СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование осознанного поведения старших дошкольников посредством организации рефлексии

Нажмите, чтобы узнать подробности

1Формирование осознанного поведения, создание условий, необходимых для всестороннего развития детей являются основными задачами дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО. В ходе решения данных задач важно поддержать индивидуальность и инициативность детей, умение принимать решения в различных ситуациях, выражать собственные мысли и чувства.

Просмотр содержимого документа
«Формирование осознанного поведения старших дошкольников посредством организации рефлексии»

Формирование осознанного поведения старших дошкольников посредством организации рефлексии

Формирование осознанного поведения, создание условий, необходимых для всестороннего развития детей являются основными задачами дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО. В ходе решения данных задач важно поддержать индивидуальность и инициативность детей, умение принимать решения в различных ситуациях, выражать собственные мысли и чувства.

Способность управления собственными действиями и их контроль означает произвольность, которую выделяют как главное среди всех достижений в области психического развития ребенка в дошкольном возрасте. Основная отличительная черта произвольного и волевого действия представлена его осознанностью. Без осознанности в своих действиях человек не может управлять ими и контролировать их. Объяснить импульсивность и неуправляемость поведения дошкольников можно с помощью категории «неосознанность», когда ребенок не замечает, не знает и не осознает, что делает. Для того чтобы выявить способность ребенка к осознанию его действий можно проводить с ним специальные беседы. Они должны, с одной стороны, быть тесно связаны с конкретными действиями ребенка, а с другой, должны позволять ему посмотреть на них со стороны, отнеся к себе и своим действиям.

При определении уровня осознанности, нужно внимательно рассматривать ответы ребенка на поставленные вопросы. Если преобладают содержательные ответы и развернутые сообщения о себе, то самосознание находится на высоком уровне. Отсутствие ответа (молчание), ситуативные или стереотипные ответы, свидетельствуют о неразвитом самосознании.

Эффективное средство осознания поведения и овладения им в дошкольном возрасте представлено игрой с правилом. Именно здесь ребенок начинает соотносить свое поведение с образцом, заданным в правиле.

Проявление осознанности действий, прежде всего, происходит в свободной, ненормированной жизни ребенка: сознательная постановка целей, осознание собственных состояний и намерений, выработка отношения к окружающей действительности и др. Все эти действия должны совершаться самим человеком, а не задаваться кем-то другим извне.

Центральное значение в становлении осознанности поведения ребенка должно принадлежать речи и речевому общению со взрослыми. Важнейшая функция речи заключается в том, что она представляет собой средство для преодоления актуальной, воспринимаемой ситуации. Она призвана связывать действия ребенка во времени, благодаря чему появляется возможность планировать собственное поведение. Потребность в формулировании своих намерений для ребенка становится толчком к осознанию ситуации и собственных действий в ней. Речь здесь способна выступать в качестве фактора, способного мобилизовать детский опыт.

Одним из средств развития осознанной активности у детей дошкольного возраста, формирования способности к анализу собственной деятельности является рефлексия.

Рефлексия – это умение осмысливать и анализировать свое собственное внутреннее состояние.

Развитие рефлексивных умений ведет к подготовке к сознательной внутренней рефлексии, к развитию очень важных качеств современной личности, таких как самоконтроль, самооценка, самоосмысление. Поэтому важно формировать рефлексивные умения с дошкольного возраста, уделяя особое внимание осознанию того, что дети делают и что с ними происходит.

Рефлексия не реализуется автономно, это часть работы по формированию осознанного поведения детей. Рефлексия в совместной деятельности может осуществляться на любом ее этапе: в начале, на этапе проведения, в конце. Целесообразно применять различные формы и виды рефлексии.

В дошкольном возрасте проводится индивидуальная, групповая и коллективная форма рефлексии. Каждой форме соответствуют определенные методы и приемы организации.

Рефлексия эмоционального состояния и настроения. Используется в младшей возрастной группе ДОУ, и проводится в конце организованной образовательной деятельности. Учитывая возрастные особенности детей, для проведения рефлексии эмоционального настроения используются различного рода наглядности (карточки со смайликами, цветовые карточки и т.д.). Педагог предлагает детям оценить свое настроение во время совместной деятельности путем выбора карточки с изображением. Важно не просто показать карточку, но и постараться добиться от ребенка ответа, почему он выбрал именно ее. Особенно это важно в том случае, если ребенок выбирает отрицательную эмоцию.

Рефлексия деятельности. Используется со средней возрастной группы ДОУ, и организуется в конце организованной образовательной деятельности. Дети совместно с педагогом или между собой обсуждают и анализируют проведенное занятие, что им понравилось больше всего, а что было не понятно. Педагог фиксирует ответы детей, для того чтобы в дальнейшем планировать совместную деятельность с учетом отрицательных моментов. Дошкольники в конце занятия отвечают на вопросы, предложенные педагогом: своей любимой игрушке, шепчут друг другу на ушко, говорят сказочным персонажам или открыто всей группе:

Что у тебя получилось лучше всего?

