С.С. Мелеховец,
учитель методист,
учитель химии ГУО «Лицей №1 имени А.С. Пушкина г.Бреста»
ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ЛИЦЕИСТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Правильно выбранная профессия – это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование. Общество ждёт, что из стен школы выйдет молодой человек, ориентирующийся во взрослой жизни. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу. [8, с.5] Правильно выбранная профессия приносит удовлетворение, делает труд радостным и творческим.
Со стремительным изменением современного общества также стремительно изменяются и профессии. Развитие науки и техники сопровождается исчезновением одних и появлением других, не имеющих аналогов в прошлом, профессий, а также увеличением их числа.
Общественные функции многих профессий не изменились, но, так как их реализация происходит на базе новых технологий, меняются требованияк общему умственному развитию, уровню образования и личностным качествам человека. Становится особенно актуальным развитие качеств, которые нужны для любой профессии. Это психические процессы (мышление, память, внимание) и такие качества как трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, выдержка, настойчивость, умение переносить неудачи и добиваться поставленных целей.
Изменения в мире профессий являются прогрессивными и неизбежными, но это усложняет задачу профессионального выбора и требует поиска эффективных путей и методов профориентационной работы.
Профессиональная ориентация в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
В лицее профориентационная работа проводится классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, учителями-предметниками.
Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:
- сформировать положительное отношение к труду;
- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).
Цель работы учителя – создание условий для профессионального самоопределения и личностного саморазвития старшеклассников – достигается путем решения взаимосвязанных задач:
- формирование у учащихся осознанного отношения к выбору будущей профессии;
- расширение представлений учащихся об отраслях и профессиях, требованиях к кадрам в условиях быстрого развития информационно-коммуникационных технологий;
- формирование убеждения в необходимости развития способностей, необходимых для получения избранной профессии;
- предоставление возможности овладения практическими навыками, необходимыми для приобретения определенных профессий;
- ориентирование в возможностях обучения и профессиональной подготовки.
У подростков жизненные планы весьма расплывчаты и не вычленяются из мечты. [1, с.167] В выпускных классах профессия воспринимается уже как конкретная узкая область деятельности, связанная с представлениями личности о возможной самореализации. [2, с.119]
Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать школьника знаниями, но и формировать потребность в непрерывном, самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для саморазвития и самосовершенствования. Выпускники должны обладать некими универсальными способами действия, ключевыми компетенциями, высокими коммуникативными умениями и навыками. В современном обществе нужно быть готовым продолжать свое профессиональное обучение всю жизнь. Счастье на профессиональном пути надо видеть в том, чтобы достигать всё новые и новые цели в области совершенствования своей продуктивной деятельности. [3, с.388]
В лицеях и гимназиях самоопределение учащихся имеет свою специфику: профессиональные интересы выявляются уже на этапе выбора учебного заведения и профиля обучения. Однако этот выбор не всегда является самостоятельным и в полной мере осознанным. Очень часто он происходит под влиянием родителей, знакомых, друзей, не малую роль играет и статус учебного заведения. И ребёнку очень важно как можно быстрее убедиться в правильности этого выбора, в соответствии своих возможностей и способностей, своих индивидуальных качеств тем требованиям, которые предъявляет будущая профессия.
Ранний выбор определённого направления в обучении создает условия для допрофессиональной подготовки школьника. Речь здесь идет не о подготовке к конкретной специальности, а о подготовке к деятельности, связанной с использованием знания определённой предметной области. Главное – поиск условий, которые стимулируют ученика к саморазвитию и самоопределению, поиск механизмов перевода общественной значимости знаний в личностную значимость, включения образовательного материала в жизненную сферу личности, её жизненные установки и ценности. [4]
Профильное обучение делает процесс профессионального самоопределения более интенсивным; уверенность в правильности выбора профиля обучения, позитивные ожидания от деятельности и намерения в будущем выбрать профессию, соответствующую профилю обучения, связаны с более успешным обучением в профильном классе; успешность адаптации взаимосвязана с характером профессиональных намерений: успешнее адаптируются те учащиеся, у которых профиль обучения совпадает с профессиональными намерениями, менее успешно протекает адаптация у тех учащихся, у которых нет намерений в будущем заниматься деятельностью, связанной с профилем обучения.
Таким образом, осмысленный, осознанный выбор профиля обучения способствует более благоприятному течению процесса адаптации к профильному обучению, так как смысловое будущее играет важную роль в личностном самоопределении.
