СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование образовательной среды на уроках русского языка и литературы для обучающихся с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Формирование образовательной среды на уроках русского языка и литературы для обучающихся с ОВЗ»

Просмотр содержимого документа
««Формирование образовательной среды на уроках русского языка и литературы для обучающихся с ОВЗ»»

Региональная дистанционная педагогическая конференция 
"Дети разные, права на образование равные»

(сопровождение детей с ОВЗ в ДОО и школе)

«Формирование образовательной среды на уроках русского языка и литературы для обучающихся с ОВЗ»

Кочеткова В.А., учитель русского языка и литературы

МОУ лицей г.о. Электрогорск

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых важных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ. Это связано с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями, из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
У большинства обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом.
При подборе содержания занятий для обучающихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям обучающихся методов и форм организации обучения.

Работа с детьми с ОВЗ на уроках русского языка и литературы

Одной из причин, препятствующих включению в социум обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, является низкий уровень развития речевой культуры. Эмоциональный и звуковой строй  речи тоже страдают. Это приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми, препятствует  самореализации ребёнка, его личностному росту, процессам адаптации и интеграции. Выпускники не умеют использовать имеющиеся знания, не могут найти себя в жизни, выстроить общение с окружающими.
При этом олигофренопедагогика предлагает широкий спектр учебных и методических рекомендаций по проблеме речевого развития умственно-отсталого школьника, а конкретные способы,  средства и методы  каждый учитель подбирает индивидуально, исходя из особенностей  класса, имеющихся проблем в речи детей.

Развитие, совершенствование и обогащение речи обучающихся с ОВЗ – одна из серьезнейших и всегда актуальных задач преподавания русского языка и литературы  в школе. Здесь обучаются дети с нарушением интеллектуальной деятельности, часто осложненной  недоразвитием слухового и речедвигательного анализаторов. Все это приводит к значительным затруднениям в овладении ими речью. Речь обучающихся  примитивна, шаблонна, недостаточно точна. Особенно беден и ограничен их словарь. Речи не свойственны слова различных грамматических категорий, обозначающих абстрактные понятия. Очень редко они употребляют наречия, глаголы с приставками, союзы, имена прилагательные, но зато часто  можно услышать слова он, она, тут, там, вот, ну, как его там, ага и другие.

Всё это препятствует и изучению ими орфографии, так как обучать орфографии невозможно без учета взаимодействия  лексического и грамматического значения.
Развитая речь предполагает владение достаточно большим  запасом слов, умение использовать весь арсенал средств языка в соответствии с нормами правильной речи, а также умение пользоваться этими средствами в различных ситуациях с учетом задачи точной передачи информации, задачи быть понятым собеседником и задачи воздействия на собеседника

Как организовать работу по овладению учащимися норм развитой речи, какие виды упражнений дают более ощутимые результаты, какие методы и приемы работы применять на уроке, как обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход в работе по развитию речи обучающихся с ОВЗ?
В практике  своей работы  на уроках русского языка и литературы я использую следующие активные методы, формы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний обучающихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами. Используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия.
5.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

7. Наиболее интересным и продуктивным для работы с детьми с ОВЗ считаю исследовательский метод.
Каждый ребенок по природе своей – исследователь. Неутомимая жажда  новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию рассматриваются в методике как важнейшие черты детского поведения.

Именно поисковая активность порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое и умственное развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
На уроках трудно на применить исследовательский метод, но исследовательскую работу над словом,  орфографическим правилом проводить возможно и нужно. Эта работа повышает уровень активности обучающихся на уроке, заставляет думать и искать варианты ответа, мыслить, анализировать учебный материал, сопоставлять факты, находить различные пути решения проблемы, выбирать  правильные варианты ответов, дифференцировать знания, запоминать стихи, значения слов, проговаривать правила и основные понятия, подбирать подходящие слова и выражения, делать выводы и обобщения.

