СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование мотивации младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивационная сфера учения – это то, что определяет, побуждает активность учащихся в учебно-познавательной деятельности.  

Просмотр содержимого документа
«Формирование мотивации младших школьников»

Формирование мотивации младших школьников

Модернизация образования поставила перед современной школой задачу – воспитание грамотного, творчески мыслящего поколения. Модель выпускника современной школы – это прежде всего творческая личность человека активного мышления, находящаяся в гармонии с окружающим миром, гибко ориентирующаяся в новой обстановке, умеющая творчески оценить любую информацию, способная ставить цели, прогнозировать последствия, способная к самооценке и развитию.
Современные позиции, заложенные во ФГОСах начальной школы, актуализируют создание условий для личностного развития учащихся. Мотивационный аспект является одним из главных показателей личностных УУД. Поэтому в настоящее время формирование мотивации учения младших школьников без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем школы.
Начало обучения в школе – переломный момент в жизни ребенка – на смену игре приходит учение. Этот новый вид деятельности может являться фактором повышенной тревожности ребенка. Зачастую ребенку в школе отводится роль не учащегося, а обучаемого, то есть пассивная роль незнайки и неумейки, которого взрослые всему научат – только прилежно выполняй все указания учителя, очень скоро у части детей интерес к учению пропадает, и за ними прочно закрепляется репутация «троечника». Но как только прозвенит звонок с урока, этот «троечник» буквально преображается: «Звонкий командный голос, решительность и смекалка». «Неужели это Вова?» - восклицаем мы. А разгадка проста: ребенок из объекта деятельности превращается в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать; без чего не может в полной мере развиваться его личность.
Мотивационная сфера учения – это то, что определяет, побуждает активность учащихся в учебно-познавательной деятельности.
Фактором – стимулятором учебной деятельности является учебная мотивация.
Учебная мотивация – это создание таких условий, при которых стремление к учебной деятельности становится сильнее всех остальных.
Следовательно, задача учителя начальных классов – выработать положительную мотивацию у учащихся к учебной деятельности.
Научить детей учиться – главная задача начальной школы. Главный результат – желание детей учиться.
В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учения, лежит познавательная потребность. Она рождается во внешних впечатлениях и активности. Развитие познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. Отсюда возникает необходимость учить детей думать, упражнять в сравнении, в обобщении.
Мотивация учения выполняет три функции: побуждающую, направляющую (организующую), смыслообразующую.
Побуждающая функция неустойчива, действия должны быть рассчитаны на создание организующей и смыслообразующей функции мотивации.
Сформировав побуждение к учению, то есть вызвав первичный интерес, познавательные мотивы первого учебного уровня (желание ходить в школу, удовлетворить любознательность) уступают место мотивам более высокого самообразовательного уровня. В результате учение становится потребностью.
Чтобы прийти к этому результату, необходимо различать: а) мотивы учения и б) мотивы, связанные с содержанием учения.
Мотивы учения - мотивы учебной деятельности, связанные с особенностями конкретного ученика, с его отношением и восприятием процесса учения.
Следовательно, чтобы всемерно содействовать формированию положительного отношения к учению, учитель начальных классов должен обеспечить эмоциональный комфорт каждого ученика – значит слабого поощрить даже за малую работу, сильному дать задание по его способностям.
Поэтому постоянно работаю над задачей – выработать положительную мотивацию у учащихся к учебной деятельности. Учитель должен быть доброжелательным, не унижать достоинства ученика. Взаимоотношения между ученик – учитель строить на полной искренности, доверии и тепла. "Даже наилучшая методика обучения сама по себе не даст желаемого результата, если отношения между учителем - детьми формальны, холодны, если отсутствует дружная творческая работа всего классного коллектива".
В речи использую предложения, содействующие выработке положительной мотивации: "Уважаю, когда думают". "Не бойся ошибиться!" "Ничего, сейчас непременно решим вместе", "Я счастлива от такого ответа". Положительные эмоции вызывают деятельное состояние коры головного мозга".1 Этим создаю: 1) стремление преодолевать трудности, 2) стремление проявлять интеллектуальную активность, 3) развиваю познавательный интерес (это мотивы учения).
Большое значение имеет эмоциональный компонент.
Ребёнок с радостью идёт в 1 класс, любит рисовать, считать. Интересы обусловлены занимательностью. Поэтому уроки должны быть с игровыми моментами, с преобладанием эмоционального материала. Но, как рекомендует Н.Г. Морозова, "занимательность нужна на самых первых этапах воспитания интереса, чтобы сформировать побуждение к учению."
Эта побуждающая функция мотивации неустойчива. Действия должны быть рассчитаны на создание организующей и смыслообразующей функции мотивации.
По данным М.Ф. Морозова, Т.С. Назаровой, младшего школьника привлекает процессуальная сторона деятельности. Они предпочитают выполнять трудные задания. 45 + - 3 = 80; 30 - 16 + = 50, 48 + 31 - 17. "Отметка ставиться не будет", - это снимает неуверенность и повышает стремление брать трудные задания. Возникает задача всеми средствами вызвать интеллектуальную активность в процессе урока:
- стимуляция вопросов по пройденной теме,
