Тамбовское областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект урока
«Формирование основ финансовой грамотности у младших школьников».
Тема: «Деньги. Личные финансы и экономия».
Учитель начальных классов: Тафинцева Татьяна Федоровна
Цель урока:
изучить структуру личных финансов, практическое закрепление навыков накопления, сбережения и разумной траты личных финансов.
Планируемые учебные результаты:
Предметные:
ознакомить учащихся с понятием “Личные финансы”,
ознакомить с принципами формирования личного дохода, его сохранения и преумножения;
усвоение понятий по теме: финансы, деньги, источники, виды доходов и расходов;
овладение предметными умениями: практической деятельностью учащихся с личными финансами (зарабатывание, сохранение, преумножение капитала).
Метапредметные:
умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
Личностные:
формирование умение коллективно обсуждать рациональность тех или иных затрат и принимать разумное решение;
воспитание рационального отношения к личным финансам;
формирование социальной активности и самостоятельности;
выработка навыков культурного общения;
развитие логического мышления, внимания, памяти.
Коммуникативные:
взаимодействие с учителем во время опроса, участие в коллективном обсуждении проблем
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы организации познавательной деятельности:
беседа,
работа с иллюстративным материалом,
решение проблемных ситуаций,
творческие задания.
Методы обучения:
рассказ, беседа, работа в паре, самостоятельная работа.
Виды деятельности и формы работы:
Оборудование:
компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник «Финансовая грамотность» 3 класс, рабочие тетради, металлические монеты достоинством 1 рубль, 1 копейка – у каждого ученика;
Место проведения урока: учебный кабинет.
Ход урока
Мотивационное начало урока.
Путешествие зовёт
Третеклашек на урок.
А куда пойдут ребята?
В необычную страну,
Очень важную страну – «ЭКОНОМИКУ».
Учитель:
Мы собрались сегодня для того, чтобы совершить увлекательное путешествие в страну под названием «Экономика». А посетим мы один из прекраснейших регионов этой страны – Финансовую грамотность.
Король этой страны прислал нас, своих друзей, проверить усвоили Вы или нет уроки Волшебницы Экономии и сбережений.
Наше путешествие должно быть весёлым и загадочным. И, думаю, вы убедитесь в том, что финансы могут быть совсем нескучными. Вам понадобятся смекалка, сообразительность, внимание. На этом уроке надо блеснуть знаниями, эрудицией
- Отгадайте загадки.
Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет. (Монета.)
Для всех мы в обилии рождаемся на свет.
У одних нас много, у других нас нет. (Деньги.)
Беседа о том, что такое деньги.
1) Что такое деньги?
Деньги — это то, что люди используют для покупки разных вещей и предметов. Это то, что они получают за свой труд.
2) Что понимают под словом деньги? (Ответы детей)
В словаре С.И. Ожегова дается такое определение этого слова:
«Деньги – металлические и бумажные знаки (в докапиталистических формациях – особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления».
Сегодня деньгами оплачиваются вещи, продукты и услуги – все, во что вложен труд человека. Поэтому говорят, что деньги – это особый товар, известное количество которого всегда оказывается равноценным любому другому товару и может быть на него обменяно.
II. Актуализации знаний
- Зачем нужны деньги? (Без денег не купить одежду, продукты, невозможно приобрести жильё, пользоваться коммунальными услугами, путешествовать, отдыхать, покупать лекарства и предметы быта, и т.д.)
- Какое значение имеют деньги в жизни человека? (Человек не может без них обходиться.)
Функции денег. Для чего нужны деньги?
- Как вы понимаете фразу «Личные финансы»? (Деньги, которые принадлежат мне)
- Всегда ли родители покупают вам то, что хотелось бы вам? (Нет.)
- Часто ли вам дают деньги, чтобы вы сами покупали то, что вам хочется? (Нет.)
- Есть ли у вас собственные сбережения? (Да. Нет.)
- Сегодня на занятии мы с вами поговорим о личных деньгах -личные финансы
- Мы с вами постараемся понять, что такое личные финансы, как их можно заработать и преумножить ребёнку, на что их лучше потратить. И что значит выражение «Копейка рубль бережет»
1. Практическая работа
- Для эффективной работы над этой темой вы разделились на группы.
(Работа проводится в группах. У каждой группы на столе монеты достоинством 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей, 50, 100, 500 и 1 тысяча рублей.)
- Что изображено и написано на монетах? Сравните.
- Найдите на монетах лицевую и оборотную стороны, ребро, номинал, легенду.
Оборотная сторона, на которой указан ее номинал, то есть достоинство (l рубль), называется «реверс», или «решка». Почему решка?
Решка – это искаженное и сокращенное произношение слова «решетка». В ходе денежной реформы Петра 1 в обращение поступил серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Она очень напоминала решетку, которая в разговоре стала решкой.
Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс», или, как часто говорят, «орел».
Ребро монеты называется «гурт».
Надпись на монете называется «легенда».
- Покажите на монете легенду, реверс (или решку), аверс (или орел) и гурт.
- Что можно узнать из надписей? (Сколько эта монета стоит, в какой стране используется, в каком году выпущена.)
- Опишите монету достоинством 1 рубль.
2. Графический диктант
- Если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное, поставьте знак «–».
Прямой обмен одних товаров на другие – это сбережения. -
Плата за работу – заработная плата. +
Деньги, которые откладывают на будущее, – сбережения. +
Оборотная сторона монеты – гурт. -
Надпись на монете называется легендой. +
(После выполнения задания проводится самопроверка)
Прослушайте притчу.
