СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей (презентация)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для выступления на педагогических чтениях на тему: "Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей". Предметы: английский и немецкий языки.

Просмотр содержимого документа
«Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей (презентация)»

Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей Подготовила: преподаватель иностранного языка Гагинского филиала ГБПОУ ЛГК Завьялова Т.Н.

Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей

Подготовила: преподаватель иностранного языка Гагинского филиала ГБПОУ ЛГК Завьялова Т.Н.

 В новом тысячелетии в мировом образовательном процессе возникает и широко обсуждается новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях культуросообразности и индивидуально-личностного развития.

В новом тысячелетии в мировом образовательном процессе возникает и широко обсуждается новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях культуросообразности и индивидуально-личностного развития.

 В настоящее время знание английского языка приобретает все больше и больше практических преимуществ, поэтому его изучение стало необходимостью.

В настоящее время знание английского языка приобретает все больше и больше практических преимуществ, поэтому его изучение стало необходимостью.

МОТИВ  (лат. «приводить в движение, толкать») - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека МОТИВАЦИЯ  – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность Мотивация  является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. Для достижения поставленной цели кроме желания необходим “объект, который, отвечая потребности, являлся бы побудителем деятельности, придал бы ей определённую конкретную направленность”, т.е. необходим мотив .
  • МОТИВ (лат. «приводить в движение, толкать») - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека
  • МОТИВАЦИЯ – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность
  • Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. Для достижения поставленной цели кроме желания необходим “объект, который, отвечая потребности, являлся бы побудителем деятельности, придал бы ей определённую конкретную направленность”, т.е. необходим мотив .
Мотивация Внешняя Внутренняя   (мотивы не связанны с деятельностью) (мотивы связанны с деятельностью)

Мотивация

Внешняя

Внутренняя

(мотивы не связанны с деятельностью)

(мотивы связанны с деятельностью)

Основной разновидностью внутренней мотивации является коммуникативная мотивация

Основной разновидностью внутренней мотивации является коммуникативная мотивация

Инструментальная (внешние потребности) МОТИВАЦИЯ (Р.Гарднер и В.Ламберт) Интегративная (внутренние потребности)

Инструментальная

(внешние потребности)

МОТИВАЦИЯ

(Р.Гарднер и В.Ламберт)

Интегративная

(внутренние потребности)

Причины понижения мотивации:  зависящие от преподавателя  зависящие от студентов  неправильный отбор учебного материала;  низкий уровень владения преподавателем современными методами обучения;  неумение строить отношения с учащимися;  неумение организовать взаимоотношения между обучающимися;  особенности личности преподавателя  низкий уровень знаний;  несформированность мотивов учебной деятельности;  несформированность приемов самостоятельного приобретения знаний;  иногда, не сложившиеся отношения с коллективом учащихся

Причины понижения мотивации:

  • зависящие от преподавателя
  • зависящие от студентов
  • неправильный отбор учебного материала;
  • низкий уровень владения преподавателем современными методами обучения;
  • неумение строить отношения с учащимися;
  • неумение организовать взаимоотношения между обучающимися;
  • особенности личности преподавателя
  • низкий уровень знаний;
  • несформированность мотивов учебной деятельности;
  • несформированность приемов самостоятельного приобретения знаний;
  • иногда, не сложившиеся отношения с коллективом учащихся
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ МОТИВАЦИИ формирование ситуации успеха формирование ситуации успеха вознаграждение за успешно выполненное задание вознаграждение за успешно выполненное задание «авторитарные требования» (установление чётких сроков), что ведёт к развитию личной ответственности каждого обучающегося «авторитарные требования» (установление чётких сроков), что ведёт к развитию личной ответственности каждого обучающегося осознание студентами своих неудач и их истоков осознание студентами своих неудач и их истоков формирование у учащихся уверенности в своих силах формирование у учащихся уверенности в своих силах соревнование на занятиях соревнование на занятиях

