СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование понятийного аппарата на уроках обществознания».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка призвана помочь учителю  формировать на уроках работу с понятиями в курсе изучения обществознания.

Просмотр содержимого документа
««Формирование понятийного аппарата на уроках обществознания».»

«Формирование понятийного аппарата на уроках обществознания».

Учитель обществознания

Кондрашова А.Р.

Современные условия развития общества, стандарты второго поколения требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений, навыков - на развитие личности ребенка, его способностей, самостоятельности мышления. Деятельность приобретает активный, познающий характер. В старшей школе увеличивается не только количество понятий, но меняются сами методы работы с ними. Например, понятие «культура» имеет более 500 определений, но его можно научиться определять, можно выделить один существенный признак — «творить, делать, возделывать».

Значительное число заданий ГИА и ЕГЭ по обществознанию проверяют умение обучающихся работать с понятиями: давать определение, раскрывать основные понятия курса, составлять с ним два информативных предложения, отражающих определенные теоретические или фактические обществоведческие данные, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией и неадаптированным научным текстом. Специалистами ВШЭ подсчитано, что для успешной сдачи экзамена, ученик должен владеть 1650 обществоведческими терминами на высоком уровне.

Определение понятия – это логическая операция, которая раскрывает его содержание. Чтобы определить понятие надо найти его смысл, выделить признаки и значение. «Зазубривание» определений понятий и терминов невозможно и не позволит обучающимся успешно использовать знания для установления причинно-следственных связей и закономерностей явлений общественной жизни, а, следовательно, справляться с заданиями ГИА и ЕГЭ, требующими аналитических умений. (Практически вся вторая часть ЕГЭ-работа с понятиями)

Знание понятий является и целью, и средством обучения понятиями, поскольку без их осмысления невозможно говорить о результативности, поскольку каждое новое знание базируется на предшествующем – нельзя работать над содержанием определяемого понятия без знания определяющих его терминов (понятие – логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-нибудь; термин – слово или словосочетание).

Таким образом, формирование понятия – это результат восхождения от анализа и синтеза свойств разнообразных объектов к выделению и закреплению их общих свойств через абстрагирование и обобщение.

Например, на уроке обществознания по теме «Социализация» в 5 классе ученики объясняют, как они понимают, что такое «роль». В ходе беседы задаются вопросы, которые помогут обучающимся провести наблюдения над этим понятием, выделить его различные стороны и связи: Какие роли могут играть люди? Где они играют свои роли? Что заставляет людей играть? В ответах ученики описывают «социальные роли» и их причины, используя примеры из жизни, опираясь на свой социальный опыт: роль ученика, сына, внука, покупателя и т.д. Ученики самостоятельно могут прийти к выводу, что человек в течение жизни осваивает множество социальных ролей. Затем учитель формирует определение понятия «социальная роль»: «модель поведения человека в соответствии с занимаемым положением в обществе.

В 10 классе на уроке по теме «Социальные взаимодействия» целесообразно спросить у обучающихся, какие ассоциации вызывает у них слово «конфликт».

Обсуждение с учениками позволит выяснить, как понимают школьники, что такое «конфликт». В ходе беседы задаются вопросы, которые помогут обучающимся провести наблюдения над этим понятием, выделить его различные стороны и связи: Каковы причины возникновения конфликтных отношений? В чём «плюсы» и «минусы» конфликта? Какими методами можно разрешить конфликт? Ученики описывают конфликт, используя примеры из жизни: конфликт на производстве; конфликт между отдельными людьми (соседями, учениками, продавцом и покупателем и т.д.); межнациональный конфликт и т.д. Затем учитель переходит к выделению абстрактных признаков изучаемого понятия и формирует определение понятия «социальный конфликт»: «это особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов».