Что у тебя не получилось и почему?

Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?

Что было самым трудным?

Что было самым интересным?

Кого бы ты хотел (а) поблагодарить за работу на занятии? и т. д.

Рефлексия содержания совместного образовательного опыта. Используется со старшей возрастной группы ДОУ. Данный рефлексивный прием применяется педагогом в конце организованной образовательной деятельности, с целью подведения итогов, обсуждения того, кто и что узнал нового, как работал каждый ребенок, какой вклад был внесен и т.д. В процессе рефлексии дети осуществляют анализ своей деятельности и активности во время занятия. Наиболее эффективным приемом является прием незаконченного предложения, поговорки, пословицы или афоризма. Ребенку предлагается продолжить высказывания «Я не знал… - Теперь я знаю…».

Таким образом, рефлексия в дошкольном учреждении имеет тройную направленность: на действие, на содержание и на эмоциональное состояние.

Рефлексию как одну из форм работы по формированию осознанного поведения дошкольников реализую в своей работе.

Рефлексию деятельности применяю со старшего дошкольного возраста. Использую прием рефлексивного круга, который провожу не только после клубного часа, но и по любым возникающим вопросам.

На рефлексивном круге ребята садятся в круг и рассказывают о своих впечатлениях, интересах, успехах и трудностях, что позволяет выражать собственные чувства и мысли. И видно, что дети не просто фиксируют результат своей деятельности, но и выстраивают смысловую цепочку, сравнивают способы и методы свои с другими, учатся принимать решения в различных ситуациях.

Чтобы развить у ребят навыки самоконтроля и самооценки, использую в своей практике разные формы рефлексии : словесные, рефлексивные экраны; продумываю завершение каждой образовательной ситуации (занятии), организуемой с детьми с использованием методов и приёмов рефлексии; учитываю индивидуальные и личностные особенности детей своей возрастной группы; знакомлю родителей (законных представителей) со способами развития рефлексивного контроля, как необходимого качества успешного обучения в дальнейшем.

Предметно-развивающую среду группы оснащаю в соответствии с возрастом: в средней группе – смайлики, в старших группах – это экран успеха, центры планирования деятельности и питания. Совместно с детьми планируем все моменты деятельности, обсуждаем прием пищи, каждый выражает свое мнение, свое отношение, отмечаем в экране успеха свои успехи, достижения.

Каждый день в центре планирования деятельности в соответствии с расписанием планируем, выясняем, какие образовательные деятельности нас ждут, что мы будем делать и что хотели бы делать на них, и какие виды совместной деятельности можем и желаем провести.

В центре питания, ребята, по слогам читая, сами выкладывают меню, обговаривая при этом, что будут и что им больше всего нравится есть, рассказывают, иногда обыгрывают, как данные блюда готовятся.

А в экране успеха ребята сами оценивают себя в той или иной деятельности, и сами ставят кружочки: за хорошее поведение, прилежание, добрые дела, трудолюбие. Это фиксируется всю неделю, в конце недели в пятницу на рефлексивном круге подсчитывают кружочки, рассказывают, что было интересно в течении недели, что не получилось у них, что запомнилось им больше всего. Если они за неделю набирали от 15 до 20 кружочков, то получают зведочки, которые клеют себе на шкафчики, и вечером в пятницу рассказывают своим родителям о своих успехах и о том, что у них не получилось и почему. А в конце месяца, если набрали 4 или 5 звездочек, то получают приз.

Таким образом, систематическая и грамотная организация рефлексивной деятельности с детьми разного дошкольного возраста готовит к сознательной внутренней рефлексии как к очень важному качеству современной личности, что в конечном итоге способствует формированию личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Ребята лучше умеют планировать и взаимодействовать в команде, поддерживают друг друга, слушают и слышат разные мнения, стараются их учитывать, а при необходимости обращаются за помощью к взрослым, чувствуют коллективную ответственность за результат, помогают друг другу в случае затруднений.

 

Литература:

  1. Голубинская Л.М. Диагностика уровня развития рефлексивных умений: Сборник материалов научно - практической конференции «Детство, открытое миру» [Текст] /Л.М.Голубинская. - Екатеринбург: УрГПУ, 2004. - 160 с.

  2. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации/ Н.П. Гришаева.- М.: Вентана-Граф, 2015. - 184 с.

  3. Волков Б.С., Волкова Н.В., Воспитываем, обучаем дошкольников. Изд-во: Центр педагогического образования,2015г.



Скачать

© 2020, 236 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!