СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательной деятельности учащихся на уроках географии через интеграцию учебных предметов

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

эту статью можно использовать на заседании городского методического объединения при обощении педагогического опыта или на педсовете

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательной деятельности учащихся на уроках географии через интеграцию учебных предметов»

«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Асадуллина Р.А. учитель географии МБОУ «сош№23»

.

В последнее время интеграция уроков стало предметом получения теоретических и практических навыков в связи с процессами дифференциации в обучении. Ее нынешний этап характерен разработкой и проведением учителями интегрированных уроков.

Интеграция дает возможность учащимся применить на практике сочетание знаний и навыков не одного, а нескольких предметов школьных учебных дисциплин. Происходит дополнительно полноценное усвоение знаний изучаемого предмета, преодолеваются разобщенности научных знаний разных дисциплин.

С практической точки зрения интеграция в обучении усиление межпредметные связи, снижает перегрузок учащихся, расширяет спектр получаемой информации учащимися, делает сам урок необычным для учеников и запоминающим.

Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире в целостности картины, его элементах в отдельности. Также мы увидим проявление межпредметных связей в усвоении основ изучаемых на конкретном уроке наук. На уроке мы применяем знания, умения и навыки, Внутрипредметные и межпредметные связи науки позволяют учащимися на уроках географии и математики воспринимать единство явлений окружающего мира, физических и социально-экономических законов природы и общества. Школьники формируют новый, интерактивный способ мышления, характерный для современного образованного человека.

При проведении интегрированных уроков, положительным фактором обучения как для учителя, так и для ученика, можно отметить следующие моменты:

– проявляется познавательная деятельность учащихся, проявляются умения обобщать и синтезировать изучаемый материал;

– у школьников проявляется интерес в нахождении правильного решения познавательных задач, объединённых географической и математической науками,

– учащиеся получают более точное и образное представление об общей, географической картине края, т.к. два предмета (в нашем случае математика и география) представлены общими темами, общими задачами. Взаимосвязь изучаемых наук позволит не только закрепить полученные знания и их расширить, но и научиться новому.



Ни один предмет в школе не дает таких широких практических навыков, которые готовили бы человека к жизни, как география. Без географических знаний современный и будущий гражданин не способен ориентироваться в быстро развивающемся мире, воспринимать информацию со страниц газет, Интернета, телепередач. Поэтому  внедрение новых методик, особенно интеграционных, в преподавании географии – назревшая необходимость сегодняшнего дня.

Природа -это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении географии. К сожалению, ученики часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без нее невозможно понять суть многих явлений в природе. Ученики часто не в состоянии применять знания одной из дисциплин к знаниям другой, например взаимосвязи географии и химии, географии и биологии, экономики и экологии и другие.

С другой стороны, не очень хорошо объединять все дисциплины в одно целое, так как они теряют свою индивидуальность. Поэтому интегрированные уроки необходимо давать периодически, чтобы ученики увидели взаимосвязь между учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной дисциплине облегчают понимание процессов, изучаемых в других областях.

Интеграция- это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Интегрированное обучение географии создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности.

Интегрированные уроки развивают потенциал самих учеников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики. Многие географические понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по математике, физике, биологии, химии и другим предметам.

Преимущества интегрированных уроков:

— способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся;

— в большей степени, чем обычные уроки, способствует развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.

Интеграция уроков географии с предметами гуманитарного и естественно — математического циклов позволяет с разных  сторон  рассмотреть многие важные явления, связать уроки географии с жизнью показать богатство и сложность окружающего мира, дать детям заряд любознательности, творческой энергии.

У ребят появляется возможность создать не только собственную модель мира, но и выработать свой способ взаимодействия с ним.

Учителю же интеграция предметов позволяет воспитывать у ребят стремление целенаправленно преодолеть трудности на пути познании. Новые функции педагога главным образом определяются необходимостью четко представлять структуру учебной деятельности и свои действия на каждом этапе от возникновения замысла до полного его осуществления.

Приведу пример задание формата PISA по географии.

         18 февраля 1949 года летчик Михаил Григорьевич Сургутанов, пролетая над урочищем «Сарбай» обратил внимание на странное поведение компаса. Через несколько месяцев к магнитной аномалии прибыли геологи и географы. Так было открыто Соколовское месторождение железных руд.

В 50-е годы прошлого века было открыто Массальское месторождение. Массальский ГОК занимается разведкой и добычей железных руд  в Жаркаинском районе Акмолинской области.  Запасы составляют                  729 155 727 тонн со средним содержанием железа 15,82%.

Около 2/3 экономически  активного населения находится в самом работоспособном возрасте (25-49 лет), 60% с высшим и средним специальным образованием. А на территории Жаркаинского района безработица составляет 5%

  1. Назовите химический состав железной руды.

