«Формирование навыков грамотной речи у участников образовательного процесса. Обобщение опыта работы»
Слайд №1
Работа с родителями по формированию навыков грамотной речи.
Родители – самые занятые люди на свете, у них тысяча дел. А ещё у родителей тысяча советчиков. В последнее время очень много внимания в средствах массовой информации уделяется здоровому образу жизни, проходит агитация родителей отдавать детей в спортивные кружки и секции. Другие делают уклон на музыкальное развитие. Все хотят добра и все вроде бы правы….
Не стану утверждать, что самое главное в жизни дело - читать книжки. Может быть, оно и не самое главное, но особенное. Если бы книжки действовали немедленно и имели видимый результат, тогда к ним, наверное, и относились бы по - другому, уважали и ценили бы их куда больше.
Руководство детским чтением - это очень серьезная работа. И делать её надо наравне с другими важными делами. Никому от рождения любовь к чтению ещё не давалась, и чтобы ребенок полюбил книгу, совершенно недостаточно его научить складывать буквы.
Слайд №2 - А возможно ли воспитать человека, не обратившись к чтению?
Наши мысли подтверждает академик Д.С. Лихачёв. "Каждый человек обязан (я подчеркиваю - обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной способ интеллектуального развития - чтение"
Слайд №3
- Всякое ли чтение эффективно?
По мнению Д. С. Лихачёва эффективно лишь то чтение, которое интересует читателя. "Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе"
В начальной школе каждый учитель сталкивается с проблемой, как увлечь детей чтением, чтобы чтение было чтением не по принуждению, а потребностью ученика? Одному с проблемой справится в одиночку просто невозможно, ведь всегда наши предки говорили «Воспитывать надо, пока поперёк лавки лежит», «Пока пешком под стол ходит». Если родители упустили 7 летнего ребенка, не сделав его читателем - очень плохо. Если в 10 лет ребенок все еще не способен общаться с книгой, это уже трагедия.
Слайд№4
Родители являются не только первыми помощниками для своих детей, но и примером для них. "Если родители сами не вовлечены в чтение, то не читающие взрослые читать детей не приучат" (Е.И.Кузьмин, профессор Московского государственного института культуры). Поэтому с самых первых шагов поступления ребенка в школу говорим родителям о том, что необходимо научить ребенка любить книгу. Проводим родительские собрания по темам "Семейное чтение", "Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка"…, распространяем буклеты ……, проводим индивидуальные консультации, привлекаем родителей к совместной деятельности, выкладываем информацию на сайте класса, предлагаем участие в родительских конференциях…
-Верите ли Вы, что можно увлечь детей чтением?
Проблема современного общества состоит в том, низкий уровень читательской грамотности учащихся. Не все дети читают с желанием. Есть учащиеся, которые читают охотно, регулярно посещают школьную, районную библиотеку, делятся мнениями о прочитанном. Но есть дети, которые читают только потому, что это задано, считают чтение скучным занятием.
Детям скучно читать, т.к. инициатива чтения идёт от взрослых, а инициатива должна идти от детей на благо другого человека.
Родители первоклассников говорят о том, что ребенка заставляют читать, читают со слезами на глазах. Таким образом они вызывают отвращение к книге.
Во втором классе уже от детей поступают жалобы, не отпустили гулять, пока не прочитал 2 страницы. Таким образом чтение становится наказанием.
Слайд№5
Направления по приобщению детей к чтению:
1. Необходимо показать ребенку, что мы «Читающая семья». Собственный пример чтения, собственная заинтересованность в книге, наслаждение чтением. Дети должны видеть. Варианты: каждый читает свою литературу или совместное чтение.
«Собраться вместе – это начало. Оставаться вместе – это прогресс. Работать вместе – это успех." Генри Форд
Вообще затея читать вслух получается только у тех, кто не превращает это в урок и воспитательное мероприятие. Искать подходящий момент и идти на меленькие хитрости, чтобы усадить ребенка.
-Просмотрели фильм - прочитать книгу.
-Подписаться на журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его интересов и увлечений.
- Разгадывать с детьми кроссворды и дарите их им.
Показывать связь чтения с их успехами в учебе и других делах.
2. Беседа о прочитанном. Важно, чтобы не превращалась она в детский монолог. Рассказывать очень полезно, но важно следить за развитием речи, грамотностью, чистотой речи, логическим мышлением.
3. Даже если ребята любят читать, еще больше они любят слушать. О взрослых книгах, которые пока детям недоступны и сложны должны рассказывать родители. Дети хотят знать больше, чем уместилось в детской литературе. Пересказывать положительные эпизоды художественной литературы, журнальные и газетные статьи. Необходимо приводить примеры положительного влияния книги на собственную жизнь или жизнь других людей. Обращать внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Какими бы ни были разговоры о книгах долгими или короткими, продуманными или случайными - всё хорошо. Потому что разговоры сближают с детьми, ребята станут больше уважать вас. Вы укрепите интерес и любовь к книге, любовь к знаниям.
4. Книги знают больше самого образованного отца и матери. Книги не могут забыть или перепутать. С малых лет нужно учить ориентироваться в разнообразной литературе. Привычка общаться с книгой придут не сразу, надо терпение и такт, чтобы помочь и научить ребёнка. Необходимо поощрять ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Консультироваться с библиотекарем в выборе книг.
Слайд №6
Система работы по формированию читательской грамотности у младших школьников, основана на соблюдении следующих принципов:
постепенность;
последовательность,
от простого к сложному;
систематичность.
Слайд №7
Следующее направление по формированию читательской грамотности - это внеурочная деятельность. С привлечением родителей используем формы организации внеурочной деятельности.
посещение библиотеки
посещение театров, спектаклей (школьных, городских, выездных)
поэтические конкурсы (заучивание стихотворений про осень)
литературные игры и КТД (игровые, подготовленные совместно…..)
оформление стендов (неделя окружающего мира-
неделя русского языка-
проектная деятельность («Я – исследователь»)
акции «подари книгу библиотеке»
конкурсы разного уровня («По произведениям Писахова» - «Свет Руси»,
конкурс рисунков по произведениям северных писателей…..)
Данная работа формирует читательскую грамотность учащихся, способствует поддержанию у учащихся интереса к чтению.
Слайд №8
Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. А.А. Блок
3