Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение №29 детский сад «Теремок»
Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания.
Воспитатель:
Данилова Елена Сергеевна
Труд – это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания.
А.С. Макаренко
Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.
Образовательные области
- Коммуникативно –личностное развитие
- Познавательно-речевое развитие
- Художественно – эстетическое развитие
- Физическое развитие
Цель: формирование у детей трудовых навыков и нравственных
качеств личности.
Задачи:
- учить выполнять трудовые действия, необходимые для
выполнения трудовых поручений;
- формировать культуру труда (подготавливать рабочее место,
уметь подбирать необходимые инструменты и материалы, бережно
с ними обращаться);
- развивать настойчивость, целеустремлённость, самостоятельность,
инициативность, ответственность, способность к преодолению
трудностей для достижения поставленной цели;
- воспитывать интерес к труду взрослых и уважение к человеку-
труженику (на примере доступных пониманию детей профессий, а
также на примерах из жизни близких людей), оказывать посильную
помощь при организации совместного труда со взрослым, с
интересом включаться в процесс труда;
- воспитывать бережное отношение к результатам труда;
- воспитывать в детях, на примерах труда взрослых, дружелюбие,
взаимопомощь, вежливость, честность, гуманные чувства, уважение
друг к другу, к результатам труда.
Труд - важнейшее средство воспитания , начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку , осмыслен им как приносящий пользу другим людям.
Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей.
Средства трудового воспитания дошкольников:
- Ознакомление детей с трудом взрослых;
- Трудовое обучение;
- Самостоятельный труд детей.
Методы ознакомления с трудом взрослых:
- наблюдение за трудом взрослых;
- экскурсии ( на пищеблок, в мед кабинет, в кабинет зав., в прачечную и т.п.);
- беседы (о труде, трудовой деятельности, о человеке труда);
- чтение худ литературы;
- рассматривание картин;
- рассказы воспитателя;
- дидактические игры;
- участие в труде взрослых.
Взаимодействие с родителями по трудовому воспитанию.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Трудовое воспитание в детском саду не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Ведь в семье имеются наиболее благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье, они должны быть хорошо знакомы с тем, какие существуют задачи трудового воспитания, знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. С этой целью необходимо систематически знакомить родителей с содержанием и методами трудового воспитания детей разного возраста, с требованием детского сада к формированию у ребенка трудовых навыков. Любое начинание в педагогической деятельности будет эффективным, если в нем принимают участие родители. Поэтому в работе с семьей используются разнообразные формы и методы: консультации, собрания, памятки, участие в конкурсах.
Виды труда
Самообслуживание – это труд, направленный на обслуживание самого себя (умывание, одевание, раздевание и т.д.)
Хозяйственно-бытовой труд – это труд по уборке помещений, участие в организации бытовых процессов и общественной деятельности и т.д.
Труд в природе
Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе.
Ручной и художественный труд.
Направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека.
Спасибо за внимание!