СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование основ патриотического воспитания у дошкольников средствами краеведо – туристской деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Формирование основ патриотического воспитания у дошкольников средствами краеведо – туристской деятельности»»

Министерство образования и науки Самарской области

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Самарский государственный социально-педагогический университет»








Итоговая работа

по программе модуля Вариативной части

Именного образовательного чека

по программе «Технология патриотического воспитания»

с 25.05.2022 г. по 06.06.2022 г.

«Формирование основ патриотического воспитания у дошкольников средствами краеведо – туристской деятельности»







Выполнила: Кульчицкая Анна Владимировна

Воспитатель ГБОУ школы-интерната № 4

г.о. Самара









Самара, 2022 г.

«Куклы наших предков»



"Чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать,

прививая «духовную ценность»,

так как без корней в родной местности,

в родной стороне человек похож

на иссушенное растение перекати-поле»



Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.


Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.

Базовым этапом формирования любви к Родине следует считать, накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений приобщение к миру его культуры. Наша задача – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те которые ему наиболее доступны и которые дают ему природа и мир животных, дом, детский сад, родной край, труд людей, традиции, общественные явления. Причем факты, явления должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, мы, прежде всего сами должны знать его, а также должны подумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив характерное только для нашего края, что можно увидеть только здесь. Показать свой родной край таким, чтобы, когда дети станут взрослыми, даже уехав из родных мест на долгие годы, они вспоминали их с теплотой, с гордостью рассказывали о богатстве родного края, о том, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, т.к. общество сегодня предъявляет новые требования к социальному статусу каждого человека, требует от него целесообразности и полезности приложения сил и максимально полное личностное развитие.

Учитывая то, что именно в дошкольном возрасте у каждого ребенка начинает складываться своя собственная картина окружающего мира, мы понимаем, что успешность ее становления зависит от того, насколько органично будет оказана помощь ребенку в процессе “примерки” постоянно расширяющегося мира, для его небольшого жизненного опыта и считаем, что, способствуя формированию личности, стремящийся к достижению высокого качества жизни, под которым понимается определенный уровень психического, физического, социального и нравственного здоровья, мы тем самым поможем ребенку легко адаптироваться в условиях быстроменяющегося современного мира и осознать свое место в нем.

Процесс познания начинается с того, что более доступно пониманию, с наблюдений над тем, что ближе, виднее, ощутимее. Тем самым изначальные представления и о природе, и об обществе, и об их развитии и взаимосвязи возникают из собственно краеведческих представлений. Потому краеведческие знания – в основе первичного воспитания, обучения и выработки понятий о важности опыта прошлого, заложены в фундаменте исторической памяти.





Актуальность: Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач в современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей. Детям обязательно нужно знать историю народов своего края, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности народов своего края, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.


Тип проекта: краткосрочный

Вид проекта: творческо-исследовательский.

Продолжительность: январь-февраль

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.


Цель проекта: Узнать, какое предназначение было у кукол наших предков и можно ли их сделать своими руками.

Задачи проекта:

Обучающие:

Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол;

Приобщать к истокам духовной культуры русского народа;

Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа;

Развивающие:

Развивать творческие и познавательные способности;

Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы;

Формировать умения детей изготавливать куклы своими руками с помощью родителей и педагогов;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

Совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы.

Обогащать словарный запас дошкольников.

Ожидаемый результат:

формирование знаний об истории русской народной тряпичной куклы, материалах, инструментах, необходимых для изготовления разнообразных кукол;

 - развитие познавательного интереса к истории, национальным традициям;

- совершенствование учебно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

- приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми и сверстниками;

- повышение интереса дошкольников к культуре русского народа, к русским народным куклам.

- создание необходимых условий для ознакомления детей с тряпичной куклой (альбом разных видов тряпичных кукол; подборка иллюстраций и фотографий; технологические карты по изготовлению тряпичных кукол; мини-музей «Куклы наших предков»).

- воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.

- развитие умения детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.

Продукт проектной деятельности:

  1. Изготовление кукол своими руками

  2. Создание мини-музея «Куклы наших предков»

  3. Презентация проекта на конкурсе «Я – исследователь 2022»

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный.
- Выбор темы проекта;
- Определение цели и задач проекта;
- Составление плана работы;
- Изучение методической литературы;
- Подготовка оборудования, материалов;
- Опрос родителей и детей о том, что такое народная кукла? Какие бывают народные куклы?

- Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

2. Практический этап.
Познавательное развитие.

- Экскурсия в музей ГБОУ СОШ поселка «Исток». Рассказ экскурсовода: «Жизнь и быт предков», «Многообразие кукол».

- Просмотр презентации «Куклы наших предков», «История кукол».

- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с куклами – «Путешествие в прошлое куклы».

- Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).

