Формирование положительной учебной мотивации
на уроках русского языка и литературного чтения.
Деятельности без мотива не бывает.
А.Н. Леонтьев
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. А ведь ещё известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Ученье, лишённое всякого интереса убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт».
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность школьников? Над этой проблемой настойчиво работают учителя, ученые, методисты, психологи. «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё», - писал Л.С. Выготский.
Мотив вообще – это источник деятельности любого человека. Он выступает как бы «энергетической батареей» личности, и от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Любое обращение к психологии личности так или иначе высвечивает фундаментальное значение мотивационной основы деятельности. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.
Деятельность, лишенная смысла, лишенная ценностей основы, не имеет права присутствовать в содержании школьной жизни. Учитель часто забывает о том, что многое из того, что ему самому представляется важным и полезным, лишено смысла для ученика. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.
Все это подтолкнуло меня к поиску новых форм обучения. В своей работе учителя русского языка и литературы мне не раз приходилось задумываться о том, как выстроить свой урок таким образом, чтобы ребята усвоили содержательную часть предмета, но при этом сохранилась возможность давать толчок творческому и интеллектуальному потенциалу ученика как можно чаще. Не стоит забывать о благоприятной среде, в которой должен находиться ученик, об оборудовании и технических средствах, обеспечивающих всесторонний, естественный и живой учебно-воспитательный процесс. Как сделать интересным строгое грамматическое правило? Как поддержать естественное желание детей узнать что-то новое и необычное, если речь идет о правилах правописания? Каждый учитель, сталкиваясь с этими проблемами, находит оригинальные пути их решения, используя в обучении такие приемы, в силу которых он верит.
Занимательность как способ мотивации в изучении русского языка.
Любой учитель ищет свои пути, с годами вырабатывает и использует приемы активизации мыслительной деятельности на уроках, и у каждого учителя есть право на творчество, есть своя методическая копилка. Представляется, что в учебно-воспитательном процессе серьезную роль должен сыграть и психологический подход к обучению наших учащихся, поэтому, я ввожу в занятия психологические игры и задания, а дома обязательное чтение вслух детьми текстов по литературе и правил по русскому языку. Таким же обязательным я считаю пересказ вслух, что всесторонне развивает учащихся. Хочется поделиться некоторыми заданиями и упражнениями, связанными с выработкой навыков коммуникативной компетентности у учащихся начальных классов.
Вот некоторые из них.
Упражнение №1 «Прикосновение к творчеству»
(Этому упражнению можно уделять 5-10 мин. на уроке, а затем более подробно разобрать на факультативном занятии)
Упражнение учит аргументированно выстраивать свое суждение на заданную тему, формирует внутреннюю готовность, что творить может каждый.
Упражнение состоит из 2 этапов:
1 этап – Задание дает учитель: «На листе бумаги за 5 минут написать 5 ответов на тему «Что движет словесным творчеством».
Зачитываем ответы: например,
– внутренняя свобода, воображение, уровень образованности, вдохновение, желание понять себя и мир, желание самовыразиться, желание заработать, человеческие эмоции, различные мысли, движения души и т. д.
Необходимо слушать все ответы, т. к. учащиеся настаиваются на определенную мысль, ритм, вдохновение. Поблагодарить всех, похвалить.
2 этап – Раздать ученикам карточки, где написаны самые разные фразы. Их можно придумать, например,
– Ветер дул с реки, нагоняя туман…
– Путешествует счастье…
– Котенок соскочил с дивана и улегся на коврик перед камином…
Дается 10-15 мин. для написания творческой работы (эссе, рассказ и т.д.)
Пишут все: и учитель, и ребята. Начать работу нужно с предложенной фразы. Когда работа закончена, все прикрепляют свои неподписанные листки на магнит на доску. Все ходят и читают. Никакой оценки. Просто прикосновение к творчеству. Похвалить всех, поблагодарить за работу.
Упражнение № 2 «Одна минута на разговор»
Упражнение задействует два канала восприятия информации: кинестетический и аудиальный. (Ученики слышат правильно произносимые слова и артикулируют ртом).
