СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА САМОКОНТРОЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (методические рекомендации)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упрощая структурную организацию письма, условно можно выделить два основных и взаимосвязанных уровня предпосылок его формирования:

1)      функциональная состоятельность анализаторных систем мозга, их готовность к взаимодействию в процессе восприятия, соотнесения и перекодирования сенсорной информации из одной модальности в другую;

2)      психологическая готовность ребенка к обучению. Письмо – вид психической дея­тельности, требующей участия мышления, памяти, произвольного внимания.

Нарушение взаимодействия между компонентами письменной речи, а также недостаточность программирования, регуляции и контроля могут обусловить наличие в письме ребенка ошибок, ничем не отличающихся от тех, которые традиционно принято считать дисграфическими (за исключением их непостоянного присутствия в письменных работах).

Формирование орфографически-грамотного письма – одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Эта проблема остается нерешенной до сих пор в силу разных причин, обозначенных в исследованиях психологов и педагогов.

Причинами трудностей формирования орфографически-грамотного письма являются:

·         трудности самой орфографии, разрозненность изучаемых орфографических правил;

·         отсутствие мотивации к орфографической деятельности;

·         невнимание учащихся к слову, к родной речи, а также ограниченность словарного запаса и отсутствие у них интереса к чтению;

·         непонимание логики правописания и восприятие орфографии как набора разрозненных, не связанных между собой «нужно» и «нельзя».

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографического самоконтроля, т.е. неумение «видеть» орфограммы. Методика обучения орфографии не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографического самоконтроля.

В данной методической разработке рассматриваются пути качественного формирования навыка самоконтроля на уроках русского языка в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«pr11»

Приложение 11.

Таблица 1.


Парные звонкие и глухие согласные.

Б В Д Г Ж З

П Ф Т К Ш С


В корне слова проверяй так:

МОРОЗЫ – МОРОЗ

ГРЯДА – ГРЯДКА



Таблица 2.



Безударные гласные А, О, Е, И, Я


в корне слова проверяй так:


ТРАВКА – ТРАВА

ВОДЫ – ВОДА, ВОДИЧКА


Памятка-таблица 3.


Орфограммы в корне слова


Какие слова нужно проверять?



Какие слова являются проверочными?

1) С безударными гласными: 1) С ударными гласными:

дожди дождь

2) С парными звонкими или глу- 2) После согласного стоит гласный хими согласными: или непарный звонкий соглас­-

на конце слова ный ([л], |м], (н], [р]):

дождь дожди

или в середине слова

перед

укалка указочка

3) С непроизносимыми согласны- 3) Все согласные произносятся:

ми:

грустный грусть, грустить


Какие способы проверки орфограмм корне существуют?



1) Изменение слова: дожди дождь

дождь дожди

2) Подбор однокоренного слова: дожди - дождик

дождь дождливый

грустный - грустить





Таблица 4.



Таблица 5.

Таблица 6.


Просмотр содержимого документа
«pr14»

Приложение 14.

№ 1.

Звуко-буквенный разбор слова

1.Напиши слово, поставь ударение

2.Сколько в слове слогов

3.Сколько букв, звуков

4.Сколько гласных, согласных

5.Охарактеризуй каждый звук по схеме:

- согласный или гласный

- если согласный, то ( глухой или звонкий, твёрдый или мягкий )

звонкие: л н р м й б д в г з ж

глухие: п т ф к с ш х ч щ ц

всегда твёрдые: ж ш ц

всегда мягкие: й ч щ

- если гласный, то ( ударный или безударный )

гласные звуки: [а] [о] [у] [и] [ы] [э]

Буквы я, ю ,и, е, ё обозначают 2 звука,

в начале слова, после гласной, после ъ, ь.

юла [йу ], моё [йо], колья[йа], съел [йэ]

Например:

,

Якорь [йакар] - 2 слога, 5 букв, 5 звуков, 2 глас., 3 согл.

я [й] - согл., звон., мягк.

[а] - глас., удар.

к [к] - согл., глух., тв.

о [а] - глас., безудар.

р [р] - согл., звон., мягк.

ь [ ]

№ 2.

Разбор слова по составу

1. Найди в слове окончание.

Для этого измени слово: поездка, поездки

-а — изменяемая часть. Это окончание.

Обведи рамочкой: поездка .

2. Выдели основу.

Это часть слова без окончания: поездка

3. Найди корень.

Для этого подбери однокоренные слова

(пере­езд, поезд, въезд), выдели общую часть.

Это и будет корень. Выдели значком : поездка.

4. Найди приставку. Пристав­ка стоит перед корнем.

Выдели значком : поездка.

5. Найди суффикс. Он стоит после корня.