Работу исследовательского характера  удобно проводить при работе над словом: это и знакомство с новыми словами, составление и анализ словарных статей к изучаемому слову, и словарно-орфографическая работа на уроке, работа со словарем.

Комплексная работа со словарным словом дисциплинирует школьников, приучает к определенной  структуре знакомства с новым словом, позволяет быстро ввести новое слово в активный словарь ребенка.

Для формирования культуры мышления и речи и развития умений и навыков исследовательского поведения ребенка можно использовать различные методики. Для развития речевых способностей обучающихся с ОВЗ на уроках письма целесообразно проводить речевые упражнения исследовательского характера.

«Посмотри на мир чужими глазами».
Читаю обучающимся неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги….»
- Предлагаю продолжить  и закончить рассказ несколькими способами. Представить, что ты гуляешь во дворе с друзьями – как ты отнесешься к появлению первого снега?
- Представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге;
- Представь, что ты летчик, отправляющийся в полет;
- Представь, что ты ворона, сидящая на ветке;
- Представь, что ты зайчик в лесу и т.д.
Аналогичные рассказы можно давать на разные темы. Подобная работа позволяет смотреть на явления и события с разных точек зрения
Игру «Наблюдение» можно  использовать  перед уроком развития речи «Описание по наблюдениям». Эффективным заданием для развития умения наблюдать может стать предложение рассмотреть осенние листья, деревья, яблоки и  т.д. Их можно взять в руки, внимательно  рассмотреть, определить форму, цвет. Поговорить о том, почему листья опадают или как созревают плоды, а затем знания, полученные в ходе наблюдения, использовать в сочинениях или устных высказываниях.

На уроках литературы при изучении темы «сказки» я предлагаю детям описать сказочного героя или сказочный предмет именами прилагательными. На карточках или методом нашептывания на ухо каждый получает определенного героя. Другие дети не видят задания. Ученик описывает героя, после минутной подготовки, другие дети должны по описанию-загадке узнать его. В конце года при обобщении прочитанного за год подобную работу провожу не только по сказкам, но и другим изученным произведениям.
Чтобы повысить уровень работоспособности на уроке, заинтересовать обучающихся, заставить работать, необходимо найти такой «ключик» в душе ребенка, который позволит приоткрыть способность к творчеству, поиску. С этой целью возможно использовать на уроках следующие виды работ исследовательского характера:
1.     Составь как можно больше предложений из данных слов.
ПРИМЕР: творог, верблюд, матрос. Варианты детских ответов:
«Матрос на верблюде привез детям творог» , «Матрос накормил верблюда творогом» и т.д.
2.     Расскажи другими словами.
ПРИМЕР: Муха села на варенье. (летающее насекомое с прозрачными крылышками и хоботком спикировало на вещество, сваренное из ягод и сахара).

3.«Назови аналоги  предмета»
ПРИМЕР: лодка (корабль, танкер,  подлодка, крейсер и т.д.)
На уроках литературы игра «Скажи по- другому» помогает в речевом анализе текста, уточнении лексического значения слов в контексте.
П: «Ворона и Лисица» И.А.Крылов – «взгромоздясь», «позадумалась»,
«близехонько»
4.Игра «Ассоциации»
Эта игра позволяет лучше узнать внутренний мир ребенка, взаимоотношения в подростковой группе и одновременно, развивает ассоциативное мышление, образность речи.
При подготовке к обучающему сочинению с элементами рассуждения использую метод неоконченных предложений:
«Осенние каникулы я провел(провела) хорошо, потому что…»
(«Как я провел каникулы»)
« Я люблю свою маму, потому что….» («Мама слово дорогое»)
« Мне нравиться учиться, потому что….» («Наш главный труд –учеба»).
Подобные шаблонные задания позволяют усвоить учениками развернутые, сложные схемы построения предложения. При регулярном их использовании шаблоны постепенно входят в речевой резерв, становятся нормой.

