«Формирование понятийного аппарата на уроках обществознания».
Учитель обществознания
Кондрашова А.Р.
Современные условия развития общества, стандарты второго поколения требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений, навыков - на развитие личности ребенка, его способностей, самостоятельности мышления. Деятельность приобретает активный, познающий характер. В старшей школе увеличивается не только количество понятий, но меняются сами методы работы с ними. Например, понятие «культура» имеет более 500 определений, но его можно научиться определять, можно выделить один существенный признак — «творить, делать, возделывать».
Значительное число заданий ГИА и ЕГЭ по обществознанию проверяют умение обучающихся работать с понятиями: давать определение, раскрывать основные понятия курса, составлять с ним два информативных предложения, отражающих определенные теоретические или фактические обществоведческие данные, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией и неадаптированным научным текстом. Специалистами ВШЭ подсчитано, что для успешной сдачи экзамена, ученик должен владеть 1650 обществоведческими терминами на высоком уровне.
Определение понятия – это логическая операция, которая раскрывает его содержание. Чтобы определить понятие надо найти его смысл, выделить признаки и значение. «Зазубривание» определений понятий и терминов невозможно и не позволит обучающимся успешно использовать знания для установления причинно-следственных связей и закономерностей явлений общественной жизни, а, следовательно, справляться с заданиями ГИА и ЕГЭ, требующими аналитических умений. (Практически вся вторая часть ЕГЭ-работа с понятиями)
Знание понятий является и целью, и средством обучения понятиями, поскольку без их осмысления невозможно говорить о результативности, поскольку каждое новое знание базируется на предшествующем – нельзя работать над содержанием определяемого понятия без знания определяющих его терминов (понятие – логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-нибудь; термин – слово или словосочетание).
Таким образом, формирование понятия – это результат восхождения от анализа и синтеза свойств разнообразных объектов к выделению и закреплению их общих свойств через абстрагирование и обобщение.
Например, на уроке обществознания по теме «Социализация» в 5 классе ученики объясняют, как они понимают, что такое «роль». В ходе беседы задаются вопросы, которые помогут обучающимся провести наблюдения над этим понятием, выделить его различные стороны и связи: Какие роли могут играть люди? Где они играют свои роли? Что заставляет людей играть? В ответах ученики описывают «социальные роли» и их причины, используя примеры из жизни, опираясь на свой социальный опыт: роль ученика, сына, внука, покупателя и т.д. Ученики самостоятельно могут прийти к выводу, что человек в течение жизни осваивает множество социальных ролей. Затем учитель формирует определение понятия «социальная роль»: «модель поведения человека в соответствии с занимаемым положением в обществе.
В 10 классе на уроке по теме «Социальные взаимодействия» целесообразно спросить у обучающихся, какие ассоциации вызывает у них слово «конфликт».
Обсуждение с учениками позволит выяснить, как понимают школьники, что такое «конфликт». В ходе беседы задаются вопросы, которые помогут обучающимся провести наблюдения над этим понятием, выделить его различные стороны и связи: Каковы причины возникновения конфликтных отношений? В чём «плюсы» и «минусы» конфликта? Какими методами можно разрешить конфликт? Ученики описывают конфликт, используя примеры из жизни: конфликт на производстве; конфликт между отдельными людьми (соседями, учениками, продавцом и покупателем и т.д.); межнациональный конфликт и т.д. Затем учитель переходит к выделению абстрактных признаков изучаемого понятия и формирует определение понятия «социальный конфликт»: «это особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов».
С ассоциативным методом сходен индуктивный метод. Отличием является лишь то, что при индуктивном методе рассматриваются не только конкретные предметы и представления, но и абстрактные понятия. Данный метод направляет мысль ученика к сравнению, классификации, обобщению
Например, в 10 классе на уроке «Нации и межнациональные отношения» рассматриваются понятия «народ», «этнос», «народность», «нация», «национальность». Основная задача при работе с ними сводится к тому, чтобы выделить ключевые признаки, объединяющие данные понятия.. Формой организации работы может стать заполнение таблицы «Виды этнической общности», используя материал учебника.
Род | Племя | Народность | Нация |
| | | |
На уроке «Познание и знание» в 10 классе также основная задача при работе с терминами «познание», «научное познание», «обыденное познание», «философское познание», «художественное познание», «социальное познание» сводится к тому, чтобы выделить главный признак, который объединяет данные понятия.
Для введения этих понятий можно опереться на исторические, обществоведческие, эстетические знания и жизненный опыт обучающихся о получении новых знаний об окружающем мире. Обучающимся можно предложить оформить таблицу «Формы познания».
научное познание | обыденное познание | философское познание | художественное познание | социальное познание |
Учитель сначала вводит понятие, оперирует понятием в изложении материала, конкретизирует его содержание.
Например, на уроке по теме «Гражданское общество и государство» (9 класс) вводится понятие «гражданское общество» – совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни. Выделяются ключевые признаки понятия: 1) совокупность негосударственных общественных отношений и институтов (семья, церковь, профессиональные союзы. женские, молодёжные организации, союзы предпринимателей и т.д.); 2) негосударственные общественные отношения и институты выражают разнообразные частные (индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни (взаимодействие людей в процессе производства, деятельность молодёжных организаций, роль церкви в духовной жизни общества и т.д.).
