Учитель математики Кужель Н.А.
«Формирование осознанных знаний, умений и навыков учащихся, их контроль и организация работы по ликвидации пробелов на уроках математики в 8 классе»
Главный смысл деятельности учителя естественно-математического цикла при формировании осознанных знаний, умении и навыков учащихся состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил подростка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении такого трудного предмета, как математика. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие обучающегося.
Успех работы преподавателя вообще и по данной проблеме особенно зависит в большой степени от того, насколько основательно он изучил психологические особенности каждого учащегося в отдельности и данной группы в целом. А так же насколько педагогически правильно и оперативно он осуществляет педагогическую дифференциацию учащихся.
В 8 классе 6 учеников, у девочек Леры М. и Малики Т. отметка «4», хотя бывают случаи неусвоения некоторых тем на первоначальном этапе. У Леры из-за пропусков занятий по болезни, у Малики из-за невнимательности. После повторного объяснения и решения примеров материал усваивается легко, главное, чтоб ещё и запоминался надолго.
У всех мальчиков отметка «3». Но уровень знаний разный. Говердовский Руслан и Юра К. хорошо считают устно, любят работать у доски, но их общий «бич » - безобразное письмо, неразборчивый почерк. Даже при верном выполнении задания – невозможно поставить хорошую отметку. Надо сказать, что за последнее время Руслан Г. стал более серьёзно относится к предмету, проявлять активность и интерес на уроке, а Юра, наоборот, после успехов в художественной самодеятельности решил, что он и так всё знает.
Апарин Данила и Юрченко Руслан. У подростков отсутствуют наработанные общеучебные умения и навыки за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, письма и счёта. У Руслана причинами являются пропуски занятий и отсутствие контроля и помощи при выполнении домашнего задания
Зная, почему ученик не усваивает учебную программу, стараюсь каждому помочь в этом деле;
- создать благоприятную атмосферу на уроке;
- своевременно оказывать помощь, организовать работу консультантов;
- изменить формы и методы учебной работы на уроках математики, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Для этого, объясняя новый материал у доски, привлекаю к этому процессу всех учеников, задаю наводящие вопросы, подвожу к самостоятельному выводу формул;
- освобождая подростков от страха перед ошибками, создаю ситуацию свободного выбора и успеха, всячески поддерживаю и подбадриваю учеников даже за небольшие победы.
Успех обучающегося может создать учитель, который сам переживает радость успеха.
Одним из главных элементов учебного процесса является контроль знаний и практических умений учащихся. Благодаря контролю, между преподавателем и учащимся устанавливается «обратная связь», которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала. Объективный и рациональный контроль стимулирует познавательную активность учащихся, их интерес к учебе; неадекватный контроль, наоборот, отбивает всякий интерес.
Ликвидация пробелов в знаниях.
Для успешной работы по ликвидации пробелов в знаниях, необходимо более глубоко изучить учебные возможности каждого учащегося, создать уверенность у слабоуспевающих учащихся в своих силах. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед группой.
Например,
В заданиях учебника алгебры примеры расположены от простого к сложному, поэтому после объяснения нового материала, к доске можно вызвать Руслана Г. или Юру К., затем Малику и самое сложное достаётся Лере. Для закрепления изучаемой темы Даниле и Руслану Ю. необходимо большее количество повторений, им даются посильные задания.
Большую роль в предупреждении неуспеваемости и ликвидации пробелов в знаниях учащихся играет домашнее задание и самостоятельная работа.
Домашнее задание планирую так, чтобы оно вытекало из материала предыдущего урока, было продолжением его и целенаправленно готовило учащихся к усвоению нового материала.
Надо отдать должное всем первым воспитателям, которые ответственно относятся к выполнению учащимися домашнего задания, контролируют, обращаются за помощью.
Повторенье – мать ученья
Эффективным при повторении является проведение математических диктантов или решение заданий с комментарием, выполнение устных заданий цепочкой, решение кроссвордов и старинных задач. Например,
Задача Бхаскары «Над озером тихим, с полфута высотой высится лотоса цветок. И ветер порывистый отнёс его в сторону. Нет больше цветка над водой. Нашёл его рыбак. В двух футах от места, где он рос. Итак, предлагаю вопрос «как гдубока здесь озера вода?»
Не зная теорему Пифагора, мы никогда бы не решили эту задачу.
В процессе повторения большую помощь оказывают опорные настенные таблицы. Например, «формулы сокращённого умножения», которые начинаем изучать в 7 классе, продолжаем использовать в 8, и висят они в классе «пожизненно»
Завершением серии уроков повторения является зачетная контрольная работа, после проверки которой обязательно проводится работа ученика над своими ошибками.
После вышесказанного, хотелось бы, чтобы мои ученики полюбили математику так же, как люблю её я.
26 февраля 2020г