СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков оптимального и выразиительного чтения учащихся начальных классов в контексте реализации ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование навыков оптимального и выразиительного чтения учащихся начальных классов в контексте реализации ФГОС НОО

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков оптимального и выразиительного чтения учащихся начальных классов в контексте реализации ФГОС НОО»

Методический материал «Растим читателя» Направление: « Читательская грамотность - основа функциональной грамотности» (из опыта работы) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа – детский сад р.п. Чаадаевка Учитель начальных классов: Огарева Елена Викторовна

Методический материал

«Растим читателя»

Направление:

« Читательская грамотность - основа функциональной грамотности»

(из опыта работы)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа – детский сад р.п. Чаадаевка

Учитель начальных классов:

Огарева Елена Викторовна

Чтение – это окошечко, через которое дети  видят и познают мир и самих себя. В.А. Сухомлинский «ФОРМИРоВАНИЕ НАВЫКОВ ОПТИМАЛЬНОГО И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Чтение – это окошечко, через которое дети

видят и познают мир и самих себя.

В.А. Сухомлинский

«ФОРМИРоВАНИЕ НАВЫКОВ ОПТИМАЛЬНОГО И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Мы часто задаемся таким вопросом: Почему дети стали плохо читать?

Мы часто задаемся таким вопросом: Почему дети стали плохо читать?

 Большинство взрослых в России читают со скоростью 120–180 слов в минуту при уровне понимания 50%.  Для сравнения приведу немного статистики. В США норма для учащихся начальных классов — 158 слов в минуту, средних классов — 175–204, старших классов — 214–250, для студентов — 250–280, для взрослых — 340–620 слов в минуту. Усвоение содержания текста не менее 70%.  В Германии средний уровень чтения 250–280 слов в минуту; быстрое чтение — 400–500 слов в минуту. По данным ЮНЕСКО, США занимают 1-е место в мире по количеству ежегодно выпускаемых книг; Россия — 4-е место. В США 68% населения посеща-ют общественные библиотеки. Заядлым книгочеем, который за год читает более двадцати книг, можно назвать каждого пятого американца; 16% населения читают от одиннадцати до двадцати книг, 20% — три-пять книг, 14% — не более двух книг в год.

Большинство взрослых в России читают со скоростью 120–180 слов в минуту при уровне понимания 50%.

Для сравнения приведу немного статистики. В США норма для учащихся начальных классов — 158 слов в минуту, средних классов — 175–204, старших классов — 214–250, для студентов — 250–280, для взрослых — 340–620 слов в минуту. Усвоение содержания текста не менее 70%.

В Германии средний уровень чтения 250–280 слов в минуту; быстрое чтение — 400–500 слов в минуту. По данным ЮНЕСКО, США занимают 1-е место в мире по количеству ежегодно выпускаемых книг; Россия — 4-е место. В США 68% населения посеща-ют общественные библиотеки. Заядлым книгочеем, который за год читает более двадцати книг, можно назвать каждого пятого американца; 16% населения читают от одиннадцати до двадцати книг, 20% — три-пять книг, 14% — не более двух книг в год.

Основными причинами медленного чтения являются: - неправильное обучение чтению - плохое развитие артикуляционного аппарата ; - регрессии при чтении - низкий уровень концентрации внимания и памяти - малый объём оперативного зрения - отсутствие навыка антиципации - темперамент ребёнка (холерики и сангвиники читают быстрее меланхоликов); - скудный словарный запас; - плохо организованное домашнее чтение - отсутствие интереса, мотивации, трудолюбия, практики чтения, цели; - синдром дефицита концентрации внимания при гиперактивности - привычка узнавать слова только после прочтения вслух; - плохая наследственность .

Основными причинами медленного чтения являются:

  • - неправильное обучение чтению
  • - плохое развитие артикуляционного аппарата ;
  • - регрессии при чтении
  • - низкий уровень концентрации внимания и памяти
  • - малый объём оперативного зрения
  • - отсутствие навыка антиципации
  • - темперамент ребёнка (холерики и сангвиники читают быстрее меланхоликов);
  • - скудный словарный запас;
  • - плохо организованное домашнее чтение
  • - отсутствие интереса, мотивации, трудолюбия, практики чтения, цели;
  • - синдром дефицита концентрации внимания при гиперактивности
  • - привычка узнавать слова только после прочтения вслух;
  • - плохая наследственность .
 Известный психолог Л.С. Выготский писал: «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности понимание читаемого текста тем полнее, чем быстрее читает ребёнок ». Следовательно, необходимо ребёнка научить читать в оптимальном для него темпе. Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя.

Известный психолог Л.С. Выготский писал: «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности понимание читаемого текста тем полнее, чем быстрее читает ребёнок ». Следовательно, необходимо ребёнка научить читать в оптимальном для него темпе.

Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя.

10 волшебных упражнений  для развития техники чтения

10 волшебных упражнений для развития техники чтения

Перечень специальных читательных упражнений:   «Пол-арбуза» «Потерянные буквы» «Глаз — алмаз» «Шерлок» «Зазеркалье» «Бешеная книжка» «Птицы прилетели» «Партизан» «Эх, раз! Еще раз!»   «Тайна пропавшего предложения»

Перечень специальных читательных упражнений:

  • «Пол-арбуза»
  • «Потерянные буквы»
  • «Глаз — алмаз»
  • «Шерлок»
  • «Зазеркалье»
  • «Бешеная книжка»
  • «Птицы прилетели»
  • «Партизан»
  • «Эх, раз! Еще раз!»
  •   «Тайна пропавшего предложения»
Упражнение 1. «Пол-арбуза»

Упражнение 1. «Пол-арбуза»

 Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.  Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.  Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.  Можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

  Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Чем полезно?

  • Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание.
  • Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.
    Упражнение 2.  «Потерянные буквы»

Упражнение 2. «Потерянные буквы»

Еще одно упражнение на развитие антиципации. Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем? Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже. Книжн... полочка. Нов... футболочка. Больш... ложка. Рыж... кошка. Еще вот такую фразу: Бобик все котлеты съел, Он делиться не ....... И еще вот такие: Ок-ок-ок — мы построим ....... Юк-юк-юк — поломался наш ...... Задача: прочитать угадывая буквы и слова, которых нет. Для следующих занятий придумайте свои слово -сочетания, используйте новые фразы, крылатые выражения, чистоговорки.

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

  • Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.

Книжн... полочка.

Нов... футболочка.

Больш... ложка.

Рыж... кошка.

  • Еще вот такую фразу:

Бобик все котлеты съел,

Он делиться не .......

  • И еще вот такие:

Ок-ок-ок — мы построим .......

Юк-юк-юк — поломался наш ......

  • Задача: прочитать угадывая буквы и слова, которых нет. Для следующих занятий придумайте свои слово -сочетания, используйте новые фразы, крылатые выражения, чистоговорки.
Упражнение 3.  «Глаз – алмаз»

Упражнение 3.  «Глаз – алмаз»

Посмотрите на прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 25, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам. Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой. И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три и так до 25. Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный. Задача ребенка: на счет один найти и показать пальцем единицу; на счет два – двойку; три – тройку и т.д. Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

Посмотрите на прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 25, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой. И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три и так до 25.

Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребенка:

  • на счет один найти и показать пальцем единицу;
  • на счет два – двойку;
  • три – тройку и т.д.

Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или  целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать. Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр или букв нужно поменять.

В чем смысл упражнения?

  • Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или  целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.
  • Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр или букв нужно поменять.
Упражнение 4. «Шерлок»

Упражнение 4. «Шерлок»

 На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:  рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак  Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно. Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:

рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

  • Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.
Упражнение 5. «Зазеркалье»

Упражнение 5. «Зазеркалье»

Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем? Итак, читаем строчки в книгах справа налево. Читать «томегеб» вместо «бегемот» При таком способе чтения теряется смысл текста.  Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение.
  • Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?
  • Итак, читаем строчки в книгах справа налево.
  • Читать «томегеб» вместо «бегемот»
  • При таком способе чтения теряется смысл текста.  Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение.
Упражнение 6.  «Бешеная книга»

Упражнение 6. «Бешеная книга»

Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами. Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги. Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.
  • Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.
  • Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.
  • Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.
Что это даст?  Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И  улучшится переработка информации мозгом.

Что это даст?

Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И  улучшится переработка информации мозгом.

Упражнение 7.  «Птицы прилетели»    Покажите ребенку фразу «птицы прилетели» . И попросите прочитать ее: спокойно; радостно; громко; тихо; грустно; с раздражением; со страхом; с издевкой; со злостью.

Упражнение 7. «Птицы прилетели»

Покажите ребенку фразу «птицы прилетели» . И попросите прочитать ее:

  • спокойно;
  • радостно;
  • громко;
  • тихо;
  • грустно;
  • с раздражением;
  • со страхом;
  • с издевкой;
  • со злостью.
Что нам это даст?  Умение читать выразительно. И передавать голосом чувства и эмоции. На этой одной фразе не зацикливайтесь. С разной интонацией читать можно пословицы, поговорки, скороговорки.

Что нам это даст?

Умение читать выразительно. И передавать голосом чувства и эмоции. На этой одной фразе не зацикливайтесь. С разной интонацией читать можно пословицы, поговорки, скороговорки.

Упражнение 8.  «Партизан»

Упражнение 8. «Партизан»

 Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух.  И так несколько раз.

Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух.  И так несколько раз.

Зачем это?  Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя.  Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

Зачем это?

Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя.

Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

Упражнение 9.  «Эх, раз! Еще раз!»

Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»

Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать. Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали! Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились. Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше. А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче! Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.
  • Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.
  • Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!
  • Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.
  • Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.
  • А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!
  • Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.
Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»

Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»

 Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.  Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение: Покажите ребенку первую карточку. Школьник читает предложение и старается запомнить. Через 6 — 8 секунд уберите карточку. Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь. Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

  • Покажите ребенку первую карточку.
  • Школьник читает предложение и старается запомнить.
  • Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
  • Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
  • Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.
В чем здесь смысл?    На самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.  В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8. Во втором – 9, в третьем – 10, в четвертом и пятом по 11, в шестом уже 12. То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.  Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.

В чем здесь смысл?

На самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко.

Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.

  • Во втором – 9,
  • в третьем – 10,
  • в четвертом и пятом по 11,
  • в шестом уже 12.
  • То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.

  Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.

Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.

Как заниматься?    Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавьте еще пару, тройку упражнений на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Не забывайте временами проверять технику чтения самостоятельно , чтобы оценивать свои успехи. Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило!

Как заниматься?

Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавьте еще пару, тройку упражнений на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Не забывайте временами проверять технику чтения самостоятельно , чтобы оценивать свои успехи.

Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило!

Не ленитесь, тренируйтесь,  и будет вам счастье и пятерки в дневнике!

Не ленитесь, тренируйтесь,

и будет вам счастье

и пятерки в дневнике!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!