«Формирование общекультурной компетенции
у умственно отсталых обучающихся «
«Ученик – не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который необходимо зажечь».
К. Д. Ушинский
На современном этапе модернизации образования провозглашается компетентный подход как одно из важных положений обновления содержания образования, где встает в полный рост актуальность проблемы культуры и воспитания «человека культурного».
Под общекультурной компетенцией личности следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами.
Общекультурные компетенции - определенный круг вопросов, в которых обучающийся должен быть хорошо осведомлен, обладать знаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
Существует множество направлений формирования общекультурной компетенции. Я бы хотела описать 7 направлений, которые педагоги нашей школы применяют на практике, я условно назвала их:
«Ребенок»,
«Ребенок и семья»,
«Ребенок и школа»,
«Ребенок и право»,
«Ребенок и культура»,
«Ребенок и Отечество»,
«Ребенок и планета».
Ребенок
емья
Здесь происходит осмысление обучающегося с ОВЗ себя, как культурной частички окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.
Формы реализации данного направления в нашей школе это:
Беседы, классные и воспитательские часы о доброте, красоте. Акции милосердия «Дари добро», благотворительные ярмарки, дни улыбки, праздники «Добру пусть откроется сердце».
Пропаганда здорового образа жизни: участие в спортивных мероприятиях, конкурсах плакатов «Мы рисуем спорт», «Днях здоровья», «Весёлых стартах», «Марафонах дружбы», акциях «Красная ленточка», #СтопНаркотик..
Соблюдение режима дня, привитие нормативности поведения, что приучает к самодисциплине.
Воспитание культуры внешнего вида через беседы, воспитательные мероприятия, концертные выступления.
Предполагаемый результат деятельности:
У обучающихся с умственной отсталостью должно произойти усиление личностных ресурсов т.е. развиты способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности. Развит самоконтроль и расширен репертуар социальных поведенческих стратегий.
РЕБЕНОК И СЕМЬЯ
В направлении «Ребенок и семья» главный фактор - воспитание семьянина. Общекультурная компетенция проявляется в любви к родителям, родственникам. Обучающиеся с ОВЗ должны знать нормальные семейные традиции, уметь любить и беречь своих близких.
Проблема заключается в том, что многие наши воспитанники воспитываются в неблагополучных, неполных семьях, где ребятам уделяется недостаточно внимания. Некоторые из родителей сами имеют ограниченные возможности здоровья, что не дает им возможности оказания полноценной помощи своим детям в обучении и развитии.
Формы реализации направления «Ребенок и семья»:
Родительские собрания.
Совместные мероприятия, выезды на природу.
Классные и воспитательские часы, беседы на тему дружбы, любви, семьи.
Предполагаемый результат:
Сформированы у умственно отсталых обучающихся понятия социальных ролей дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника. Установлено взаимопонимание «детей» и «взрослых».
РЕБЕНОК И ШКОЛА.
В школе обучающиеся с ОВЗ получают не только знания, но и учатся жить. Школа-источник необходимых общекультурных компетенций. В направлении «Ребенок и школа» происходит осмысление школьниками с умственной отсталостью необходимости знаний для нормальной жизни в современном мире.
Формы реализации направления:
Предметные недели, мероприятия по развитию познавательной активности.
Мероприятия по профориентации: классные часы «В мире профессий», анкетирование «Кем быть?».
Предполагаемый результат:
Создание комфортной обстановки, благоприятных условий для успешного развития индивидуальности каждого ребенка с ОВЗ. Обучающийся должен быть самостоятельным, объективным, умеющим подчиняться, обладающий этикой взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-ученик».
РЕБЕНОК И ПРАВО
В этом направлении происходит осмысление обучающимися с ОВЗ необходимости усвоения правовых знаний – правовой культуры.
Формы реализации направления это:
Знакомство с нормативно-правовой базой, с Конституцией РФ, с Конвенцией о правах ребёнка, с Декларацией прав ребёнка и другими законодательными актами.
Работа проводится в информативной, игровой формах.
Предполагаемый результат:
Умственно отсталый обучающийся должен обладать элементарными знаниями о своих правах и обязанностях, как гражданина России.
РЕБЕНОК И КУЛЬТУРА
Данное направление предполагает осмысление обучающимися с ОВЗ значимости искусства для человека, развитие духовного мира на основе познания искусства, литературы, фольклора.
Формы реализации направления
Воспитательские и классные часы «Что такое красота», «Красота в природе и искусстве», «Как прекрасен этот мир».
Посещение библиотек, выставок, музеев, просмотр видеофильмов, кукольных спектаклей.
Участие в творческих конкурсах, фестивалях и выставках.
Кружковая работа.
Концертные выступления, инсценированние сказок, игра на различных музыкальных инструментах.
Предполагаемый результат направления «Ребенок и культура»:
Обучающиеся школы-интерната должны уметь видеть прекрасное в окружающей действительности, участвовать в художественной самодеятельности.
РЕБЕНОК И ПЛАНЕТА
В направлении происходит осмысление ребёнком с ОВЗ себя как части планеты земля. Каждый гражданин в ответе за себя, за природу, за всю Планету.
Формы реализации направления:
Участие в субботниках.
Экскурсии «В гости к зеленой аптеке», «Вот и осень к нам пришла». «Растения и животные предсказывают погоду».
Акции: «Помоги зимующим птицам», «Альтернативная ель»
Конкурсы рисунков «Береги природу – наш дом», загадок, стихов о природе.
Предполагаемый результат:
Обучающиеся осознают, что настоящему гражданину следует знать, что такое духовная и материальная культура. Они должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить.
РЕБЕНОК И ОТЕЧЕСТВО
Осмысление ребёнком себя, как части своей Родины, её гражданина и патриота. Каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин Отечества.
Формы реализации направления:
Уроки мужества.
Шефство над ветеранами ВОВ.
Гражданско-патриотические праздники: «День защитника Отечества», «Смотр строя и песни»
Посещение Музея боевой славы.
Акции: «Забота», «Георгиевская ленточка»
Встречи с участниками ВОВ, Афганистана, Чечни.
Предполагаемый результат:
Обучающийся с умственной отсталостью должен быть убежден в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее духовное наследие, верен своему гражданскому историко-культурному долгу и готов к защите своего Отечества.
Таким образом, в педагогическом процессе при формировании общекультурной компетенции дети активно пробуют свои силы в различных видах деятельности: учебной, игровой, спортивной, творческой, трудовой. Обучающиеся учатся применять свои физические и психологические качества в различных ситуациях.
Несмотря на всю нашу педагогическую деятельность по формированию общекультурной компетенции у обучающихся с умственной отсталость, мы ещё сталкиваемся достаточно часто с тем, что наши воспитанники выражаются нецензурно, оскорбляют друг друга, в конфликтных ситуациях могут применить агрессивные действия.
Поэтому необходимо активизировать работу по формированию общекультурной компетенции у обучающихся с умственной отсталостью.