СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование номинативного словаря у обучающихся с нарушением интеллекта.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

У детей c нарушениями интеллекта наблюдается замедленный темп в познавательной сфере, более сложно осваивается изучаемый учебный материал, запоминание новых слов, появляющиеся в процессе обучения.

Просмотр содержимого документа
«Формирование номинативного словаря у обучающихся с нарушением интеллекта.»

Формирование номинативного словаря у обучающихся с нарушением интеллекта.



Современный этап развития общества детерминирует создание условий для оптимального развития и обучения детей, имеющих устойчивые нарушения здоровья, которые влекут за собой существенные ограничения жизнедеятельности. Особенно это актуально для детей с нарушениями интеллектуального развития, у которых не сформированы все высшие

психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Словарный запас, которыми владеют умственно отсталые обучающиеся, может сказать об их особенностях, потому как он более однотипен, беден, может проявляться частыми повторами одних и тех же слов.

У детей c нарушениями интеллекта наблюдается замедленный темп в познавательной сфере, более сложно осваивается изучаемый учебный материал, запоминание новых слов, появляющиеся в процессе обучения.

Слово - фундаментальная единица языка.

Словaрная работа – это узкоспециальная систематическая работа, направленная на пополнение лексической основы речи учащихся.

Номинативный словарь – это словарь для называния, обозначения

предметов, явлений, качеств, действий.

Понятие «номинативный словарь современного русского языка» в

лингвистической науке последних десятилетий находится в постоянном

развитии, как в плане его величины, так и в плане содержания.

В связи с необходимостью обогащения словарного запаса обучающихся возникает проблема создания лексического минимума общеупотребительных слов. В советской методике у истоков этого направления были К.Б. Бархин, В. А. Добромыслов, П. М. Петрова.


Важнейшими требованиями, предъявляемые к речевым упражнениям, являются: систематичность, последовательность, перспективность, элементы новизны, разнообразие видов, доступность.

Чтобы новое слово вошло в словарь обучающегося необходимо, чтобы знакомство с лексическим значением нового слова происходило на основе операций анализа, синтеза, обобщения.

При выборе слов следует учитывать следующие критерии: практическая значимость слова, т. е. роль слова в познавательной и речевой деятельности; частотность употребления слова, т. е. регулярное использование его в речи обучающихся в связи с изучением программного материала; семантическая доступность слова — критерий, требующий учитывать способность понять сущность явления, которое обозначается словом. Формирование словарного запаса в школе предусматривает усвоение значения слова, его лексических, грамматических, фонетических и орфографических признаков, стилистически правильного и активного использования слов и фразеологических оборотов в устной и письменной речи.

Учитывая основные недостатки лексической стороны речи обучающихся с нарушением интеллекта, выделяются основные задачи формирования словарной работы:

1. Систематическое ознакомление обучающихся с новыми словами и устойчивыми словосочетаниями — эта работа проводится в связи с наблюдениями окружающей действительности, расширением круга представлений обучающихся о природе и обществе.

2. Обучающиеся с нарушением интеллекта нуждаются в неоднократном повторении нового слова для его запоминания. Поэтому необходимо, чтобы слово, встретившееся на одном уроке, употреблялось обучающимися на других уроках.

3. Происходит увеличение количества активно используемых слов, смысл которых хорошо и точно понимается обучающимися.

Требования к процессу формирования словарного запаса школьников имеющими интеллектуальную недостаточность:

1) Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени. Необходимо соблюдать принцип небольших шагов, или расчлененности подачи материала. Исследования В.А. Сумароковой показали, что для обучающихся младших классов среднее оптимальное число слов в пределах одного этапа 2 - 3 слова.

2) Необходимо стремится к контекстному объяснению новых слов. Процесс точного запоминания слов гораздо эффективнее, если они объединены в тематические группы или включены в предложение.

3) Процесс презентации слов должен опираться на работу всевозможных анализаторов. Новое слово обязательно прочитывается или произносится педагогом и воспринимается обучающимися на слух; затем при активном участии обучающихся разбирается его значение с использованием наглядных или словесных средств; далее слово еще раз прочитывается обучающимися.