СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование понятия части речи с использованием приёма моделирования при изучении темы «Причастие как особая форма глагола»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование понятия части речи с использованием приёма моделирования при изучении темы «Причастие как особая форма глагола»»


Источник: https://content.edsoo.ru/case/item/46/


Учебный предмет: Русский язык

Формирование понятия части речи с использованием приёма

моделирования

«Причастие как особая форма глагола»

Актуальные планируемые результаты


Личностные

Проявление интереса к познанию русского языка в контексте учебного предмета

«Русский язык»; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения.

Осознание ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития языка;

  • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

  • овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования

Метапредметные

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;




  • устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения;

  • классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

  • выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов;

  • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии.

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

  • составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач.

Работа с информацией:

  • выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

  • использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей

Предметные

Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного




языка, в том числе во время списывания текста объёмом 110–120 слов. Распознавать морфемы в слове (корень, приставку, суффикс, окончание), выделять основу слова. Распознавать причастие как особую группу слов, определять признаки глагола и имени прилагательного в причастии. Различать созвучные причастия и имена прилагательные (висящий висячий, горящий горячий). Использовать толковые словари, грамматические словари и справочники в речевой

практике


Примеры орфографических заданий

Предложим школьникам списать текст.

Человек учит собак разыскивать людей, заваленных снежными обвалами в горах, находить полезные ископаемые, пасти домашний скот. В мире немало памятников собакам. Жители одного итальянского селения поставили памятник псу по кличке Верный. В течение долгих четырнадцати лет каждый день неизменно ходил он встречать своего хозяина, убитого фашистской бомбой. (По Т. Волынкиной.)

Предлагаем учащимся найти два слова, построенные по














ЕНН- ЫХ


следующим словообразовательным моделям.

Просим определить часть речи и обосновать свой ответ.

Ученики графически выделяют суффиксы причастий, объясняют значение слова при помощи типового оборота «те, которые…», «того, кого…» и делают вывод о том, что слова образованы от глаголов.

Ставят вопрос от имени существительного к причастию и делают вывод о том, что причастия отвечают на вопрос КАКИХ, КАКОГО.

Ученики делают вывод: выписанные слова – причастия.



–Т- ОГО

Заваленных, ушедшего.

Устно школьники рассуждают примерно так: Заваленных (людей) – тех, кого завалило снегом.

Ушедшего (хозяина) – того, который ушёл на войну.


Хозяина (какого?) ушедшего Людей (каких?) заваленных Выписанные слова – причастия.



Дополнительные материалы Проверочная работа

Задание 1.

Отгадай слово.








Задание 2.

Расшифруйте модель. Образуй по модели слова разных частей речи. Что в них общего? В чём различие?


















Задание 3.

Запишите слова по данным моделям. Назовите морфологические признаки каждой части речи.






Задание 4.

Игра. Узнай причастие.

Пирует с дружиною вещий Олег При звоне весёлом стакана…


Они поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они...

(«Песнь о вещем Олеге»)


Снег выпал только в январе

На третье в ночь. Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор…

(«Евгений Онегин»)

Задание 5.

Игра «Лови причастие».

Учитель бросает ученику мяч и называет глагол. Ученику необходимо образовать причастие. Например: мяч летит – летящий мяч; мяч подпрыгнул

– подпрыгнувший мяч.


Задание 6.

Игра «Верни звезду».

На доске висит карта звёздного неба. Две планеты «Причастие» и


«Прилагательное». Ученикам необходимо найти звёзды из Галактики причастий, «вернуть их в свою Галактику».

Горючий, горящий, летящий, летучий, красочный, красящий, цветочный, цветущий.


Задание 6.

Загадки.

Отгадай слово. Правильно запиши слова и узнаешь, какое слово загадано.


Рекомендуемая литература
  1. Баранов, М. Т. Применение графической наглядности в процессе обучения орфографии // Русский язык в школе. – 1991. – № 2.

  2. Богатырёва, И. И. Волошина, О. А. Словарь школьных лингвистических терминов. – М.:

«Добросвет», «Издательство «КДУ», 2012. – 358 с.

  1. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. Учебное пособие / И.Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с. – (Образовательный стандарт XXI).

  2. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. – М.: Флинта, 2013 – 324 с.

  3. Касаткин, Л. Л. Современный русский язык. Словарь-справочник: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, П.А. Лекант; под ред. П. А. Леканта. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 303 с.

  4. Клёпова, Е. А. Все правила русского языка для школьников. Быстрый способ запомнить / Е. А. Клёпова. – Москва: Издательство АСТ, 2017 – 256 с. – (Быстрый способ запомнить).

  5. Клёпова, Е. А. Все правила русского языка для тех, кто учил, но забыл/ Е. А. Клёпова. – Москва: АСТ, 2014. – 187, [5] с. – (Говорим и пишем правильно).

  6. Львов М. Р., Словарь-справочник по методике русского языка: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1988. – 240 с.

  7. Львова, С. И. Развитие языкового чутья и опора на него в обучении родному языку / 3. С. И. Львова // Русская словесность. – 2003. − №1.


  1. Львова С. И. Схема на уроке русского языка // Русский язык в школе. – 1990 - №2. 39 с.

  2. Морковкин, В. В. Богачёва, Г. Ф. Луцкая, Н. М. Большой универсальный словарь русского языка / Гос. Ин-т рус. Яз. Им. А. С. Пушкина; Под ред. В. В. Морковкина. – М.: Словари XXI века; АСТ- ПРЕСС ШКОЛА, 2016. – 1456 с. – (Фундаментальные словари).

  3. Обучение русскому языку в школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов / [Е. А. Быстрова, Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И., Гостева Ю. Н., Цыбулько И. П. и др.] ; под ред. Е. А. Быстровой. - 2-е изд., стер. – Москва: Дрофа, 2007. 237 с.: ил., табл.; 22 см. (Высшее педагогическое образование) (Высшее образование: пособие для педагогических вузов)

  4. Панова Г. И. Морфология русского языка: Энциклопедический словарь-справочник. М. КомКнига, 2010. – 448 с.

  5. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2009. – 480 с.

  6. Текучёв, А. В. Методика русского языка в средней школе: учебник для студентов пед. ин-тов. – Изд. 3-е, перераб. – М.: Просвещение, 1980. – 414 с.

  7. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка. – М., 1985

  8. Тростенцова Л. А. Роль категории значения при изучении в школе самостоятельных частей речи // Русский язык в школе. 1975 – № 5 – С.21 – 29.

  9. Успенский М. Б. Задачи по русскому языку. Поиск и анализ трудных решений: учебное пособие. – М.: Флинта, 2012 – 160 с.


  1. Арзамас. Зачем нужны правила орфографии? https://www.youtube.com/watch?v=21Fg5ufrHRE&list=PLeNbGOow- rne9KWobLdUu2VrOeuxRFTey&index=8


Информация об авторах-разработчиках материалов
  1. Александрова О. М., заместитель заведующей лабораторией филологического общего образования ФБГНУ «ИСРО РАО».

  2. Васильевых И. П., научный сотрудник лаборатории филологического общего образования ФБГНУ

«ИСРО РАО».

  1. Гостева Ю. Н., старший научный сотрудник лаборатории филологического общего образования ФБГНУ «ИСРО РАО».

  2. Добротина И. Н., заведующая лабораторией филологического общего образования ФБГНУ «ИСРО РАО».