СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков финансовой грамотности у учащихся III классов на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье представлен опыт работы учителя по развитию финансовой грамотности на уроках математики.

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков финансовой грамотности у учащихся III классов на уроках математики»

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №12 г. Новополоцка»














Формирование навыков финансовой грамотности у учащихся III классов на уроках математики






Просвирина Татьяна Михайловна

учитель начальных классов










Приоритетной целью в системе общего среднего образования становится формирование функциональной грамотности: математической, естественно научной, финансовой, читательской и т.д.

Человек, умеющий принимать эффективные решения в отношении личных финансов, способен так же успешно решать более сложные задачи развития страны.

Финансовая грамотность – способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных сферах собственной жизнедеятельности.

Финансовая грамотность — это совокупность знаний и навыков, которые необходимы, чтобы разумно распоряжаться деньгами: не тратить лишнего, вести бюджет и копить.

Финансово грамотный человек

  • знает свои права,

  • ведёт учёт расходов и доходов,

  • имеет сбережения; тратит меньше, чем зарабатывает,

  • умеет выбирать финансовые услуги,

  • владеет актуальной информацией о финансах.

Принципы эффективного включения финансовых задач в образовательный процесс:

  1. Регулярность использования. Желательно, чтобы задания на финансовую грамотность были частью практически каждого урока математики.

  2. Моделирование игровых ситуаций. Например, можно организовать "Игру в магазин", где дети будут покупать и продавать различные товары за условные деньги. Это поможет закрепить навыки управления финансами.

  3. Использование практикоориентированных заданий. Например, дети могут посчитать, сколько нужно денег на поход в кино или на покупку тетрадей на учебный год.

В третьем классе учащиеся знакомятся с простыми и составными задачами на определение цены, количества, стоимости.

Данные задания (их я активно использую на уроках математики) помогут школьникам освоить базовые умения для эффективного и осознанного достижения финансовых целей.

Игра «Магазин»

Вы пришли в магазин, расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете.

A. Выложить продукты из тележки.

Б. Получить сдачу.

В. Проверить сроки годности.

Г. Выбрать продукты.

Д. Проверить чек.

Е. Оплатить покупки.

Ё. Занять очередь в кассу.

Ж. Взять тележку.

Игра «Цена или Стоимость»

Учащимся необходимо разместить данные ситуации в один из столбиков.

- «Я купил ручку за 99 копеек»

- «Я заплатил за 3 кг яблок 6р. 90 к.»

- «Я купила книгу за 12 р.»

- «Я купила 2 кг клубники за 28 р.»

- «Дима заплатил за открытку 1р. 50 к.»

- «Папа купил 5 роз за 40 р.»

- «Мама купила 1 кг конфет за 22 р.»

- «Бабушка купила 2л молока за 4р. 30к.»

- «Антон заплатил за упаковку фломастеров 7р. 90 к.»


Игра «Необходимые траты»

Выбери, что относится к необходимым тратам в семье. Посчитай, сколько на них надо денег.

  • Электричество и вода для дома 45 р.

  • Журнал, билеты в кино 20 р.

  • Мясо, рыба, овощи и фрукты 150 р.

  • Торт, печенье, газировка, конфеты 120 р.

  • Счета за телефон и интернет 35 р.

  • Тёплая обувь и куртка для зимы 450 р.

  • Аттракционы 25 р.

  • Проездной на автобус 40 р.

  • Лотерейный билет 3 р.

  • Книги для школы 30 р.


«Задачи-миниатюры»

Данные задачи помогают быстро усвоить зависимость между ценой – количеством – стоимостью.

1. Кучка из трёх морковок стоит 3 рубля. Сколько стоят три кучки?

2. Продайте мне альбом за 3 рубля, карандаш за 2 рубля и пенал за 8 рублей. Какова стоимость всей покупки?

3. Витя заплатил за покупку двух альбомов 4р. 20 к. Какова цена одного альбома?

4. Даша приобрела книги по 4р. За покупку заплатила 16 рублей. Сколько книг купила девочка?

