Формирование познавательного интереса на уроках географии
Данная работа представляет характеристику различных методов, применяемых учителем на уроках географии, для развития интереса школьников к предмету географии.
Цель современного образования – это развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у ребенка творческой жизненной позиции.
Сегодня очень важным является воспитание людей творческих, инициативных, умеющих принимать решения. Для того чтобы воспитать такую личность необходимо развивать у учащихся способность к самостоятельному мышлению.
Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытии его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Важными становятся способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся, а не только усвоенные знания. Активизация познавательного интереса учащихся — это одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики. К активизации познавательного интереса на уроках ведет использование нетрадиционных методов обучения, они обогащают, систематизируют и закрепляют знания, способствуют их осознанному применению. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития. Задания различного содержания способствуют развитию познавательных процессов.
Включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока способствует развитию и формированию познавательных интересов учащихся на уроках географии. Рекомендуется использовать разнообразные методы и приемы, которые позволяют провести ребенка от любопытства к познавательному интересу. Особое внимание уделяется тем методам, средствам и формам обучения, которые развивают интерес к предмету, стимулируют активную познавательную деятельность, способствуют повышению качества образования.
Создание проблемных ситуаций. Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности.
Технология опорных конспектов. Схемы учат выделять основное, развивают умения самостоятельной работы, приучают устанавливать и отыскивать логические связи, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем от простых к сложным практикуется на уроках, начиная с пятого класса, что учит делать выводы из полученной информации.
Дидактические игры. Проводимые на уроках географии развивающие игры «Географические диктанты», «Найди половинку» и другие не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки.
Творческие работы. Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, сообщения, доклады, презентации.
Использование на уроке дополнительной литературы. Работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. Использование на уроках дополнительной литературы способствует работе мысли учащихся, дает возможность разнообразить формы и методы преподавания.
Работа с картой. Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся. Ученик должен уметь не просто показывать номенклатуру по карте, но и на основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе. Карта – второй язык географии. Нет практически таких вопросов, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении.
Метод наблюдения на уроках географии. Современные дети — это дети, которые не очень любят читать, тем более учить, искать, размышлять. Метод наблюдений позволяет сформировать интерес к географии. Практически, любая тема на уроках географии может быть дополнена примерами, которые учащиеся могут сами наблюдать в жизни. Свои наблюдения учащиеся записывают в дневники наблюдений, сопровождая их рисунками, фотографиями. В итоге, опираясь на полученные в течение учебного года знания, дети видят изученные процессы и явления природы вокруг себя. Понимая, что всё, что мы изучаем на уроках географии, находится вокруг нас, учащиеся проявляют больший интерес к предмету.
На современном этапе развития школьного образования активное обучение, которое осуществляется с помощью различных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.
Использование методов активизации познавательного интереса способствует раскрытию потенциальных возможностей обучающихся, развитию активности, самостоятельности.
Список литературы
Баранский Н.Н. Основные положения методологии и методики географии // География в школе. М., 1994. № 2.
Медовникова Т.В. Повышение познавательного интереса к географии через интернет-конкурсы//География и экология в школе 21 века. 2012. №2. С. 62-64.
Совсуняк О.А. На уроке должно быть интересно//География и экология в школе 21 века. 2011. №10. С. 44-46.
Хлебосолова О.А. Учебная мотивация как критерий оценки качества школьного географического образования//География и экология в школе 21 века. 2008. №2. С. 41-42..
Шульгина О.В. Роль географии в системе знаний и формировании междисциплинарного мышления//География и экология в школе 21 века. 2012. №1. С. 40-43.
http://natursciences.area7.ru - методические материалы для учителей (преподавание географии)
http://geo.1september.ru - журнал «География»