СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательного интереса на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет характеристику различных методов, применяемых учителем на уроках географии, для развития интереса школьников к предмету географии. 

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательного интереса на уроках географии»

Формирование познавательного интереса на уроках географии


Данная работа представляет характеристику различных методов, применяемых учителем на уроках географии, для развития интереса школьников к предмету географии.


Цель современного образования – это развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у ребенка творческой жизненной позиции.

Сегодня очень важным является воспитание людей творческих, инициативных, умеющих принимать решения. Для того чтобы воспитать такую личность необходимо развивать у учащихся способность к самостоятельному мышлению.

Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытии его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Важными становятся способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся, а не только усвоенные знания. Активизация познавательного интереса учащихся — это одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики. К активизации познавательного интереса на уроках ведет использование нетрадиционных методов обучения, они обогащают, систематизируют и закрепляют знания, способствуют их осознанному применению. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития. Задания различного содержания способствуют развитию познавательных процессов.

Включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока способствует развитию и формированию познавательных интересов учащихся на уроках географии. Рекомендуется использовать разнообразные методы и приемы, которые позволяют провести ребенка от любопытства к познавательному интересу. Особое внимание уделяется тем методам, средствам и формам обучения, которые развивают интерес к предмету, стимулируют активную познавательную деятельность, способствуют повышению качества образования.

Создание проблемных ситуаций. Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности.

Технология опорных конспектов. Схемы учат выделять основное, развивают умения самостоятельной работы, приучают устанавливать и отыскивать логические связи, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем от простых к сложным практикуется на уроках, начиная с пятого класса, что учит делать выводы из полученной информации.

Дидактические игры. Проводимые на уроках географии развивающие игры «Географические диктанты», «Найди половинку» и другие не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки.

Творческие работы. Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, сообщения, доклады, презентации.

Использование на уроке дополнительной литературы. Работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. Использование на уроках дополнительной литературы способствует работе мысли учащихся, дает возможность разнообразить формы и методы преподавания.

Работа с картой. Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся. Ученик должен уметь не просто показывать номенклатуру по карте, но и на основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе. Карта – второй язык географии. Нет практически таких вопросов, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении.

Метод наблюдения на уроках географии. Современные дети — это дети, которые не очень любят читать, тем более учить, искать, размышлять. Метод наблюдений позволяет сформировать интерес к географии. Практически, любая тема на уроках географии может быть дополнена примерами, которые учащиеся могут сами наблюдать в жизни. Свои наблюдения учащиеся записывают в дневники наблюдений, сопровождая их рисунками, фотографиями. В итоге, опираясь на полученные в течение учебного года знания, дети видят изученные процессы и явления природы вокруг себя. Понимая, что всё, что мы изучаем на уроках географии, находится вокруг нас, учащиеся проявляют больший интерес к предмету.

На современном этапе развития школьного образования активное обучение, которое осуществляется с помощью различных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

Использование методов активизации познавательного интереса способствует раскрытию потенциальных возможностей обучающихся, развитию активности, самостоятельности.


Список литературы

  1. Баранский Н.Н. Основные положения методологии и методики географии // География в школе. М., 1994. № 2.

  2. Медовникова Т.В. Повышение познавательного интереса к географии через интернет-конкурсы//География и экология в школе 21 века. 2012. №2. С. 62-64.

  3. Совсуняк О.А. На уроке должно быть интересно//География и экология в школе 21 века. 2011. №10. С. 44-46.

  4. Хлебосолова О.А. Учебная мотивация как критерий оценки качества школьного географического образования//География и экология в школе 21 века. 2008. №2. С. 41-42..

  5. Шульгина О.В. Роль географии в системе знаний и формировании междисциплинарного мышления//География и экология в школе 21 века. 2012. №1. С. 40-43.

  6. http://natursciences.area7.ru - методические материалы для учителей (преподавание географии)

  7. http://geo.1september.ru - журнал «География»