Просмотр содержимого документа
«Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей (презентация)»
Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей
Подготовила: преподаватель иностранного языка Гагинского филиала ГБПОУ ЛГК Завьялова Т.Н.
В новом тысячелетии в мировом образовательном процессе возникает и широко обсуждается новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях культуросообразности и индивидуально-личностного развития.
В настоящее время знание английского языка приобретает все больше и больше практических преимуществ, поэтому его изучение стало необходимостью.
- МОТИВ (лат. «приводить в движение, толкать») - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека
- МОТИВАЦИЯ – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность
- Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. Для достижения поставленной цели кроме желания необходим “объект, который, отвечая потребности, являлся бы побудителем деятельности, придал бы ей определённую конкретную направленность”, т.е. необходим мотив .
Мотивация
Внешняя
Внутренняя
(мотивы не связанны с деятельностью)
(мотивы связанны с деятельностью)
Основной разновидностью внутренней мотивации является коммуникативная мотивация
Инструментальная
(внешние потребности)
МОТИВАЦИЯ
(Р.Гарднер и В.Ламберт)
Интегративная
(внутренние потребности)
Причины понижения мотивации:
- зависящие от преподавателя
- неправильный отбор учебного материала;
- низкий уровень владения преподавателем современными методами обучения;
- неумение строить отношения с учащимися;
- неумение организовать взаимоотношения между обучающимися;
- особенности личности преподавателя
- низкий уровень знаний;
- несформированность мотивов учебной деятельности;
- несформированность приемов самостоятельного приобретения знаний;
- иногда, не сложившиеся отношения с коллективом учащихся
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ МОТИВАЦИИ
- формирование ситуации успеха
- формирование ситуации успеха
- вознаграждение за успешно выполненное задание
- вознаграждение за успешно выполненное задание
- «авторитарные требования» (установление чётких сроков), что ведёт к развитию личной ответственности каждого обучающегося
- «авторитарные требования» (установление чётких сроков), что ведёт к развитию личной ответственности каждого обучающегося
- осознание студентами своих неудач и их истоков
- осознание студентами своих неудач и их истоков
- формирование у учащихся уверенности в своих силах
- формирование у учащихся уверенности в своих силах
- соревнование на занятиях
- соревнование на занятиях
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
- использование занимательного материала
- использование занимательного материала
- придание деятельности положительной эмоциональной окраски
- придание деятельности положительной эмоциональной окраски
- столкновение с неизвестным, удивление, а не приобретение знаний в готовом виде
- столкновение с неизвестным, удивление, а не приобретение знаний в готовом виде
- достижение результатов - пусть незначительный шаг вперед, но ощутимый обучаемым
- достижение результатов - пусть незначительный шаг вперед, но ощутимый обучаемым
- элементы проблемности в обучении
- элементы проблемности в обучении
- создание творческой атмосферы на уроке
- создание творческой атмосферы на уроке
Использование ИКТ
Игра на уроках
Драматизация
Театрализация
Метод проектов
Использование песен при обучении
Использование наглядности
Способы формирования положительной мотивации
Использование ИКТ
- Значительно сэкономить время на уроке
- Повысить уровень наглядности в ходе обучения
- Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс
- Значительно повысить мотивацию школьников к изучению иностранного языка
- Сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика (сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного материала, отбор лексики, наличие игр, стихов и песен)
Использование ИКТ
- Обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся
- Давать разноуровневые задания, задания для групповой работы, проекты
- Обеспечить повторение и ротацию ранее пройденного материала на фоне новизны видов деятельности
- Снабдить курс необходимыми справочными материалами
Использование ИКТ на уроках английского языка, сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося
Игра на уроках
- развивает творческие способности, поднимает самооценку, развивает умение принимать самостоятельное решение
- создает атмосферу азарта, дух соревнования, радость победы
- активизирует восприятие и запоминание; могут быть усвоены все необходимые стороны лексического материала, преодолены особые трудности
- развивает языковую догадку (внезапное озарение!) → формирует филологическую зоркость
Игра на уроках
ОБЩЕНИЕ
ОБСУЖДЕНИЕ
СИТУАЦИЯ
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
СИТУАЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ МОТИВАЦИИ
СИТУАЦИЯ
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Драматизация и Театрализация
- Драматизация – инсценирование конкретной жизненной ситуации, диалога для отработки грамматических и лексических структур (по сути - ролевая игра, сценка, монолог, составление собственных ситуаций по ключевым словам и т.п.)
