СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование основ музыкальной грамоты на уроках музыки в начальной школе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ УМК Критской, Сергеевой, Шмагиной. Из-за ограниченности во времени, отведенного образовательной программой, один раз в неделю, из опыта работы мы видим, что   зачастую невозможно   качественно   обучать детей   нотной грамоте, а тем более петь по нотам. Знакомство с музыкальной грамотой на уроках в 1 классе начинается со 2-й четверти. В рабочих тетрадях и в учебнике к такому виду деятельности, на мой взгляд, нет системного подхода.

Просмотр содержимого документа
«Формирование основ музыкальной грамоты на уроках музыки в начальной школе»

Формирование основ музыкальной грамоты на уроках музыки в начальной школе


В условиях быстро меняющейся действительности современная педагогическая практика испытывает необходимость в расширении методического потенциала, активных форм и технологий обучения. К последним справедливо причислить изучение нотной грамоты, которые отражены в ФГОС и является одним из средств активизации познавательной деятельности детей. В своей практической деятельности включаю этот вид работы через игровую деятельность, что является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересной и увлекательной не только творческо-поисковую деятельность младших школьников, но и рутинные шаги, связанные с изучением предмета.

Работая продолжительное время по УМК Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской и Т.С. Шмагиной, провела пролонгированный педагогический эксперимент, целью которого стала оценка влияния различных технологий обучения, в том числе игрового содержания и игровых моделей уроков музыки на результативность освоения музыкальной грамоты младшими школьниками.

Учебно-методический комплект (УМК) по музыке для начальной школы, разработанный названным авторским коллективом, входит в число изданий, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации для общеобразовательных учреждений различного типа. Он включает в себя учебник и рабочую тетрадь для учащихся, нотную и фоно- хрестоматии, методическое пособие и разработки уроков музыки, предназначенные для учителя. Содержание УМК основывается на базовых категориях, понятиях и закономерностях музыкального искусства и тех требованиях, которые отражены в ФГОС НОО и Примерной про-грамме по музыке для 1-4 классов.

Принципиальной позицией авторов учебно-методического комплекса является опора на идеи музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, появившейся в 70-е годы и нашедшей претворение в практической деятельности учителей музыки. «Освоение содержания разработанного авторами УМК является начальной ступенью формирования у школьников целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной музыкальной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества» [26, с.7]. В центре УМК находятся различные явления русской музыкальной культуры. И это не случайно, так комплекс предназначен для обучения музыке учащихся школ России.

Содержание учебников и тетрадей систематизировано по разделам, в их названиях выражены художественно-педагогические идеи блоков уроков, четверти и года. Тематическая структура комплекса является своеобразным нравственно-эстетическим стержнем процесса обучения, так как способствует раскрытию наиболее важных для формирования личности ребенка "вечных тем" (добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты Отечества и др.).

Авторы считают, что основная задача уроков музыки заключается в том, чтобы сделать наиболее значимые в мировой музыкальной культуре художественные произведения "своими" для каждого ребенка. Музыкальное и общехудожественное развитие невозможно без воспитания у учащихся чувства стиля, формирования их "интонационного словаря". Поэтому отбор и организация музыкального материала в УМК осуществлялись в опоре на понимание интонационного в широком смысле высказывания, закономерностей искусства, ярко выраженных в стиле каждого Творца искусства. Благодаря этому, дети уже с первого класса могут войти в мир композитора, почувствовать своеобразие его музыки, характерные особенности его музыкального высказывания – его музыкальной речи.

Постоянные целенаправленные сопоставления произведений с характерными для данного жанра, стиля интонациями, закономерностями развития музыки, соотнесение практически каждого произведения с некоторым множеством произведений, специально подобранных в УМК по сходству и различию, развивают у ребят способность отличать музыку одного композитора от музыки другого, определять на слух тот или иной стиль. Это способствует повышению качеством восприятия и определяет музыкальную грамотность учащихся. Интонационно-образное сопоставление произведений различных стилей (эпохальных, национальных, индивидуальных) позволяет многократно возвращаться к одним и тем же сочинениям, полнее постигая творческую индивидуальность их авторов. Для этой цели в репертуарный план УМК включены разные жанры и формы музыкального искусства, включая симфонии, оперы, балеты, концерты, кантаты и проч. Страницы учебников и рабочих тетрадей выполняют важную дидактическую функцию – помогают детям войти в мир большой музыки уже на начальном этапе обучения. Структурно- смысловой единицей учебников и тетрадей является разворот, открывающий перед учащимися широкое культурологическое пространство.

