СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование патриотических чувств и гражданского сознания у осужденных.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему: «Формирование патриотических чувств и гражданского сознания у осужденных».

Просмотр содержимого документа
«Формирование патриотических чувств и гражданского сознания у осужденных.»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

федеральное казенное профессиональное

образовательное учреждение № 67

Федеральной службы исполнения наказаний



«Утверждено»

на заседании педагогического совета

«___»__________20__ г., протокол №___

Председатель педагогического совета

____________________ А.Н. Черных











Доклад на тему: «Формирование патриотических чувств и гражданского сознания у осужденных».
























г. Ливны

2024 г.

Аннотация. Цель данной работы: формирование единых подходов в деятельности преподавателя специальных дисциплин по формированию патриотических чувств и гражданского сознания у обучающихся осуждённых в профессиональном образовательном учреждении.

Ключевые слова: патриот, патриотическое воспитание, милосердие, гуманизм, норма, этическое и нравственное воспитание.

Введение

«Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель,

но одна у человека родная мать, одна у него и Родина».

К.Д. Ушинский


В соответствии с ФГОС гражданско-патриотическое воспитание должно базироваться на диалоге и культурном образовании в рамках нашего многонационального государства, что закреплено Конституцией страны. А преподаватель должен делать акцент не только на воспитании гражданина - патриота своей Родины; но и на формировании политических взглядов, уважения к национальным ценностям нашего народа.

В настоящее время это одна из самых актуальных проблем – воспитание патриота своей страны. Эта проблема затрагивает всех людей без исключения, от малого до великого: патриотизм включает в себя множество духовных компонентов ; таких как любовь к родине и традициям предков. Они составляют собой комплекс духовно-нравственных компонентов: такие как заботу о родной земле, родном языке, традиции.  

Основы патриотизма закладываются в человеке с юных лет и со временем развиваясь и обогащаясь, проявляется в духовно-нравственной сфере жизни. В более старшем возрасте он проявляется в виде активной гражданской позицией личности, выраженной в действиях и поступках, осуществляемых на благо Родины. Проблема патриотического воспитания не может быть решена без формирования у молодого поколения уважительного отношения к прошлому и настоящему своей Родины. Одной из особенностей современного патриотического воспитания является увеличение значения связи человека с местом, где он родился, с его малой Родиной.

В данной работе рассматривается понятие «патриотическое воспитание», одной из важнейшей задачи в настоящее время. Подчеркивается роль проведения занятий в формировании патриотического воспитания обучающихся осужденных.

В настоящее время, обозначилась отчетливая необходимость приобщать обучающихся осужденных к ценностям общечеловеческой культуры, в том числе и патриотизма, и на этой основе осуществляется воспитание духовности и нравственности.

Анализируя различного рода литературу можно увидеть, что проблема патриотизма и патриотического воспитания является одной из важных проблем жизнедеятельности нашего общества, государства, а так же личности. Появление патриотизма как сложнейшего социально- психологического феномена, было обусловлено возникновением и становлением древнейших государств, которые нуждались в сохранении своей территории, природных богатств, языка, традиций, безопасности, формированием привязанности к родной земле, языку, традициям.

1. Задачи воспитательной работы в рамках патриотического воспитания

Патриотическое воспитание обучающегося осуждённого - это очень  сложный педагогический процесс. В его основе лежит формирование патриотизма как личностного качества обучающегося осуждённого. В понимании патриотизма трактуется как любовь к своей Родине, семье, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам. Одной из главных составных частей  воспитательного процесса в профессиональном образовательном учреждении является формирование патриотизма и культуры межнациональных  отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии  личности обучающегося. На каждом этапе проявления патриотизма и патриотического воспитания имеются свои особенности. Патриотизм применительно к обучающемуся осужденному определяется нами как его потребность участвовать во всех общественных делах, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Задачи патриотического воспитания обучающихся осужденных включают:

  • воспитание любви, уважительного отношения к своей нации, к языку своего народа;

  • заботу об интересах Родины;

  • осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства;

  • проявление гражданских чувств;

  • гордость за своё Отечество, за символы государства;

  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;

  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, сопричастность к культурному наследию своего народа

  • гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности;

  • формирование духовно-нравственного отношения и чувства;

  • толерантное отношение к представителям других национальностей.

Патриотизм формируется  в процессе обучения и воспитания обучающихся. Однако социально большую роль здесь выполняет воспитательная служба и группа социальной защиты. Все это необходимо учитывать педагогическим работникам профессионального образовательного учреждения в процессе воспитания обучающихся.