Это упражнение лучше всего проводить по теме повторение в разделах «Орфография» и «Фонетика».
Работают 3 ряда в классе. Дать время для подготовки, объявив тему каждому ряду,
например,1 ряд – произносит имена существительные с непроверяемыми гласными в корне слова; 2 ряд – с безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением; 3 ряд – с чередующимися гласными в корне слова.
Произносить слова, четко артикулируя по слогам, через минуту – смена говорящего.
Побеждает ряд, давший больше правильных ответов.
Упражнение №3 «Продолжи правило»
Упражнение формирует умение оперировать терминологией предмета, формирует внимание, ответственность за свою работу, задействован визуальный канал восприятия информации.
На листке один ученик пишет начало ответа на тему домашнего параграфа и передает соседу, который пишет второе предложение, передает следующему и так до конца ответа. Последний зачитывает правило и высказывает суждение по поводу его правильности.
Упражнение №4 «Литературный герой»
Упражнение хорошо работает на уроках литературы, развивает мышление учащихся, учит умению логически грамотно выстраивать свой ответ, помогает словесному творчеству учеников, развивает аналитическое мышление.
Участвуют две соперничающие команды. Ученики выстраиваются через одного (по очереди из разных команд) и начинают творить коллективное повествование (по одной фразе). Задача одних – показать положительные качества литературного героя, других – представить его в самом невыгодном свете. Судьи – класс, который слушает рассказ. Слушатели аргументированно объясняют, кто был убедительнее.
Упражнение №5 «Построение сообщения по алгоритму»
Упражнение развивает умения: строить связное монологическое высказывание, составлять тексты разных типов: повествование, рассуждение, описание.
Задать тему. Тема может быть любой: из школьной жизни, из жизни города, любое политическое событие, тема, взятая из литературного произведения и т. д.
Учитель заранее составляет алгоритм, например,
Факт (что произошло)
Причины, повод
Сопутствующие события
Аналогии и сравнения (из литературы, из своего опыта)
Последствия
Упражнение № 6 «Вспомни пословицу (поговорку, загадку)»
Упражнение формирует умение облекать свои мысли в слова, развивает мышление, в данном случае процессы анализа и синтеза.
Вспомнить какую-нибудь загадку, пословицу, поговорку, фразеологизм и отследить, какие мысли появляются в голове во время решения загадки, во время обдумывания смысла фразеологизма или пословицы. Высказать свои мысли в форме связного текста.
Упражнение № 7 «Дай название рассказу»
Упражнение позволяет научиться выражать мысль одной фразой
Можно устроить небольшое соревнование по рядам: к небольшому тексту необходимо подобрать как можно больше названий, отражающих его основную мысль (проблему). Заглавия могут строгими, логичными, формальными, образными, яркими, эмоциональными и т.д. Учитываются ответы любого типа.
Упражнение № 8 «Вырази мысль другими словами»
Упражнение формирует умение оперировать словами, обогащает лексикон учащихся, вводит в активный словарный запас ученика новые слова.
Берется несложная фраза, например: «Нынешнее лето будет очень жарким» (или любая другая). Учащиеся должны предложить несколько вариантов передачи этой мысли другими словами. Ни одно слово в других предложениях не должно повторяться. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше вариантов предложенного предложения.
Упражнение № 9 «Сюжетомешалка»
Упражнение координирует внимание, укрепляет память, формирует умение сочинять текст на заданную тему, расширяет словарный запас учащихся.
6-10 человек садятся в круг. Первый начинает сочинять историю (текст) на заданную тему, например, «Прелести зимнего дня», «Мы – новое поколение» и т.д.
2-й начинает свой сюжет
3-й продолжает историю 1-го
4-й продолжает текст 2-го
5-й продолжает историю 3-го и 1-го
6-й продолжает историю 4-го и 2-го
И так по кругу. При большем количестве участников следует подобрать больше сюжетов.
Упражнение № 10 «Сочини сам»
Упражнение учит вдумчивости, внимательности, умению применять правила на практике.
Объявляется тема, например, « Сложноподчиненное предложение с различными видами придаточных».
