобретения полезных для жизни умений и знаний, потребность в одобрении, повышение престижа и желание славы, коллективистская направленность.

Анкетирование проходило в два этапа: в начале года (сентябрь) и в конце семестра (декабрь) Был вычислен средний показатель в группе по тому или иному мотиву. Количество однозначных ответов суммируется, а с баллами производятся математико-статистические расчеты, применяемые в социально-педагогических и социально-психологических исследованиях. Результаты анкетирования обобщены (таблица 1).

Таблица 1. Средние показатели по методике «Изучение мотивов занятий

физической культурой»

Мотивы

Сентябрь

Декабрь

Общение

2.2

5,4

Познание

1,2

4,9

Материальное благо

2,8

3,1

Развитие характера и психических качеств

1,5

3,5

Физическое совершенство

3,7

7,1

Улучшение здоровья и самочувствия

2,5

7,5

Эстетическое удовольствие

1,2

1,8

Приобретения полезных для жизни умений и знаний

3,3

6,3

Потребность в одобрении

4,4

6,4

Повышение престижа желание славы

1,2

2,2

Коллективистская направленность

1,8

4,8


Можно сделать первые выводы: познание самого себя, овладение методиками самоконтроля своего физического развития, функционального состояния позволяет формировать сознательное отношение к своему здоровью. Процесс формирования внутренних мотивов, интереса к занятиям физической культурой и спортом - это не одномоментный, а многоступенчатый процесс: от первых гигиенических знаний и первого знакомства с физическими упражнениями до глубоких психофизиологических знаний и интенсивных занятий спортом.

На основе высокоразвитого интереса к занятиям физической культурой и спортом возникает вторичная (духовная) потребность в физическом самосовершенствовании, сохранении и укреплении здоровья. Эта потребность должна сохраняться у человека на протяжении всей его жизни.


Список литературы

  1. Абзалов Р.А., Зиятдинова А.И. Экология физической культуры человека //Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 8, с. 53.

  2. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.

  3. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический, организационный аспекты) //Теор. и практ. физ. культ. 1990, №1, с. 22-26.

  4. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (К проблеме развития физкультурного знания) //Теор. и практ. физ. культ. 1991, №7, с. 37-41.

  5. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теор. и практ. физ. культ. 1995, № 4, с. 2-4.

  6. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех//Теор. и практ. физ. культ. 1993, № 4, с. 21 - 23.

  7. Волков И.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. – СПб.: Питер, 2002

  8. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2004.

  9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР. 1996. - 544 с.

  10. Лотоненко А.В., Стеблецов Е.А. Физическая культура и ее виды в реальных потребностях студенческой молодежи //Теор. и практ. физ. культ. 1997, №6, с. 26.

  11. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью //Теор. и практ. физ. культ. 1997, №6, с.10-13.

  12. Орлов А.Б. Методы изучения, активизации, развития мотивации учения в современной зарубежной психологии /Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990, с.122-190.

22. Столяров В.И., Быховская И.М., Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) //Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 5, с.11-15.






6