«Формирование оптимальных подходов в преподавании математики в условиях введения ФГОС»
Учитель математики
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13 им. С.В.Залетина»
г. Щекино Тульской области
Медведева Лилия Игоревна
Компетентностный подход является одним из направлений обновления образования стратегии модернизации содержания общего образования России. В основу положено формирование и развитие ключевых компетентностей учеников, т.е. способность самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности при решении актуальных для них проблем.
Проблема повышения качества образования в последние годы получает новый ракурс рассмотрения. Возрастает значимость математики как фундаментальной науки и как предмета, так как именно на уроках математики формируются те стороны современной личности, которые востребованы информационным обществом сегодня, т. е. у учащихся формируются ключевые компетенции.
Одной из целей математики является подготовка ученика к повседневной жизни, а также развитие личности средствами математики.
Компетенция – это готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.
Математическая грамотность – это способность:
Распознавать проблемы, которые могут быть решены средствами математики;
Формулировать эти проблемы на языке математики;
Решать, используя математические знания и методы;
Анализировать использованные методы решения;
Интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.
Аспект грамотности – это и есть математическая компетентность.
В государственном стандарте базового и полного среднего образования выделено такие группы ключевых компетентностей:
1. Социальные (характеризуют умение человека полноценно жить в обществе) – брать на себя ответственность, принимать решения, делать выбор, бесконфликтно выходить из жизненных ситуаций.
2. Поликультурные – не только овладение достижениями культуры, но и понимание, и уважение к людям других национальностей, религий, культур, языков, рас.
3. Коммуникативные – умение общаться устно и письменно родным и иностранным языками.
4. Информационные – умение получать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников.
5. Саморазвитие и самообразование – потребность и готовность постоянно учиться на протяжении всей жизни.
6. Продуктивной творческой деятельности.
Внедряя компетентностный подход в преподавание математики, учитель должен оценивать компетентность ученика в целом и по результатам самостоятельных, контрольных, домашних работ, по работе на уроках, по инициативности ученика, стремлению его к приобретению социального опыты. В связи с этим можно предложить использовать следующую классификацию:
Математическая – уметь работать с числом, числовой информацией;
Коммуникативная – уметь вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться;
Информационная – владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;
Автомизационная – быть способным к саморазвитию, способным к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности;
Социальная – уметь жить и работать с людьми. С близкими, в трудовом коллективе, в команде;
Продуктивная – уметь работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них;
Нравственная – готовность, способность и потребность жить по нравственным законам.
Выделяют три уровня математической компетентности:
- уровень воспроизведения,
- уровень установления связей,
- уровень рассуждений.
Для учащихся первого уровня задания предусматривают прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур, применение известных алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений.
Для учащихся второго уровня строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал какого раздела математики надо использовать и какие известные методы применить. Обычно в этих задачах присутствует больше требований к интерпретации решения, они предполагают установление связей между разными представлениями ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач.
Третий уровень (уровень рассуждений) строится как развитие предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня учащимся требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий. Задания, как правило, включают больше данных, от учащихся часто требуется найти закономерность, провести обобщение и объяснить, или обосновать полученные результаты.
На данном слайде вы можете познакомиться с содержанием работы по формированию компетенций у учащихся на уроках математики.
Компетенция | Темы и цели уроков, математические объекты | Сущность заданий | Примечания |
Ценностно-смысловая Цель: осмысленная организация собственной деятельности | Содержание новой темы | Формулировка детьми вопросов по изучаемой теме, начинаются со слов: “зачем”, “почему”, “как”, “чем”, “о чём”, оценивается самый интересный. | Используется на начальных этапах изучения новой темы. Ни один вопрос не остается без ответа |
Математическая цель урока, цикла уроков | Используя жизненный опыт ребёнка, помочь ему самостоятельно сформулировать цель. | |
Текст учебника | Организация самостоятельного изучения отдельных параграфов учебника. Задание: пересказать или пояснить прочитанное: выделить, обозначить, подвести итог, подчеркнуть, перечислить, произнести... | Используется при обучении составлению краткого конспекта параграфа учебника |
Информационная Цель: учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать ее | Расчетные задачи на движение, стоимость | За 1-2 недели до урока – практикума по решению расчетных задач выдаётся карточка с указанием набора данных, необходимых для урока. Дети собирают данные, используя доступные им источники. Данные адаптируются учителем при подготовке к уроку. | По мере необходимости |
Старинные меры длины, массы, исторические термины, математические понятия, образованные от иностранных или устаревших слов | Используя толковый словарь, дайте различные определения математического понятия. Например: в математике модуль - это… В строительстве модуль – это … В космонавтике модуль – это … | Работа проводится при изучении новых терминов |
Коммуникативная Цель: совершенствовать навыки работы в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение, вести диалог | Математические софизмы | Например, 5 класс: возьмём верное равенство 35+10-45=42+12-54. Вынесем в каждой части общий множитель за скобки. 5(7+2-9)=6(7+2-9). Разделим обе части на общий множитель. Получаем 5=6. Задание: Объясните в чём ошибка. | Подбираются из книг по занимательной математике для каждого раздела |
Задание: расскажи соседу по парте определение, правило, выслушай его ответ, правильное определение обсудите в четвёрке. Получи пропуск на урок, рассказав правило консультанту. | Работа в начале урока |
Определения математических понятий; числа (натуральные, дробные и т.д.) | По карточке-тренажеру необходимо сдать консультанту зачет по устному счету (при выполнении задания учитывается затраченное время). | Во внеурочное время |
Сущность заданий позволяет учителю свободно ориентироваться в их выборе по различным темам, ориентированных на формирование компетенций у учащихся, а также разнообразит формы и методы взаимодействия.