С ассоциативным методом сходен индуктивный метод. Отличием является лишь то, что при индуктивном методе рассматриваются не только конкретные предметы и представления, но и абстрактные понятия. Данный метод направляет мысль ученика к сравнению, классификации, обобщению

Например, в 10 классе на уроке «Нации и межнациональные отношения» рассматриваются понятия «народ», «этнос», «народность», «нация», «национальность». Основная задача при работе с ними сводится к тому, чтобы выделить ключевые признаки, объединяющие данные понятия.. Формой организации работы может стать заполнение таблицы «Виды этнической общности», используя материал учебника.

Род

Племя

Народность

Нация







На уроке «Познание и знание» в 10 классе также основная задача при работе с терминами «познание», «научное познание», «обыденное познание», «философское познание», «художественное познание», «социальное познание» сводится к тому, чтобы выделить главный признак, который объединяет данные понятия.

Для введения этих понятий можно опереться на исторические, обществоведческие, эстетические знания и жизненный опыт обучающихся о получении новых знаний об окружающем мире. Обучающимся можно предложить оформить таблицу «Формы познания».

научное познание

обыденное познание

философское познание

художественное познание

социальное познание

Учитель сначала вводит понятие, оперирует понятием в изложении материала, конкретизирует его содержание.

Например, на уроке по теме «Гражданское общество и государство» (9 класс) вводится понятие «гражданское общество» – совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни. Выделяются ключевые признаки понятия: 1) совокупность негосударственных общественных отношений и институтов (семья, церковь, профессиональные союзы. женские, молодёжные организации, союзы предпринимателей и т.д.); 2) негосударственные общественные отношения и институты выражают разнообразные частные (индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни (взаимодействие людей в процессе производства, деятельность молодёжных организаций, роль церкви в духовной жизни общества и т.д.).

При подготовке заданий 29, предлагаемых на ЕГЭ по обществознанию, когда ученик при изложении своих мыслей по поводу выбранного им высказывания должен использовать соответствующие понятия, большое значение имеет инвентивный метод работы с понятиями. Данный метод заключается в том, что введение нового понятия мотивируется тем, что без него невозможно объяснить научный факт. Например, в 10 классе по теме «Политический режим» учащимся предлагается высказывание А. Смита: «Лучшее лекарство от болезней демократии - больше демократии». Чтобы раскрыть смысл высказывания, важно хорошо знать смысл таких понятий как политический режим, авторитаризм, тоталитаризм, разделение властей, правовое государство, народовластие и т.д

Следует также отметить, что как правило, все названные методы обучения понятиям выступают совместно, но какой-то из них может быть ведущим. Процесс формирования понятия будет эффективен только при активной познавательной деятельности школьников. Необходимо помнить, что усвоение понятий требует постоянного к ним обращения как на уроке, и в домашних заданиях. Поэтому с целью закрепления и контроля знаний обучающихся проводятся различные виды заданий:

  1. Хороший эффект дает задание на «узнавание» терминов в которых пропущены отдельные буквы: уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах - а…с…нтеизм.

2.Учителем организуется работа с логическими схемами

Федеральное собрание, Верховный суд, высшие органы государственной власти РФ, судебная власть, Правительство, Государственная Дума, исполнительная власть, Совет Федерации, законодательная власть, Конституционный суд

4.Задание на конструирование понятий:

гарантии, деятельность, тип, ограничена, контроль, власть,

разделение властей, со стороны общества, государство, право, права и свободы личности, имеет место (правовое государство).

5. Например, найти два термина «выпадающие» из общего ряда терминов, которые являются характеристикой политического процесса: 1) демократизация; 2) реформирование; 3) бюрократизация;

4) перераспределение полномочий; 5) средства массовой информации; 6) централизация; 7) государство; 8) модернизация. Здесь родовое понятие «политический процесс». Не связаны с ним видовые

6 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) вера: 2) догматы: 3) храмы: 4) религия: 5) прихожане.

Обобщающим является «религия».

Второй прием: Определение содержания понятий через их сравнение.

Например: Парламентская республика – форма правления, в которой верховная власть принадлежит парламенту. Президентская республика – форма правления, в которой верховная власть принадлежит президенту.