- Театрализация - креативное использование письменной и устной речи на основе художественного литературного произведения; заставляет учеников пропускать ситуацию через себя, придавая ей личностный характер → повышает эффект усвоения иностранного языка, так как подключаются эмоции личности
Драматизация и Театрализация
меняет отношение друг к другу
«зазубривание»→осмысленное общение
Преодолевает языковой барьер
увеличивает словарный запас
Используются звуковые эффекты, костюмирование
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ
формирует самостоятельностьмышления
Запоминается целое произведение ВСЕМИ
- Ведение дневника Составление коллажей
- Ведение дневника
- Составление коллажей
- Конкретное социологическое исследование (Make a list of traditional hobbies in your school) Мнения, личностные отношения (What helps me to live positively)
- Конкретное социологическое исследование (Make a list of traditional hobbies in your school)
- Мнения, личностные отношения (What helps me to live positively)
- Выставка плакатов по теме (как результат) Выпуск печатных изданий (газет, журналов, буклетов ит.д.)
- Выставка плакатов по теме (как результат)
- Выпуск печатных изданий (газет, журналов, буклетов ит.д.)
Метод проектов
Конструктивно-практические
Информационные и исследовательские
Издательские
Проектная работа
- ставит учащегося в ситуацию реального использования английского языка
- способствует осознанию целей и возможностей изучения иностранного языка в его собственной деятельности
- включает процесс освоения иностранного языка в продуктивную творческую деятельность
Использование песен
Методические преимущества
- расширения лексического запаса усвоение и активизация грамматических конструкций совершенствование навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха эстетическое воспитание (благоприятный Ψ климат, повышение эмоционального тонуса, поддерживание интерес к изучению иностранного языка) развитие неподготовленной речи стимулирование монологических и диалогических высказываний
- расширения лексического запаса
- усвоение и активизация грамматических конструкций
- совершенствование навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха
- эстетическое воспитание (благоприятный Ψ климат, повышение эмоционального тонуса, поддерживание интерес к изучению иностранного языка)
- развитие неподготовленной речи
- стимулирование монологических и диалогических высказываний
Использование песен
Этапы урока
- для фонетической зарядки на начальном этапе урока на этапе введения, первичного закрепления лексического и грамматического материала релаксация в середине или в конце урока (восстановление работоспособности) на любом этапе урока как стимул для развития речевых навыков и умений
- для фонетической зарядки на начальном этапе урока
- на этапе введения, первичного закрепления лексического и грамматического материала
- релаксация в середине или в конце урока (восстановление работоспособности)
- на любом этапе урока как стимул для развития речевых навыков и умений
Примерная последовательность работы с песней
- краткое вступительное слово о песне (её характер, стиль и особенности аккомпанемента, основное содержание, история создания и т.д.) первое музыкальное предъявление проверка понимания содержания песни фонетическая отработка текста повторное прослушивание песни разучивание текста и мелодии в процессе совместного исполнения песни с использованием фонограммы
- краткое вступительное слово о песне (её характер, стиль и особенности аккомпанемента, основное содержание, история создания и т.д.)
- первое музыкальное предъявление
- проверка понимания содержания песни
- фонетическая отработка текста
- повторное прослушивание песни
- разучивание текста и мелодии в процессе совместного исполнения песни с использованием фонограммы
Использование песен
Песни
- слова песни служат эффективным средством расширения словарного запаса, закрепления грамматических структур
- помогают поставить произношение
- помогают усвоить различные полезные разговорные клише: it makes me happy, the way to feel alright, my dreams come true, what's going on?, I hardly know, don't keep me waiting и т.п.
- как следствие предыдущего пункта, - лучше понимать устную разговорную речь (очень важно!)
- расширяет кругозор школьников (знакомят с творчеством авторов песен, являются лингвострановедческим материалом)
- все виды работ с песней помогают стимулировать интерес школьников к предмету и поддерживать его все годы учебы в школе
- песни вызывают положительные эмоции!
Наглядность на уроках
НАГЛЯДНОСТЬ
СИТУАТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ
ЯЗЫКОВАЯ
НЕЯЗЫКОВАЯ
ДВИГАТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ
КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СХЕМНАЯ
ЯЗЫКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
ЗРИТЕЛЬНАЯ
СЛУХОВАЯ
Принцип использования наглядности
- нельзя игнорировать даже самые простые, технически несовершенные, устаревшие пособия, если они дают положительный результат;
- использовать не для того, чтобы «осовременить» процесс обучения, а как важнейшее средство успешного обучения;
- соблюдать определенное чувство меры;
- демонстрировать тогда, когда необходимо по ходу изложения учебного материала