5. Папа купил 5 шоколадок по цене 3р. 20к. Какова стоимость всей его покупки?

6. У Лены было 50 рублей. Она купила тетрадь за 15 рублей и ручку за 10 рублей. Сколько у неё осталось денег?

7. Миша хочет купить игрушечную машинку за 100 рублей. Каждую неделю он откладывает по 10 рублей. Сколько недель ему нужно копить, чтобы купить машинку?

8. Мама получает 1000 рублей в месяц. Они планирует потратить 400 рублей на еду, 300 — на коммунальные услуги, 200 — на одежду. Сколько у неё останется после всех трат?  

Для отработки навыков решения задач использую данную наглядность.



«Житейские задачи»

Эти задачи помогают учащимся применять полученные знания в жизненных ситуациях.

  • Медведица напекла пирожков с малиной. Вместе с медведем они решили, что 1 пирожок можно продать за 12 рублей. Сколько пирожков сможет купить Лиса, если у неё 72 рубля?

  • Однажды Пекарь не смог работать целый день из-за сильной грозы, – в пекарне отключили электричество. Накануне пекарь уже купил все необходимые продукты: Муки – 2 мешка по 20 монет за мешок. Яиц – 7 десятков по 10 монет за десяток. Масла – 5 кг по 50 монет. Сахар – мешок за 30 монет. Изюм – коробка за 20 монет. Сухофрукты, орехи и посыпка – 20 монет. Этого должно было хватить на производство 300 булочек по 3 монеты каждая. Но булочек не было. Пекарь понёс убытки. Подсчитайте, какой доход получил бы Пекарь, если бы булочки были изготовлены и проданы.

  • Мишка планирует вложить накопленные деньги в новую пасеку. Ему нужно приобрести 4 улья с пчёлами по 60 монет каждый, закупить банки для мёда не менее 40 штук (каждая банка стоит 3 монеты), арендовать место на рынке на три дня (один день стоит 8 монет). Предположите, что может помешать Медведю успешно вести своё дело?

  • Семья Багрецких решила посетить зоопарк. В состав семьи входят: мама, папа, школьник Сергей, дошкольник Артём и бабушка. Используя стоимость билетов, определите, какую сумму семье необходимо потратить на них. Взрослый билет – 9 р. Школьный билет – 7 р. Пенсионерам скидка – 50%. Дети дошкольного возраста – бесплатно.

  • У Даши есть 100 рублей. Её родители добавляют по 20 рублей каждую неделю. Сколько у неё будет через 5 недель? Если она потратит 50 рублей на книжку, сколько останется?

  • Поездка на поезде стоит 250 р. на пять членов семьи. Чтобы проехать это расстояние на автомобиле одному, надо израсходовать 20 л бензина. Цена бензина 3р. за литр. Какой вид транспорта выберет папа?

  • Два бизнесмена поспорили: кто получит больше прибыли? В итоге Иванов выручил от продажи своих товаров 500 рублей, а расходы его составили З00 рублей. А Сидоров наторговал на 100 рублей меньше, но и затратил своих денег 150 рублей. Кто выиграл спор?

Из опыта работы могу сделать вывод, что использование данных заданий даёт положительные результаты, так как:

– значительно увеличивает активность детей на уроке;

– развивает внутреннюю мотивацию к учению;

– усиливает познавательные мотивы;

– расширяет личный опыт учащихся;

– преодолевает изолированность математики от реальной жизни;

– повышает качество и прочность знаний;

– повышает роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому);

– приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.

Обучение основам финансовой грамотности – это необходимый этап полноценного развития ребёнка. Знания о мире финансов помогут ребёнку в дальнейшем сформировать правильное отношение к деньгам и разумное экономическое поведение.

Знание элементарных понятий, относящихся к финансовой грамотности, а также формирование отношения к деньгам семьи, к мелким карманным деньгам, которые были даны ребёнку на небольшую покупку, многочисленной рекламе товаров и услуг, которую дети ежедневно видят по телевидению, формирование полезных привычек в сфере финансов опосредованно может способствовать финансовому благополучию детей в будущем.