СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование музыкальной культуры школьника, как части духовной культуры.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование музыкальной культуры школьника, как части духовной культуры.»

Доклад.


Формирование музыкальной культуры школьников, как части духовной культуры.



Настоящая музыка- это огромно! Это часть нашей жизни, причем , значительная ее часть!

Она является результатом человеческой деятельности, образует целый мир человеческой жизни, который рождается вместе с человеком, растет, становится богаче, содержательнее, оказывает влияние на его характер, поступки и облик. Музыка, особенно для подрастающего человека, является дверью в некую новую реальность, поскольку в развитии духовности ребенка важнейшим средством выступает искусство и особенно музыка. Раскрывая внутренний духовный мир человека, его эмоции, различные идеи, музыкальное искусство оказывает исключительное влияние на личность.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие:

- формируется эмоциональная сфера;

- совершенствуется образное мышление;

- ребенок становится восприимчивым к красоте в искусстве и в жизни.

В начальной школе происходит закладывание фундамента музыкальной культуры человека. Это выражается в том, что ребенка подготавливают к эмоционально-ценностному отношению к искусству и жизни, развивают у него адекватное музыкальное восприятие, способствуют накоплению им опыта музыкально-творческой деятельности. Приобщение к музыкальному искусству на уроках музыки способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств и формированию взглядов, убеждений, духовных потребностей школьников.

Поэтому и цель уроков музыки в школе – воспитание музыкальной культуры учащихся как необходимой части их духовной культуры.

На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи проводником музыкальной культуры, я, как учитель музыки, чувствую себя ответственным за музыкальное воспитание учащихся.

Процесс личностного становления ребенка не должен сводиться к развитию отдельных качеств ребенка (интеллектуальных, физических и других), поэтому моя педагогическая концепция основана на развивающем обучении, способствующем формированию в учащихся музыкальной культуры, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры и гармонично развитой личности. Все дети соприкасаются с миром прекрасного, и в идеале, каждый школьный предмет должен эстетически воспитывать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира. В воспитании духовной культуры и нравственного облика учащихся особенно велика роль уроков музыки, с наибольшей силой воздействующей на эмоциональный мир школьника и облагораживающей его душу.

Поскольку музыкальные интересы человека составляют одно из звеньев его общей духовной культуры, то в воспитании духовной культуры и нравственного облика учащихся особенно велика роль уроков музыки, которая воздействуют на эмоциональный мир школьника и облагораживают его душу. Людмила Валентиновна Школяр, говоря о музыкальной культуре как части всей духовной культуры, подчеркивает, что становление ребёнка, школьника как творца, как художника невозможно без развития фундаментальных способностей - искусства слышать, искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать.

Основой формирования музыкальной и духовной культуры школьников является восприятие музыки. В процессе восприятия музыки включается жизненный и музыкальный опыт школьников. Это опыт непосредственного переживания и размышления, связанный с исполнением музыки. Я стремлюсь на уроках научить детей по-настоящему слышать музыку, размышлять о ней. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль. Моя задача состоит в том, чтобы в течении урока создавать ситуацию, способную формировать состояние человеческого открытия мира музыки. Всю свою работу на уроке стараюсь строить так, чтобы музыка переживалась ребятами, чтобы не было равнодушных глаз, нейтральных поз, жестов, лиц у тех, кто слушает и исполняет музыку.

Формирование будущего невозможно без анализа культурно-исторических оснований всей предшествующей культуры.

Для развития личности человека необходимо восприятие музыки различных жанров.

Классическая музыка – это огромное достояние для всех нас. Мы не должны забывать свою историю и своих героев. Классическая музыка – это музыкальные шедевры прошлого и настоящего, произведения исключительных художественных достоинств, которые составляют золотой фонд мировой музыкальной культуры: сочинения Баха, Бетховена, Глинки, Чайковского, Шостаковича, Рахманинова и многих других выдающихся композиторов. Это самая сложная область музыкального искусства, поскольку классическая музыка обращается к вечным вопросам Бытия. В центре классических музыкальных произведений стоят нравственные, религиозные и философские проблемы.

Народная музыка, народная сказка, былины, сказания легли в основу многих произведений великих русских композиторов: как М.И. Глинка, П.И Чайковский, М.П. Мусорский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. На вопрос: «Что такое классическая музыка?», учащиеся в оценочном смысле дают ответ, что это музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе. На уроках в среднем звене мы с ребятами рассуждаем и определяем главную идею произведений, для чего их создал автор, что хотел сказать музыкой? Ответы на эти вопросы заставляют учащихся размышлять над общечеловеческими ценностями. Большое влияние так же оказывает на ребят не только музыка, но и личность самого композитора, его жизнь и деятельность.

Музыкальное восприятие развивается и в других видах музыкальной деятельности. Поэтому большое внимание я уделяю приобретению учащимися навыков в области пения и музыкальной грамоты, поскольку в исполнительской деятельности интенсивно развиваются музыкальные и творческие способности, расширяющие возможности активного восприятия музыки.

Таким образом, формирование музыкальной культуры учащихся зависит от решения образовательных и развивающих задач,а музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражение многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системе общего музыкального образования, целью которого является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!