Визуальный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона для восприятия музыки. Он способствует развитию музыкального мышления детей; ведет их к неоднозначности восприятия и множественности индивидуальных трактовок, разнообразию вариантов "слышания-видения" музыкальных сочинений; позволяет им устанавливать вариативные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, изобразительным искусством, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т.д. Все это создает условия для развития ассоциативного мышления, "внутреннего слуха" и "внутреннего зрения" младших школьников. Залогом успешной работы становится свобода ребенка в выборе изобразительных, пластических, речевых и других аналогов музыкальных произведений, предлагаемых в УМК.

Литературный ряд (стихи, сказки и легенды, сведения о композиторах и их произведениях, рассказы о музыкальных инструментах и др.) призван усилить впечатления от звучащей на уроках музыки, способствовать развитию живой и выразительной речи детей. Особая роль отводится системе вопросов и творческих заданий: они побуждают учащихся к сравнению музыкальных произведений, анализу их интонационно-образного строя, определению жанров, элементов музыкального языка, стилевого своеобразия музыки, особенностей формы и композиции музыкальных сочинений.

Анализ содержания УМК показал, что он открывает возможность для широкого использования на уроках музыки разнообразных методов, технологий и приемов работы сопряженных с различными видами художественно-творческой деятельности младших школьников: слушание музыки (обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыке во всем многообразии ее видов, жанров и форм); пение (освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации); инструментальное музицирование (коллективная и индивидуальная игра на элементарных и электронных музыкальных инструментах, разучивание и исполнение музыкальных произведений, сочинение, импровизация); музыкально-пластическое движение (индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику, со-здание музыкально-пластических композиций, танцевальные импровизации); драматизация музыкальных произведений (театрализованные формы музыкально-творческой деятельности, музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации). К сожалению нотная графика, присутствующая в учебниках и рабочих тетрадях не дает возможности качественному освоению элементов музыкального языка.

В I классе предусмотрено два раздела: "Музыка вокруг нас" и "Музыка и ты", которые ориентируют учащихся на знакомство с музыкой в широком культурологическом контексте. Они предоставляют возможность для осознания детьми роли музыки в повседневной жизни человека (в том числе, в своей собственной) и постижения своеобразия выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека, отображения окружающего его мира.

Из-за ограниченности во времени, отведенного образовательной программой, один раз в неделю, из опыта работы мы видим, что зачастую невозможно качественно обучать детей нотной грамоте, а тем более петь по нотам. Знакомство с музыкальной грамотой на уроках в 1 классе начинается со 2-й четверти. В рабочих тетрадях и в учебнике к такому виду деятельности, на мой взгляд, нет системного подхода. В своей практике я использую наглядный материал (ноты –картинки). На них учащиеся на каждом уроке знакомятся с новой нотой, закрепляют на письме ее написание, для этого использую распечатанные листы с нотным станом, мы дополнительно вклеиваем их в рабочую тетрадь, так как в них нет возможности проработать написание каждой ноты, для лучшего запоминания. Нотную грамоту лучше внедрять через игровые приёмы и сказочные действа, которые разыгрывают дети на уроках в младших классах. Пение по нотам начинают осваивать параллельно с «игровым» изучением основ теории. Учим и исполняем песенки для закрепления нотной грамоты. Нота «До» - «Андрей, воробей», нота «Ре» - «Ежик, ежик, где живешь», нота «Ми» - «У кота - воркота», нота «Фа» - «Василек, василек», нота «Соль» - «Та-та, два кота», нота «ля» - «Уж как шла лиса по травке», нота «Си» - «Едет кошка на такси». Параллельно с изучением нотной грамоты знакомимся с клавиатурой. Ребята учатся находить ноту на клавиатуре и играть песенку самостоятельно. Учащиеся получают огромное удовольствие от музицирования на инструменте фортепиано или синтезаторе, тем самым пробуждается интерес к возможностям современного инструмента, развивается у школьников интонационный и ладовый слух, расширяются возможности раскрытия творческих способностей личности. Эта работа происходи постепенно на каждом уроке 2-ой и 3-ей четверти. Для лучшего закрепления материала использую также ребусы и загадки. Можно в качестве раздаточного материала для работы в группах. Во втором полугодие на уроках музыки выделяется время для закрепления нотной грамоты. Учащиеся знакомятся с длинными и короткими звуками (ритмом) через наглядные пособия, и видео ритмических упражнений (Музыкальный магазин, Шумовой оркестр№1, №2, №3) прохлопываем, а потом проигрываем на инструментах. Тем самым ненавязчиво знакомим школьников не только с длительностями нот, но и с тактом и тактовой чертой. Играем на шумовых инструментах.

