ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК КЛЮЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В современных условиях финансовая грамотность стала одной из важных и востребованных, поэтому научить обучающихся основам финансовой грамотности – существенная и необходимая задача.
Организация работы по формированию финансовой грамотности позволяет придавать социальную и экономическую значимость содержанию основной образовательной программы начального общего образования, что в свою очередь способствует приобретению школьниками навыков необходимых для социализации в современном обществе.
Финансовая грамотность – это отличный способ развития мотивации к получению доходов, развитию инициативы, самостоятельности.
Всемирный Банк определяет термин финансовой грамотности как «способность человека принимать обоснованные решения по использованию и управлению своими деньгами».
Формирования финансовой грамотности возможно как в рамках учебной деятельности (например, на уроках математики, окружающего мира, технологии), так и через организацию занятий внеурочной деятельности.
Так включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Окружающий мир» возможно в следующие темы:
∙ «Моя семья» (Что нужно семье?)
∙ «Зачем нужны автомобили» (Сколько стоит автомобиль)
∙ «Опасные незнакомцы» (Кто такие мошенники)
∙ «Опасные места» (Когда рискуешь деньгами)
∙ «Что такое экономика и для чего она нужна» (Как разумно делать покупки),
∙ «Семейный бюджет» (Зачем семье сбережения)
∙ «Что такое деньги» (Из истории денег, денежные единицы, способы обмена товара)
∙ «Путешествия по городам и странам» (Деньги в разных странах)
∙ «Человек и информация» (Где можно делать покупки)
∙ «Путешествие по России» (Как пользоваться банковской картой) и другие темы.
Включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Математика» возможно в следующие темы:
• «Задачи на умножение» (Откуда в семье деньги)
• «Приемы деления» (На что тратятся деньги)
• «Решение задач на увеличение» (Бумажные деньги)
• «Решение текстовых задач» (Валюты)
• «Арифметические действия» (Как правильно планировать семейный бюджет)
• «Решение задач» (Личные деньги)
Можно утверждать, что финансовая грамотность в курсе математики дает положительные результаты, так как:
– значительно увеличивает активность детей на уроке;
– развивает внутреннюю мотивацию к учению;
– усиливает познавательные мотивы;
– расширяет личный опыт учеников;
– преодолевает изолированность математики от реальной жизни;
– повышает качество и прочность знаний;
– повышает роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому);
– приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.
На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Понятие расточительности и экономии можно формировать в ходе чтения специальных рассказов, сказок (например, «Приключения Буратино», «Мужик и медведь», «Жадный вельможа» и другие).
На уроках русского языка использование заданий по работе с пословицами, анаграммами, ребусами и т. д.
∙ Соедини линиями продолжение пословицы
Береги хлеб для еды, богатый вора боится.
Без денег торговать а деньги для Беды.
Богатому не спится, как без соли хлебать.
Когда деньги говорят, прокладывает.
Есть грош, тогда правда молчит...
Денежка дорожку так будет и рожь.
∙ Анаграммы. Расшифруйте слова.
СИПЕНЯ (ПЕНСИЯ)
ЛАКМЕРА (РЕКЛАМА)
ПАРТАЛАЗ (ЗАРПЛАТА)
ОВОДРОГ (ДОГОВОР)
КАНОЭКОМИ (ЭКОНОМИКА)
Курсу «Технология» принадлежит особая роль, так как решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться каждый день. На уроках технологии, обучающиеся знакомятся с элементами финансовой грамотности. В темах «Работа с бумагой» (Что такое свое дело), «В мастерской кондитера. Как работает мастер» (Сколько стоит торт), «Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников» (Как правильно и экономно расходовать материал).
На современном этапе знание финансовой грамотности необходимо также при выполнении ВПР и Комплексных метапредметных работ.
Формирование основ финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности в нашей школе осуществляется через реализацию программы курса «Читаем, считаем, наблюдаем…», который включает 4 модуля:
-Основы читательской грамотности;
Основы математической грамотности;
Основы финансовой грамотности;
Основы естественно-научной грамотности.
На модуль «Основы финансовой грамотности» отведено 8 часов в год в каждом классе. На занятиях используется рабочая тетрадь-тренажер «Функциональная грамотность» (М.В. Буряк, С.А. Шейкина). На занятиях используются групповая и индивидуальная формы работы.
Наиболее эффективным методом обучения детей основам финансовой грамотности является игровой метод. Через игру младший школьник знакомится с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку. На таких занятиях ребенок узнает,что:
1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!
2. Сначала зарабатываем – потом тратим.
3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.
Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
4. Деньги любят счет.
Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
5. Финансы нужно планировать.
Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса.
Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
7. Не все покупается.
Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
8. Финансы – это интересно и увлекательно!
Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно “обучаются” экономике.
В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения школьниками сложных экономических знаний.
В играх “Кондитерская фабрика”, “Ателье для маленьких красавиц”, “Пункт обмена валюты”, “Строительство дома”, “Комната переговоров”, “Супермаркет” создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям. В дидактических играх “Кем быть?”, “Обмен”, “Семейный бюджет”, уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новое экономические знания, умения и навыки .
В процессе игры:
• осваиваются правила поведения и роли социальной группы, переносимые затем в “большую” жизнь;
• рассматриваются возможности самих групп, коллективов-аналогов предприятий, фирм, различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре;
• приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
• накапливаются культурные традиции, внесённые в игру участниками, учителями, привлечёнными дополнительными средствами - наглядными пособиями, учениками .
Формирование финансовой грамотности младших школьников во внеурочной деятельности проявляется в разных формах сотрудничества, например, при использовании метода групповых проектов.
Темы проектов:
• Моя семья ( знакомство с профессиями)
• Купюра фантастической страны
• День рождения моего одноклассника
• Почему мы делаем покупки и др.
Таким образом, формирование основ финансовой грамотности позволяет подготовить подрастающего человека к предстоящей жизнедеятельности. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребёнка с окружающим миром.