СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование мотивов

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование мотивов»

Формирование мотивов Выполнила: студентка Ш-22 группы Рыжик Марина

Формирование мотивов

Выполнила:

студентка Ш-22 группы

Рыжик Марина

Ответы учеников на вопрос «зачем я учусь?» Для школьников 1–2 классов наиболее характерными являются ответы типа: «Папа и мама велят», «Учусь в школе, чтобы иметь пятерки. За пятерки меня хвалят», «Все дети ходят в школу», «Не хочу иметь плохих оценок, за них меня ругают», «Мама говорит, что если не буду учиться, то не стану шофером», «Учительница меня хвалит, когда я хорошо отвечаю», «Стыдно перед классом, если ничего не знаешь» и т. п.

Ответы учеников на вопрос «зачем я учусь?»

Для школьников 1–2 классов наиболее характерными являются ответы типа: «Папа и мама велят», «Учусь в школе, чтобы иметь пятерки. За пятерки меня хвалят», «Все дети ходят в школу», «Не хочу иметь плохих оценок, за них меня ругают», «Мама говорит, что если не буду учиться, то не стану шофером», «Учительница меня хвалит, когда я хорошо отвечаю», «Стыдно перед классом, если ничего не знаешь» и т. п.

В 3–4 классах характер ответов несколько меняется, отражая развитие понятий и представлений школьника о побудительных силах учения: «Я учусь, чтобы стать инженером, как папа. У меня „4“ и „5“. Мне нравится наш класс и наша школа. Нравится учительница. Она интересно рассказывает. Мы с ней ходим на экскурсии и в театр» (3 класс). «Я учусь в школе, чтобы стать грамотным. Я узнаю много нового о жизни людей, природе и различных предметах. Мне очень нравится история. Я член классного совета. Когда вырасту, буду учительницей, как Анна Семеновна» (4 класс). За два-три года школьной жизни мотивы существенно изменяются. В 3–4 классах уже возникают собственно познавательные интересы к обучению и учебным предметам. Стремление занять достойное место в классе постепенно становится ведущим мотивом для большинства школьников

В 3–4 классах характер ответов несколько меняется, отражая развитие понятий и представлений школьника о побудительных силах учения: «Я учусь, чтобы стать инженером, как папа. У меня „4“ и „5“. Мне нравится наш класс и наша школа. Нравится учительница. Она интересно рассказывает. Мы с ней ходим на экскурсии и в театр» (3 класс). «Я учусь в школе, чтобы стать грамотным. Я узнаю много нового о жизни людей, природе и различных предметах. Мне очень нравится история. Я член классного совета. Когда вырасту, буду учительницей, как Анна Семеновна» (4 класс).

За два-три года школьной жизни мотивы существенно изменяются. В 3–4 классах уже возникают собственно познавательные интересы к обучению и учебным предметам. Стремление занять достойное место в классе постепенно становится ведущим мотивом для большинства школьников

Благоприятные и неблагоприятные условия формирования у младших школьников положительных мотивов учения . Благоприятные:  1) положительное отношение к школе у большинства детей 6-9-летнего возраста; 2) полное доверие учителю; 3) острая потребность в новых впечатлениях; 4) естественная любознательность. Неблагоприятные: 1) неустойчивое внимание; 2) неустойчивые интересы; 3) несформированность воли.

Благоприятные и неблагоприятные условия формирования у младших школьников положительных мотивов учения .

  • Благоприятные:

1) положительное отношение к школе у большинства детей 6-9-летнего возраста;

2) полное доверие учителю;

3) острая потребность в новых впечатлениях;

4) естественная любознательность.

  • Неблагоприятные:

1) неустойчивое внимание;

2) неустойчивые интересы;

3) несформированность воли.

Алгоритмом изучения мотивов 1. Определение и уточнение целей обучения. 2. Выявление возрастных возможностей мотивации. 3. Выяснение исходного уровня мотивации. 4. Уточнение превалирующих мотивов. 5. Изучение индивидуальных особенностей мотивации. 6. Анализ причин изменения (снижения, стабильности, повышения) мотивации. 7. Формирование должных мотивов, осуществляемое учителем в ходе учебно-воспитательного процесса и решения других задач. 8. Оценка достижений и планирование дальнейших действий.

Алгоритмом изучения мотивов

1. Определение и уточнение целей обучения.

2. Выявление возрастных возможностей мотивации.

3. Выяснение исходного уровня мотивации.