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ МОТИВАЦИИ

  • формирование ситуации успеха
  • формирование ситуации успеха
  • вознаграждение за успешно выполненное задание
  • вознаграждение за успешно выполненное задание
  • «авторитарные требования» (установление чётких сроков), что ведёт к развитию личной ответственности каждого обучающегося
  • «авторитарные требования» (установление чётких сроков), что ведёт к развитию личной ответственности каждого обучающегося
  • осознание студентами своих неудач и их истоков
  • осознание студентами своих неудач и их истоков
  • формирование у учащихся уверенности в своих силах
  • формирование у учащихся уверенности в своих силах
  • соревнование на занятиях
  • соревнование на занятиях
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ использование занимательного материала использование занимательного материала придание деятельности положительной эмоциональной окраски придание деятельности положительной эмоциональной окраски столкновение с неизвестным, удивление, а не приобретение знаний в готовом виде столкновение с неизвестным, удивление, а не приобретение знаний в готовом виде достижение результатов - пусть незначительный шаг вперед, но ощутимый обучаемым достижение результатов - пусть незначительный шаг вперед, но ощутимый обучаемым элементы проблемности в обучении элементы проблемности в обучении создание творческой атмосферы на уроке создание творческой атмосферы на уроке

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

  • использование занимательного материала
  • использование занимательного материала
  • придание деятельности положительной эмоциональной окраски
  • придание деятельности положительной эмоциональной окраски
  • столкновение с неизвестным, удивление, а не приобретение знаний в готовом виде
  • столкновение с неизвестным, удивление, а не приобретение знаний в готовом виде
  • достижение результатов - пусть незначительный шаг вперед, но ощутимый обучаемым
  • достижение результатов - пусть незначительный шаг вперед, но ощутимый обучаемым
  • элементы проблемности в обучении
  • элементы проблемности в обучении
  • создание творческой атмосферы на уроке
  • создание творческой атмосферы на уроке
Использование ИКТ Игра на уроках Драматизация Театрализация Метод проектов Использование песен при обучении Использование наглядности Способы формирования положительной мотивации

Использование ИКТ

Игра на уроках

Драматизация

Театрализация

Метод проектов

Использование песен при обучении

Использование наглядности

Способы формирования положительной мотивации

Использование ИКТ Значительно сэкономить время на уроке Повысить уровень наглядности в ходе обучения Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс Значительно повысить мотивацию школьников к изучению иностранного языка Сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика (сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного материала, отбор лексики, наличие игр, стихов и песен)

Использование ИКТ

  • Значительно сэкономить время на уроке
  • Повысить уровень наглядности в ходе обучения
  • Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс
  • Значительно повысить мотивацию школьников к изучению иностранного языка
  • Сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика (сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного материала, отбор лексики, наличие игр, стихов и песен)
Использование ИКТ Обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся Давать разноуровневые задания, задания для групповой работы, проекты Обеспечить повторение и ротацию ранее пройденного материала на фоне новизны видов деятельности Снабдить курс необходимыми справочными материалами   Использование ИКТ на уроках английского языка, сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося

Использование ИКТ

  • Обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся
  • Давать разноуровневые задания, задания для групповой работы, проекты
  • Обеспечить повторение и ротацию ранее пройденного материала на фоне новизны видов деятельности
  • Снабдить курс необходимыми справочными материалами

Использование ИКТ на уроках английского языка, сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося

Игра на уроках развивает творческие способности, поднимает самооценку, развивает умение принимать самостоятельное решение создает атмосферу азарта, дух соревнования, радость победы активизирует восприятие и запоминание; могут быть усвоены все необходимые стороны лексического материала, преодолены особые трудности развивает языковую догадку (внезапное озарение!) → формирует филологическую зоркость

Игра на уроках

  • развивает творческие способности, поднимает самооценку, развивает умение принимать самостоятельное решение
  • создает атмосферу азарта, дух соревнования, радость победы
  • активизирует восприятие и запоминание; могут быть усвоены все необходимые стороны лексического материала, преодолены особые трудности
  • развивает языковую догадку (внезапное озарение!) → формирует филологическую зоркость
Игра на уроках ОБЩЕНИЕ ОБСУЖДЕНИЕ СИТУАЦИЯ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СИТУАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ МОТИВАЦИИ СИТУАЦИЯ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Игра на уроках

ОБЩЕНИЕ

ОБСУЖДЕНИЕ

СИТУАЦИЯ

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

СИТУАЦИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ МОТИВАЦИИ

СИТУАЦИЯ

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Драматизация и Театрализация Драматизация – инсценирование конкретной жизненной ситуации, диалога для отработки грамматических и лексических структур (по сути - ролевая игра, сценка, монолог, составление собственных ситуаций по ключевым словам и т.п.) Театрализация - креативное использование письменной и устной речи на основе художественного литературного произведения; заставляет учеников пропускать ситуацию через себя, придавая ей личностный характер → повышает эффект усвоения иностранного языка, так как подключаются эмоции личности