    1. Направления патриотического воспитания

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в профессиональном образовательном учреждении можно определить следующие:

  • Духовно – нравственное

Осознание обучающимся осужденным в процессе патриотического воспитания высших ценностей, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

  • Гражданско – патриотическое

Воздействует через  систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, постоянной готовности к служению своему народу.

  • Историко – краеведческое.

Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней.

  • Героика – патриотическое

Составная часть патриотического воспитания, которая ориентируется на пропаганду героических профессий, знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков.

  • Военно – патриотическое

Ориентировано на формирование у молодого поколения высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

  • Спортивно – патриотическое

Направлено на развитие морально – волевых качеств, воспитание силы, ловкости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование готовности к защите Родины.

  • Социально – патриотическое

Направлено на активизацию  духовно – нравственной и культурно – исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.


    1. Наиболее эффективные методы патриотического воспитания

Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в профессиональном образовательном учреждении нужно знать не  только его сущность и содержание, но и психолого – педагогические методы, компонентами которых являются  потребностно – мотивационный, когнитивно – интеллектуальный, эмоционально – чувственный, поведенческий и волевой.

  • Потребностно – мотивационный компонент патриотизма:

Его формирование осуществляется, прежде всего, в системе  учебных занятий, в процессе разнообразных форм внеклассной работы путём создания таких ситуаций, в которых бы обучающиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались её историей, мужеством и храбростью патриотов.

На своих занятиях по предметам: географии, английского языка, технологии, элективных курсах способствую воспитанию гражданственности, патриотизма обучающихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, обучающийся утверждает своё достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Темы занятий призваны помочь обучающимся  пережить и переосмыслить всё положительное, что было в прошлом. Усвоение обучающимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России.

Обучающиеся переживают чувства привязанности к своей родной земле, когда встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. У обучающихся появляется чувство восхищения, стремление подражать таким людям.

  • Когнитивно – интеллектуальный компонент патриотизма:

Этот компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности.

Немало возможностей для этого  имеется во внеклассной работе: лекции, беседы, встречи на патриотические тематики, литературно – художественные гостиные. Такая работа способствует осознанию обучающимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.



  • Эмоционально – чувственный компонент патриотизма:

Этот компонент состоит из формирования у обучающихся патриотических  взглядов  и убеждений. Для этого необходимо, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены обучающимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания.

Большое значение имеет в данном компоненте создание педагогических ситуаций, которые включают в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание обучающимися своих суждений.

  • Поведенческий и волевой компоненты патриотизма:

Это формирование у обучающихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений.

  • Основным средством является включение обучающихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения.  Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, празднование дней воинской славы.


    1. Формы работы по патриотическому воспитанию в учреждении

При выборе современных форм работы по патриотического воспитания молодое поколение сможет по-новому взглянуть на свою страну, почувствовать личную причастность к ее истории и культуре, к традициям, а так же осознать свою роль в развитии Отечества.

Основными формами патриотического воспитания в школе являются следующие внеклассные мероприятия:

  • «Разговоры о важном»

  • Проведение информационных часов и классных групповых собраний;

  • Видеоэкскурсии по местам боевой славы;

  • Встречи с руководителем казачьего районно-патриотического клуба «Эскадрон»;

  • Уроки мужества и памяти;

  • Конкурс чтецов;

  • Проведение мероприятий по изучению государственной символики России;


Формы работы по патриотическому воспитанию осужденных постоянно обновляются и осуществляются через учебную деятельность профессионального образовательного учреждения.



Заключение

Эффективное патриотическое воспитание обучающихся осужденных играет основополагающую роль в становлении высоконравственной личности; человека с твердой социальной позицией, истинного гражданина России, восстановлению величия страны в сознании обучающихся осужденных а также готовностью защищать Россию, служить в армии. Результативность такого воспитания проявляется  в системе отношений обучающихся к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности – убеждённость, патриотическая направленность поступков и всей жизни обучающегося.

Результативность работы учреждения по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением обучающихся осужденных к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой Родины.



Список использованной литературы

1. Абрамова С.В., Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права. М.: Глобус, 2022. - 224 с.

2. Агапова И.А., Мы - патриоты! М.: ВАКО, 2020. - 368 с.

3. Азаров Ю. К., Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников. М.: Просвещение, 2012.-7с.

4. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. - Ростов-на-Дону;1999. –Ч.1. – С. 11-42.

5. Быков А.К., Событийный подход в патриотическом воспитании школьников. М.: Просвещение, - 2018. -24с.

6. Журавская Т.В., Патриотическое воспитание. М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96 с.

7. Пашкович И.А., Патриотическое воспитание: система работы, планирование, разработка занятий. Волгоград: Учитель, 2019. - 169 с.



Преподаватель специальных дисциплин Соломин А.В.