«Ученик спросил Мастера:
- Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?
Тот ответил, что они верны полностью.
И доказать это просто.
Ибо за деньги можно купить постель, но не сон;
еду, но не аппетит;
лекарства, но не здоровье;
слуг, но не друзей;
жилище, но не домашний очаг;
развлечения, но не радость;
образование, но не ум».
- Назовите тему, обсуждаемую мастером и учеником (деньги)
И настало время отдохнуть. Ребята, давайте проведем игру «Деревья, кустарники, травы». (Игра направлена, главным образом, на улучшение переключаемости и концентрации внимания младших школьников).
Правила: при назывании дерева дети поднимают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий может говорить названия грибов и животных, не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты, стула.
III. Открытие и закрепление новых знаний
1 группа
- Первоначально я предлагаю вам выяснить, что можно назвать личными финансами ребёнка. Для этого вам предстоит выбрать из предложенных высказываний те, которые вы можете отнести к личным финансам.
Отметьте те высказывания, которые вы можете отнести к личным финансам.
1.Деньги в вашей копилке.
2.Зарплата папы.
3.Бабушкин кошелёк с деньгами.
4.Премия за победу в олимпиаде по математике.
5.Ваши карманные деньги.
6.Отложенные мамой деньги на оплату за квартиру.
7.Подаренные вам на день рождения деньги.
2 группа
- Вы мечтаете что-то себе купить. Откуда вы можете взять деньги? (Накопить карманные деньги, подарок деньгами, заработать)
- Теперь будем учиться рассчитывать накопленные деньги. Для этого вам надо выполнить следующее задание.
- Какую тетрадь вы купите: с разноцветной картонной обложкой за 40 рублей или такую же, но с простой обложкой за 10 рублей?
- Что можно сделать с сэкономленными деньгами? (Отложить на более нужную покупку)
- На что потратите сэкономленные деньги?
Обсуждение ответов каждой группы
3 группа
-Назовите героя и произведение, который последовал следующему совету: «на этом поле выкопай ямку, скажи три раза «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. На утро из ямки вырастет небольшое дерево, а вместо листьев на нем будут золотые монеты». (Буратино, «Золотой ключик»)
-Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор: «Клад-это деньги такие и сокровища, которые люди спрятали в землю. Разбойники всякие.
-А зачем?
-А ты зачем косточки в саду закапываешь и под печку суешь?
-Я? Про Запас?
-Вот и они про запас». ( Матроскин и Шарик, «Дядя Федор, пес и кот»)
-Из чего были сделаны монеты в царстве Гвидона? (Из скорлупок льют монеты)
4 группа
- Учреждение, в котором можно хранить деньги – это (Банк).
- Зарплата родителей, пенсия бабушки – это (Доход).
- Деньги, которые мы тратим на покупки, транспорт, походы в кино и другие потребности – это (Расходы).
- Обмен товарами и услугами без использования денег - это (Бартер).
- Деньги, взятые в долг в банке – это (Кредит).
Обсуждение ответов каждой группы
«Пословицы и поговорки о деньгах».
Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки, в которых используются слова: «деньги» или другие «денежные знаки».
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Копейка рубль бережет.
С копейки начинается миллион.
Время - деньги.
Отплатить той же монетой.
Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит.
Легче прожить деньги, чем нажить.
Хлебу мера, а деньгам счет.
- Пословицы о деньгах, как вы их понимаете?
IV. Подведение итогов занятия
- С какими понятиями мы познакомились на уроке? (личные финансы, деньги, доходы, расходы)
- Давайте вспомним нашу притчу.
- Какова главная мысль притчи? (Деньги в жизни не главное)
- А вы согласны с мастером?
- Что нельзя купить за деньги?
- Что, по мнению автора не имеет цены?
- Пригодятся ли вам в жизни полученные знания?
Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки, в которых используются слова: «деньги» или другие «денежные знаки».
V. Рефлексия
Итоговая рефлексия работы на уроке проводится с помощью активного метода “Дерево желаний”. Учащимся предлагается представить на миг, что можно купить все. Напишите на листиках свои желания и прикрепите их к дереву.
Прикрепите к солнышку лучики:
Если у вас хорошее настроение осталось после урока, приклейте желтый листик;
Если вам не очень понравился сегодняшний урок или у вас что-то не получилось, приклейте оранжевый листик;
Если вам сегодня на уроке ничего не понравилось, приклейте зеленый листик.
Список используемой литературы для педагогов:
1. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010.
2. Е.Г.Фирсов. Интеллектуальные игры для школьников. Экономика. Ярославль. – 1998
Электронные ресурсы для педагогов:
1. Начальная школа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.n-shkola.ru/arch/161.html,
2. Школа личных финансов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.familyfinance.ru, свободный.
3. Финграмота. Ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fingramota.ru, свободный.
4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. festival.1september.ru
Список источников и литературы для участников:
1. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010.
Использование видео по ссылкам:
1.Уроки тётушки Совы: https://www.youtube.com/watch?v=vvkwYIDSuyc
2.Фиксики: https://www.youtube.com/watch?v=M-voUp2hUSQ
3.Галилео. История изобретений. Деньги. https://www.youtube.com/watch?v=1coLB_H1Kgw
4.Окружающий мир 3 класс «Что такое деньги?» https://www.youtube.com/watch?v=kFzTn1bjlXk
5.Инфоурок окружающий мир 3 класс «Что такое деньги?» https://videouroki.net/video/31-chto-takoie-dien-ghi.html