Проводя профориентационную работу в лицее, мы стараемся способствовать быстрому и успешному процессу адаптации выпускника во взрослой жизни.
Профориентационная работа приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь педагогический коллектив, и когда соблюдаются следующие принципы:
1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью (органичное единство с потребностями общества в кадрах).
Знакомить учащихся с миром профессий можно и нужно через учебный предмет. Химия и биология предоставляют для этого огромные возможности. В соответствии с задачами профориентации в работе учителя-предметника можно выделить несколько этапов.
1. Выделение в программном материале тем, в изложение которых целесообразно включить профориентационный материал.
2. Определение форм подачи профориентационного материала, наиболее соответствующих содержанию той или иной темы, возрастным особенностям учащихся.
3. Изучение литературы об основных профессиях, связанных с программным материалом по данному предмету (особое внимание при этом уделяется профессиям своего экономического региона).
4. Изучение интересов и склонностей учащихся, проведение индивидуальной работы с учащимися с целью формирования у них интереса к изучаемому предмету и профессиям, связанным с этим предметом.
Урок является основной формой организации познавательной деятельности учащихся. Каждый урок не только дает учащимся определенную сумму знаний, но и пробуждает умственную активность, творческую деятельность, побуждает к поискам новых знаний. В ходе урока можно и нужно решать профориентационные задачи. Среди них отметим:
- сообщение учащимся определенных знаний о наиболее массовых профессиях, раскрытие социальных, экономических, технологических и психологических сторон профессий;
- информирование учащихся о путях получения избранных профессий, об учебных заведениях, профилирующих предметах, сроках обучения, перспективах профессионального роста и др.;
- формирование позитивного отношения к труду в сфере материального производства и конкретно — к профессиям, в которых ощущается острая необходимость в данном экономическом регионе;
- формирование стойких профессиональных интересов и правильно мотивированных профессиональных намерений, которые бы базировались на осознании социально-экономических потребностей общества, а также на знании психофизиологических особенностей учащихся.
Образовательный процесс может и должен положительно воздействовать на ребёнка, усиливая его веру в возможность максимальной самореализации, развивая познавательные и профессиональные интересы и склонности. [4, с.5]
Нами разработан план ознакомления учащихся с профессиями, связанными с химией и биологией. В нём отражены темы курса; вопросы программы, связанные с определённой профессией; необходимые умения и навыки; формы и методы осуществления профориентационной работы. При объяснении нового материала мы обращаем внимание учащихся на то, где могут применяться полученные ими знания, людям каких профессий они необходимы.
Наиболее распространенный метод – профориентационная беседа, логично связанная с учебным материалом, отвечающая возрастным особенностям и охватывающая круг интересов учеников. К процессу подготовки профориентационной беседы мы часто привлекаем самих учеников, поручаем им собрать информацию по данному вопросу.
В учебных кабинетах лицея имеется подборка профессиограмм, которая помогает ученикам ближе познакомиться с профессиями, сделать осознанный выбор и избежать ошибки отождествления профессии с учебным предметом.
На уроках мы часто используем видеофрагменты научно-популярных передач «Как это сделано?», «Как это устроено?» «Спасибо, Леонардо!» и других (каналы «Discovery», «Animal Рlanet», «National Geographic», «Дискавери наука» и др.), что позволяет не только изучить свойства самых разных веществ, предметов и явлений в живой и неживой природе, познакомиться с различными производственными процессами, но и увидеть их непосредственных участников – представителей самых разных профессий и специальностей, а также условия труда на различных предприятиях.
Огромная профориентационная работа проводится в рамках Недели естественных наук. Оформляются информационные стенды «Мир профессий», «Я и моя будущая профессия», «Кем быть? Каким быть?», «Профессии сегодня и завтра», «Психологические характеристики профессий» и др. Их цель – дать учащимся сведения о мире профессий, о ситуации на рынке труда и о системе профессионального образования, о личностных и профессионально важных качествах человека, принципах выбора профессии, ошибках и затруднениях на этом нелёгком пути. В рамках предметной недели проводятся фотовыставки «Мои родители – успешные профессионалы», «Каким я вижу своё профессиональное будущее», «Лицейские звёзды на небосводе Беларуси» оформляются альбомы о профессиях, проводятся конкурсы на лучшие знания о профессиях, профессиографические исследования и т.д. Практически все мероприятия, проводимые в рамках Недели, ставят целью привитие интереса к предметам естественного цикла и имеют профориентационную направленность. Каждый день предметной недели имеет своё название, свой девиз. Мероприятия проводятся с учётом направления обучения и охватывают всех учащихся лицея.