Во II, III и IV классах авторами предлагается семь разделов: "Россия – Родина моя", "День, полный событий", "О России петь – что стремиться в храм", "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!", "В музыкальном театре", "В концертном зале" и "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье". Они осваиваются по концентрическому принципу, поэтому выполняют роль ориентира при вариативном планировании уроков музыки.

Закрепление знаний по музыкальной грамоте в этих классах лучше через практическое усвоение теоретического материала. Во 2 классе ребята закрепляют пройденный материал.

Для данного возраста и уровня владения нотной грамотой можно осуществлять в разных вариантах:

а) сольфеджирование (исполнить по нотам мелодию песни)

б) слуховой анализ;

в) ритмический диктант;

г) ритмические упражнения (использую «Боди ритм для детей»);

д) музыкально-дидактическая игра;

е) импровизация;

ж) игра на музыкальных инструментах;

з) движение под музыку.

К окончанию 2 класса закрепляем понятия восьмая, четвертная, половинная, целая нота, знакомимся с паузами, добиваемся беглого чтение по нотам закрепляя регистры и понятие лад.

В 3 классе закрепляя материал второго класса более, углублённо изучает творчество композиторов, знакомимся с оперой и балетом, с размером две и три четверти. В размере три четверти пропеть звукоряд половинными и четвертными. Сочиняем мелодические обороты в мажоре и миноре, в размере три четвертина простой ритм из половинных и восьмых, а затем сочинят тексты. На этот вид деятельности отводится время на каждом уроке.

Учащиеся 4 класса сольфеджируют легкие песни. Работают со сложным синкопированным ритмом. Использую ритмическое упражнение «Крамер скрипач», «Лошадка». К 4 классу необходимо дать детям первоначальные сведения о строении мелодии, (вверх, вниз, на одной высоте), знать название звуков в пределах первой октавы и закреплять эти знания во время игры на детских музыкальных инструментах.

Петь по нотам музыкальные примеры народных песен и фрагменты из произведений композиторов в творческой тетради и учебнике: «Концерт №3 для фортепиано с оркестром», «Вокализ» С.В. Рахманинова, «Утро» Э. Грига, «Симфония №5» Л. Бетховена, «Рассвет на Москва-реке» М.П. Мусоргского, «Симфония № 40» В. Моцарта и т. д.

Для развития чувства ритма в моей педагогической копилке добавился новый вид работы - боди ритм для детей, этот материал с видео приложениями хорошо вливается в тематизм программы: П. Чайковский «Танец феи Драже», Э. Григ «В пещере горного короля», С.Прокофьев «Танец с кубками», М.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» и т.д. Можно проводить разнообразные ритмические игры и упражнения, каноны, танцевальные движения под музыку.

Знакомство с ладом может быть представлено детям тоже в виде сказки.

Работая над данной проблемой, можно сделать вывод, что при грамотном и творческом подходе, можно качественно обучать детей нотной грамоте, научить петь по нотам, играть на музыкальных инструментах, музицировать, даже если время на этот вид деятельности в образовательной программе ограничен.









.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!