СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование норм орфоэпии у обучающихся младших классов в процессе организации речемыслительной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование норм орфоэпии у обучающихся младших классов в процессе организации речемыслительной деятельности»




Формирование норм орфоэпии у обучающихся младших классов в процессе организации речемыслительной деятельности


Федеральный государственный образовательный стандарт начального бщего образования предъявляет требования к формированию не только предметных, но и метапредметных результатов. Метапредметные результаты включают универсальные учебные действия, которые в общем смысле отражают «умение учиться» и обеспечивают успешность ученика на всех школьных предметах [1].

Именно в начальной школе закладываются основы универсальных учебных действий, которые создают базу для дальнейшей успешной учебы и одним из таких важных умений является умение строить речевое высказывание и формулировать свою мысль.

Интенсивный процесс усвоения литературных норм русского языка происходит преимущественно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Отсюда велика роль школы в становлении и развитии навыков правильной устной речи, то есть в изучении орфоэпии. Орфоэпия (греч. orthos- прямой, правильный и epos- речь) – это совокупность правил устной речи, устанавливающих единообразное литературное произношение.

Основной целью орфоэпической работы в начальной школе является обучение младших школьников нормам русского литературного произношения. Это означает, что в процессе обучения в начальных классах учащиеся должны научиться орфоэпически грамотно читать написанное и напечатанное, грамотно записывать орфоэпически диктуемое, орфоэпически правильно строить свою устную речь [2].

Для успешного овладения учащимися литературным произношением необходимо становление и закрепление целого комплекса умений: слушать звучащую речь; слышать произносимое, находить отклонения от орфоэпических и акцентологических норм в чужой и собственной речи; правильно воспроизводить услышанное на основе образца; дикционно ясно артикулировать звуки, звукосочетания, слова родной речи; соотносить слышимое и произносимое слово с видимым; определять соответствие звукового и буквенного состава, находить противоречие между литературным произношением и написанием слова; самостоятельно употреблять орфоэпические и акцентологические образцы в собственной устной речи и при чтении.

Формирование и развитие у младших школьников перечисленных умений и определяет содержание орфоэпической работы в начальных классах того минимума, который является обязательным для усвоения младшими школьниками русского языка. Его составляющие:

1) произношение сочетания «чт» в местоимении «что» и его производных;

2) произношение сочетания «чн» в отдельных словах: конечно, нарочно, скворечник, скучный и др., в отчествах на – ичн;

3) произношение сочетания «щн» в существительном «помощник»

4) произношение слова «сегодня» [ с҆҆ эводн҆ а];

5) произношение сочетаний «гк», «гч» ( лёгкий, легчайший);

6) произношение заимствованных слов с фонемным сочетанием «йо» в позиции начала слова или после гласного: йод, район, майор;

7) произношение слов иноязычного происхождения на «он» в положении после согласного: батальон, почтальон;

8) произношение твёрдых и мягких согласных перед «е» в заимствованных словах: шоссе, музей и др.;

9) произношение мягких губных согласных на конце числительных семь, восемь и в глагольных формах типа составь, составьте.

В учебно-методических комплектах по русскому языку для начальной школы отобраны такие слова и грамматические формы, которые отличаются устойчивостью, стабильностью произношения в современном русском литературном языке. Именно такие слова и формы, не допускающие колебаний с орфоэпической точки зрения в речи говорящих, являются предметом усвоения в младшем школьном возрасте. Это:

  1. Общеупотребительные слова с трудным ударением

алфавит звонить мусоропровод

библиотека каталог простыня

водопровод квартал столяр

диалог километр средства

договор компас хозяева

документ красивее щавель

  1. Заимствованные слова с твёрдым произношением согласных перед «е» (антенна, тире, шоссе, термос) и с мягким произношением согласных перед «е» ( музей, рельс, шинель).

  2. Слова с трудными звукосочетаниями: асфальт, балерина, бульон, велосипед, женщина, йод, комбайн, конечно, мужчина, помощник, радио, район, скворечник, скучно, трамвай, что.

  3. Имена существительные с неподвижным ударением

- на основе (во всех формах): кран- кранов, торт- тортов, флаг-флагов, бант-бантов, стержень-стержней, туфля-туфель, шофёр-шофёров, шарф-шарфов;

-на окончании (за исключением формы именительного падежа единственного числа): плод- плода, бинт- бинта, блин-блина, герб-герба, пруд-пруда, серп-серпа.

