«ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА»
Нормативная база
- Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, где описаны новые требования к образованию в Российской Федерации
- новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
- федеральные государственные требования.
ФГОС обеспечивает:
- 1) единство образовательного пространства РФ;
- 2) преемственность основных образовательных программ;
- 3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
- 4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации
Проблемы СПО, требующие разрешения :
- освоение и овладение обучающимися системы СПО общими компетенциями в сочетании с профессиональными;
- переориентация образовательного процесса со «знаниевого» на «компетентностный» подход;
- внедрение модульно-компетентностного подхода в обучении;
Проблемы СПО, требующие разрешения:
- формирование единого понятийного аппарата, установление единообразия в терминологии;
- реализация функционально-деятельностного подхода при формировании у обучающихся по техническим специальностям различных компетенций;
- внедрение инновационных методов оценивания уровня сформированности общих и профессиональных компетенций .
В ФГОС среднего профессионального образования указано что, специалист должен обладать :
- общими компетенциями ( ОК), включающими в себя способности ;
- профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности каждой конкретной специальности.
- Профессиональная компетенция – это способность осуществлять конкретную деятельность в определенной области на основе применения профессиональных знаний и умений и проявления личностных качеств, делающих эту деятельность успешной.
- Профессионально-специализированная компетентность – это способность (и готовность) осуществлять профессиональную деятельность в определенных областях на основе реализации освоенных профессиональных компетенций.
- Компетентный человек – это тот, кто обладает определенными возможностями и подготовкой, которые позволяют ему адекватно справляться с ситуацией, активировать и актуализировать необходимые знания и умения, приемы и способы деятельности.
основным инструментом оценки компетенции являются :
- традиционные формы контроля : собеседование, семинар, коллоквиум, тест, контрольная работа, лабораторная работа, индивидуальное расчетное задание, реферат, отчет, зачет, экзамен, выпускная квалификационная работа .
основным инструментом оценки компетенции являются :
- инновационные формы контроля : уровневый тест (узнавание—подстановка—продуктивная деятельность—принятие решений в проблемных ситуациях), тест-действие (практическое испытание), ситуационный тест (обыгрывание ситуации из будущей профессиональной деятельности).
- Наиболее целесообразная форма оценки результатов изучения профессионального модуля – составление портфолио.
Портфолио понимается, как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений .
Портфолио студента технической специальности по изучению содержания профессионального модуля может означать :
антологию работ обучающихся, предполагающую его непосредственное участие в их выборе, а так же их анализ и самооценку,
выставку учебных достижений обучающегося за период обучения,
коллекцию работ обучающихся, всесторонне, демонстрирующих не только результаты, но и мониторинг роста качества по сравнению с предыдущими результатами,
способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося в определенный период времени,
форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов обучающихся .
Особые методы, приемлемые для успешного оценивания уровня сформированности общих и профессиональных компетенций
- кейс-метод»
- «метод проектов»
«Кейс-метод» дает ряд преимуществ:
активизация студентов, как средство повышения эффективности профессионального обучения
повышение мотивации к учебному процессу
моделирование решений
представление различных планов действий
приобретение навыков принятия наиболее эффективного решения на основе коллективного анализа ситуации
приобретение навыков критического оценивания различных точек зрения, самоанализа, самоконтроля и самооценки .
Задачи, решаемые в процессе реализации метода проектов :
− развитие познавательных способностей студентов;
− повышение мотивации к обучению; совершенствование способностей к самообразованию и саморазвитию;
− развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;
− обучение студентов рефлексии;
− обучение умению публично выступать и отстаивать свою точку зрения;
− развитие критического мышления;
− более глубокое знакомство с будущей профессией.
Главная миссия проектов — вводить обучающихся в профессиональную деятельность.
Последовательность проектирования:
1. Подготовка — определение темы и целей проекта.
2. Планирование действий по проектированию самого проекта.
3. Исследовательская работа — поиск информации.
4. Результатом работы над проектом является продукт, например в виде оформленной технологической документации в соответствии с требованиями ГОСТ.
5. Представление продукта — презентация технологического процесса и защита проекта.
6. Оценка результатов и процесса.
Таким образом, проект — это “5П”
— проблема
— планирование (проектирование)
— поиск
— продукт
— презентация.
Уровень освоения общих и профессиональных компетенций формируется в результате действий не только со стороны преподавателя, но и как результат деятельности обучающегося с точки зрения его продвижения и развития в процессе приобретения им определенного профессионального и социального опыта .
Выбор современных методов и технологий формирования профессиональной компетенции способствует тому, что:
-проявляется активность студентов, которая должна быть направлена на процесс самостоятельного добывания знаний, умений и навыков, исследование информации, ее сравнение, обобщения и анализ;
- формируется способность к самоорганизации, самостоятельной деятельности, самообразовании, саморазвитии и саморефлексии студентов;
- повышаются профессионально-ценностые установки;
-обеспечиваются условия к самоопределению и самореализации личности.
Что и приводит к повышению качества подготовки будущих специалистов.