В практике своей работы я использую описанные приемы и методы работы над развитием речи обучающихся, приучая их выявлять и решать проблему, делать выводы и обобщения, наблюдать, экспериментировать, полученные знания применять на практике, помогая тем самым решать главную проблему речевого развития обучающихся – пользоваться тем даром, которым наделен человек – даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, наблюдать.

8. Также включаю в свою работу коррекционные упражнения: для развития зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, мышления и пр. Например,
• на концентрацию внимания даю задание «Не пропусти ошибку»;
• на словесно-логическое обобщение – «Какое время года описано в стихотворении, как это определили?» (животное, дерево и т.п.).
• на слуховое восприятие – «Исправь неправильное утверждение».
Принцип мотивации к учению заключается в том, что задания, упражнения и пр. должны быть интересны ученику. Вся организация обучения ориентирована на добровольное включение ученика в деятельность. Для этого даю творческие и проблемные задания, но соответствующие возможностям ребёнка.
Устойчивый интерес к учебной деятельности у обучающихся с ОВЗ формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Например: поможем сказочному герою посчитать количество предметов, звуков, слогов и т.д. Предлагаю детям чтение слов по полубуковке. Половина слова (верхняя или нижняя) закрывается. На уроках в виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Зашифрованная тема. « - Мы сегодня разведчики, нам нужно выполнить задание.- Расшифруйте слово, для этого расставьте буквы в соответствии с цифрами по порядку».
На примере урока русского языка по теме: «Имя существительное. Значение в речи. Наблюдение над многозначными словами» (6 класс) отражена технология коррекционно-развивающего обучения, которая направлена на развитие и коррекцию психических и физических недостатков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Добиваться высокого уровня эффективности уроков позволяют информационные ресурсы. В кабинете имеются диски по теоретическим и практическим разделам русского языка, с тестовыми заданиями. Использование компьютерных дисков на уроках русского языка позволяет обучающимся лучше воспринимать объяснения учителя, узнавать много новой информации, проверять свои знания и умения с помощью тестов.
9. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов, поэтому здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. В своей практической деятельности обеспечиваю укрепление психического здоровья обучающихся, используя:
Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей (Разминка во время напряженной интеллектуальной деятельности, музыкально-ритмическая гимнастика).
Упражнения на снятие нервного напряжения у детей («Воздушный шар». «Артистическое приседание», «Любопытная Варвара» (расслабление мышц шеи), "Лимон" (расслабление мышц рук), "Слон" (расслабление мышц ног), «Сосулька» (быстрое снятие сильного эмоционального и физического напряжения), "Тишина" (расслабление всего организма),"Бубенчик", "Задуй свечу», "Летний денек»,«Муха»).
- Упражнения на развитие эмоциональной сферы («Шалтай-Болтай», «Релаксация», «Гимнастика», «Хорошее настроение», «Споем», «Поссорились два петушка», «Иголка и нитка», «Дракон кусает свой хвост», «Лисонька, где ты?», «Слушай команду», «Я не знал!», «Возьми и передай», «Раздумье»).
10. Активные методы рефлексии.
На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Широко используется приём с различными цветовыми изображениями. У обучающихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.
«Дерево чувств» – обучающимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.
«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.
Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность обучающихся с ОВЗ.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность обучающихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность обучающихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.
Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у обучающихся с ОВЗ



Источники и литература:
1. А.К.Аксенова «Методика обучения русскому языку в школе» ВЛАДОС 1999Г
2. А.И.Липкина «Работа над устной речью учащихся на уроках чтения» Издательство «Просвещение» 1967 г.
3. М.Р.Львов «Развитие речи учащихся в начальной школе» «Просвещение» Москва 1965
4. Евдокимова Е. В. «Коммуникативно-речевая направленность уроков русского языка и чтения с применением элементов исследовательской работы в коррекционной школе VIII вида как фактор развития речевых и умственных способностей учащихся».
5. Н.Г.Кувашева, Л,Л,Страхова «Готовые сочинения» Волгоград 20001, С.П. -2005г



1