СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование основ безопасного поведения у дошкольников посредством напольных игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование основ безопасного поведения у дошкольников посредством напольных игр»

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАПОЛЬНЫХ ИГР



муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10 комбинированного вида»

Каменск-Уральский городской округ

[email protected]


Безопасность жизнедеятельности в современном мире определяется как одна из главных проблем человечества. Каждый человек – и взрослый, и ребенок – в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях являются дети, так как ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования и любые проявления естественной любознательности могут стать небезопасными для него.

Что входит в понятие «Безопасное поведение» вы можете увидеть на слайде. Обучение человека безопасному поведению в окружающей среде должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать его необходимо с дошкольного возраста. Дошкольный возраст является сензитивным в развитии ребенка.

Образовательным организациям принадлежит ведущая роль в реализации таких компонентов процесса воспитания культуры безопасности, как формирование системы знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения и преодоления, формирование физической готовности к выходу из опасных ситуаций. В федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее ФОП ДО) в рабочей программе воспитания предусмотрено приобщение детей к традиционным ценностям российского общества. Цель воспитания в ДОО - создание условий для позитивной социализации детей. Формирование безопасного поведения является составной частью дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребёнка от разных опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасности.

В процессе формирования основ безопасного поведения у ребенка дошкольного возраста, педагогу необходимо учитывать и следующие особенности, которые представлены на слайде.

Не секрет, что необходимые умения у дошкольников формируются в процессе различных видов деятельности, в т.ч. игровой. Положительный эффект дает и применение педагогом метода моделирования, который позволяет создавать ситуацию близкую к реальной, но в упрощенном, в нашем случае безопасном для ребенка, варианте.

Одним из таких средств воспитания, по нашему мнению, являются напольные игры. Почему именно напольные игры? Об этом – на слайде.

Напольная игра – уникальный вид игровой деятельности, поскольку дает синтетический эффект. (на слайде)

Для формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста на основе методических рекомендаций А. С. Кондрашовой педагогами нашего детского сада было разработано игровое поле по формированию основ безопасного поведения у дошкольников.

Общую цель и задачи применения игрового напольного поля можно увидеть на слайде.

Универсальность предлагаемого пособия заключается в следующем. Пособие может применяться педагогами групп, специалистами детского сада. Пособие может быть использовано как внутри детского сада (групповое помещение, музыкальный/физкультурный залы, кабинет специалистов), так и на прилегающей к нему территории. При создании игрового поля внутри здания педагог может использовать готовое напольное игровое поле, создавать его в зависимости от игровой ситуации из изоленты различных цветов или цветного скотча. При создании игрового поля на территории детского сада может быть использована цветная краска для наружных работ, цветные мелки.

На следующем слайде представлено, из чего состоит игровое пособие.

Пособие может дополняться и изменяться педагогами в соответствии с новыми задачами, потребностями детей и самого педагога

При организации напольных игр педагогу необходимо выполнять некоторые правила безопасности, представленные на слайде.

Далее предлагаем Вам описание вариантов организации игр с применением этого игрового поля. ФОТО

Первый вариант рассчитан на детей младшего и среднего дошкольного возраста (до 5 лет) и позволяет детям познакомиться с игровым пособием. При организации игровой деятельности педагогом используется игровое поле, набор изоленты различных цветов и набор карточек с изображением огня. Педагог обращает внимание детей на игровое поле, рассматривает его вместе с детьми, затем озвучивает дидактическую задачу. Например, безопасно дойди до домика персонажа (зайца, медведя и т. д.). Педагог может обыграть дидактическую задачу с помощью сюжета, выбранного в соответствии с возрастными особенностями и интересами детей группы. Предложенные педагогом маршруты могут изменяться и усложняться на первоначальном этапе самим педагогом, далее – детьми.

Второй вариант игры может быть организован педагогом в совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (от 5 лет). Для организации игровой деятельности педагог использует игровое поле, разделенное с помощью изоленты на квадраты, и набор знаков пожарной безопасности. Педагог располагает в заданном порядке знакомые ребенку знаки пожарной безопасности, предлагает детям рассмотреть игровое поле, назвать знаки, которые они видят. Затем педагог озвучивает игровые задачи Например, выбрать самый короткий безопасный путь до знака «Телефон» и вызвать МЧС, или двигаясь по направляющим стрелкам дойти до эвакуационного выхода, или выбрать самый короткий безопасный путь до знака «Кнопка включения установок (систем) пожарной автоматики» и включить пожарную сигнализацию (предполагает использование звукозаписи).

Данный вариант можно усложнить, предложив детям сначала выложить свой маршрут с помощью набора карточек со стрелками различного направления или нарисовать его на листе бумаги маркером, а затем проверить на игровом поле правильность разработанного детьми маршрута.

Предлагаемый вариант игры педагог может использовать при организации деятельности малых групп (до 3-х человек). В данном варианте игры игровое поле заполняют сами детьми. Каждая группа создает свое игровое поле для другой команды, придумывает для них игровое задание. После выполнения задания каждая команда проверяет правильность выполнения, определяет ошибки игроков другой команды.

Мы представили некоторые варианты игр, организованных с использованием игрового напольного поля по формированию основ безопасного поведения у дошкольников. Они могут дополняться, усложняться участниками игр по своему усмотрению.

В заключение хочется отметить, что игра является основным и самым главным средством формирования основ безопасного поведения. Играя, дети учатся находить выход из различных непредвиденных жизненных ситуаций, учатся беречь свою жизнь.