СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование орфографической зоркости у младших школьников с особенностями психофизического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование орфографической зоркости у младших школьников с особенностями психофизиченского развития.

Просмотр содержимого документа
«Формирование орфографической зоркости у младших школьников с особенностями психофизического развития»

Формирование орфографической зоркости у младших школьников с трудностями в обучении.

Орфографическая зоркость – это способность обнаруживать в словах, предназначенных для записи орфограммы, а также определять их типы. Отсутствие орфографической зоркости или слабая её сформированность является одной из главных причин допускаемых школьниками ошибок.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных заданий, формирующих навыки языкового анализа и синтеза: выделение звуков, букв, морфем при чтении, написание диктантов, списывание. Зоркость требует развитого внимания: школьник должен видеть (и представлять на основе «внутреннего зрения») все буквы в слове. Следует отметить, что дисграфические ошибки обусловлены несформированностью не только лексико-грамматической, но и фонетико-фонематической стороны речи.

Пропуски, добавления, перестановки букв и слогов следствие несформированности фонематического восприятия и связанных с ним анализа и синтеза слов. Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что ученики на письме смешивают гласные первого и второго ряда. Нередко учащиеся не различают твёрдое и мягкое звучание согласных и неправильно обозначают мягкость согласного на письме. Учащиеся с нарушением слухового восприятия делают много ошибок на грамматические правила.

Появлению у учащихся орфографической зоркости способствуют упражнения, требующие от них внимательной работы со звукобуквенным составом слова и развивающие речевой слух.

Комплекс упражнений

«Зоркий глаз»

  1. Орфографический диктант. Учитель диктует слова, а учащиеся записывают только орфограммы, которые встречаются в них.

Например: машина – ши, часы – ча, Глеб – Г, б и т. и т.д.

  1. Учитель показывает предметные картинки и предлагает запомнить только те, в названии которых есть изученная орфограмма.

Например: лыжи, стул, карандаши, корзина, часы, туча, ежи, щука, шары, шишка.

Инструкция: Послушайте слова. Запомните и запишите только те из них, в которых есть безударная гласная а, о или е.

  1. Взаимопроверка. Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют диктант, исправляя ошибки товарища карандашом.

  2. Дифференциация звучания и написания слов. Учитель читает слово. Задание: Произнеси слово так, как услышал; произнеси слово так, как напишешь; объясни почему (выдели орфограмму); запиши слово, а буквы, которые пишутся по правилу, напиши другим цветом.

  3.  Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так, как надо писать.

  4. Звуковой анализ слов. Анализ слов, чтение транскрипции. Учащимся очень нравится расшифровывать тексты, написанные транскрипцией и самим записывать слова при помощи транскрипции.

  5. Письмо с простукиванием. Диктуя текст, учитель ударяет карандашом, где присутствует «опасное место», что позволяет учащемуся задуматься.

  6. Использование словарей. Уже на первых уроках мы знакомим учащихся с орфографическим словарем, который в дальнейшей работе станет «настольной» книгой, часто используемой на уроках. Далее происходит знакомство со словарями разного вида – дети умеют пользоваться ими и делают это с интересом.

  7. Работа со словарными словами

Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ обучающихся.

При ознакомлении с правописанием изучаемого слова мною соблюдается следующая последовательность:

  • Учитель читает загадку, дети отгадывают её, объясняют отгадку загадки. На данном этапе обязательно нужно объяснить значение данного слова детьми и учителем.

  • Затем учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в нем, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.

  • На доске вывешивается карточка с написанным словом. Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.

  • Далее предлагаю решить орфографические задачи: какую букву в слове надо проверить при письме и почему? Как проверить эту букву? Можно ли проверить написание буквы путем подбора проверочного слова? Далее учащиеся записывают слово в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную (согласную), которую надо при письме запомнить.

  • Затем к изучаемому слову можно подобрать однокоренные слова. Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным лексическим анализом. На доске помещаются карточки, на которых написаны однокоренные слова, проводится наблюдение над единообразным написанием в них корня, и слова записываются в тетрадь.

  • С любым из однокоренных слов учащиеся составляют предложение.

Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Учащиеся усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.

Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать.