СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование оптимальных подходов в преподавании математики в условиях введения ФГОС

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компетентностный подход является одним из направлений обновления образования стратегии модернизации содержания общего образования России. В основу положено формирование и развитие ключевых компетентностей учеников, т.е. способность самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности при решении актуальных для них проблем

Просмотр содержимого документа
«Формирование оптимальных подходов в преподавании математики в условиях введения ФГОС»

«Формирование оптимальных подходов в преподавании математики в условиях введения ФГОС»

Учитель математики

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13 им. С.В.Залетина»

г. Щекино Тульской области

Медведева Лилия Игоревна

Компетентностный подход является одним из направлений обновления образования стратегии модернизации содержания общего образования России. В основу положено формирование и развитие ключевых компетентностей учеников, т.е. способность самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности при решении актуальных для них проблем.

Проблема повышения качества образования в последние годы получает новый ракурс рассмотрения. Возрастает значимость математики как фундаментальной науки и как предмета, так как именно на уроках математики формируются те стороны современной личности, которые востребованы информационным обществом сегодня, т. е. у учащихся формируются ключевые компетенции.

Одной из целей математики является подготовка ученика к повседневной жизни, а также развитие личности средствами математики.

Компетенция – это готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

Математическая грамотность – это способность:

  1. Распознавать проблемы, которые могут быть решены средствами математики;

  2. Формулировать эти проблемы на языке математики;

  3. Решать, используя математические знания и методы;

  4. Анализировать использованные методы решения;

  5. Интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.

Аспект грамотности – это и есть математическая компетентность.

В государственном стандарте базового и полного среднего образования выделено такие группы ключевых компетентностей:

1. Социальные (характеризуют умение человека полноценно жить в обществе) – брать на себя ответственность, принимать решения, делать выбор, бесконфликтно выходить из жизненных ситуаций.

2. Поликультурные – не только овладение достижениями культуры, но и понимание, и уважение к людям других национальностей, религий, культур, языков, рас.

3. Коммуникативные – умение общаться устно и письменно родным и иностранным языками.

4. Информационные – умение получать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников.

5. Саморазвитие и самообразование – потребность и готовность постоянно учиться на протяжении всей жизни.

6. Продуктивной творческой деятельности.

Внедряя компетентностный подход в преподавание математики, учитель должен оценивать компетентность ученика в целом и по результатам самостоятельных, контрольных, домашних работ, по работе на уроках, по инициативности ученика, стремлению его к приобретению социального опыты. В связи с этим можно предложить использовать следующую классификацию:

  1. Математическая – уметь работать с числом, числовой информацией;

  2. Коммуникативная – уметь вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться;

  3. Информационная – владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;

  4. Автомизационная – быть способным к саморазвитию, способным к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности;

  5. Социальная – уметь жить и работать с людьми. С близкими, в трудовом коллективе, в команде;

  6. Продуктивная – уметь работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них;

  7. Нравственная – готовность, способность и потребность жить по нравственным законам.


Выделяют три уровня математической компетентности:

- уровень воспроизведения,

- уровень установления связей,

- уровень рассуждений.


Для учащихся первого уровня задания предусматривают прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур, применение известных алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений.


Для учащихся второго уровня строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал какого раздела математики надо использовать и какие известные методы применить. Обычно в этих задачах присутствует больше требований к интерпретации решения, они предполагают установление связей между разными представлениями ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач.


Третий уровень (уровень рассуждений) строится как развитие предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня учащимся требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий. Задания, как правило, включают больше данных, от учащихся часто требуется найти закономерность, провести обобщение и объяснить, или обосновать полученные результаты.

На данном слайде вы можете познакомиться с содержанием работы по формированию компетенций у учащихся на уроках математики.

Компетенция

Темы и цели уроков, математические объекты

Сущность заданий

Примечания

Ценностно-смысловая

Цель: осмысленная организация собственной деятельности

Содержание новой темы

Формулировка детьми вопросов по изучаемой теме, начинаются со слов: “зачем”, “почему”, “как”, “чем”, “о чём”, оценивается самый интересный.

Используется на начальных этапах изучения новой темы.

Ни один вопрос не остается без ответа

Математическая цель урока, цикла уроков

Используя жизненный опыт ребёнка, помочь ему самостоятельно сформулировать цель.

 

Текст учебника

Организация самостоятельного изучения отдельных параграфов учебника. Задание: пересказать или пояснить прочитанное: выделить, обозначить, подвести итог, подчеркнуть, перечислить, произнести...

Используется при обучении составлению краткого конспекта параграфа учебника

Информационная

Цель: учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать ее

Расчетные задачи на движение, стоимость

За 1-2 недели до урока – практикума по решению расчетных задач выдаётся карточка с указанием набора данных, необходимых для урока. Дети собирают данные, используя доступные им источники. Данные адаптируются учителем при подготовке к уроку.