Учащиеся работают по рядам. Первый ученик придумывает главное предложение, второй добавляет к нему несколько придаточных предложений, третий указывает,
какие это придаточные, четвертый указывает вид связи между ними, пятый чертит схему, шестой озвучивает и анализирует всю проделанную работу, исправляя ошибки.
Упражнение №11 «Композиция»
Упражнение помогает повторить темы, связанные с конструированием предложений, воспитывает чувство товарищества и взаимопомощи.
Участвуют 5-7 человек. Каждый участник должен заготовить 1 предложение по схеме, которую он получил на карточке. Схемы должны быть самыми разными.
Каждый участник называет свое предложение, водящий, обдумав услышанное, выстраивает участников в нужном ему порядке, чтобы получился рассказ. Затем «включает» по очереди учеников, произносит 1-2 фразы связки и «включает» другого ученика. Доведя действие до конца, водящий заканчивает рассказ.
Упражнение № 12 «Поймай слово»
Упражнение развивает ассоциативность речи, умение логически мыслить, переключаемость внимания.
Играют 3 человека. Первый высказывает некоторое суждение, например,
«Любой язык состоит из слов. Изучать язык, не изучая слова, нельзя. Попробуйте сказать, сколько слов на свете? Возрастает или уменьшается их число? Чего больше в нашем языке – исконно русских слов или пришлых, заимствованных?»
Второй ученик пересказывает это суждение своими словами, а в это время 3-й участник предлагает ему слова, не связанные по смыслу с суждением.
Задача 2-го участника: вставить их в свою речь, не изменив суть суждения, предложенного 1 участником. Потом можно поменяться местами.
Упражнение № 13 «Одна минута»
Упражнение способствует формированию внимания, углубляет знания учащихся по обсуждаемой теме.
Учитель объявляет тему, например, «Способы сжатия текста» или «Виды придаточных предложений».
Дается несколько минут на подготовку. Каждый ученик высказывает любую информацию по заданной теме, говорить нужно 1 минуту, повторяться нельзя. Выслушать несколько человек.
Упражнение № 14 «Сходство и различие»
Упражнение развивает мыслительные операции: сравнение, абстрагирование, конкретизацию.
Учащимся предлагается сравнить различные предметы и понятия: например,
Картина и фотография;
Утро и вечер;
Упрямство и настойчивость;
Добро и зло; и т.д.
Выигрывает тот, кто предложил больше оснований для сравнения.
Упражнение № 15 «Стилистика»
Упражнение формирует стилистическую грамотность учащихся.
Раздать карточки с парами слов (вместе с толкованием лексического значения слова). Первый вариант задания: придумать два предложения, правильно использовав предложенные слова). Например:
Каточка № 1
1. Невежа (грубый, невоспитанный человек)
2. Невежда (необразованный, не сведущий в какой-либо отрасли человек)
Карточка № 2
1. Преобразить (изменить вид)
2. Преобразовать (переделать, перестроить, превратить во что-то другое)
Карточка № 3
1. Комплект (набор каких-либо предметов)
2. Комплекс (сочетание каких-либо действий, свойств)
Или второй вариант задания:
На карточках предложены предложения со стилистическими ошибками, исправить их, предложив правильный вариант, устно объяснить причины неточности.
1. У нас много сообщников (правильно – единомышленников) среди простых людей.
2. Трудно было им противопоставлять (противостоять) такому натиску.
3. Постепенно человек укрощал (приручал) диких коз, свиней и других диких животных.
4. Мы предупредительно (предусмотрительно) захватили с собой веревку и фонарик.
5. Врач взял ланцетом (пинцетом) кусочек ваты.
6. Девушка ответила дружественным (дружеским) пожатием руки.
7. Народные массы терпели двойственный (двойной) гнет.
8. Впереди простирались болотные (болотистые) луга, дальше местность была горная (гористая).
9. Останки (остатки) пищи старушка бережно спрятала.
10. За последние годы наш город значительно преобразовался (преобразился).
Упражнение №16 «Кто больше?»
Упражнение помогает обогатить словарный запас учащихся.