-Просмотр видеофильмов: «Кукла-кувадка своими руками», «Как сделать куклу мотанку «Крупеничка и Богач»», мастер-класс «кукла-закрутка своими руками».

- Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Одень бумажную куклу», «Что из чего», «Узнай элемент узора».

Речевое развитие.

- Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые).

- Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка), «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка», «Куколка в траве», «Кукла».

- Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле (приложение № 1).

- Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка».

Социально-коммуникативное развитие.

- Ситуативные беседы: «Моя любимая кукла».

- Сюжетно-ролевые игры: «Магазин кукол», «В музее», «День рождение Куклы», «Мастерская кукол»,

- Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т.д.), игра-драматизация по сказке «Терешечка».

- Презентации: «Куклы-обереги», «Кукла своими руками»

- Создание предметно - развивающей среды и совместное изготовление кукол: оформление мини- музея «Куклы русского народа», пополнение кукольного уголка, фото и репродукции различных времен с изображением кукол, изготовление кукол-кувадок, куклы «малышок-голышок», куклы-пеленашки, куклы-капустки.

Художественно-эстетическое развитие.

- Рисование: «Нарисуй тряпичную куклу».

- Аппликация: «Кукла в национальном костюме».

- Изготовление с детьми кукол («кукла-пеленашка», «кукла-кувадка», «кукла малышок-голышок», «куклы-капустка»).

- Конструирование: «Домик для куклы»

Музыкальная деятельность.

- Хороводные игры: «У бабушки Меланьи», «Платок», «Приехала купаленка…».

- Слушание музыкальных произведений о куклах, русских народных песен.

- Слушание музыки: Ольга Зарубина «Песня куклы», «Русские матрешки».

Физическое развитие.

- Русские народные подвижные игры «Карусель», «Ярмарка», «Жмурки Ваня и Маня», «Гуси-лебеди», «Ай ду-ду-ду».

- Пальчиковая гимнастика: «Наперсток», «Не плачь, куколка моя», «Катины куклы».

Мероприятия с родителями:

- Выставка творческих работ детей.

- Оформление папок-передвижек для родителей на тему: «История и традиции народной куклы».

- Рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме.

- Участие в создании мини-музея «Куклы наших предков»

Консультация для родителей: «Расскажите детям, как вы жили, во что играли».

Заключительный этап:

- выставка детского творчества «Куклы наших предков».

- Организация мини-музея «Куклы наших предков».

- Презентация проекта на конкурсе «Я – исследователь 2022».










Результаты мониторинга усвоения ЗУН в старшей группе

комбинированной направленности по реализации проекта:

«Куклы наших предков»


п/п

Фамилия, имя ребёнка

Начало

проекта (% )

Конец

проекта (% )

1

Александров Михаил

20

68

2

Антипов Николай

25

71

3

Ардабьева Анастасия

-

-

4

Асоян Антон

30

74

5

Безгин Иван

38

88

6

Гальковская Валерия

45

92

7

Геранин Степан

47

90

8

Долгова Ульяна

50

93

9

Долгова Юлия

40

83

10

Емелькин Святослав

-

-

11

Земскова Екатерина

43

96

12

Каратаев Макарий

50

98

13

Когырева Дарья

40

95

14

Кузьмин Александр

-

-

15

Куркина Виктория

37

79

16

Лаптев Владислав

35

89

17

Орехов Степан

30

85

18

Петрусёв Егор

45

93

19

Плотников Егор

39

92

20

Рзаева Амина

38

84

21

Сливкина Виолетта

26

76

22

Степанов Данил

37

88

23

Филипенко Кирилл

30

82

24

Цацкина Анастасия

50

94

25

Чеботарева Алина

33

80



Итог


38%


86%















Приложение №1.

 

Стихи о куколке

Русская тряпичная куколка простая.

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

А по нраву русская, значит нам родная.

* * *

В этих куклах доброта и грусть,

Они помнят Киевскую Русь.

Мы берем этих кукол в руки –

Оживают истории звуки...

* * *

Я кукла, кукла-оберег,

Твоя помощница навек.

Люби меня и уважай,

И никогда не обижай.

Я принесу тебе удачу.

Жизнь станет ярче и богаче!

* * *

Лоскуток да ниток катушка.

В умелых руках оживает игрушка.

* * *

Кручу, верчу,

Создать хочу

Куколку красивую,

Дивную и милую.

Пусть нас она оберегает

И злых духов отгоняет.

* * *

Тряпичную куклу сшила мама дочке,

Надела на ножки в красные носочки.

Ниточки – косички, платьице в горошек.

Вся теплом согрета маленьких ладошек.

* * *

Моя куколка грустит:

Не с кем хоровод водить.

Сделайте подружек ей,

Кукле будет веселей.

* * *

У кукол, знаю точно, есть душа,

В груди тряпичной сердце бьется часто...