Неоценимую роль в формировании правильного отношения к выбору профессии играют встречи с интересными людьми, специалистами, представителями разных профессий. Частыми гостями являются бывшие выпускники нашего лицея, студенты различных ВУЗов, молодые специалисты и уже достаточно опытные профессионалы. Традиционно мы организуем встречи с родителями наших учащихся. Они всегда с удовольствием выступают перед ребятами, отвечают на их многочисленные вопросы. Необходимо заметить, что такие встречи мы заранее тщательно готовим, так как выступающие могут испытывать трудности в построении своего рассказа, в подборе аргументов в пользу своей профессии. Мы составляем примерный перечень вопросов, которые должен осветить наш гость, свои вопросы готовят и ребята.
Стали хорошей традицией Вечера встречи с выпускниками, в ходе проведения которых ребята знакомятся с профессиональными достижениями бывших лицеистов. Это даёт им возможность поверить в себя, в свои силы («они смогли, значит смогу и я»), осознать, что нужно стремиться к своей мечте и тогда она непременно осуществится.
Профориентационная работа носила бы неполный характер, если бы было упущено одно важное звено – информирование об учебных заведениях, в которых можно получить ту или иную специальность. Это направление работы носит преимущественно поисковый характер, результаты которого выносятся на всеобщее рассмотрение и обсуждение. Ребята по собственной инициативе изучают справочники для поступающих, персональные сайты учебных заведений в Интернете, посещают Дни открытых дверей ВУЗов, а полученной информацией делятся с остальными ребятами. Как итог проведенной работы составлена таблица, в которой указано, какое требуется образование для конкретной профессии и где его можно получить.
В течение учебного года регулярно проводятся встречи с преподавателями ВУЗов республики, во время которых лицеисты получают исчерпывающую информацию об условиях приёма и обучения, о профессиях, которые можно получить в этих учебных заведениях.
Пожалуй, самой эффективной формой работы является профориентационная экскурсия, в рамках которой мы видим специалистов непосредственно в условиях их профессиональной среды. Образовательно-воспитательное значение экскурсий состоит в том, что они служат накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта учащихся; помогают установлению связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью; объективному осмыслению своих возможностей и соответствия их реальным требованиям профессии, способствуют осознанному выбору будущей специальности.
При подготовке к экскурсии мы заранее выбираем объект, тщательно знакомимся с ним сами и решаем вопрос о руководстве экскурсией, намечаем план и методы её проведения,определяем ее содержание и конкретизируем задачи. Эффективность экскурсии в немалой степени зависит от профессиональной подготовленности экскурсовода, его эрудиции, умения вступить в контакт с экскурсантами и личного обаяния. На многих крупных предприятиях имеются специалисты по связям с общественностью, и проведение экскурсий входит в круг их функциональных обязанностей.
В плане проведения экскурсии должны отмечаться её этапы, перечень объектов наблюдения, распределение времени по этапам, форма организации учащихся (фронтальная, групповая или индивидуальная). Продолжительность экскурсии зависит от ее характера. Оптимальное время – 40–60 минут. Заключительным этапом экскурсии является, как правило, подведение ее итогов с целью приведения полученных знаний в систему. Чаще всего это беседа. Кроме того, мы практикуем разные другие формы подведения итогов экскурсии: оформление стенда или газеты, фотоотчёт, презентация, отзыв, сочинение и т.п.
Рассказ о профессии эффективен, если специалист освещает значимые для человека аспекты трудовой деятельности: содержание, процесс и результаты труда, условия, в которых он протекает, необходимость физических и умственных усилий. Немаловажным является значение профессии для общества, её перспективы, возможность совершенствования мастерства в профессии, повышение квалификации, возможности для творчества, материальное вознаграждение за труд и т.д. Очень важно раскрыть не только положительные, но и отрицательные стороны профессии, обратить внимание на требования, которые предъявляет профессия к человеку, на возможные ограничения по медицинским показаниям.
