СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков каллиграфического письма, как условие повышения грамотности школьников

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хорошо писать – это в то же время хорошо мыслить, хорошо чувствовать и хорошо передавать, это иметь ум, душу и вкус.

                                                                                 Жан-Луи Бюффон

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков каллиграфического письма, как условие повышения грамотности школьников»

Формирование навыков каллиграфического письма, как условие повышения грамотности школьников


Кузнецова Л.Л., учитель русского языка и литературы

Хорошо писать – это в то же время хорошо мыслить, хорошо чувствовать и хорошо передавать, это иметь ум, душу и вкус.

                                                                                 Жан-Луи Бюффон



Важное место в профессиональной деятельности учителя занимает система знаний по методике преподавания русского языка в школе. Составной частью ее является обучение детей письму, обучение каллиграфии. Каллиграфияэто искусство  писатьчётким красивым почерком. Связь между каллиграфией и грамотностью письма очевидна и очень важна. Прежде, чем думать, как написать букву, как рационально соединить её с другими буквами, ученик должен сначала решить, какую именно букву выбрать. Чем меньше временибудет затрачено на решение орфографической задачи, тем больше внимания будет уделяться чёткости начертания букв, правильности их соединения, ритмичности и связности письма. И наоборот: чем больше автоматизирован навык письма, тем легче и быстрее формируются орфографические уменияМы также видим, что занятия каллиграфией требуют от ученика высокой степени сосредоточенности и внимательности. Чтобы создать красивый рисунок буквы, нужно постоянно следить за пропорциями, толщиной линий и направлением штрихов. Этот процесс развивает способность концентрироваться на одной задаче продолжительное время, что полезно не только в обучении, но и в повседневной жизни. На практике мы наблюдаем, если у ученика сформирован каллиграфический навык письма, то у него имеется и достаточно высокий уровень грамотности. Я согласна с мнением методистов, что уменьшение внимания к чистописанию у школьников приводит и к ухудшению устной речи, ведь каллиграфические навыки- это не только искусство красивого письма, но и эффективный инструмент для стимуляции речевых процессов. Осознание важности данного навыка и применение соответствующих методов обучения помогут решить проблему некрасивого почерка и обеспечат лучшее будущее для детей и подростков. Дети, практикующие каллиграфию, становятся более усидчивыми и внимательными, что положительно сказывается на успеваемости по другим предметам.

Проблема каллиграфического письма приобрела в последние  годы особую актуальность. Количество   детей  с трудностями обучения письму и нарушениями письма увеличивается год от года. Мы замечаем, что не только у учеников в начальной школе, но и у обучающихся в старших классах качество письма тоже снижается.Однако, наблюдается тенденция сокращения времени, уделяемого урокам, направленным на формирование красивого почерка у школьников. Это происходит по ряду причин, связанных с изменениями в образовательной политике, технологическими инновациями и сменой приоритетов в учебном процессе. Многие методисты, учителя, учёные связывают снижение каллиграфического навыка с ростомпопулярности электронных устройств и цифровой записи информации. Учёные-методисты и психологи бьют тревогу по поводу ухудшения качества письма, т.к. связь между каллиграфией и грамотностью письма очевидна и очень важна. Данный вопрос формирования навыков каллиграфического письма, как условие повышения грамотности младших школьниковинтересует и меня.

Каллиграфия — это не просто механическое упражнение для рук, но и сложная ментальная задача, которая требует синхронизации нескольких областей мозга. Взаимосвязь между моторикой и речью давно известна педагогам и неврологам. Занятия каллиграфией оказывают положительное влияние на развитие устной и письменной речи, а также на улучшение когнитивных функций, связанных с языком. Рассмотрим, как именно каллиграфия может стимулировать речь:

Освоение красивого почерка требует точной координации движений пальцев и кисти, что способствует развитию мелкой моторики. Мелкая моторная активность тесно связана с развитием речи, так как оба процесса зависят от одного и того же участка мозга — премоторнойкоры. Тренировка мелкой моторики помогает улучшить артикуляционные навыки и координацию речевого аппарата. Активируются зоны мозга, отвечающие за речь, такие как зона Брока и зона Вернике. Эти зоны отвечают за производство и понимание речи соответственно. Активация этих зон способствует улучшению языковой компетенции и расширению словарного запаса. Искусство красивого письма требует согласованности между зрением и движениями руки, это улучшает зрительно-моторную координацию, что также важно для чтения и письма. Улучшенная координация помогает детям лучше воспринимать текст и воспроизводить его в письменной форме.

Изучением проблемы формирования каллиграфического навыка занимались учителя, методисты и учѐные: Е.А. Потапова, В.А. Илюхина, Н.Г. Агаркова, Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова и др. Я согласна с методистами, что период обучения грамоте – исключительно важный этап в формировании личности каждого ребѐнка. Именно с уроков обучения грамоте начинается его школьная жизнь, на них он учится читать и писать, тем самым открывая себе путь к дальнейшему образовании. 

Цели и задачи формирования каллиграфического навыка в период обучения грамоте теснейшим образом связаны с формированием навыка письма в целом.Сначала необходимы ознакомление с правилами посадки и владение инструментами, ориентировка на страницах прописей, тетрадей, первоначальное ознакомление с начертанием букв, буквосочетаний, письмом слогов, слов, предложений. Затем закрепление и совершенствование этих умений на уроках чистописания. На первый план выдвигаются задачи по обучению воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона, рациональному соединению букв в словах. Правильной расстановки слов на строке. Выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Достижение этой цели зависит от решения многих задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму. Таким образом, работа по формированию каллиграфического навыка начинается одновременно с обучением письму и ее цели и задачи связаны с формированием навыка письма в целом, где основная цель – формирования графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.

Занятия каллиграфией требуют концентрации и внимания, что способствует улучшению памяти и когнитивных функций. Хорошая память и концентрация необходимы для эффективного усвоения нового лексического материала и грамматических конструкций. Помогает развивать ассоциативное мышление и обогащает внутреннюю картину мира, что отражается на качестве устной и письменной речи.

Медитативный характер работы с пером и бумагой позволяет снять напряжение и стресс, возникающие в результате учебной нагрузки. Регулярная практика помогает ребенку расслабиться и обрести внутренний баланс. Более спокойное и уравновешенное состояние способствует лучшему восприятию учебного материала и снижению уровня тревожности перед экзаменами и контрольными работами.Важно понимать, что формирование почерка должно происходить поэтапно и последовательно, начиная с первого класса и продолжаться на протяжении всей школьной карьеры. Это не просто механическое упражнение, а важная составляющая общего развития ребёнка. Правильный почерк способствует улучшению восприятия информации, повышению самооценки и уверенности в себе. К сожалению, если почерк игнорируется или недооценивается, это может привести к негативным последствиям, таким как ухудшение успеваемости и снижение интереса к учёбе.

Необходимо пересмотреть подход к образованию и включить элементы работы с почерком в программу всех предметов. Только так можно сформировать у учащихся устойчивые навыки аккуратного и разборчивого письма, которые пригодятся им в дальнейшем обучении и профессиональной деятельности.Важно, чтобы учителя и родители осознавали эти преимущества и поощряли детей заниматься этим древним искусством. Включение элементов каллиграфии в образовательные программы поможет сделать обучение более увлекательным и эффективным процессом.

Таким образом, каллиграфия оказывает многогранное влияние на учебный процесс и личностное развитие школьников. Она улучшает мелкую моторику, концентрацию и внимание, стимулирует творческое мышление, формирует дисциплину и терпение, а также поддерживает психологическое благополучие.