Прижми ее к себе, увидишь, счастье

Из глаз струится, как у малыша.

Согрета человеческим теплом,

Тех рук, что эту куклу создавали,

Лелеяли, ночами обшивали...

Теперь она несет тепло в твой дом.

А ты в ответ мне: «Верится с трудом».

* * *

Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,

Куклу сделаю сейчас из лоскутьев пёстрых.

Я лицо ей разошью нитками цветными

И волшебное сама выдумаю имя.


* * *

Подарили куклу мне на день рожденья.

Это просто чудо, радость и везенье.

Бросила игрушки, только с ней играю,

Обо всём на свете с Машей забываю.

Я кормлю и мою милую подружку,

Спать кладу в кроватку Машу на подушку.

Мы гуляем с куклой, делаем зарядку,

Вместе привыкаем с Машенькой к порядку.

Куклу берегу я, я её лелею.

С ней я стала лучше, стала я добрее.

* * *

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье!

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить,

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

* * *

Свою куклу я качаю, спать укладываю.

Чтобы кукла не скучала, байки складываю.

Потом песню пропою ей тихо, ласково

Да поправлю одеяльце ей атласное.

Спи, усни, моя подружка, без забот-хлопот.

За окном на небе звёзды водят хоровод.

Нам с тобой не будет скучно до утра:

Сказки ждут нас в снах чудесных, спать пора.

* * *

Кукла на улице снега наелась,

В дом пришла мокрая и не разделась,

Плачет, что горлышко сильно болит.

Надо нам куколку будет лечить.

Градусник ставим, положим в кроватку,

Сделаем теплый компресс ей из ватки,

Чаем напоим, таблетку дадим.

Скажем об этом игрушкам другим,

Чтобы, гуляя, снег в ротик не брали

И по сугробам сырым не скакали.

* * *

Не сержусь на куклу Дашу

И в обиду не даю.

Целый день её проказы

И капризы я терплю.

Пусть она чуть-чуть упряма,

Но ведь я для куклы – мама.

* * *

Я пекла, варила,

Кукол накормила.

Куклы меня слушали,

Быстренько все скушали:

И суп из цветочков,

И пирог из песочка,

И котлеты из глины,

И компот из рябины.

* * *

Нет у куклы носа,

Растрепались косы.

Сидит она косматая,

В платьице с заплатами...

Потеплей укутаю

Милую мою,

«Баю-баю, баюшки», –

Песенку спою.

***

«Спи, моя красавица,

Спи, моя хорошая,

Будет тебе платьице –

Новое, в горошину!»

* * *

Кукла Катя в новом платье, сшила я его сама.

Я полдня над ним корпела, доводила до ума.

Только вечером попало мне от мамочки моей.

Я потратила на платье кучу новых простыней.

* * *

Ах вы, куклы, замарашки,

Где испачкали рубашки?

И чулочки, и носочки.

Как же вам не стыдно, дочки?

Снова целый день стирать,

Даже некогда играть!

* * *

Сонница-бессонница, не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой… (куколка Бессонница)

* * *

Фея знала свое дело,

И, летая в небесах,

Днем и ночью то и дело

Совершала чудеса.

Фея кукол создавала,

Мастерила, колдовала.

Все, чего она касалась,

Оживало, просыпалось.

И в ее руках послушно

Обретали куклы души.

Ведь у кукол судьбы тоже

С человеческими схожи.

А потом свои трофеи

Раздавала людям фея,

Потому что это средство,

Чтобы вечно помнить детство.

* * *

Куколка любимая, я тебя люблю,

Перед сном я для тебя песенку спою.

Баю-баюшки-баю, спать укладываю.

Спать укладываю, приговариваю:

«Ты, собачка, не лай

Мою детку не пугай.

Баю-баю, баю-бай».



Приложение №2.


Игра-хоровод «Приехала купаленка…»

Приехала купаленка

(дети ходят по кругу)

На семидесяти тележеньках,

Привезла нам купаленка

(наклоняются в круг и разводят руки в стороны)

Добра и здоровья,

(хлопки руками вправо-влево)

Богатства и почести.

(хлопки руками вправо влево).

Игра-хоровод «У бабушки Маланьи»

Дети идут хороводом, приговаривая:

«У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке:

Семь сыновей,

Семь дочерей,

Все без бровей,

С вот такими вот носами,

(показывают жестами)

С вот такими бородами.

Все они сидели,

Ничего не ели,

Делали вот так…»

(воспроизводят действия, показанные Ведущим)

Игра-хоровод «Платочек»

Дети становятся в круг, не держась за руки. В центре круга стоит Галя с голубым платочком в руке.

Галя по садочку ходила,

Свой платочек там уронила.

