СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков самообслуживания и основ жизнеобеспечения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на заседании методического объединения воспитателей.Специальная коррекционная школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков самообслуживания и основ жизнеобеспечения»



Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Тацинская специальная школа-интернат».













Доклад на заседании МО воспитателей

по теме:

«Формирование навыков самообслуживания и основ жизнеобеспечения»













Составитель:

Воспитатель: Е.П.Иващенко





2017-2018 уч.г.

Формирование навыков самообслуживания и основ жизнеобеспечения

Специальная коррекционная школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Аномальные дети должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.

Недостаточность речи или мышления, нарушение в эмоционально-волевой сфере, сниженная самостоятельность, моторная неумелость аномального ребёнка приводят к тому, что в одних случаях его жалеют и избавляют от нагрузок, в то время как выполнение некоторых действий способствовало бы развитию ребёнка, в других – он становится объектом насмешек со стороны окружающих, исполнителем социальных ролей, унижающих его достоинство.

Задача воспитания у аномальных школьников правильного отношения к труду в условиях традиционной школы решается своеобразно. Эти дети не могут в полной мере и на высоком уровне осознать общественную значимость труда. Поэтому специальная коррекционная школа ограничивается формированием у детей соответствующих представлений и понятий в более упрощённой и конкретной форме. Правильное отношение к труду аномального ребёнка можно воспитать лишь систематически, организуя его собственную трудовую деятельность.

В процессе трудовой деятельности по самообслуживанию, в ходе выполнения общественно-полезных дел в школе и вне школы у учащихся на практике воспитываются ответственность за выполняемую работу, бережливость. Младшие – протирают пыль, ухаживают за цветами. Старшие – дежурят по столовой, школе, общежитию.

Значительное место в работе воспитателя имеет организация обслуживающего труда учащихся. Занятия такого рода следует проводить систематически, постепенно увеличивая объём и степень трудности, причём нельзя ограничиваться только теми видами самообслуживающего труда, которые необходимы в школе-интернате.

Формирование умений и навыков по уходу за жилищем следует сразу начинать с практических занятий. Большинство учащихся к 3 классу уже в основном имеют навык сухой и влажной уборки классной комнаты, спальни и других помещений интерната. Однако не все сумеют правильно ими воспользоваться и аккуратно провести уборку дома. В группе, конечно, будут и такие дети, которые приучены дома помогать в уборке, но, как показывает практика, таких детей очень мало.

Большинство семей наших учащихся обнаружили тот или иной уровень социальной психологической, а также структурной дезорганизации. Часть родителей наших воспитанников являются социально деградированными, ведущими откровенно аморальный образ жизни. Характерны низкий уровень социально-трудовой адаптации, быта, хроническая алкоголизация одного или обоих родителей.

В основном наши учащиеся из неполных семей, где имеется один родитель или второй родитель – отчим. Социальное обеспечение крайне низкое, т. е. это семьи с низким достатком, где один или оба родителя не работают. Имеются семьи, где родитель находится в местах лишения свободы. И как закономерность, в таких семьях в среднем трое детей, т. е. в большинстве случаев это многодетные семьи.

К нам в школу приходят дети, которые не могут заправить свои кроватки и даже вымыться. Вначале надо показать, как это правильно сделать. В бане маленьких ребятишек моют ночные няни. Сам воспитатель показывает, как правильно заправить кроватку, ко второму классу ребята самостоятельно заправляют их сами. Нужно показать и научить, как убирать помещение, какими рациональными приёмами следует пользоваться в этой работе, рассказать, почему именно так удобнее и быстрее убирать. Такой показ тоже осуществляет сам воспитатель. Нецелесообразно на первом занятии останавливаться сразу на уборке всех объектов. Практика показывает, что лучше поочерёдно разобрать все виды уборки: мытьё полов, уборка в шкафах и т. д. Привлекаем девочек к ремонту мелкой одежды.

Ребята самостоятельно дежурят по столовой, школе, классу, спальне. Работу по привитию жизненно необходимых навыков, их закрепление и повседневную опору на социальные моральные нормы поведения проводим систематически, чтобы стало всё их привычкой, чтобы выпускникам более успешно войти в трудовую жизнь, выполнять общественно-полезную работу на производстве, в семье.

Можно сказать, что определённые таким образом жизненно важные навыки не поддаются исчислению, а их характер и определение, похоже, различны в разных культурах и установках. Методы, которыми я пользуюсь при обучении жизненно важным навыкам, основаны на занятиях того, как дети учатся у окружающих.

Большую роль в обеспечении жизнедеятельности учеников имеет работа, направленная на привитие детям стремления к здоровому образу жизни. С этой целью с ребятами проводились беседы о вреде курения, алкоголя, наркотиков. Кроме знаний о здоровом образе жизни, ученики должны иметь знания, умения и навыки по социально-бытовой ориентации. Они должны уметь и правильно накрыть и сервировать стол, принять гостей, правильно вести себя в общественном месте.

Пребывание учащихся в интернате предполагает некоторую коррекцию, так как здесь должна быть уменьшена доля теоретической информации, а увеличена доля практических занятий. При этом учитываю, что, находясь в некоторой изоляции от внешнего мира, ученики имеют недостаточную информацию, которую их сверстники получают по средствам массовой информации, в семье, при общении друг с другом.

Поэтому всячески расширяю кругозор учеников, заинтересовываю их необычными историями, рассказами, имеющими конкретный поучающий или обучающий характер, знакомлю детей с разнообразными ситуациями не только связанными с экстремальными условиями, но и обычными бытовыми ситуациями, такими, например, как разговор по телефону, покупки в магазине, разговор с полицейским и т. д.

Ведь комфортные привычные условия поведения человека в известных ему ситуациях влекут за собой психическое спокойствие, эмоциональный комфорт и, как правило, хорошее самочувствие, отсутствие стрессов, что положительно сказывается на жизнедеятельности человека. С ребятами проводились беседы: «Как вызвать скорую помощь», «Как вызвать пожарную охрану», «Как вызвать полицию», «Оказание первой помощи при ожогах, обморожениях, переломах» и другие.

Действия учеников в ситуациях экстремального характера: «Вы заблудились в лесу», «Пожар в доме» и т. д. Беседовала с ребятами, что все правонарушения преследуются по закону, и поэтому необходимо разъяснять и убеждать не участвовать в кражах, угонах машин, драках, хулиганских проявлениях, не иметь контактов с людьми сомнительного рода занятий (ворами, рэкетирами, пьяницами, наркоманами). Должны уметь помочь пострадавшему, своевременно вызвать помощь (скорую помощь, полицию, пожарную охрану), оказавшись лицом к лицу с опасностью, которую нельзя избежать, оказать сопротивление и защитить себя.

Главная цель в этом направлении работы – научить ребят правильному поведению в экстремальной обстановке, использовать полученные знания, умения, навыки, которые помогут им адаптироваться в трудных условиях современной жизни, сохранить при этом свою жизнь, свой психическое и физическое здоровье, не являясь объектом опасности для окружающих, а наоборот, человеком, который может прийти на помощь и оказать её.







Литература:

1. Вайсен Р., Оли Дж., Эван В., Ли Дж., Спрунгер Б., Пеллаукс Д. Обучение жизненным навыкам в школах. – 1996.

2. Воронкова В. В. Воспитание и обучение детей в коррекционной школе. – М., 1994.