СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование начал патриотизма и чувства гражданственности у младших школьников через воспитание к родному городу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Малая Родина - это часть огромной страны. Чтобы полюбить и гордиться своей Родиной, надо начинать воспитывать детей с любви к родному краю.

Просмотр содержимого документа
«Формирование начал патриотизма и чувства гражданственности у младших школьников через воспитание к родному городу»

Формирование начал патриотизма и чувства гражданственности у школьников через воспитание любви к родному городу

 Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли.

Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно понимать, что в школьном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Практически, все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте, но в школьном ещё больше укрепляются, усваиваются, приобретаются.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе современем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. Это ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, стремление и огромное желание беречь и умножать богатства Родины, патриотических чувств и др. Воспитываются эти чувства на разном материале: мы учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу, т. е. воспитываем бережливость, учим трудиться на благо своей группы и товарищей, приобщаем к красоте окружающей природы.

Таким образом, базой для формирования любви к Родине является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию школьников. Эта задача остается актуальной всегда.

На следующем этапе можно уже сообщать ребенку определенные знания о том, к чему он успел привязаться, что успел полюбить: о школе, о его собственном доме, об улице, на которой он живет, о районе и городе, наконец, о стране. Знания постепенно обогащают представления детей о родной стране.

Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию школьников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.

Учитель должен стараться быть образцом для подражания, показывая детям свою любовь к Отечеству. Патриотическое воспитание школьников - это само окружение (природное и социальное, в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Средствами служат та или иная деятельность, праздники, которые отмечаются в стране и школе.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей красоте и природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у школьников представление о том, чем славен край родной.

Родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, людьми.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, особенно, близких людей.

Такие важные понятия, как «долг перед Родиной»«любовь к Отечеству»«трудовой подвиг» и т. д., необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старших членов семьи – участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов и площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании Дня города или в других событиях, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Это может осуществляться в таких формах, как отражение впечатлений от экскурсий в рисовании, конструировании, изготовлении макетов или подарков, которые дети вручают бывшим воинам в День Победы, просто на улице, в парке и т. п.

Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- Повсюду люди трудятся для всех (учителя, врачи);

- Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов.

Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся, помогают друг другу. Люди берегут и охраняют природу. Есть общие профессиональные и общественные праздники.

Работа по воспитанию любви и привязанности к своему городу требует большой опоры на когнитивную сферу ребенка, на воображение и память.

Ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится школьное учреждение.

Внимание детей нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: детские сады, кинотеатры, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Взрослые должны рассказывать о городе, показывать его. Дети вместе с взрослыми ездят по городу. Часто экскурсии организовываются школой. Взрослые рассказывают детям о своих любимых местах, гуляя с ними, каждый раз находят объект для наблюдения. Вот ребенок видит свою улицу утром, когда идет в школу. Это улица дневная, размеренно спешащая, с группками людей на троллейбусных и автобусных остановках. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей - бездонно темным, витрины магазинов - особенно нарядными.

Ребенок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами-зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю - с серыми дождями. А сколько радости возникает у ребёнка при виде предпраздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами цветов и огней! Все это впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном. Так ребенок с помощью близких всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь родного города.

Учитель может провести беседы о памятниках, театрах и т. д. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес.

Диапазон объектов, с которыми знакомят школьников, расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Учащийся должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

Основной формой патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (город раньше и теперь), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. д.

Следует подчеркнуть, что для ребенка школьного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (в прошлое города и т. д.).

Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

В последние годы изменились наши взаимоотношения с другими странами. Эти социально-политические изменения повлекли за собой и изменения в подходах к интернациональному воспитанию, к соотношению национального, интернационального и рассового. Появившиеся в педагогике и психологии термины «планетарное мышление» и «толерантное отношение к людям Земли» говорят о том, что с малых лет нужно закреплять в детях представление о равенстве всех народов, живущих на Земле.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!