  1. Имена существительные с подвижным ударением

- ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание во множественном числе: директор- директора, доктор- доктора, слесарь- слесаря, шкаф- шкафы;

- ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание в косвенных падежах множественного числа: гусь- гусей, лось- лосей, волк- волков, вор- воров, корень- корней, новость- новостей;

- ударение с окончания в единственном числе перемещается на основу в винительном падеже, множественное число не даёт схемы движения ударения: доска- доску, доски- досок-доскам-досками- о досках; стена- стену, стены- стен- стенам- стенами- о стенах; щека- щёку, щёки- щёк- щёкам- щёками- о щёках.

Метапредметность при обучении нормам правильного произношения можно выстраивать на деятельных и мыследеятельных основаниях. Метапредметные результаты включают усвоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия. Отсюда возникает вопрос: какие методические приёмы будут наиболее эффективны для формирования метапредметных результатов?

Для формирования орфоэпически правильной речи можно использовать упражнения, с помощью которых школьники не только усваивают установленные нормы произношения, но параллельно совершают речемыслительные действия, ставят и планируют пути достижения цели, соотносят свои действия с планируемым результатом, определяют способы действий в рамках предложенных условий и требований, осуществляют контроль своей деятельности, строят логические рассуждения, умозаключения, учатся работать с орфоэпическим словарём. Работа осуществляется от простого к сложному.

1. Чтение учащимися записанных на доске слов.

На этапе «минутка чистописания» в 1-2 классе

на доске даны буквы Ы Н А Б Т.

У-ль: 1) прочитайте буквы, 2) составьте из букв слово

3) прочитайте слово, 4) проверьте по словарю, оцените себя 5) напишите букву, которая обозначает гласный ударный звук.

В 3-4 классе работу можно усложнить. (Можно использовать на минутке чистописания или словарной работе)

На доске набор букв О Д Г Р О В

У-ль: 1) Предложите задание, связанное с этими буквами.

2) Прочитайте слово

3) Как проверить, кто прав в постановке ударения?

Проверьте и оцените себя

4) Составьте предложение с этим словом

5) Определите букву для минутки чистописания. Она обозначает согласный непарный твёрдый звук и напишите её в соединении с буквой, которая обозначает гласный ударный звук.

При выполнении такого упражнения у детей развиваются регулятивные и познавательные УУД. Идёт поиск пути решения, осуществляется самопроверка

2. Орфоэпические разминки.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач. Например, изучение темы «Виды предложений по цели высказывания ». Детям даётся задание, определить вид предложения. Но сначала их надо правильно, соблюдая орфоэпические нормы прочитать.

1.Мы разговаривали до самого аэропорта.

2.Линия обороны растянулась на километр.

3.Звонят- откройте дверь.

4.Иван Петрович сохранил важный документ.


Уч-ль: 1.Прочитайте самостоятельно

2.Прочитайте друг другу

3.Сравните ударение в подчёркнутых словах.

4.Докажите, что надо так произносить данные слова

В ходе работы над данным упражнением идёт формирование умения находить ответы , обращаясь к словарю, выразительно читать предложения, учиться работать в паре, а также самостоятельно определять тему урока и формулировать цель. В ходе разбора предложений выясняем, что предложение «Звонят- откройте дверь.» не является повествовательным. Возникает вопрос, выяснить какое это предложение. Также дети прогнозируют область применения данных знаний: научиться в будущем правильно определять виды предложений.


3. Нахождение отличия в лексическом значении слов. Детям предлагается объяснить, какую роль играет ударение в приведённых парах слов. При необходимости обратиться к орфоэпическому и толковому словарям: рУки-рукИ, языкОвая-языковАя, пОлки-полкИ, прОпасть- пропАсть, стрУны- струнЫ, парИть- пАрить, моЮ- мОю, крУжки- кржкИ, хлОпок- хлопОк.

В 3-4 классах работу можно усложнить, используя предложения.

Столяр сделал книжные полки. По дороге двигались вооружённые полки.

1.Прочитайте предложения.

2.Обсудите в парах, что общего есть у последних слов в предложениях и в чём различие.

3.Почему в данных словах по-разному ставится ударение?

