СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический опыт работы по теме: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются особенности формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Способы и средства, которые способствуют эффективному формированию общей безопасности дошкольников с включением различных форм работы с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический опыт работы по теме: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников"»

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ


Соблюдение безопасности поведения важно для всего населения страны. В жизни человек сталкивается с опасностью везде: на дорогах, в транспорте, на работе и даже дома. И поэтому необходимо о возможных опасностях предостеречь. Заложить в сознание, что к своему здоровью нужно относиться бережно. И именно поэтому люди должны знать, что в круговороте повседневной жизни человек сталкивается со многими опасностями на своем пути. Легкомысленное отношение к возможным опасностям недопустимо. Но человек бывает беспечен, не подготовлен к разным ситуациям и относится не с должным вниманием к тому, что его окружает.

В дошкольном возрасте необходимо заложить определенные знания о здоровье и о безопасности. Очень важно формирование основ безопасности у дошкольников и не просто, чтобы они запомнили все правила о безопасности поведения, но и могли бы применять все эти основы безопасности в каких-либо сложных ситуациях в жизни. Понимать всю значимость всех этих правил, знаний в жизни. Очевидно, что одну из ключевых ролей в обеспечении безопасности играет сфера образования. И эти важные аспекты, и задачи, я, как педагог, решаю на протяжении всего рабочего дня: и на прогулке, и на занятии, и в играх, и в индивидуальной работе с детьми.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста, ответственного и сознательного отношения к личной безопасности и безопасности находящихся рядом детей и взрослых, является важной задачей в дошкольных образовательных учреждениях. В нашем МБОУ «ЦО№21» грамоте безопасности отводится огромное место.

Белая К.Ю. считает, что эффективность работы по формированию у дошкольников правил безопасности жизнедеятельности напрямую зависит от того, на сколько рано начат этот процесс. Стоит отметить, что современные исследователи данной проблемы считают дошкольный возраст наиболее благоприятным периодом для организации работы по формированию основ жизнедеятельности.

Появился на свет человек, научился ходить, говорить, и круг его общения с миром становится шире, и он должен быть подготовлен к дальнейшей жизни в этом мире. Ведь, не обладая знаниями по использованию того или иного предмета, дети подвергают себя опасности и не только себя. Воспитатели, занимаясь с детьми, стараются донести до каждого ребенка как правильно вести себя в той или иной ситуации, чтобы обезопасить себя, т.е. стараются сформировать у детей основы безопасности поведения, но этого недостаточно, так как многие родители не придают должного внимания такому важному вопросу, как элементарные основы безопасности поведения. Поэтому цель еще в том, что необходимо повысить родительскую компетентность по таким важным вопросам, как формирование основ безопасного поведения у своих детей, начиная с дошкольного возраста. Педагоги нашей группы постоянно на родительских собраниях освещают данную тему, ведут и обновляют информацию на информационных стендах, проводят анкетирование с родителями. Ведь еще год-другой и этим детям придется одним самостоятельно ходить в школу, а на улице за каждым углом детей могут подстерегать значительные или незначительные опасности, о которых он должен был быть предупрежден в свое время и воспитателями, и родителями. На улице дети столкнутся со множеством дорог и машин, на этих дорогах и незнание элементарных правил поведения при переходе дорог, может привести к несчастным случаям. Нам поэтому важно подготовить детей еще с дошкольного возраста к правилам перехода через дорогу, научить на какой свет светофора переходить можно дорогу, а на какой нельзя и ждать пока едут машины. Но еще важно эти знания нужно закрепить, чтобы предостеречь от беды. Для работы в этом направлении для проведения занятий мною изготовлены макеты машины, светофора, проводятся игры с детьми, направленные на отработку правил дорожного движения, а именно: как переходить дорогу и что произойдет, если человек будет переходить дорогу не на свой свет. Дети весело и охотно играют в эту полезную для них игру. После такой игры каждый ребенок лучше запомнит правила дорожного перехода. Наглядные пособия очень помогают детям осмыслить, что машины могут наехать на них, если они будут переходить дорогу не на свой свет или не в положенном месте. И я в своей практике именно так и поступаю - готовлю пособия, и дети охотно играют, развивают игру, предлагают свои варианты. Если детям просто сказать, что так нельзя переходить дорогу, а так можно, то вероятнее всего, что они забудут эти правила через день.

Создавая в группе развивающую предметно-пространственную среду по формированию основ безопасности у дошкольников мною были использованы такие компоненты как: дидактические игры «Дорожные знаки», «Безопасный дом» и тд.); художественная литература; наглядные пособия (макеты, сюжетные картинки с различными ситуациями, игрушки и тд.); методический материал (картотеки стихов и загадок, презентаций); атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

Проводя работу с детьми по формированию основ безопасности, я решаю следующие задачи: образовательные (активизация интереса детей к выбранной теме через игровую деятельность, формирование умения применять полученные знания на практике); воспитательные (воспитывать умение следовать социальным нормам и нормам безопасного поведения); развивающие (развития навыка предвидеть опасную ситуацию и уметь предотвратить ее, развитие умственных действий, способности наблюдать и делать самостоятельные выводы).

Работа по формированию основ безопасного поведения у старших дошкольников включена в план воспитательно-образовательной работы, для достижения поставленной цели необходимы: системность, последовательность, целенаправленность, грамотность, доступность материала возрасту детей, наглядность, психологический комфорт. Важная задача, которую я ставлю перед собой это заинтересовать детей обучая их в различных видах деятельности, используя различные методы и приемы, направленные на формирование у детей основ безопасного поведения в быту, на дороге, в природе. Беседы, чтение художественной литературы, виртуальные экскурсии и многое другое помогает мне решить поставленные задачи, которые ежедневно решаются в нашем детском саду.

Использование ИКТ позволяет сделать процесс обучения для детей более динамичным и интересным. Способы визуальной поддержки позволяют добиться более длительной концентрации внимания, а также воздействовать сразу на несколько органов чувств, что способствует более высокому усвоению полученных знаний.

Игровые приемы повышают познавательную активность у детей, способствуют более быстрому усвоению материала.

Любая общепринятая норма должна быть обязательно осознана и принята детьми, только тогда она станет действенным регулятором его поведения.

Родители детей являются активными участниками образовательного процесса. Они играют главную роль в формировании основ безопасности в силу своего родительского статуса их поведение является для детей примером для подражания. Поэтому важно взаимодействие детского сада и семьи. Именно к этому стремятся педагоги нашей группы. Используются самые разнообразные формы взаимодействия с родителями: собрания, круглые столы, информационные стенды, памятки для родителей, как же активное взаимодействие происходит с использованием социальных сетей. Главное необходимо прийти к диалогу воспитатель – родитель, родитель – воспитатель.

Воспитатели и родители должны взаимодействовать друг с другом и правильно подготовить детей к возможным опасным ситуациям, дать необходимые знания, как поступать в том или ином случае - эти задачи решаются совместными усилиями педагога и родителей.

В заключении хочется отметить, что вопрос формирования основ безопасного поведения у дошкольников является актуальным. Это прежде всего связано с потребностью в социально адаптированной личности. Дошкольный возраст — это период накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасностей, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, необходимости соблюдать меры предосторожности, формировать представления об опасных ситуациях, прививать навыки безопасного поведения в различных жизненных ситуациях совместно с родителями, так как они выступают для ребенка примером для подражания. Ведь сегодняшние дошколята – это наше будущее общество.