ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
федеральное казенное профессиональное
образовательное учреждение № 67
Федеральной службы исполнения наказаний
«Утверждено»
на заседании педагогического совета
«___»__________20__ г., протокол №___
Председатель педагогического совета
____________________ А.Н. Черных
Доклад на тему: «Формирование патриотических чувств и гражданского сознания у осужденных».
г. Ливны
2024 г.
Аннотация. Цель данной работы: формирование единых подходов в деятельности преподавателя специальных дисциплин по формированию патриотических чувств и гражданского сознания у обучающихся осуждённых в профессиональном образовательном учреждении.
Ключевые слова: патриот, патриотическое воспитание, милосердие, гуманизм, норма, этическое и нравственное воспитание.
Введение
«Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель,
но одна у человека родная мать, одна у него и Родина».
К.Д. Ушинский
В соответствии с ФГОС гражданско-патриотическое воспитание должно базироваться на диалоге и культурном образовании в рамках нашего многонационального государства, что закреплено Конституцией страны. А преподаватель должен делать акцент не только на воспитании гражданина - патриота своей Родины; но и на формировании политических взглядов, уважения к национальным ценностям нашего народа.
В настоящее время это одна из самых актуальных проблем – воспитание патриота своей страны. Эта проблема затрагивает всех людей без исключения, от малого до великого: патриотизм включает в себя множество духовных компонентов ; таких как любовь к родине и традициям предков. Они составляют собой комплекс духовно-нравственных компонентов: такие как заботу о родной земле, родном языке, традиции.
Основы патриотизма закладываются в человеке с юных лет и со временем развиваясь и обогащаясь, проявляется в духовно-нравственной сфере жизни. В более старшем возрасте он проявляется в виде активной гражданской позицией личности, выраженной в действиях и поступках, осуществляемых на благо Родины. Проблема патриотического воспитания не может быть решена без формирования у молодого поколения уважительного отношения к прошлому и настоящему своей Родины. Одной из особенностей современного патриотического воспитания является увеличение значения связи человека с местом, где он родился, с его малой Родиной.
В данной работе рассматривается понятие «патриотическое воспитание», одной из важнейшей задачи в настоящее время. Подчеркивается роль проведения занятий в формировании патриотического воспитания обучающихся осужденных.
В настоящее время, обозначилась отчетливая необходимость приобщать обучающихся осужденных к ценностям общечеловеческой культуры, в том числе и патриотизма, и на этой основе осуществляется воспитание духовности и нравственности.
Анализируя различного рода литературу можно увидеть, что проблема патриотизма и патриотического воспитания является одной из важных проблем жизнедеятельности нашего общества, государства, а так же личности. Появление патриотизма как сложнейшего социально- психологического феномена, было обусловлено возникновением и становлением древнейших государств, которые нуждались в сохранении своей территории, природных богатств, языка, традиций, безопасности, формированием привязанности к родной земле, языку, традициям.
1. Задачи воспитательной работы в рамках патриотического воспитания
Патриотическое воспитание обучающегося осуждённого - это очень сложный педагогический процесс. В его основе лежит формирование патриотизма как личностного качества обучающегося осуждённого. В понимании патриотизма трактуется как любовь к своей Родине, семье, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам. Одной из главных составных частей воспитательного процесса в профессиональном образовательном учреждении является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности обучающегося. На каждом этапе проявления патриотизма и патриотического воспитания имеются свои особенности. Патриотизм применительно к обучающемуся осужденному определяется нами как его потребность участвовать во всех общественных делах, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
Задачи патриотического воспитания обучающихся осужденных включают:
воспитание любви, уважительного отношения к своей нации, к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства;
проявление гражданских чувств;
гордость за своё Отечество, за символы государства;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, сопричастность к культурному наследию своего народа
гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности;
формирование духовно-нравственного отношения и чувства;
толерантное отношение к представителям других национальностей.
