СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование орфографической грамотности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алгоритм работы над формированием орфографической грамотности в основном звене школы

Просмотр содержимого документа
«Формирование орфографической грамотности»


Общий уровень грамотности молодого поколения в последние десятилетия очень низкий.

Этому много причин. Во-первых, ученики мало читают. Даже произведения школьной программы одолевают не все. Во-вторых, слишком мало отведено часов на уроки русского языка в школе, особенно в старших классах. В-третьих, устная речь окружающих небрежна, иногда просто убога.

Проблема недостаточной грамотности актуальна. Безграмотный человек уязвим, чувствует себя дискомфортно в обществе. Любое заявление, анкета, написанные с ошибками, унижают его достоинство.

Низкий уровень владения родным языком всюду. Это и книги, изданные в последние десятилетия. Ошибки там допущены довольно часто. А читатель, обладающий зрительной памятью, запоминает неправильно написанное слово. Это безграмотная устная речь, которую мы слышим не только на радио, но и на телевидении. Ученика, привыкшего к упрощенной до нескольких десятков слов речи, трудно заставить красиво, правильно и четко говорить. А ведь устная и письменная речь взаимосвязаны. Теряется еще одна цепочка правильного письма - слуховое письмо.

Как повысить грамотность учащихся?

Для нас - учителей русского языка – это не просто вопрос – это проблема.

Что надо сделать, чтобы научить писать грамотно? Сколько приходится перепробовать различных приёмов и методов преподавания русского языка, чтобы найти пути достижения цели!

Дети как будто знают правила, умеют их формулировать, приводят примеры, но в диктантах - ошибки, не говоря уже о том, что в самостоятельной работе не умеют орфографически правильно и толково изложить свои мысли.

Просто учить правила – метод абсолютно неэффективный, так как в русском языке исключений не меньше, чем правил.

Я считаю, что правила понимаются только в процессе практической деятельности и мыслительной способности детей. Поэтому на уроках учащиеся сами формулируют тему, выбирают ключевые слова, определяют цель.

Необходимо, чтобы у учащихся возникла потребность в знании правила. Знакомство с правилом хорошо осуществляется в ситуации орфографического затруднения. На этом этапе происходит творческое овладение и развитие мыслительной способности детей. Это то, что предполагает проблемное обучение.

Одним из важнейших навыков, которым должны овладеть учащиеся, является умение обосновывать правильное написание слов и постановку знаков препинания. А для этого нужно научить видеть опознавательные признаки орфограммы и условия выбора написания.

Я выделяю шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографических задач и которые я применяю на уроках русского языка:

  • увидеть орфограмму в слове;

  • определить вид (проверяемая или нет), к какой теме относится, вспомнить правило;

  • определить способ решения поисковой задачи в зависимости от вида орфограммы;

  • определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм задачи;

  • решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;

  • написать слова и сделать самопроверку.

Чтобы орфографические понятия заработали, необходимо понимать их суть.

Формирование у учащихся орфографических умений и навыков заключается в комплексном подходе к этой проблеме, системности работы, которая складывается из различных этапов.


1 этап. Формирование у учащихся понятие «орфограмма».

Важнейшим понятием, определяющим сознательное усвоение учащимися норм правописания, является понятие «орфограмма».

Главными орфографическими умениями, обеспечивающими осмысленное отношение к правописанию, являются умения замечать орфограммы при письме и квалифицировать их. Самая большая проблема заключается в том, что ученики, выучив орфографическое правила, редко прибегают к их помощи. Причина заключается в том, что у ученика не развита способность реагировать на те случаи письма, когда возможно допустить ошибку, он не видит орфограммы. Не замечая орфограмм, ученик часто пишет с ошибками, не подозревая этого, не испытывая ни сомнений, ни потребности в орфографическом правиле. Именно способность реагировать на орфограммы отличает грамотного человека от неграмотного: первый всегда знает, когда он не уверен, как пишется слово, и с помощью словаря или иным путём разрешает свои сомнения; малограмотный же человек пишет с ошибками, не замечая этого и не сомневаясь в правильности своего письма.

Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять из сферы письма те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.

Учу сомневаться, чтобы учащиеся могли безошибочно находить «ошибкоопасные» места в словах.


Понятие «орфограмма» отрабатываю прежде всего в плане его практического освоения.

Мой опыт обучения неизменно показывает, что понятие об орфограмме формируется более успешно, если опираться не только на интуицию учащихся, но и на необходимые знания учащимися правил русской орфографии и опознавательных признаков орфограммы.

Для этого у учащихся вырабатываю навык нахождения опознавательных признаков орфограмм различных типов.

Предлагаю такие задания:

  • выбрать из записанных слов только те, в которых есть орфограммы;

  • подчеркнуть орфограммы в корнях;

  • распределить по группам; без орфограмм с одной орфограммой.


Найти опознавательные признаки орфограмм в словах:

река', в лодке, трава, земля (безударность гласной)

2) хлеб, тулуп, дуб (конец слова)

3) чаща, чёрный, панцырь (положение гласной после шипящей)


Для выработки умения находить опознавательные признаки разных типов орфограмм в процессе письма и на слух использую специальные орфографические упражнения, такие как:

  1. неосложнённое списывание

  2. обучающие диктанты без каких-либо изменений

  3. выборочные диктанты, а также диктанты «Проверяю себя»

Поиск опознавательных признаков орфограмм разного типа учащиеся ведут при выполнении любого из предложенных мною видов упражнений с заданиями типа:

  • прочитать данные слова и словосочетания, обнаружить на слух опознавательный признак орфограммы – безударная гласная в корне.

  • услышать опознавательный признак орфограммы «согласная в корне слова» в данных словах

  • найти и обозначить опознавательный признак данного типа орфограммы знаком ˇ для закрепления и совершенствования этого умения использую следующие задания:


Сгруппировать слова с данным типом орфограмм по опознавательным признакам:

земля, небесный, поздний, запах, ненастный, снежок, зима, дуб, сугроб, зелёный.

Распределить данные слова по колонкам таблицы:

Опознавательные признаки орфограмм


Гласные буквы


Согласные буквы









-Эту же таблицу заполнить примерами, взятыми из текста упражнения-Эту же таблицу заполнить своими примерами


2 этап. Работа над осознанием орфографического правила.

Усвоение орфографического правила - процесс сложный и многоступенчатый. Одна из причин невысокой грамотности – отсутствие на уроке всестороннего анализа правила, разнообразных приёмов его разбора.

Для этого работу над правилом организую в несколько этапов:

  1. Подготовку к восприятию правила начинаю за 5-7 уроков до его детального анализа. На этом этапе заранее выясняю, какие лингвистические знания необходимы для того, чтобы усвоить новое, какие умения и навыки должны быть уже выработаны, исходя из этого, так строю занятия, чтобы восстановить знания в памяти учащихся.

  2. Второй шаг в работе над орфографическим правилом – психологическая подготовка к его восприятию, цель которой – вызвать повышенный интерес к изучению нового материала.

Та формулировка правила, которая есть в учебнике, не вызывает у учащихся желания вдумываться в орфограмму.

Такой интерес проявляется тогда, когда правилу предшествует занимательный рассказ, сказка, так или иначе связанные с изучением новой орфограммы.

Например, при изучении орфограммы «Буквы е - и в корнях с чередованием» использую стихотворное правило:

Если есть за корнем а,

В корне и пиши всегда.

Вот пример, запоминай:

Ноги вытер? Вытирай!

  1. следующий шаг в работе над правилом – его анализ

анализируя правила, вскрывая их механизм, сопровождаю их алгоритмами, схемами. Со временем (уже к концу 5 класса) мои ученики начинают сами их составлять. Эта работа вызывает высокую активность учащихся, развивает чёткость мышления вот пример такого алгоритма по теме: «Правописание безударных гласных в корне.», «Слитное и раздельное написание не с различными частями речи».

Алгоритм.

П роверь, находится ли гласный под ударением


Д а нет


П иши тот гласный, измени слово так,

который слышится чтобы безударный гласный

оказался под ударением

можно изменить нельзя изменить

пиши в безударном слоге обратись к словарю

ту же букву, что и в ударном слоге


Алгоритм.

Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.


Определить, употребляется ли слово без не





Д а нет




Определить, возможна ли пиши раздельно

з амена синонимом без не




Да нет




Пиши слитно определи, имеется ли

(или подразумевается)

противопоставление



да нет



пиши раздельно определи, есть ли

зависимое слово


да нет


пиши раздельно пиши слитно






  1. особое значение в осознании и усвоении нового имеют наглядные пособия, способствующие образованию у учащихся представлений и понятий на основе живого восприятия предметов и явлений. Очень действенна меловая наглядность, создаваемая учителем в процессе работы над правилом. Эти разнообразные рисунки, во многих случаях комические, позволяют увидеть главное в изучаемом


3 этап. Закрепление орфографического правила.

Закрепление орфографического правила, механизм его отработки провожу через различные формы и методы работы на уроке: словарные диктанты, объяснительные, выборочные, творческие диктанты. Особенно эффективным считаю диктанты «Проверь себя» и объяснительный. Систематически практикую орфографический разбор.

Большую роль в обучении грамотному письму играет систематическая работа над орфограммами, их постоянное объяснение. Для этого использую связные тексты без пропусков букв, учащиеся сами в тексте находят и обозначают графически орфограммы.

