СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы работы по формированию орфографической грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье приведены разнообразные приемы по фомированию орфографической грамотности младших школьников. Систематическая работа  по формированию орфографической грамотности, с применением  данных приемов, дает положительный результат.

Просмотр содержимого документа
«Приемы работы по формированию орфографической грамотности»

Автор: Степанюк Мария Николаевна, учитель начальных классов МБОУ Соленоозерная СШ №12

Приемы работы по формированию орфографической грамотности

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальной школе является формирование орфографической грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении. Достичь орфографической грамотности можно лишь ежедневным упорным трудом.

Умение грамотно писать складывается из ряда следующих умений: видеть орфограмму; определять ее разновидность; применять алгоритм решения орфографической задачи в соответствии с формулировкой правила; проверять правильность решения, то есть выполнять самоконтроль.

Часто можно услышать от родителей и учителей: «Ребенок знает правила, а пишет все равно с ошибками!». Это происходит потому, что ребёнок не знает, где эти правила применять. Поэтому и необходимо применять систему «ошибкоопасных» мест. Ребёнок должен уяснить, что проверить слово нужно до того, как оно будет написано!

Приемы работы.

В своей работе использую следующие приемы и виды упражнений, способствующих формированию орфографической грамотности у младших школьников. (Списывание, письмо с проговариванием, комментирование,

орфографические минутки, запоминалки, деформированные тексты, письмо с пропуском орфограмм, использование сигнальных карточек, таблиц, перфокарт, работа над ошибками, грамматические задания).

Списывание.Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. В этот период главной своей задачей учителя считаю научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков и замены букв, соблюдать интервалы между словами и т.п. Поэтому на начальных этапах письма совместно с детьми был составлен алгоритм списывания, который включает в себя следующие действия:

-Алгоритм списывания

-Прочитай слово (предложение).

-Повтори слово (предложение), не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.

-Выдели орфограммы в списываемом слове (тексте).

-Прочитай слово (предложение) так, как оно написано.

-Пиши, диктуя себе так, как проговаривал себе последний раз.

-Проверь написанное:

а) читай то, что написал по слогам;

б) подчеркни орфограммы в написанном слове (предложении);

в) сверь каждую орфограмму с исходным словом (текстом).

Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

-Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста: предложение, соответствующее схеме и т.д.

-Выпиши слова – синонимы, антонимы, родственные слова.

-Выпиши слова с определенным видом орфограмм: распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

-Спиши слова с определенной части речи и т.п.

Письмо с проговариванием (проговаривание по слогам) или фонемное письмо.

Затруднения, испытываемые школьником, в основном связаны с процессом перевода внутренней речи в письменную. Детей учу писать с проговариванием, особенно на начальных ступенях обучения. Произнесение записываемых слов так, как они пишутся.

Способ проговаривания – надежное средство формирования орфографического навыка.

Комментирование. (Объяснение написания).

Эффективным считаю письмо с комментированием отгадок на орфограммы в загадках, так как детям это интересно. При письме также иногда использую следующий прием: отгадку сопровождаю картинкой, на обратной стороне которой написано слово. После письма с комментированием идет самопроверка.

Орфографические минутки (в начале или в конце урока).

Алгоритм проведения:

-Прочитать текст.

-Найти в каждом слове «опасные места».

-Объяснить их написание.

-Прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически.

-Списать.

Запоминалки. Многократное чтение запоминалок, гораздо легче усваиваются орфографические правила.

Учим мы легко и ловко орфографию в рифмовках.

Запоминалки и рифмовки не подменяют правила учебника и читаются задолго до знакомства с ним. Они являются своеобразным средством опережающей подготовки к серьёзному изучению языковых явлений.

Деформированные тексты. Записан текст с ошибками, их нужно исправить.

- Вспомните правила и исправьте ошибки.

Письмо с пропуском орфограмм.

Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать (письмо «с окошками»), но при условии, что после буква будет вписана.

-Использование сигнальных карточек, таблиц, перфокарт.

- Работа над ошибками.

Цель: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить её. Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. При отсутствии у детей такого стремления не будет успеха в повышении грамотности учащихся.

Чтобы заставить ребенка серьёзно относиться к своим ошибкам и возбудить желание избавится от них, при проверке тетрадей, в которых допущено много ошибок, ставлю точку вместо отрицательной оценки. Дети знают, что надо в работе найти и исправить ошибки, сделать работу над ошибками, повторить правила правописания.

Памятка работы над ошибками

Запиши и подбери проверочное слово (проверяемое написание).

(Зима - зимы. Сказка - сказочка. Грустный - грустит.)

Подбери 3 слова на это правило.

(Молодёжь, дочь, речь, рожь. Лыжи, жила, пружина, жизнь.)

Напиши целую строку (непроверяемое написание).

(Собака, собака, собака, собака, собака, собака, собака).

Грамматические задания

На уроках должны отрабатываться умения, направленные на тренировку в постановке ударения, на определение ударных и безударных гласных в словах, формирования умения изменять слово (на основе соотношения «один – много»). Поставить ударение, выделить корень, подчеркнуть безударную гласную одной чертой, а в проверочном слове эту (ударную) гласную двумя чертами.

Подобранные задания могут способствовать выработке орфографической грамотности , сделают работу над обучением орфограмм разнообразной и интересной.

В итоге, опыт работы показывает, что систематическая работа по формированию орфографической грамотности младших школьников по с использованием обозначенных приемов дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные. Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать, помогает глубже и прочнее овладеть программными знаниями, что создает условия для успешного продолжения образования.

ЛИТЕРАТУРА.

1.Бетенькова. Н. М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных. – М.: Просвещение, 1996.

2. Тоцкий. П. С. Орфография без правил. – М.: Просвещение, 1996.

3. Ильяшенко В. А. Формирование орфографической зоркости у первоклассников. – //Начальная школа, № 6, 2001.