Формирование основ безопасности жизнедеятельности для детей 3-4 лет. Тема: «Осторожно – тонкий лед!»
Цель: Формирование у детей представление о правилах безопасного поведения на водоемах зимой.
Задачи:
- Развивать речь, мышление, умение координировать свои движения с произнесением текста. Развивать связанную речь, обогащать словарный запас (сильный, ловкий, смелый, отважный)
- Способствовать соблюдению правил безопасного поведения на льду и предотвращению детского травматизма. Учить находить самостоятельно выход из трудно сложившейся ситуации.
-Расширить и закрепить умение и знания детей о работе спасателя, врача.
-Формировать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью близких.
- Воспитывать коммуникабельность по отношению к сверстникам и взрослым.
Оборудование: игрушка кукла Маша, голубая ткань (ледяное озеро), белая ткань для снега, игрушечный телефон, костюм спасателя, веревка, костюм доктора, чемоданчик доктора, игрушечный термос и чашка.
Предварительная работа: Занятия, беседы, дидактические игры, чтение книг, рассматривание иллюстраций по теме экстремальных ситуаций.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой детей.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Не замерзли сегодня, когда шли в детский сад? Дед Мороз не заморозил ваши щечки?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте расскажем и покажем, как мы спасаемся от мороза. (Проводиться самомассаж.)
На дворе опять мороз,
Чтобы носик не замерз
Мы его сейчас потрем
И погладим, и помнем
Растираем наши щечки,
Пусть алеют как цветочки,
Проведем по бровкам, глазкам.
Будут глазки словно в сказке.
А про ушки не забыли?
Ушки утром все помыли?
Проведем мы пальчиком
По дорожкам-ямочкам.
Вот сейчас потреплем ушки,
Ах, какие непослушки.
Хлопнем, топнем, хлопнем снова,
Будем мы всегда здоровы!
2. Ориентировочный этап. Формирование целей.
Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то стучится к нам? Я пойду, посмотрю, а вы тихонько постойте и подождите я узнаю, кто к нам пришёл.
Вносится игрушка кукла Маша.
Воспитатель: Смотрите, кто к нам пришёл?
Дети: Маша.
Воспитатель: Она очень напугана. Вы хотите узнать, что с ней случилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Садитесь на стульчики послушайте рассказ Маши.
Воспитатель (обращается к кукле Маше): Маша расскажи, что с тобой случилось. Не молчи.
Маша показывает, как она каталась на коньках и провалилась под лёд.
Воспитатель: Что же случилось с Машей?
Дети: Она провалилась под лед.
Воспитатель: А почему она провалилась?
Дети: С приходом зимы вода превратилась в лед. Лед еще очень тонкий.
Воспитатель: А, как вы думаете, мы бы смогли спасти Машу?
Дети: Нет, не смогли – сами бы упали в воду. И могли бы утонуть.
Воспитатель: Кто тогда спас Машу?
Дети: Спасатели.
Воспитатель: Как вы думайте, какой должен быть спасатель?
Ответы детей: (Сильный, смелый, ловкий, добрый, отважный)
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы оказаться на ледяном озере и увидеть, как все было?
Воспитатель: Тогда повторяйте все за мной:
Если дружно встать на ножки,
Топнуть, прыгнуть, не упасть,
То к ледяному озеру
Можно сразу же попасть.
3. Исполнительный этап.
Воспитатель: Вот мы и у ледяного озера. Ребята, а на что похоже ледяное озеро?
Дети: На зеркало.
Воспитатель: А какую геометрическую фигуру оно вам напоминает?
Дети: Круг
Воспитатель: (Разыгрывается ситуация «Как Маша провалилась под лед».)
На полу макет зеркального, круглого озера, в середине которого белая ткань-снег.
Воспитатель: Обула Маша коньки и поехала кататься, напивая свою любимую песенку: «Белый снег пушистый кружится с утра выросли сугробы посреди, двора-а-а-а-а…» (Проваливается)
Воспитатель: Что же делать? Как нам быть? Сами будем Машу спасать?
Дети: Нет. Нужно позвать на помощь спасателя.
Воспитатель: Ребята, я так за Машу волнуюсь, что даже номер забыла, как позвонить в службу спасения?
Дети: 112
Воспитатель звонит по телефону и просит о помощи: Помогите! Приезжайте, нашу Машеньку спасайте, она провалилась в ледяное озеро.
Разыгрывается ситуацию «Приезд спасателя». Ребенок, одетый в костюм спасателя приезжает на профессиональной машине.
Спасатель: Здравствуйте. Что случилось?
Дети: Маша каталась на коньках и провалилась в воду.
Спасатель: Держи Маша веревку крепко, сейчас я тебя спасу.
(Спасатель достает Машу.)
Спасатель (обращается к Маше): Ты больше на озере не катайся, для этого есть каток.
Воспитатель: Вот какой отважный спасатель, спас нашу Машу. Ребята у Маши кажется температура. Что же делать, как же быть?
Дети: Нужно срочно вызвать доктора.
Воспитатель: Как же вызвать доктора? Я забыла номер.
Дети: 112
Воспитатель звонит по телефону в службу скорой помощи и просит о помощи: Помогите! Добрый доктор приезжай, нашу Машеньку спасай, она провалилась в ледяное озеро и у нее поднялась высокая температура.
Разыгрывается ситуацию «Приезд врача». Ребенок одевает костюм врача, приезжает на профессиональной машине.
Доктор: Здраствуйте. Где больной?
Дети показывают Машу доктору.
Доктор (померев температуру): Срочно больного закутайте в одеяло, дайте горячего чая с малиновым вареньем.
Дети вместе с воспитателем делают так, как сказал доктор.
Доктор: (обращается к Маше): Ты больше на озере не катайся, для этого есть каток. Ну а мне пора других больных лечить.
Дети и воспитатель прощаются с доктором.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все правильно сделали. Спасателя и доктора вызвали вовремя. Машу мы спасли. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Если дружно встать на ножки,
Топнуть, прыгнуть – не упасть,
То легко ребята смогут
Снова в детский сад попасть
4.Рефлексия, подведение итогов.
Воспитатель: Вот мы и в группе. Давайте сядем на стульчики и отдохнём. Где мы с вами были? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята посмотрите Маша выздоровела, она снова веселая и поёт свою любимою песенку: «Белый снег пушистый кружится с утра выросли сугробы посреди, двора. Ля-ля-ля!»
Воспитатель: А Маша с нами хочет поиграть в игру «Топнем, хлопнем».
Если я правильно говорю – мы хлопаем в ладоши, если неправильно – топаем.
- Я гуляю по тонкому льду;
- я катаюсь на коньках на катке;
- я катаюсь на санках с берега на речке;
- я увидела, что кто-то провалился под лед и бегу спасать сама;
- я увидела, что кто-то провалился под лед и зову взрослых.
Воспитатель: Маше пора возвращаться к своим друзьям. Давайте попрощаемся с ней и еще раз напомним, что кататься нужно только на катке, а не на зимних водоемах.
Дети прощаются с Машей.