Дети поют, стоя в кругу. Галя с платочком проходит мимо детей и на слово «уронила» роняет платочек. Ребенок, около которого упал платочек, поднимает его.

Обошла тут Галя садочек,

Ищет голубой свой платочек.

Галя ходит и ищет платочек. Не найдя его, садится в центре круга и делает вид, что плачет (закрывает лицо руками).

Не горюй, подруженька Галя!

Мы платочек твой разыскали

Под малиновым под кусточком,

Под зелененьким под листочком.

Дети, взявшись за руки, сужают круг, подходя к Гале, чтобы её утешить. Дети отходят назад, расширяя круг. С окончанием куплета останавливаются и разъединяют руки.

 Игра-хоровод «Ярмарка»

Дети стоят в кругу. Это – «продавцы». Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов – красного, оранжевого, зеленого, синего, желтого, фиолетового и т.д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок. Он – «покупатель». Дети все вместе произносят слова, под которые ребёнок-покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперёд руку, наподобие стрелки:

Ваня, Ваня, покружись,

Всем ребятам покажись,

И какой тебе милей,

Укажи нам поскорей!

Стоп!

На последнем слове ребёнок останавливается. Тот, на которого указала «стрелка», спрашивает «покупателя»:

– Что угодно для души?

Все товары хороши!

Ведущий «делает заказ»:

– Хочу фрукт! (или овощ, ягоду, цветок)

Теперь ребёнок, «принявший заказ», должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.

– На тебе грушу, – говорит продавец и протягивает жёлтый кубик.

Ход игры может быть разным – смена покупателя через определённое количество покупок или начисление очков за каждый правильный ответ (детям до 6 лет не рекомендуется). Играть можно и вдвоём с ребёнком, по очереди изображая покупателя и продавца.

Жмурки «Ваня» и «Маня».

Выбираются двое водящих (девочка и мальчик) и назначают одного из них «Маней» с тоненьким голоском, а второго – «Ваней», который говорит басом. (Для большего веселья мальчика можно сделать «Маней», а девочку «Ваней».) Водящим завязывают глаза, иногда кружат вокруг себя. Остальные играющие образуют вокруг водящих круг и берутся за руки. «Ваню» отводят подальше от «Мани» и предлагают ее найти.

Протянув вперед руки, «Ваня» начинает искать и звать: «Где ты, Маня?». «Я здесь», – отвечает «Маня», но сама, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. «Ваня» может принять за «Маню» кого-нибудь из играющих. В этом случае ему объясняют ошибку. Вместе с тем играющие не дают и «Мане» выйти из круга и натолкнуться на что-нибудь. Когда «Ваня» находит «Маню», их заменяют новой парой водящих.

Стоящие в кругу дети не должны подсказывать водящим, где кто находится. Чтобы поймать «Маню», достаточно коснуться ее рукой, не хватая и не удерживая. Если «Ваня» долго не может поймать «Маню», следует предложить им поменяться ролями или уступить место новой паре желающих.

«Жмурки»

Водящий – жмурка – становится в центре. Ему завязывают глаза и поворачивают несколько раз вокруг себя. Происходит диалог жмурки и играющих:

– Где стоишь?

– На мосту.

– Что продаёшь?

– Квас.

– Ищи три года нас.

Участники расходятся по комнате, жмурка идёт их искать. В ходе игры участники не должны сходить со своих мест. Им разрешается приседать, отклоняться, вставать на колени. Если водящий находит и угадывает ребёнка, он передаёт ему роль жмурки.

 

















Приложение №3.

Дидактическая игра «Узнай элемент узора».

Цель: научить узнавать и понимать знаки в обережных вышивках.

Значение узоров:

Кресты – преграда и отвращение зла, знак закрытости.

Дерево (чаще всего елочка) – символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.

Цветок – символ красоты и непорочности, красный цветок – символ земной любви, внешней привлекательности.

Звезды – знак небесного огня. Звезды должны иметь треугольные или ровные лучи. Знак разума и просветительских мыслей.

Круги – символ плодородия, материнства, изобилия, знак женского начала в природе.

Квадраты – знак земледельцев, символ плодородия полей. Часто перемежаются светлый и темный квадраты, иногда они усиливаются штриховкой вдоль или поперек квадрата.

Спираль – символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая – сокровенных знаний.

Мощнейший отвращающий знак для всех «темных» сущностей теневого мира, если цвет красный, белый или же черный.

Волнистая линия – волны, вода, Мировой океан. Символизирует начало жизни, умение приспособиться к обстоятельствам. Если линии расположены вертикально – это знак самосовершенствования, «лестница в небо», путь к тайным знаниям.

Треугольник – символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.

Дидактическая игра «Что из чего».

Цель: закрепить 1) названия тканей; 2) умение подбирать одежду к разным сезонам; 3) понятия зимняя и летняя одежда.