Выдели значком : поездка.

№ 3.

Синтаксический разбор предложения

Главные члены предложения:

  1. подлежащее (кто? что?)

  2. сказуемое (что делать? что сделать?)

Второстепенные члены предложения:

1. определение (какой? чей?)

Наступила золотая осень.

  1. дополнение (падежные вопросы, кроме И.п.)

Мама купила торт.

3. обстоятельство (куда? когда? откуда? как? где? и др.)

Птицы улетают на юг.


Просмотр содержимого документа
«pr15»

Приложение 15.

Кроссворд «Вспомни словарные слова».

1. Антоним к наречию налево.
2. Человек, занимающийся спортом.
3. Антоним к наречию направо.
4. Игра на льду в шайбу с клюшкой на коньках.
5. Антоним к наречию влево.
6. Здание большой станции на путях сообщения.
7. Антоним к наречию внизу.
8. Заплечный вещевой мешок.
9. Синоним к наречиям внезапно, неожиданно.
10. Антоним к наречию вперед.
11. Группа экспертов, присуждающая премии на выставках, конкурсах.
12. Спортивное состязание в игре, например, в футболе.
14. Антоним к наречию вправо.
13. Антоним к наречию справа.
15. Наречие, образованное от числительного три.
16. Антоним к слову назад.
17. Наречие, образованное от числительного два.
18. В скором времени.
19. Спортивная игра в мяч двух команд, каждая из которых стремится забить его в ворота противника.
20. Антоним к наречию слева.
21. Игра, в которой мяч забрасывают руками в подвешенную корзину.
22. Небольшая книжка.

Ключ.

1. Направо 2. Спортсмен. 3. Налево. 4. Хоккей. 5. Вправо. 6. Вокзал. 7. Вверху. 8. Рюкзак. 9. Вдруг. 10. Назад. 11. Жюри. 12.Матч. 13. Слева. 14. Влево.15. Втроем.16. Вперед. 17. Вдвоем. 18. Вскоре. 19. Футбол. 20. Справа. 21. Баскетбол. 22. Брошюра.


Просмотр содержимого документа
«pr16»

Приложение 16.

Перфокарта 1.




1


2


3


4


5


6


7


8


9


10






А













Б













В













Г














Перфокарта 2.



1


2


3


4


5


6


7


8


9


10







А


Б












В


Г







Перфокарта 3.


Какие буквы пропущены?


м лоток бед земл ника


с рень сина комн та


в сток ллея гор д


ф враль птека библ отека




Просмотр содержимого документа
«pr17»

Приложение 17.

Таблица 1.

Индивидуальная карта поурочного самоконтроля учащегося.

Число

Оценка орфографи-
ческой работы

Оценка пунктуац. Работы

Оценка
граммати-
ческой
и синтакси-
ческой
работы

Оценка научно-
тематического
определения дифференци-
ального уровня

Общая оценка за урок

Шаги предприни-
маемой деят-ти



Таблица 2.

Индивидуальная карта поурочного самоконтроля учащегося 3 класса.

_______________ ___________________________________



Число

Оценка орфографи-
ческой работы

Оценка
граммати-
ческой
работы

Оценка синтакси-
ческой
работы

Общая оценка за урок

Шаги предпринимаемой деят-ти









Просмотр содержимого документа
«pr18»

Приложение 18.


Работа над ошибками.


Дата

Вид работы

Слово с ошибкой

Ошибка в сильной или слабой позиции

Морфема, в которой находится ошибка

Вид ошибки

Способ исправления































Просмотр содержимого документа
«pr2»

Приложение 4.

Алгоритм списывания (1).


1.Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.


2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.


3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.


4. Прочитай (вслух или шёпотом) предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во время письма).


5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать (орфографически).


6.Пиши, диктуя себе (орфографически).


7.Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;

б) подчеркни орфограммы в написанном;

в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.





Алгоритм списывания (2).


1. Прочитай предложение и повтори его по памяти.


2. Прочитай предложение так, как оно написано.


3. Пиши, диктуя себе орфографически.


4. Проверь написанное, проговаривая каждое слово.



Просмотр содержимого документа
«pr3»

Приложение 3


В лису снек по колено. На ветках пушыстые подушечьки. Тонкие берёски со гнулись, а ели опустили махнатые лапы. Лижит подёлкой заиц . Ряпчик поклевал семян и нырнул вснег. Ленивые лоси брадили по снегу, а потом легли на снег. Скоро белая пороша за сыпала их спины и голавы.


БГ

ПС

СС

Предлоги, приставки

Ча-ща, чу-щу, жи-ши

чк-чн

1

1

1

1

1

1

2

2


2



3

3


3



4



4