4. Уточнение превалирующих мотивов.

5. Изучение индивидуальных особенностей мотивации.

6. Анализ причин изменения (снижения, стабильности, повышения) мотивации.

7. Формирование должных мотивов, осуществляемое учителем в ходе учебно-воспитательного процесса и решения других задач.

8. Оценка достижений и планирование дальнейших действий.

Ход и результаты деятельности по формированию мотивации. Конкретными показателями выступают: 1) отношение к учению (как себе представляет); 2) цели (какие ставит и реализует ученик); 3) мотивы (ради чего учится); 4) эмоции (как переживает учебу);  5) умение учиться; 6) уровень обученности (каких результатов достиг); 7) характеристики обучаемости (потенциально возможные успехи, каких он мог бы достигнуть).

Ход и результаты деятельности по формированию мотивации.

Конкретными показателями выступают:

1) отношение к учению (как себе представляет);

2) цели (какие ставит и реализует ученик);

3) мотивы (ради чего учится);

4) эмоции (как переживает учебу);

5) умение учиться;

6) уровень обученности (каких результатов достиг);

7) характеристики обучаемости (потенциально возможные успехи, каких он мог бы достигнуть).

Для изучения мотивации применяются общие методы исследования – наблюдение, анкетирование, беседа, экспертная оценка.

Для изучения мотивации применяются общие методы исследования – наблюдение, анкетирование, беседа, экспертная оценка.

 Условия для формирования мотивации учения школьников : обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом; утверждать гуманное отношение ко всем ученикам - способным, отстающим, безразличным; удовлетворять познавательные запросы и потребности учеников; организовать интересное общение детей между собой; обогащать мышление чувствами; развивать любознательность;  формировать активную самооценку своих возможностей; утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию;

Условия для формирования мотивации учения школьников :

  • обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом;
  • утверждать гуманное отношение ко всем ученикам - способным, отстающим, безразличным;
  • удовлетворять познавательные запросы и потребности учеников;
  • организовать интересное общение

детей между собой;

  • обогащать мышление чувствами;
  • развивать любознательность;
  • формировать активную самооценку

своих возможностей;

  • утверждать стремление к саморазвитию,

самоусовершенствованию;

Хорошие учителя – это всегда мастера мотивации, а чтобы она была на должном уровне, надо: 1) поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками; 2) ободрять учеников при возникновении у них трудностей; 3) поддерживать положительную обратную связь; 4) заботиться о разнообразии методов обучения; 5) приучать учеников к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность; 6) поощрять выполнение заданий повышенной трудности; 7) учить определять цели, задачи, формы выполнения, критерии оценки самостоятельных работ; 8) формировать чувство долга, ответственности; 9) учить предъявлять требования прежде всего к самому себе.

Хорошие учителя – это всегда мастера мотивации, а чтобы она была на должном уровне, надо:

1) поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками;

2) ободрять учеников при возникновении у них трудностей;

3) поддерживать положительную обратную связь;

4) заботиться о разнообразии методов обучения;

5) приучать учеников к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;

6) поощрять выполнение заданий повышенной трудности;

7) учить определять цели, задачи, формы выполнения, критерии оценки самостоятельных работ;

8) формировать чувство долга, ответственности;

9) учить предъявлять требования прежде всего к самому себе.

Советы педагогам по изучению и развитию мотивации:    Дети отличаются любопытством. Они проявляют особенный интерес к новым и неизвестным обстоятельствам. Внимание падает, когда ученикам преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, быстро гаснет любопытство, ученики отвлекаются от урока, начинают вертеться, заниматься посторонними делами –  наступает так называемое «двигательное беспокойство». Педагогам следует помнить об «эффекте любопытства» и учиться управлять им.

Советы педагогам по изучению и развитию мотивации:

  • Дети отличаются любопытством. Они проявляют особенный интерес к новым и неизвестным обстоятельствам. Внимание падает, когда ученикам преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, быстро гаснет

любопытство, ученики отвлекаются

от урока, начинают вертеться,

заниматься посторонними делами –

наступает так называемое

«двигательное беспокойство».

Педагогам следует помнить об «эффекте

любопытства» и учиться управлять им.