Подобрать к данным выражениям синонимичные фразеологизмы, крылатые выражения. Приготовить карточки, например:
Бежать очень быстро (со всех ног, во всю прыть, без оглядки, сломя голову, на всех парусах, только пятки сверкают, на всех парах)
Сделать что-нибудь очень быстро (в один миг, в мгновение ока, в два счета)
Бездельничать, заниматься несерьезным делом (бить баклуши, валять дурака)
Быть невнимательным, пропускать главное в каком-нибудь деле (считать ворон, считать мух)
(Жирным шрифтом выделены ответы).Придумать предложения с данными выражениями или небольшой рассказ.
Упражнение № 17 «Скажи комплимент»
Упражнение развивает доброжелательность в коллективе, объединяет учащихся, дает понимание ценности доброго слова
В конце урока, где использовались упражнения, ученики (по желанию) говорят тем, кому захотят, добрые слова по поводу участия в уроке. Говорить нужно аргументированно и доброжелательно.
Использование игр – упражнений для развития интереса к урокам русского языка.
На уроках русского языка я использую ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию. Эти упражнения могут быть использованы и на других предметах.
Игра « Четвертый лишний». В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать лишний – тот, у которого нет качества, характерного для всех остальных. Участник должен пояснить ответ.
крик, кричать, квакать, кукарекать (имя существительное)
золото, ураган, молоко, болото (не содержит полногласных сочетаний)
лебедь, воробей, ворона, попугай (остальные мужского рода)
Игра «Знаете ли вы, что…?» - эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.
Взаимоопрос – ученики опрашивают друг друга.
“Суд”. Можно устраивать целые суды над темой вместо обобщающего урока. Это и возможность ещё раз рассказать вкратце об этапах её изучения, с помощью прокурора и адвоката выделить сильные и слабые стороны в освоении классом материалов по теме. Присяжные, свидетели предоставят неопровержимые “улики” данного процесса обучения, судья подведёт итог. А все вместе сделают урок интересным, весёлым и запоминающимся
Театрализация. Благодатный прием на уроках литературы, ведь, чтобы понять, как играть того или иного героя, необходимо “почувствовать” пьесу и всех героев.
Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее средство. Заблаговременно вывешиваю на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговариваю, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания. Некоторые стараются.
III. Заключение
Сегодня школа находится в неустанном поиске новых, более эффективных подходов, средств и форм обучения и воспитания учащихся.
Если раньше на уроках мы пробуждали интерес к учению, то теперь его надо развивать, а это значит разработать для занятий целую систему творческих заданий.
Система творческих заданий для развития мотивации к учебной деятельности - это комплект, в который входят творческие задачи с интересным содержанием из трех основных групп:
1) причинно-следственные связи,
2) комбинирование информации,
3) планирование и выполнение практической деятельности.
Применение системы творческих задач для развития мотивации у учащихся к учебной деятельности предполагает использование на каждом уроке, как минимум, по одной задаче из каждой группы.
Уроки, на которых осуществляется развитие мотивации к учебной деятельности, оцениваются по тем приемам, которые используются для мотивации и по специальным критериям.
Критерии (уровень) | Приемы мотивации |
1. Низкий | 1. Нет специальных заданий и информации для развития интереса к учебе |
2. Критический | 2. Учитель объясняет необходимость выполнения заданий |
3. Удовлетворительный | 3. Создание занимательных ситуаций с помощью ребусов, кроссвордов, пословиц, занимательных фактов |
4. Хороший | 4. Использование творческой задачи с интересным содержанием |
5. Высокий | 5. Использование системы творческих заданий с интересным содержанием |
6. Оптимальный | 6. Организация поиска и решения исследовательской задачи |
Такой подход к проблеме развития мотивации требует от учителя затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности. Это возможно при овладении новым педагогическим мышлением, при переосмыслении и переосмотре технологии работы, при планомерном творческом росте. Творчески работающему учителю и коллективу всегда присущи исследовательская направленность педагогической деятельности.
По мнению Дистервега, «учитель деревенеет, каменеет, «опускается» без стремления к научной работе, потому что попадает под власть трех педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности».
Кроме того, современное общество, наши родители и выпускники требуют от нас, преподавателей, качественного выполнения профессиональных обязанностей.