Драматизация и Театрализация

  • Драматизация – инсценирование конкретной жизненной ситуации, диалога для отработки грамматических и лексических структур (по сути - ролевая игра, сценка, монолог, составление собственных ситуаций по ключевым словам и т.п.)
  • Театрализация - креативное использование письменной и устной речи на основе художественного литературного произведения; заставляет учеников пропускать ситуацию через себя, придавая ей личностный характер → повышает эффект усвоения иностранного языка, так как подключаются эмоции личности
Драматизация и Театрализация меняет отношение друг к другу «зазубривание»→осмысленное общение Преодолевает языковой барьер увеличивает словарный запас Используются звуковые эффекты, костюмирование ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ формирует самостоятельностьмышления Запоминается  целое произведение ВСЕМИ

Драматизация и Театрализация

меняет отношение друг к другу

«зазубривание»→осмысленное общение

Преодолевает языковой барьер

увеличивает словарный запас

Используются звуковые эффекты, костюмирование

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ

формирует самостоятельностьмышления

Запоминается целое произведение ВСЕМИ

Ведение дневника Составление коллажей Ведение дневника Составление коллажей Конкретное социологическое исследование (Make a list of traditional hobbies in your school) Мнения, личностные отношения (What helps me to live positively) Конкретное социологическое исследование (Make a list of traditional hobbies in your school) Мнения, личностные отношения (What helps me to live positively) Выставка плакатов по теме (как результат) Выпуск печатных изданий (газет, журналов, буклетов ит.д.) Выставка плакатов по теме (как результат) Выпуск печатных изданий (газет, журналов, буклетов ит.д.) Метод проектов Конструктивно-практические Информационные и исследовательские Издательские
  • Ведение дневника Составление коллажей
  • Ведение дневника
  • Составление коллажей
  • Конкретное социологическое исследование (Make a list of traditional hobbies in your school) Мнения, личностные отношения (What helps me to live positively)
  • Конкретное социологическое исследование (Make a list of traditional hobbies in your school)
  • Мнения, личностные отношения (What helps me to live positively)
  • Выставка плакатов по теме (как результат) Выпуск печатных изданий (газет, журналов, буклетов ит.д.)
  • Выставка плакатов по теме (как результат)
  • Выпуск печатных изданий (газет, журналов, буклетов ит.д.)

Метод проектов

Конструктивно-практические

Информационные и исследовательские

Издательские

 Проектная работа ставит учащегося в ситуацию реального использования английского языка способствует осознанию целей и возможностей изучения иностранного языка в его собственной деятельности включает процесс освоения иностранного языка в продуктивную творческую деятельность

Проектная работа

  • ставит учащегося в ситуацию реального использования английского языка
  • способствует осознанию целей и возможностей изучения иностранного языка в его собственной деятельности
  • включает процесс освоения иностранного языка в продуктивную творческую деятельность
Использование песен Методические преимущества расширения лексического запаса усвоение и активизация грамматических конструкций совершенствование навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха эстетическое воспитание (благоприятный Ψ климат, повышение эмоционального тонуса, поддерживание интерес к изучению иностранного языка) развитие неподготовленной речи стимулирование монологических и диалогических высказываний расширения лексического запаса усвоение и активизация грамматических конструкций совершенствование навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха эстетическое воспитание (благоприятный Ψ климат, повышение эмоционального тонуса, поддерживание интерес к изучению иностранного языка) развитие неподготовленной речи стимулирование монологических и диалогических высказываний

Использование песен

Методические преимущества

  • расширения лексического запаса усвоение и активизация грамматических конструкций совершенствование навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха эстетическое воспитание (благоприятный Ψ климат, повышение эмоционального тонуса, поддерживание интерес к изучению иностранного языка) развитие неподготовленной речи стимулирование монологических и диалогических высказываний
  • расширения лексического запаса
  • усвоение и активизация грамматических конструкций
  • совершенствование навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха
  • эстетическое воспитание (благоприятный Ψ климат, повышение эмоционального тонуса, поддерживание интерес к изучению иностранного языка)
  • развитие неподготовленной речи
  • стимулирование монологических и диалогических высказываний
Использование песен Этапы урока для фонетической зарядки на начальном этапе урока на этапе введения, первичного закрепления лексического и грамматического материала релаксация в середине или в конце урока (восстановление работоспособности) на любом этапе урока как стимул для развития речевых навыков и умений для фонетической зарядки на начальном этапе урока на этапе введения, первичного закрепления лексического и грамматического материала релаксация в середине или в конце урока (восстановление работоспособности) на любом этапе урока как стимул для развития речевых навыков и умений

