СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование общекультурной компетенции у умственно отсталых обучающихся «

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Ученик - не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь!"

Просмотр содержимого документа
««Формирование общекультурной компетенции у умственно отсталых обучающихся «»

«Формирование общекультурной компетенции

у умственно отсталых обучающихся «



«Ученик – не сосуд, который надо наполнить,

а факел, который необходимо зажечь».

                                   К. Д. Ушинский


На современном этапе модернизации образования провозглашается компетентный подход как одно из важных положений обновления содержания образования, где встает в полный рост актуальность проблемы культуры и воспитания «человека культурного». 



Под общекультурной компетенцией личности следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами.

Общекультурные компетенции - определенный круг вопросов, в которых обучающийся должен быть хорошо осведомлен, обладать знаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

  Существует множество направлений формирования общекультурной компетенции. Я бы хотела описать 7 направлений, которые педагоги нашей школы применяют на практике, я условно назвала их:

  • «Ребенок»,

  • «Ребенок и семья»,

  • «Ребенок и школа»,

  • «Ребенок и право»,

  • «Ребенок и культура»,

  • «Ребенок и Отечество»,

  • «Ребенок и планета».


Ребенок


емья

Здесь происходит осмысление обучающегося с ОВЗ себя, как культурной частички окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.

Формы реализации данного направления в нашей школе это:

  • Беседы, классные и воспитательские часы о доброте, красоте. Акции милосердия «Дари добро», благотворительные ярмарки, дни улыбки, праздники «Добру пусть откроется сердце».

  • Пропаганда здорового образа жизни: участие в спортивных мероприятиях, конкурсах плакатов «Мы рисуем спорт», «Днях здоровья», «Весёлых стартах», «Марафонах дружбы», акциях «Красная ленточка», #СтопНаркотик..

  • Соблюдение режима дня, привитие нормативности поведения, что приучает к самодисциплине.

  • Воспитание культуры внешнего вида через беседы, воспитательные мероприятия, концертные выступления.


Предполагаемый результат деятельности:

У обучающихся с умственной отсталостью должно произойти усиление личностных ресурсов т.е. развиты способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности. Развит самоконтроль и расширен репертуар социальных поведенческих стратегий.

РЕБЕНОК И СЕМЬЯ

В направлении «Ребенок и семья» главный фактор - воспитание семьянина. Общекультурная компетенция проявляется в любви к родителям, родственникам. Обучающиеся с ОВЗ должны знать нормальные семейные традиции, уметь любить и беречь своих близких.

Проблема заключается в том, что многие наши воспитанники воспитываются в неблагополучных, неполных семьях, где ребятам уделяется недостаточно внимания. Некоторые из родителей сами имеют ограниченные возможности здоровья, что не дает им возможности оказания полноценной помощи своим детям в обучении и развитии.  

Формы реализации направления «Ребенок и семья»:

Родительские собрания.

Совместные мероприятия, выезды на природу.

Классные и воспитательские часы, беседы на тему дружбы, любви, семьи.

Предполагаемый результат:

Сформированы у умственно отсталых обучающихся понятия социальных ролей дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника. Установлено взаимопонимание «детей» и «взрослых».


РЕБЕНОК И ШКОЛА.

В школе обучающиеся с ОВЗ получают не только знания, но и учатся жить. Школа-источник необходимых общекультурных компетенций. В направлении «Ребенок и школа» происходит осмысление школьниками с умственной отсталостью необходимости знаний для нормальной жизни в современном мире.

Формы реализации направления:

Предметные недели, мероприятия по развитию познавательной активности.

Мероприятия по профориентации: классные часы «В мире профессий», анкетирование «Кем быть?».


Предполагаемый результат:

Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для успешного развития индивидуальности каждого ребенка с ОВЗ. Обучающийся должен быть самостоятельным, объективным, умеющим подчиняться, обладающий этикой взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-ученик».

РЕБЕНОК И ПРАВО

В этом направлении происходит осмысление обучающимися с ОВЗ необходимости усвоения правовых знаний – правовой культуры.

Формы реализации направления это:


Знакомство с нормативно-правовой базой, с Конституцией РФ, с Конвенцией о правах ребёнка, с Декларацией прав ребёнка и другими законодательными актами.


Работа проводится в информативной, игровой формах.

Предполагаемый результат:

Умственно отсталый обучающийся должен обладать элементарными знаниями о своих правах и обязанностях, как гражданина России.

РЕБЕНОК И КУЛЬТУРА

Данное направление предполагает осмысление обучающимися с ОВЗ значимости искусства для человека, развитие духовного мира на основе познания искусства, литературы, фольклора.


Формы реализации направления

Воспитательские и классные часы «Что такое красота», «Красота в природе и искусстве», «Как прекрасен этот мир».

Посещение библиотек, выставок, музеев, просмотр видеофильмов, кукольных спектаклей.

Участие в творческих конкурсах, фестивалях и выставках.

Кружковая работа.

Концертные выступления, инсценированние сказок, игра на различных музыкальных инструментах.

Предполагаемый результат направления «Ребенок и культура»:

Обучающиеся школы-интерната должны уметь видеть прекрасное в окружающей действительности, участвовать в художественной самодеятельности.

РЕБЕНОК И ПЛАНЕТА

В направлении происходит осмысление ребёнком с ОВЗ себя как части планеты земля. Каждый гражданин в ответе за себя, за природу, за всю Планету.

Формы реализации направления:

Участие в субботниках.

Экскурсии «В гости к зеленой аптеке», «Вот и осень к нам пришла». «Растения и животные предсказывают погоду».

Акции: «Помоги зимующим птицам», «Альтернативная ель»

Конкурсы рисунков «Береги природу – наш дом», загадок, стихов о природе.

Предполагаемый результат:

Обучающиеся осознают, что настоящему гражданину следует знать, что такое духовная и материальная культура. Они должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить.


РЕБЕНОК И ОТЕЧЕСТВО

Осмысление ребёнком себя, как части своей Родины, её гражданина и патриота. Каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин Отечества.

Формы реализации направления:

Уроки мужества.

Шефство над ветеранами ВОВ.

Гражданско-патриотические праздники: «День защитника Отечества», «Смотр строя и песни»

Посещение Музея боевой славы.

Акции: «Забота», «Георгиевская ленточка»

Встречи с участниками ВОВ, Афганистана, Чечни.


Предполагаемый результат:


Обучающийся с умственной отсталостью должен быть убежден в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее духовное наследие, верен своему гражданскому историко-культурному долгу и готов к защите своего Отечества.


Таким образом, в педагогическом процессе при формировании общекультурной компетенции дети активно пробуют свои силы в различных видах деятельности: учебной, игровой, спортивной, творческой, трудовой. Обучающиеся учатся применять свои физические и психологические качества в различных ситуациях.

Несмотря на всю нашу педагогическую деятельность по формированию общекультурной компетенции у обучающихся с умственной отсталость, мы ещё сталкиваемся достаточно часто с тем, что наши воспитанники выражаются нецензурно, оскорбляют друг друга, в конфликтных ситуациях могут применить агрессивные действия.

Поэтому необходимо активизировать работу по формированию общекультурной компетенции у обучающихся с умственной отсталостью.