- стимуляция вопросов по теме, которую начинают только изучать.
Таким образом, я создаю такие условия, при которых стремление к учебной деятельности станет сильнее всех остальных, т.е. работаю над мотивацией учения; надо сформировать побуждение к учению - то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность. Это мотивы собственного роста, это учебно-познавательные мотивы, направленные на усвоение способов действий. Например: Зачем надо знать, что в 1м = 100см? В 1 классе дети отвечают: "Надо знать, чтобы измерять ткань столько, сколько нужно купить, " и т.д.
Исследования Г.И. Щукиной показывают, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес. Первичной его формой является любопытство, затем любознательность и увлечённость предметом.
Устойчивый познавательный интерес формирую разными средствами:
1. Занимательность.
2. Эмоциональность.
3. Познавательные игры.
4. Математические сказки.
5.Использование исторического материала.
Нельзя добиться прочных знаний, если не воспитать у учащихся познавательный интерес. Здесь опираюсь на важную психолого-педагогическую закономерность: в учебной деятельности у разных учащихся могут формироваться различные качества личности в зависимости от того, какими мотивами побуждается эта деятельность. Поэтому так строю учебный процесс, чтобы всемерно содействовать формированию положительного отношения к учению, обеспечиваю эмоциональный комфорт каждого ученика - значит слабого поощряю даже за малую работу, сильному даю задание по его способностям. "Учитель должен встать на позицию ученика, понять его состояние во время ответа, создать атмосферу заинтересованности, тактично поправить: "Ты ведь это хочешь сказать".
Одним из наиболее эффективных способов включения слабых в учебную деятельность - оказание стимулирующей помощи: - в ободрении, в разъяснении полученного задания, - помощи в организации деятельности,
когда ученик не включился в работу или выполнил неверно; - оказание направляющей помощи: - актуализирую те знания ученика, которые
позволяют развить успеха; - оказание обучающей помощи: - указываю путь
выполнения задания. Например: 12 + 39 - 2 слагаемых
(10 + 2) + (30 + 9) - 4 слагаемых. Задача заключается в том, чтобы привести к осознанному выбору объединения слагаемых, помощь прекращаю, как только ученик делает попытку самостоятельно продолжать. Иду от детей. Вопрос задаю, чтобы пробудить самостоятельную мысль учеников: "Что вы сможете сказать о числе 8? Поделитесь своими мыслями". Добиваюсь, чтобы деятельность самих учащихся являлась дидактическим стержнем урока.
Такая работа формирует устойчивый интерес к поиску знаний как черту личности.
"На уроке математики использую приёмы стимулирования познавательного интереса":
1. Преднамеренные "ошибки" учителя в написании примеров, которые с увлечением исправят дети: 15 + 8 = 13 9 + 8 = 10 + 8 16 - 9 = 8
2. Операции с "больными" примерами, задачами; нужно угадать
знак, восстановить пример: 5 ... 10 = 15 30 - (8 + 2)
3. Задания на внимание, какие фигуры учитель переместил?
4. Недорешенный пример: 30 - (15 - 8) + 7 = 30 - 7…
5. Сочинительство математических сказок.
6. Наблюдение за своей речью (приучение к анализу).
Использование этих приёмов помогает снизить утомляемость, повысить работоспособность, формируется самый действенный мотив (по исследованиям Т.И. Щукиной) учебной деятельности – познавательный интерес.
Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников.
Поэтому создаю условия формирования мотивации совместной деятельности:
1. Когда между учителем и учащимися, между учащимися доброжелательные отношения, происходит активный обмен, совместное планирование действий;
2. Взаимопроверка. Это сотворчество, где сам ребёнок является активным участником взаимодействия со сверстниками. Такая деятельность формирует такой общественно-ценный мотив, как стремление к взаимопомощи, чувство личной ответственности за успех товарищей. В классах, где формируется общественное мнение, доброжелательно.
отношение к учению, к людям, снижение мотивации учения не происходит. Поощряю стремление высказываться, поддерживать в детях убеждённость, - сотворчество.
В 3, 4 классах продолжаю работать над положительной мотивацией у учащихся. Учебно-познавательные мотивы направлены на усвоение способов действий. Например: Зачем надо уметь находить сумму длин сторон прямоугольника или квадрата? В 3 классе дети отвечают: "Надо узнать, чтобы обить ею стены в коридоре в своей квартире. Узнать длину тесьмы, чтобы обшить салфетку" и т.д. Продолжаю работать над воспитанием учащихся познавательного интереса, чтобы добиться прочных знаний.
С 1 класса учу учащихся оценивать достигнутые результаты: "Хорошо или плохо сделал?" Это ретроспективная самооценка. У учащихся развивается рефлексия, поэтому они учатся соотносить с ситуацией свои возможности, поэтому нужно формировать и прогностическую самооценку. С целью формирования прогностической и ретроспективной самооценки в ход урока включаю ситуации, актуализирующие самооценку ребёнка: предлагаю проанализировать свою готовность к устному ответу или письменной работе, оценить насколько хорошо знает материал, что знает лучше, почему так считает. После выполнения задания предлагаю оценить свою работу, над чем ещё надо поработать.
Реализую способы повышения адекватности самооценки:
1. На протяжении года дети сами оценивают свои работы, прежде чем отдать их на проверку. Потом оцениваю, оценки сравниваем и выясняем основание сравнения оценок.
2. Классные работы раздаются на взаимное рецензирование.
3. Слабоуспевающему ученику с заниженной самооценкой поручаю оказывать помощь слабоуспевающему другому (это изменяет отношение к себе).
Формирование правильной самооценки оказывает положительное влияние на успеваемость, отношение к учению, на формирование личности.

