СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование основ финансовой грамотности как ключевой компетенции социализации обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование основ финансовой грамотности как ключевой компетенции социализации обучающихся»

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК КЛЮЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В современных условиях финансовая грамотность стала одной из важных и востребованных, поэтому научить обучающихся основам финансовой грамотности – существенная и необходимая задача.

Организация работы по формированию финансовой грамотности позволяет придавать социальную и экономическую значимость содержанию основной образовательной программы начального общего образования, что в свою очередь способствует приобретению школьниками навыков необходимых для социализации в современном обществе.

Финансовая грамотность – это отличный способ развития мотивации к получению доходов, развитию инициативы, самостоятельности.

Всемирный Банк определяет термин финансовой грамотности как «способность человека принимать обоснованные решения по использованию и управлению своими деньгами».

Формирования финансовой грамотности возможно как в рамках учебной деятельности (например, на уроках математики, окружающего мира, технологии), так и через организацию занятий внеурочной деятельности.

Так включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Окружающий мир» возможно в следующие темы:

∙ «Моя семья» (Что нужно семье?)

∙ «Зачем нужны автомобили» (Сколько стоит автомобиль)

∙ «Опасные незнакомцы» (Кто такие мошенники)

∙ «Опасные места» (Когда рискуешь деньгами)

∙ «Что такое экономика и для чего она нужна» (Как разумно делать покупки),

∙ «Семейный бюджет» (Зачем семье сбережения)

∙ «Что такое деньги» (Из истории денег, денежные единицы, способы обмена товара)

∙ «Путешествия по городам и странам» (Деньги в разных странах)

∙ «Человек и информация» (Где можно делать покупки)

∙ «Путешествие по России» (Как пользоваться банковской картой) и другие темы.



Включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Математика» возможно в следующие темы:

• «Задачи на умножение» (Откуда в семье деньги)

• «Приемы деления» (На что тратятся деньги)

• «Решение задач на увеличение» (Бумажные деньги)

• «Решение текстовых задач» (Валюты)

• «Арифметические действия» (Как правильно планировать семейный бюджет)

• «Решение задач» (Личные деньги)

Можно утверждать, что финансовая грамотность в курсе математики дает положительные результаты, так как:

– значительно увеличивает активность детей на уроке;

– развивает внутреннюю мотивацию к учению;

– усиливает познавательные мотивы;

– расширяет личный опыт учеников;

– преодолевает изолированность математики от реальной жизни;

– повышает качество и прочность знаний;

– повышает роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому);

– приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.

На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Понятие расточительности и экономии можно формировать в ходе чтения специальных рассказов, сказок (например, «Приключения Буратино», «Мужик и медведь», «Жадный вельможа» и другие).

На уроках русского языка использование заданий по работе с пословицами, анаграммами, ребусами и т. д.

∙ Соедини линиями продолжение пословицы

Береги хлеб для еды, богатый вора боится.

Без денег торговать а деньги для Беды.

Богатому не спится, как без соли хлебать.

Когда деньги говорят, прокладывает.

Есть грош, тогда правда молчит...

Денежка дорожку так будет и рожь.

∙ Анаграммы. Расшифруйте слова.

СИПЕНЯ (ПЕНСИЯ)

ЛАКМЕРА (РЕКЛАМА)

ПАРТАЛАЗ (ЗАРПЛАТА)

ОВОДРОГ (ДОГОВОР)

КАНОЭКОМИ (ЭКОНОМИКА)

Курсу «Технология» принадлежит особая роль, так как решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться каждый день. На уроках технологии, обучающиеся знакомятся с элементами финансовой грамотности. В темах «Работа с бумагой» (Что такое свое дело), «В мастерской кондитера. Как работает мастер» (Сколько стоит торт), «Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников» (Как правильно и экономно расходовать материал).

На современном этапе знание финансовой грамотности необходимо также при выполнении ВПР и Комплексных метапредметных работ.

Формирование основ финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности в нашей школе осуществляется через реализацию программы курса «Читаем, считаем, наблюдаем…», который включает 4 модуля:

-Основы читательской грамотности;

Основы математической грамотности;

Основы финансовой грамотности;

Основы естественно-научной грамотности.

На модуль «Основы финансовой грамотности» отведено 8 часов в год в каждом классе. На занятиях используется рабочая тетрадь-тренажер «Функциональная грамотность» (М.В. Буряк, С.А. Шейкина). На занятиях используются групповая и индивидуальная формы работы.

Наиболее эффективным методом обучения детей основам финансовой грамотности является игровой метод. Через игру младший школьник знакомится с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку. На таких занятиях ребенок узнает,что:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

2. Сначала зарабатываем – потом тратим.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.

Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

4. Деньги любят счет.

Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.

5. Финансы нужно планировать.

Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса.

Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

7. Не все покупается.

Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

8. Финансы – это интересно и увлекательно!

Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно “обучаются” экономике.

В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения школьниками сложных экономических знаний.

В играх “Кондитерская фабрика”, “Ателье для маленьких красавиц”, “Пункт обмена валюты”, “Строительство дома”, “Комната переговоров”, “Супермаркет” создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям. В дидактических играх “Кем быть?”, “Обмен”, “Семейный бюджет”, уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новое экономические знания, умения и навыки .

В процессе игры:

• осваиваются правила поведения и роли социальной группы, переносимые затем в “большую” жизнь;

• рассматриваются возможности самих групп, коллективов-аналогов предприятий, фирм, различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре;

• приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;

• накапливаются культурные традиции, внесённые в игру участниками, учителями, привлечёнными дополнительными средствами - наглядными пособиями, учениками .

Формирование финансовой грамотности младших школьников во внеурочной деятельности проявляется в разных формах сотрудничества, например, при использовании метода групповых проектов.

Темы проектов:

• Моя семья ( знакомство с профессиями)

• Купюра фантастической страны

• День рождения моего одноклассника

• Почему мы делаем покупки и др.



Таким образом, формирование основ финансовой грамотности позволяет подготовить подрастающего человека к предстоящей жизнедеятельности. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребёнка с окружающим миром.