По мере необходимости

Старинные меры длины, массы, исторические термины, математические понятия, образованные от иностранных или устаревших слов

Используя толковый словарь, дайте различные определения математического понятия. Например: в математике модуль - это…

В строительстве модуль – это …
В космонавтике модуль – это …

Работа проводится при изучении новых терминов

Коммуникативная

Цель: совершенствовать навыки работы в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение, вести диалог

Математические софизмы

Например, 5 класс: возьмём верное равенство 35+10-45=42+12-54. Вынесем в каждой части общий множитель за скобки. 5(7+2-9)=6(7+2-9). Разделим обе части на общий множитель. Получаем 5=6.

Задание: Объясните в чём ошибка.

Подбираются из книг по занимательной математике для каждого раздела

Задание: расскажи соседу по парте определение, правило, выслушай его ответ, правильное определение обсудите в четвёрке. Получи пропуск на урок, рассказав правило консультанту.

Работа в начале урока






Определения математических понятий; числа (натуральные, дробные и т.д.)

По карточке-тренажеру необходимо сдать консультанту зачет по устному счету (при выполнении задания учитывается затраченное время).

Во внеурочное время


Сущность заданий позволяет учителю свободно ориентироваться в их выборе по различным темам, ориентированных на формирование компетенций у учащихся, а также разнообразит формы и методы взаимодействия.

А здесь вы видите примеры формирования компетенций учеников на разных этапах урока.

Этапы урока

Цель

Результативность

Виды деятельности

А. Проверка домашнего задания

Цель: активировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учеников

Результативность: формирование познавательной компетенции

1.Рецензирование ответов

(домашнего задания)

Цель: развивать самостоятельность мышления, формировать гибкость и точность мысли, развивать внимание и память

Результативность: формирование самообразовательной компетенции

2. Математический диктант

(по страницам домашнего задания с ограничением времени решения)

Б. Объяснение нового материала

Цель: учить исследовательской работе

Результативность: формирование поликультурной компетенции

1. Доказательство теорем, и т.п.

Цель: учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения

Результативность: формирование информационной компетенции

2. Лекция с использованием приобретенной учениками информации

Цель: учить оперировать знаниями, развивать гибкость

использования знаний

Результативность: формирование познавательной, самообразовательной, социальной компетенций

3. Исследовательская лаборатория

(коллективная экспериментальная работа)

В. Физкульт-минутка

Цель: развивать эмоциональность речи, творческую деятельность

Результативность: формирование компетенции по отношению к своему здоровью

Игры-физкультминутки

Г.Закрепление, тренировка, отрабатывание умений и навыков

Цель: изучить свойства дроби, и т.п.

Результативность: формирование познавательной компетенции

1. Учебная самостоятельная работа

Цель: закрепить знания о производной и ее применении, и т.п.; разработать правила (алгоритмы) запоминания

Результативность: формирование компетенции, которая оказывает содействие саморазвитию

2. Исследование различных видов памяти

Цель: закрепить умение решать задачи и примеры

Результативность: формирование интеллектуальной и поликультурной компетенции

3. Решение задач, примеров с комментированием

Цель: закрепить знания учеников, формировать умения проверять, слушать, думать

Результативность: формирование познавательной компетенции

4. Математическая эстафета

Цель: развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы

Результативность: формирование интеллектуальной компетенции

5. Решение задач несколькими способами

Цель: обучать работе с информацией; закрепить знание текста, понимание темы

Результативность: формирование коммуникативной и познавательной компетенций, развивать индивидуальные способности

6. Работа с учебником

(учебная практическая работа)

Этапы урока

Цель

Результативность

Виды деятельности

Д. Творческая работа

Цель: показать на основе изученного материала умение учеников создавать проекты

Результативность: формирование поликультурной компетенций

1. Создание проектов

Цель: учить учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера

Результативность: формирование поликультурной,

коммуникативной компетенций

2. Заседание математического кружка

Е. Контроль

Цель: учить детей воображению и умению абстрагироваться

Результативность: формирование интеллектуальной компетенции

1. Создание рекламы (презентации) изучаемой темы (урока), работа в группах с взаимной оценкой

Цель: учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать

Результативность: формирование социальной компетенции

2. Самостоятельная работа с взаимопроверкой; дифференцированная контрольная работа

Ж. Домашнее задание

Цель: проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры

Результативность: формирование компетенции, которая оказывает содействие саморазвитию

1. Составить вопросы, задачи и примеры по теме урока

Цель: проверить знания учеников согласно их уровню подготовки

Результативность: формирование интеллектуальной компетенции

2. Разноуровневые задачи: репродуктивные, особой сложности, на сообразительность, математическую логику, и т.п.

Таким образом, задача повышения результативности качества образования решается через применение продуктивных технологий, оптимальное сочетание форм и методов взаимодействия учителя и учащихся в урочной деятельности. В связи с этим большое внимание уделяется повышению профессиональной компетентности учителя.

Учитель новой формации должен обладать следующими качествами:

• проблемность мышления

• системное мировоззрение

• способность принимать ответственные решения

• профессиональная мобильность

• самостоятельность и творчество

• целеустремленность и настойчивость

• профессиональная компетентность

• ориентация на эффективность и качество

• информационная культура

• поликоммуникативные способности

• сотрудничество

• способность к самообучению и развитию

• рефлексивная культура.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!