 Подобное происходит, когда ученикам не за что «зацепиться» в прошлом опыте. Вот как пишет об этом Л.C. Выготский: «Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того, чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем, он должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным. Совершенно новое,  как и совершенно старое, не способно заинтересовать нас, возбудить интерес к какому-либо предмету или явлению. Следовательно, чтобы поставить этот предмет или явление в личные отношения к ученику, надо сделать его изучение личным делом ученика, тогда  мы можем быть уверены в успехе. Через детский интерес к новому детскому интересу – таково правило».
  • Подобное происходит, когда ученикам не за что «зацепиться» в прошлом опыте. Вот как пишет об этом Л.C. Выготский: «Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того, чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем, он должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется

безрезультатным. Совершенно новое,

как и совершенно старое, не

способно заинтересовать нас, возбудить

интерес к какому-либо предмету или

явлению. Следовательно, чтобы

поставить этот предмет или явление в

личные отношения к ученику, надо сделать

его изучение личным делом ученика, тогда

мы можем быть уверены в успехе. Через

детский интерес к новому детскому интересу –

таково правило».

 Используйте эффект загадки. Ученики охотно занимаются необычными задачами, с удовольствием разгадывают викторины, кроссворды и т. п. К поиску объяснений их подталкивают противоречия. Сталкиваясь с ними, они стараются дать им объяснение, упорядочить. Если удастся вплести их в канву урока, можно считать, что удалось пробудить у них желание решать те задачи, которые перед ними поставлены.
  • Используйте эффект загадки. Ученики охотно занимаются необычными задачами, с удовольствием разгадывают викторины, кроссворды и т. п. К поиску объяснений их подталкивают противоречия. Сталкиваясь с ними, они стараются дать им

объяснение, упорядочить.

Если удастся вплести их в

канву урока, можно считать,

что удалось пробудить у

них желание решать те

задачи, которые перед ними

поставлены.

Рассмотренные приемы мотивации срабатывают только тогда, когда ученики чувствуют себя уверенно, когда убеждены, что «доросли» до тех требований и ожиданий, которые к ним относятся. Чем больше им доверяют, тем охотнее они сотрудничают с учителем. Поэтому одно из самых действенных средств мотивации заключается в том, чтобы укрепить уверенность учеников в их собственных силах. При этом полезно использовать «самосравнение», т. е. оценку реальных результатов и тех, которые ученик мог бы иметь при должном отношении к учебе.

Рассмотренные приемы мотивации срабатывают только тогда, когда ученики чувствуют себя уверенно, когда убеждены, что «доросли» до тех требований и ожиданий, которые к ним относятся. Чем больше им доверяют, тем охотнее они сотрудничают с учителем. Поэтому одно из самых действенных средств мотивации заключается в том, чтобы укрепить уверенность учеников в их собственных силах. При этом полезно использовать «самосравнение», т. е. оценку реальных результатов и тех, которые ученик мог бы иметь при должном отношении к учебе.

Формы общения • со всем классом – беседа с учителе, обсуждение, инструктаж; • с малой группой – 3–7 учеников работают над заданием, решение которого затем обсуждается всем классом; • в парах – двое учеников обсуждают постановку задачи, ищут решение, которое затем обсуждается в микрогруппе или всем классом; • индивидуальную – каждый ученик индивидуально решает задачу, после чего его решение сравнивается с решениями остальных.

Формы общения

• со всем классом – беседа с учителе, обсуждение, инструктаж;

• с малой группой – 3–7 учеников работают над заданием, решение которого затем обсуждается всем классом;

• в парах – двое учеников обсуждают постановку задачи, ищут решение, которое затем обсуждается в микрогруппе или всем классом;

• индивидуальную – каждый ученик

индивидуально решает задачу,

после чего его решение сравнивается с

решениями остальных.

Вывод: Таким образом, учитель будет постоянно изучать мотивы учебы и поведения своих учеников, используя наблюдение, анкетирование, беседы, экспертные оценки. Обследование будет проводиться по определенной системе. Педагог хорошо знает приемы возбуждения интереса школьников, умеет ими пользоваться в зависимости от ситуации.

Вывод:

Таким образом, учитель будет постоянно изучать мотивы учебы и поведения своих учеников, используя наблюдение, анкетирование, беседы, экспертные оценки. Обследование будет проводиться по определенной системе. Педагог хорошо знает приемы возбуждения интереса школьников, умеет ими пользоваться в зависимости от ситуации.

Список литературы: Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ.пед.колледжей: в 2 кн. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 400 с.:ил.

Список литературы:

  • Подласый И.П.

Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ.пед.колледжей: в 2 кн. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 400 с.:ил.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!