Во время отработки орфографического правила дети пользуются опорными схемами, таблицами.

Сформировать грамотное письмо у учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьников хорошо усваивают теорию и умеют делать различные разборы, но страдают от неумения грамотно писать.

Одна из основных причин невысокой орфографической грамотности – отсутствие на уроках всестороннего анализа правила, разнообразных приемов его работы в той же формулировке, в какой оно изложено в учебнике, не задумываясь над тем. Как облегчить его усвоение. Такое «объяснение» ни в коей мере не вызывает у школьников желания вдумываться в орфограмму. Простое заучивание формулировок правил не дает ученику знаний действенных. Кому из нас не приходилось сталкиваться со случаями, когда, хорошо запомнив орфографическое правило, ученик не может им воспользоваться при письме (правило знаю – применять не умею)

«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», - говорил академик А.Л.Минц.

В работе над орфографическим правилом необходимо вызвать повышенный интерес изучению материала. Такой интерес появляется в тех случаях, когда правилу предшествует занимательный рассказ, лингвистическая сказка, загадка, рифмованное правило т.п. Развивать познавательную активность у ребят помогают приемы коллективной, групповой, индивидуальной работы, дидактические игры. Алгоритмы, сигнальные карточки.

Используя на уроках занимательный материал, интересно общаться, учиться, потому что процесс обучения построен на равных. Обучение становится увлекательным процессом совместного познания.

Рушится коммуникативный барьер. «Умение говорить» складывается в результате развития общения и мышления. Что составляет основу учебной деятельности. Урок (или большая его часть) проходит на эмоциональном и интеллектуальном подъеме. На занятиях царит атмосфера сотрудничества: учитель и ученики «заражают» друг друга творческой энергией.

На уроках для учащихся создается возможности проявлять себя в различных видах и формах учебной деятельности.

Практические работы построены так, что ученик должен удивляться тому, что:

  • Он видит орфограммы;

  • Он может написать их правильно;

  • Ему нравится работать;

  • На уроках русского языка интересно.

На уроке он будет стремиться к знаниям, будет убеждаться, как это интересно, что ему все по силам, он будет испытывать радость постижения, открытия.

Важное место при обучении правописанию отвожу работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.

Словарные диктанты провожу на каждом уроке. Слова, в которых допущены ошибки, пишутся до тех пор, пока слова не будет написано правильно.





Важное значение имеет выработка орфографических на­выков, основанных на сознательном использовании знаний по грамматике, на умении школьников осуществлять само и взаимоконтроль. Эти сложные для учащихся задачи можно решать в процессе первоначального изучения орфографического материала и при его повторении.

Повторение дает возможность не только воспроизводить ранее изучен­ный материал, но и совершенствовать приемы умственной работы (опознава­ние, дифференциация смешиваемых написаний и т. п.).

При организации повторения важно иметь в виду, что за время, отведенное на изучение того или иного орфогра­фического материала, не все учащиеся приобретают прочные орфографическ­ие навыки.



Выводы.

Выработка орфографических умений и навыков достигается мною через

- систематическую словарную работу;

- работу над ошибками;

- наглядность;

-занимательность;

-индивидуальную работу;

-использование тестовых заданий при проверке знаний;

-использование перфокарт;

-различные виды диктантов (предупредительные диктанты, словарные диктанты с продолжением, словарные диктанты с сопоставлением, словарные диктанты с самопроверкой, выборочные диктанты, графические диктанты, выборочно – распределительные диктанты).

Работа по орфографии должна продолжаться и в VIII-IX классах. Орфографические умения требуют длительной и постоянной тренировки. Это необходимо, потому что с каждым новым учебным годом учащиеся сталкиваются с огромным количеством незнакомой для них лексики, с новыми жанрами учебно-научной речи. В методике преподавания русского языка выявлены специфические формы организации работы по орфографии в VIII-IX классах.

По опознавательным признакам, условиям выбора и месту в слове орфограммы объединяются в группы, в которые входит разное количество их видов, например: безударные гласные в корне слова (не после шипящих); согласные в корне слова; гласные после шипящих и ц в корне слова; гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях слов; гласные в приставках; согласные н и нн в суффиксах разных частей речи; гласные в суффиксах разных частей речи перед н и нн; гласные не после шипящих в окончаниях разных частей речи; разделительные ъ и ъ; мягкий знак после шипящих на конце слов, относящихся к разным частям речи; не с разными частями речи; употребление дефиса; слитные и раздельные написания (кроме слов с не). Отдельные виды орфограмм не входят в группы, например: употребление и неупотребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных; буквы е и и в суффиксах существительных -ек (-ик); употребление больших букв; буквы ч и щ в суффиксах -чик (-щик) и некоторые другие.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!