В своей работе использую следующие
Методы стимулирования и мотивации учения.1
Методы стимулирования интереса к учению Методы стимулирования долга и ответственности в учении
- метод познавательных игр
- создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний (например, успеха в учении)
- создание ситуаций занимательности – создание ситуаций апперцепции (опоры на жизненный опыт)
- создание ситуаций познавательной новизны
- метод убеждения в значимости учения
- предъявление требований
- упражнения в выполнении требований
- поощрение в учении
- порицания недостатков в учении
Всегда помню, что успех рождает интерес, а интерес ведёт к успеху, поэтому важно, чтобы интерес, с которым дети пришли в школу, не пропал с годами, а наоборот, развивался. "Говори ему почаще, что он хороший, и он станет таким" - советовал А.М.Горький.
Предлагаю использовать при организации работы с неуспевающим учеником перечень того, что он должен знать и уметь: «+» усвоил, «-» не усвоил. Это дает ученику подниматься со ступеньки на ступеньку.
Такая организация учебной работы является важным мотивирующим фактором, вызывающим повышение активности ученика. Это то, что определяет, побуждает активность учащихся в учебно-познавательной деятельности.
Одним из эффективных способов развития мотивации младших школьников считаю проведение нетрадиционных уроков. Понять главное в нетрадиционном уроке помогают творческие принципы:
Творческие принципы нетрадиционного урока
1.Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.
2.Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой работы на уроке.
3.Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

4.Поддержка альтернативности, множественности мнений.
5.Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
6. «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.
7.Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).
Исходя из вышеизложенного, в практике работы современной школы использую эффективные приемы обучения: опорные схемы, диалог, мозговой штурм, мозговая атака, постановка проблемных вопросов и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, интенсивный опрос, коммуникативная атака, игровые моменты.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!