Лицеисты – будущие технологи, инженеры и экологи с удовольствием и огромным интересом посещают такие промышленные предприятия Бреста, как ОАО «Цветотрон», СП ОАО «Брестгазоаппарат», «Гефест-Кварц» и «Гефест-техника», электромеханический, электротехнический и электроламповый заводы, ОАО «Завод бытовой химии», комбинат строительных материалов, комбинат крупнопанельного домостроения, чулочный и ковровый комбинаты, мясокомбинат, хлебокомбинат и комбинат безалкогольных напитков, ОАО «Савушкин продукт», «Санта-Бремор», фабрику мороженого, Институт проблем Полесья, ГУ «Брестский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» и другие. Всегда рады видеть ребят наши шефы – предприятие «КОМПО». Хочется отметить, что экскурсии непосредственно на предприятия и организации позволяют ознакомиться и с рабочими специальностями, которые требуют сейчас разносторонней подготовки, глубоких и прочных знаний, высокого профессионализма.
Кураторами медицинского направления в самоопределении наших учащихся являются заведующие отделениями и врачи таких учреждений здравоохранения, как поликлиники №1 и №6, центральная городская и областная больницы, больница скорой помощи, лаборатория судебно-медицинской экспертизы и гистологическая лаборатория, станция переливания крови, межбольничная аптека, Брестский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья. Эти учреждения стали традиционными объектами экскурсий. Ежегодно поликлиника №6, к которой мы прикреплены территориально, проводит для учащихся химико-биологического направления встречи со специалистами в рамках Программы «Прикоснись к профессии». Ребята имеют возможность побывать в кабинетах и лабораториях, непосредственно понаблюдать за работой врачей, задать интересующие их вопросы. Затем проводится итоговая беседа с представителями администрации поликлиники.
Лицеисты являются желанными гостями в ВУЗах нашего города не только во время проведения Дней открытых дверей, но и в любое время. Они знакомятся с работой кафедр, предметными лабораториями, общаются со студентами и преподавателями, узнают много нового не только о профессиях, но и о студенческих буднях. Благодаря таким контактам, многие ребята ещё во время учёбы в лицее начинают заниматься исследовательской работой в сотрудничестве со студентами под руководством преподавателей ВУЗов, выступают на научно-практических конференциях разного уровня: городских, областных, республиканских и международных.
19 октября 2012 года на базе нашего лицея открыт музейно-педагогический комплекс «Брест – город моего будущего» – комплекс многофункциональный и очень современный. Он помогает молодёжи соотносить своё будущее с перспективами развития города, находить своё место в растущем и обновляющемся Бресте. В ходе экскурсии можно получить сведения о потребности общества в кадрах, о системе учебных заведений и путях получения профессии. Комплекс начинает успешно воплощать в жизнь предназначенные ему задачи: развивать ум и сердце, мышление и чувства, воображение и интуицию, помогать приобретать функциональные знания о мире, творить себя как целостного человека, занимающего достойное место в обществе, вызывающего интерес к себе и уважение людей.
Об эффективности профориентационной работы на нашей кафедре свидетельствуют следующие цифры: за 25 лет из почти 1000 выпускников химико-биологического направления 99% поступили в ВУЗы, выдержанность профиля составила 95-96%. Более 86% получили и получают медицинское образование, остальные решили стать технологами, экологами, психологами, учителями или выбрали другие профессии.
Таким образом, выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными компетенциями: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике; творчески мыслить, быть способным генерировать новые идеи; уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельным; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Список литературы:
1. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед.ин-тов / под.ред. А.В. Петровского, – М.: Просвещение, 1979. – 288с.
2. Дусавицкий, А.К. Развитие личности в учебной деятельности. – М.: «Дом педагогики», 1996. – 208с.
3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. – 512с.
4. Ковалевич, М.С. Профессиональное самоопределение старшеклассников профильной школы: диагностико-развивающий комплекс: пособие для студ. пед. специальностей ун-та. – Брест: Изд-во БрГУ, 2006. – 92с.
5. Кухарчук, А.М. Человек и его профессия: учеб.пособие. – Мн: Соврем.слово, 2006.– 544с.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие / под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.– 224с.
7. Орлова, Л.В. Призвание. Как прожить в профессии без острых углов: в помощь учителю. – Мн: Зорны Верасок, 2013. – 312с.
8. Профориентация в школе / сост. С.В.Тарасевич, Н.А.Шалима, О.А.Купревич, Е.Н.Пастушкова. –Мн: Красико-Принт, 2007. – 128с.
9. Рабочая книга школьного психолога/ под ред.И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с.