А здесь вы видите примеры формирования компетенций учеников на разных этапах урока.
Этапы урока | Цель Результативность | Виды деятельности |
А. Проверка домашнего задания | Цель: активировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учеников Результативность: формирование познавательной компетенции | 1.Рецензирование ответов (домашнего задания) |
Цель: развивать самостоятельность мышления, формировать гибкость и точность мысли, развивать внимание и память Результативность: формирование самообразовательной компетенции | 2. Математический диктант (по страницам домашнего задания с ограничением времени решения) |
Б. Объяснение нового материала | Цель: учить исследовательской работе Результативность: формирование поликультурной компетенции | 1. Доказательство теорем, и т.п. |
Цель: учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения Результативность: формирование информационной компетенции | 2. Лекция с использованием приобретенной учениками информации |
Цель: учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний Результативность: формирование познавательной, самообразовательной, социальной компетенций | 3. Исследовательская лаборатория (коллективная экспериментальная работа) |
В. Физкульт-минутка | Цель: развивать эмоциональность речи, творческую деятельность Результативность: формирование компетенции по отношению к своему здоровью | Игры-физкультминутки |
Г.Закрепление, тренировка, отрабатывание умений и навыков | Цель: изучить свойства дроби, и т.п. Результативность: формирование познавательной компетенции | 1. Учебная самостоятельная работа |
Цель: закрепить знания о производной и ее применении, и т.п.; разработать правила (алгоритмы) запоминания Результативность: формирование компетенции, которая оказывает содействие саморазвитию | 2. Исследование различных видов памяти |
Цель: закрепить умение решать задачи и примеры Результативность: формирование интеллектуальной и поликультурной компетенции | 3. Решение задач, примеров с комментированием |
Цель: закрепить знания учеников, формировать умения проверять, слушать, думать Результативность: формирование познавательной компетенции | 4. Математическая эстафета |
Цель: развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы Результативность: формирование интеллектуальной компетенции | 5. Решение задач несколькими способами |
Цель: обучать работе с информацией; закрепить знание текста, понимание темы Результативность: формирование коммуникативной и познавательной компетенций, развивать индивидуальные способности | 6. Работа с учебником (учебная практическая работа) |
Этапы урока | Цель Результативность | Виды деятельности |
Д. Творческая работа | Цель: показать на основе изученного материала умение учеников создавать проекты Результативность: формирование поликультурной компетенций | 1. Создание проектов |
Цель: учить учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера Результативность: формирование поликультурной, коммуникативной компетенций | 2. Заседание математического кружка |
Е. Контроль | Цель: учить детей воображению и умению абстрагироваться Результативность: формирование интеллектуальной компетенции | 1. Создание рекламы (презентации) изучаемой темы (урока), работа в группах с взаимной оценкой |
Цель: учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать Результативность: формирование социальной компетенции | 2. Самостоятельная работа с взаимопроверкой; дифференцированная контрольная работа |
Ж. Домашнее задание | Цель: проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры Результативность: формирование компетенции, которая оказывает содействие саморазвитию | 1. Составить вопросы, задачи и примеры по теме урока |
Цель: проверить знания учеников согласно их уровню подготовки Результативность: формирование интеллектуальной компетенции | 2. Разноуровневые задачи: репродуктивные, особой сложности, на сообразительность, математическую логику, и т.п. |
Таким образом, задача повышения результативности качества образования решается через применение продуктивных технологий, оптимальное сочетание форм и методов взаимодействия учителя и учащихся в урочной деятельности. В связи с этим большое внимание уделяется повышению профессиональной компетентности учителя.
Учитель новой формации должен обладать следующими качествами:
• проблемность мышления
• системное мировоззрение
• способность принимать ответственные решения
• профессиональная мобильность
• самостоятельность и творчество
• целеустремленность и настойчивость
• профессиональная компетентность
• ориентация на эффективность и качество
• информационная культура
• поликоммуникативные способности
• сотрудничество
• способность к самообучению и развитию
• рефлексивная культура.