Выделяется и сравнивается один существенный признак – принадлежность верховной власти.

Третий прием: Определение содержания понятий и их отличительных признаков через обобщение выделенных признаков.

Например: Учащимся предлагается заполнить таблицу. Ответив на вопросы, они смогут дать определения понятия (абсолютная монархия – форма правления, при которой власть находится в руках одного человека – монарха, передается по наследству и не ограничивается представительными органами).

Формы правления

Вопросы

Абсолютная монархия

Парламентская монархия

Республика

Кто олицетворяет верховную власть?

Монарх

Монарх

Выборные лица и органы власти

Как приобретается власть?

Передается по наследству

Через выборы

Кто (что) ограничивает власть?

Никто

Парламент

Система сдержек и противовесов

Четвертый прием: Использование этимологического метода, т.е. поиск происхождения слова, его первоначального смысла.

Например: анархизм (греч. An – без, archia – власть) – идея безвластия, без государственного устройства общества; демократия(народ, власть);мажоритарный (большинство).

Таким образом, должна быть отработана следующая система: 1.      Вводишь термины на уроке в процессе объяснения нового материала, делаешь акцент, обращаешь внимание на понятие, на его этимологию или перевод слова, на его правописание, просишь привести ассоциации, но лучше использовать деятельностный подход — ученики сами ищут определяющие существенные признаки, сами выстраивают их в логический ряд в удобной для запоминания форме. Сравниваем с другими понятиями, выделяем общее и отличия

Позволю себе напомнить технологию написания синквейна:

1 строка — одно слово-существительное, понятие.

2строка — два прилагательных, описание первого слова,

понятия. 3 строка — три глагола, описание действия

в рамках темы. 4 строка — мысль, показывающая отно-

шение автора к теме, ключевая фраза; 5 строка — ассо-

циация к первой строке, расширяющее или обобщающее

смысл темы, понятия.

Например, синквейн понятия «правовое государство»,

Составленное учащимися 9 класса

«Правовое государство»:

справедливое, гуманное;

защищает, создает, подчиняется;

ветви власти разделены и контролируемы; народное.

Кластер :















Задание 25 ЕГЭ по обществознанию направлено на проверку умения выпускника применять правильно раскрытый смысл теоретического положения на практике. Проще говоря, надо раскрыть теоретический смысл термина и связать его с реальностью примерами, или уточнить его некоторые теоретические аспекты.

Рекомендация 1. Прочитав задание, постарайтесь вспомнить, к какой теме относится термин, с которым надо работать. Вот например задание из реального теста ЕГЭ:

В этом задании надо не просто определить термин «политические режимы», а ещё дать критерии их типологизации и одно предложение, раскрывающее их особенности.

Рекомендация 2. Вспомните категории, связанные с определенным в задании 25 ЕГЭ по обществознанию термином, они помогут вам уточнить критерии или выделить особенности данных терминов. Как можно сделать приведенное выше задание:

Политический режим — это совокупность методов, с помощью которых осуществляется политическая власть. 

(это способ функционирования политической власти.) 1. Критерии выделения политических режимов: уровень гражданских свобод, положенных в основу режима, степень участия граждан в политической жизни государства, субъекты, непосредственно осуществляющие власть и прочее.

 2. Особенность демократического режима: гарантия прав и свобод человека и гражданина и выборность всех высших органов власти в государстве. 

Рекомендация 3. Вытекает из первых двух — необходимо очень хорошо владеть учебным материалом. В данном случае надо знать ключевые признаки хотя бы трех режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического и уметь применять это знание на практике, то есть какой, например, политический режим в нашей стране и почему, по каким критериям это можно определить. Такое владение необходимо, чтобы сделать задание 25 ЕГЭ по обществознанию. Так как чтобы раскрыть критерии чего-либо, надо ПОНИМАТЬ смысл того, что спрашивают в задании.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!