При подготовке заданий 29, предлагаемых на ЕГЭ по обществознанию, когда ученик при изложении своих мыслей по поводу выбранного им высказывания должен использовать соответствующие понятия, большое значение имеет инвентивный метод работы с понятиями. Данный метод заключается в том, что введение нового понятия мотивируется тем, что без него невозможно объяснить научный факт. Например, в 10 классе по теме «Политический режим» учащимся предлагается высказывание А. Смита: «Лучшее лекарство от болезней демократии - больше демократии». Чтобы раскрыть смысл высказывания, важно хорошо знать смысл таких понятий как политический режим, авторитаризм, тоталитаризм, разделение властей, правовое государство, народовластие и т.д
Следует также отметить, что как правило, все названные методы обучения понятиям выступают совместно, но какой-то из них может быть ведущим. Процесс формирования понятия будет эффективен только при активной познавательной деятельности школьников. Необходимо помнить, что усвоение понятий требует постоянного к ним обращения как на уроке, и в домашних заданиях. Поэтому с целью закрепления и контроля знаний обучающихся проводятся различные виды заданий:
Хороший эффект дает задание на «узнавание» терминов в которых пропущены отдельные буквы: уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах - а…с…нтеизм.
2.Учителем организуется работа с логическими схемами
Федеральное собрание, Верховный суд, высшие органы государственной власти РФ, судебная власть, Правительство, Государственная Дума, исполнительная власть, Совет Федерации, законодательная власть, Конституционный суд
4.Задание на конструирование понятий:
гарантии, деятельность, тип, ограничена, контроль, власть,
разделение властей, со стороны общества, государство, право, права и свободы личности, имеет место (правовое государство).
5. Например, найти два термина «выпадающие» из общего ряда терминов, которые являются характеристикой политического процесса: 1) демократизация; 2) реформирование; 3) бюрократизация;
4) перераспределение полномочий; 5) средства массовой информации; 6) централизация; 7) государство; 8) модернизация. Здесь родовое понятие «политический процесс». Не связаны с ним видовые
6 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) вера: 2) догматы: 3) храмы: 4) религия: 5) прихожане.
Обобщающим является «религия».
Второй прием: Определение содержания понятий через их сравнение.
Например: Парламентская республика – форма правления, в которой верховная власть принадлежит парламенту. Президентская республика – форма правления, в которой верховная власть принадлежит президенту.
Выделяется и сравнивается один существенный признак – принадлежность верховной власти.
Третий прием: Определение содержания понятий и их отличительных признаков через обобщение выделенных признаков.
Например: Учащимся предлагается заполнить таблицу. Ответив на вопросы, они смогут дать определения понятия (абсолютная монархия – форма правления, при которой власть находится в руках одного человека – монарха, передается по наследству и не ограничивается представительными органами).
Формы правления
Вопросы | Абсолютная монархия | Парламентская монархия | Республика |
Кто олицетворяет верховную власть? | Монарх | Монарх | Выборные лица и органы власти |
Как приобретается власть? | Передается по наследству | Через выборы |
Кто (что) ограничивает власть? | Никто | Парламент | Система сдержек и противовесов |
Четвертый прием: Использование этимологического метода, т.е. поиск происхождения слова, его первоначального смысла.
Например: анархизм (греч. An – без, archia – власть) – идея безвластия, без государственного устройства общества; демократия(народ, власть);мажоритарный (большинство).
Таким образом, должна быть отработана следующая система: 1. Вводишь термины на уроке в процессе объяснения нового материала, делаешь акцент, обращаешь внимание на понятие, на его этимологию или перевод слова, на его правописание, просишь привести ассоциации, но лучше использовать деятельностный подход — ученики сами ищут определяющие существенные признаки, сами выстраивают их в логический ряд в удобной для запоминания форме. Сравниваем с другими понятиями, выделяем общее и отличия
Позволю себе напомнить технологию написания синквейна:
1 строка — одно слово-существительное, понятие.
2строка — два прилагательных, описание первого слова,
понятия. 3 строка — три глагола, описание действия
в рамках темы. 4 строка — мысль, показывающая отно-
шение автора к теме, ключевая фраза; 5 строка — ассо-
циация к первой строке, расширяющее или обобщающее
смысл темы, понятия.
Например, синквейн понятия «правовое государство»,
Составленное учащимися 9 класса
«Правовое государство»:
справедливое, гуманное;
защищает, создает, подчиняется;
ветви власти разделены и контролируемы; народное.
Кластер :
Задание 25 ЕГЭ по обществознанию направлено на проверку умения выпускника применять правильно раскрытый смысл теоретического положения на практике. Проще говоря, надо раскрыть теоретический смысл термина и связать его с реальностью примерами, или уточнить его некоторые теоретические аспекты.
Рекомендация 1. Прочитав задание, постарайтесь вспомнить, к какой теме относится термин, с которым надо работать. Вот например задание из реального теста ЕГЭ:
В этом задании надо не просто определить термин «политические режимы», а ещё дать критерии их типологизации и одно предложение, раскрывающее их особенности.
Рекомендация 2. Вспомните категории, связанные с определенным в задании 25 ЕГЭ по обществознанию термином, они помогут вам уточнить критерии или выделить особенности данных терминов. Как можно сделать приведенное выше задание:
Политический режим — это совокупность методов, с помощью которых осуществляется политическая власть.
(это способ функционирования политической власти.) 1. Критерии выделения политических режимов: уровень гражданских свобод, положенных в основу режима, степень участия граждан в политической жизни государства, субъекты, непосредственно осуществляющие власть и прочее.
2. Особенность демократического режима: гарантия прав и свобод человека и гражданина и выборность всех высших органов власти в государстве.
Рекомендация 3. Вытекает из первых двух — необходимо очень хорошо владеть учебным материалом. В данном случае надо знать ключевые признаки хотя бы трех режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического и уметь применять это знание на практике, то есть какой, например, политический режим в нашей стране и почему, по каким критериям это можно определить. Такое владение необходимо, чтобы сделать задание 25 ЕГЭ по обществознанию. Так как чтобы раскрыть критерии чего-либо, надо ПОНИМАТЬ смысл того, что спрашивают в задании.