Патриотизм формируется в процессе обучения и воспитания обучающихся. Однако социально большую роль здесь выполняет воспитательная служба и группа социальной защиты. Все это необходимо учитывать педагогическим работникам профессионального образовательного учреждения в процессе воспитания обучающихся.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в профессиональном образовательном учреждении можно определить следующие:
Осознание обучающимся осужденным в процессе патриотического воспитания высших ценностей, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, постоянной готовности к служению своему народу.
Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней.
Составная часть патриотического воспитания, которая ориентируется на пропаганду героических профессий, знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков.
Ориентировано на формирование у молодого поколения высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Направлено на развитие морально – волевых качеств, воспитание силы, ловкости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование готовности к защите Родины.
Направлено на активизацию духовно – нравственной и культурно – исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в профессиональном образовательном учреждении нужно знать не только его сущность и содержание, но и психолого – педагогические методы, компонентами которых являются потребностно – мотивационный, когнитивно – интеллектуальный, эмоционально – чувственный, поведенческий и волевой.
Его формирование осуществляется, прежде всего, в системе учебных занятий, в процессе разнообразных форм внеклассной работы путём создания таких ситуаций, в которых бы обучающиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались её историей, мужеством и храбростью патриотов.
На своих занятиях по предметам: географии, английского языка, технологии, элективных курсах способствую воспитанию гражданственности, патриотизма обучающихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, обучающийся утверждает своё достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Темы занятий призваны помочь обучающимся пережить и переосмыслить всё положительное, что было в прошлом. Усвоение обучающимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России.
Обучающиеся переживают чувства привязанности к своей родной земле, когда встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. У обучающихся появляется чувство восхищения, стремление подражать таким людям.
Этот компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности.
Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: лекции, беседы, встречи на патриотические тематики, литературно – художественные гостиные. Такая работа способствует осознанию обучающимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.
Этот компонент состоит из формирования у обучающихся патриотических взглядов и убеждений. Для этого необходимо, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены обучающимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания.
Большое значение имеет в данном компоненте создание педагогических ситуаций, которые включают в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание обучающимися своих суждений.
Это формирование у обучающихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений.
Основным средством является включение обучающихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, празднование дней воинской славы.
При выборе современных форм работы по патриотического воспитания молодое поколение сможет по-новому взглянуть на свою страну, почувствовать личную причастность к ее истории и культуре, к традициям, а так же осознать свою роль в развитии Отечества.
Основными формами патриотического воспитания в школе являются следующие внеклассные мероприятия:
«Разговоры о важном»
Проведение информационных часов и классных групповых собраний;
Видеоэкскурсии по местам боевой славы;
Встречи с руководителем казачьего районно-патриотического клуба «Эскадрон»;
Уроки мужества и памяти;
Конкурс чтецов;
Проведение мероприятий по изучению государственной символики России;
Формы работы по патриотическому воспитанию осужденных постоянно обновляются и осуществляются через учебную деятельность профессионального образовательного учреждения.
Заключение
Эффективное патриотическое воспитание обучающихся осужденных играет основополагающую роль в становлении высоконравственной личности; человека с твердой социальной позицией, истинного гражданина России, восстановлению величия страны в сознании обучающихся осужденных а также готовностью защищать Россию, служить в армии. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений обучающихся к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности – убеждённость, патриотическая направленность поступков и всей жизни обучающегося.
Результативность работы учреждения по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением обучающихся осужденных к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой Родины.
Список использованной литературы
1. Абрамова С.В., Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права. М.: Глобус, 2022. - 224 с.
2. Агапова И.А., Мы - патриоты! М.: ВАКО, 2020. - 368 с.
3. Азаров Ю. К., Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников. М.: Просвещение, 2012.-7с.
4. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. - Ростов-на-Дону;1999. –Ч.1. – С. 11-42.
5. Быков А.К., Событийный подход в патриотическом воспитании школьников. М.: Просвещение, - 2018. -24с.
6. Журавская Т.В., Патриотическое воспитание. М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96 с.
7. Пашкович И.А., Патриотическое воспитание: система работы, планирование, разработка занятий. Волгоград: Учитель, 2019. - 169 с.
Преподаватель специальных дисциплин Соломин А.В.