4.Составьте самостоятельно алгоритм «Как нужно действовать, чтобы правильно прочитать предложения»

Алгоритм

1.Читаю предложение про себя.

2.Определяю лексическое значение слов в предложении.

3.При необходимости пользуюсь словарём.

4.Читаю предложение вслух.

При выполнении таких упражнений у детей формируется умение работать по плану, извлекать информацию, договариваться и приходить к общему решению и оценивать свой результат. Обращение к словарю формирует у учащихся информационные познавательные УУД. Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих обращение к словарю, выработает у детей привычку обращаться к ним и вне урока.


4. Игра «Четвёртый лишний». Учащимся предлагается исключить по одному слову в каждой цепочке по самостоятельно найденному признаку:

монолог, диалог, каталог, филолог;

связАла, понялА, принялА, началА;

пОнял, нАчал, ждалА, зАнят

тУфля, шАрфы, гербЫ, тОрты

Данное упражнение работает на формирование познавательных УУД: осуществляют анализ слов, устанавливают причинно-следственные связи


5. Составление учащимися рассказа с употреблением в нём слов из орфоэпического словаря. Слова выбирают школьники. Учитель указывает только их количество, например 10-15 слов: Тема: «Моя мама»

Моя мама- удивительный человек. Она работает помощником директора фирмы. Ей часто приходится подписывать документы и договоры. На работе она строгая и серьёзная, а дома весёлая и заботливая. Красивее моей мамы никого нет, и я хочу быть на неё похожа. Летом на велосипедах мы отправляемся в поход. Всегда берём с собой компас, средства связи, термос, свитер, бутерброды, бинты, йод. Мама прочитала мне много интересных книг, из которых я узнала, что такое недуг, каталог, щавель, компьютер, дециметр и километр, водопровод и мусоропровод. А сколько бессонных ночей она провела, когда я болела. Мне хочется, чтобы все мамы на Земле жили вечно.

Это упражнение работает на формирование умения строить предложения и связный текст, выражая свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, соблюдая нормы литературного произношения.

6. Восстановление пропущенных слов в пословицах и их произнесение: … смехами, кончил слезами; … хорошее, да конец плохой; … лён трепать, так над ним не стоять. Слова для справок: начало, начали, начал. Задания учителя:

1) Поставьте ударение в словах для справок.

2) Вставьте пропущенное слово в каждую пословицу.

3) Объясните, что означают данные пословицы.

7. Поочерёдное исключение слов.

На доске написаны слова: докумЕнт, хвОя, Адрес, пОнял, шофёр, Искра.

Задания учителя:

1) Прочитайте слова.

2) Поставьте ударение.

3) Исключите по одному слову из цепочки. ( Понял- глагол, остальные имена существительные, документ- 3 слога, в остальных по 2 слога, шофёр- одушевлённое, остальные неодушевлённые, хвоя — звуков больше, чем букв, а в остальных- одинаковое количество, искра — все согласные звуки- твёрдые, а в слове адрес- один мягкий согласный звук).

4) Составление нового словарного слова. Задание учителя:

- выделите букву, обозначающую согласный звук во втором слоге слова документ.

- найдите букву, которая обозначает гласный ударный звук в слове хвоя.

- выделите букву, которая обозначает глухой согласный звук в слове адрес.

- выделите букву, которая обозначает согласный глухой мягкий звук в слове понять

- выделите букву, которая обозначает гласный ударный звук в слове шофёр.

- выделите букву, которая обозначает звонкий непарный согласный звук в слове искра.

Ответ: костёр.

Систематическое использование такого рода упражнений на уроках русского языка может стать залогом успешного овладения младшими школьниками нормами правильного литературного произношения слов, что в свою очередь обеспечит умение строить речевые высказывания любого содержания. Такое умение придает ученику уверенность в своих силах, создает основу для успешной учебы. Овладение УУД ведёт к формированию самостоятельности, умению пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.


Список литературы:

  1. Проектирование программы развития универсальных учебных действий: методические рекомендации/под ред. А.А. Пивоварова. Киров: КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», 2016. 56 с.

  2. Лабутина С.В. Изучение орфоэпии в начальной школе на речемыслительной основе //Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста: Матер. Всерос. заоч. науч. практ. конф. с междунар. участием. Киров, 2012.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!