Использование песен

Этапы урока

  • для фонетической зарядки на начальном этапе урока на этапе введения, первичного закрепления лексического и грамматического материала релаксация в середине или в конце урока (восстановление работоспособности) на любом этапе урока как стимул для развития речевых навыков и умений
  • для фонетической зарядки на начальном этапе урока
  • на этапе введения, первичного закрепления лексического и грамматического материала
  • релаксация в середине или в конце урока (восстановление работоспособности)
  • на любом этапе урока как стимул для развития речевых навыков и умений
Примерная последовательность работы с песней краткое вступительное слово о песне (её характер, стиль и особенности аккомпанемента, основное содержание, история создания и т.д.)  первое музыкальное предъявление проверка понимания содержания песни фонетическая отработка текста повторное прослушивание песни разучивание текста и мелодии в процессе совместного исполнения песни с использованием фонограммы краткое вступительное слово о песне (её характер, стиль и особенности аккомпанемента, основное содержание, история создания и т.д.)  первое музыкальное предъявление проверка понимания содержания песни фонетическая отработка текста повторное прослушивание песни разучивание текста и мелодии в процессе совместного исполнения песни с использованием фонограммы Использование песен

Примерная последовательность работы с песней

  • краткое вступительное слово о песне (её характер, стиль и особенности аккомпанемента, основное содержание, история создания и т.д.) первое музыкальное предъявление проверка понимания содержания песни фонетическая отработка текста повторное прослушивание песни разучивание текста и мелодии в процессе совместного исполнения песни с использованием фонограммы
  • краткое вступительное слово о песне (её характер, стиль и особенности аккомпанемента, основное содержание, история создания и т.д.)
  • первое музыкальное предъявление
  • проверка понимания содержания песни
  • фонетическая отработка текста
  • повторное прослушивание песни
  • разучивание текста и мелодии в процессе совместного исполнения песни с использованием фонограммы

Использование песен

Песни  слова песни служат эффективным средством расширения словарного запаса, закрепления грамматических структур помогают поставить произношение помогают усвоить различные полезные разговорные клише: it makes me happy, the way to feel alright, my dreams come true, what's going on?, I hardly know, don't keep me waiting и т.п. как следствие предыдущего пункта, - лучше понимать устную разговорную речь (очень важно!) расширяет кругозор школьников (знакомят с творчеством авторов песен, являются лингвострановедческим материалом) все виды работ с песней помогают стимулировать интерес школьников к предмету и поддерживать его все годы учебы в школе песни вызывают положительные эмоции!

Песни

  • слова песни служат эффективным средством расширения словарного запаса, закрепления грамматических структур
  • помогают поставить произношение
  • помогают усвоить различные полезные разговорные клише: it makes me happy, the way to feel alright, my dreams come true, what's going on?, I hardly know, don't keep me waiting и т.п.
  • как следствие предыдущего пункта, - лучше понимать устную разговорную речь (очень важно!)
  • расширяет кругозор школьников (знакомят с творчеством авторов песен, являются лингвострановедческим материалом)
  • все виды работ с песней помогают стимулировать интерес школьников к предмету и поддерживать его все годы учебы в школе
  • песни вызывают положительные эмоции!
Наглядность на уроках НАГЛЯДНОСТЬ СИТУАТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ЯЗЫКОВАЯ НЕЯЗЫКОВАЯ ДВИГАТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СХЕМНАЯ ЯЗЫКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ СЛУХОВАЯ

Наглядность на уроках

НАГЛЯДНОСТЬ

СИТУАТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ

ЯЗЫКОВАЯ

НЕЯЗЫКОВАЯ

ДВИГАТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ

КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СХЕМНАЯ

ЯЗЫКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

ЗРИТЕЛЬНАЯ

СЛУХОВАЯ

Принцип использования наглядности нельзя игнорировать даже самые простые, технически несовершенные, устаревшие пособия, если они дают положительный результат; использовать не для того, чтобы «осовременить» процесс обучения, а как важнейшее средство успешного обучения; соблюдать определенное чувство меры; демонстрировать тогда, когда необходимо по ходу изложения учебного материала

Принцип использования наглядности

  • нельзя игнорировать даже самые простые, технически несовершенные, устаревшие пособия, если они дают положительный результат;
  • использовать не для того, чтобы «осовременить» процесс обучения, а как важнейшее средство успешного обучения;
  • соблюдать определенное чувство меры;
  • демонстрировать тогда, когда необходимо по ходу изложения учебного материала