 

  1. Рассчитайте период обеспеченности Акмолинской области ресурсами железной руды.

Полезное ископаемое

Единица измерения

Разведанные запасы

Добыча

Период обеспеченности, лет

Железная руда

 

 

 

 

 

  1. Составьте бизнес-план рабочего на 5лет, работающего на ГОК, если средняя заработная плата его составляет 96 000 тенге с учетом того, что ему нужно обучить своего сына в техническом ВУЗе.

 

  1. Докажите, что жителю данной местности будет выгоднее работать на Массальском ГОК, нежели искать рабочее место в другом месте.

 

Таким образом, интеграция предметов способствует:

— развитию коммуникативных качеств и созданию психологического комфорта для самовыражения и приобретения учащимися знаний;

— повышению интереса к знаниям;

— развитию логического мышления;

— использованию различных видов работы в течение урока.

 

Хочу привести примеры интегрированных уроков.

 Интегрированные уроки по географии и физике.

  1. «Свойства вод Мирового океана».

  2. «Атмосферное давление».

  3. «Влажность воздуха».

  4. «Тропические пустыни» (рассматриваются физические явления миражи, стонущие камни, поющие пески).

Интегрированные уроки по географии и химии.

  1. «Топливно-энергетический комплекс» .

  2. «Металлургический комплекс» .

Интегрированный урок по географии и литературе.

  1. «Описание погодных явлений».

  2. «Градусная сетка».

Интегрированный урок по географии, математике и черчении.

  1. «Масштаб».

  2. «Температура воздуха».

Интегрированный урок по географии и английскому языку.

  1. «США и Канада — англоязычные страны».

  2. «Австралия – страна-материк».

Интегрированный урок по географии и истории.

  1. «Великие географические открытия».

  2. «Освоение и заселение различных территорий.

  3. «Религии мира».

Интегрированный урок по географии и обществознанию.

  1. «Глобальные проблемы человечества».

  2. «Формы государственного устройства».

Интегрированный урок по географии и ОБЖ.

  1. «Неблагоприятные природные явления и стихийные бедствия»

  2. «Вулканы»

  3. «Землетрясения»

  4. «Ориентирование на местности»

  5. «Азимут»

 

Чтобы дети не утратили интерес к интегрированным урокам и они приносили ощутимый эффект, достаточно 5-6 уроков в год. Кроме того, подготовка интегрированных уроков занимает гораздо больше времени, чем обычных. Нужно согласовать учебный материал с другим учителем, чтобы не было повторов и противоречий в изложении и трактовке различных понятий.

Литература                                                                         

Интернет ресурсы.















Метапредметные результаты освоения учебного материала

В последнее время общество меняется так динамично, что не представляется возможным точно спрогнозировать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни. Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования у них умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями.  Что же включает это понятие?

Начало формы

Конец формы

Общая характеристика метапредметности

Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.

Такой подход нашел отражение в основных нормативных документах образовательной сферы, в частности во ФГОС. Метапредметные компетентности внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам, должны освоить обучающиеся.  

Понятие «метапредметность» имеет несколько смыслов. В дидактике чаще всего оно употребляется в значении «надпредметности», т.е. объема знаний, который формируется и используется не в процессе преподавания какого-то определенного школьного предмета, а в ходе всего обучения. Метапредметные знания необходимы для решения как образовательных задач, так и различных жизненных ситуаций.

В ФГОС метапредметные компетентности увязаны с универсальными учебными действиями, которые делают любую деятельность осознанной и результативной. Среди них:

  • стратегические;

  • исследовательские;

  • проектировочные;

  • сценирующие;

  • моделирующие;

  • конструирующие;

  • прогнозирующие.

Метапредметная компетентность основывается на следующих понятиях.

  • Метадеятельность — умение совершать любую деятельность с предметами, универсальный способ жизнедеятельности.

  • Метазнания — сведения о методах и приемах познания, структуре знаний и способах работы с ними.

  • Метаспособы — методы, которые помогают находить новые способы решения задач, нестандартные планы деятельности.

  • Метаумения — универсальные общеучебные навыки и умения.

К таким метаумениям относятся:

  • основы теоретического мышления (определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение);

  • обладание навыками переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование);

  • критическое мышление (работа с фактами: сопоставление, умение отличать недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять двусмысленность и т.д.);

  • задатки творческого мышления (определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности);

  • регулятивные умения (ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность);

  • главные качества мышления (диалектичность, гибкость и т.д.)

Метапредметный подход к образовательному процессу заменяет традиционную практику разделения знаний по отдельным школьным предметам на современные технологии, направленные на изучение целостной картине мира. Это позволяет объединить личное, познавательное и общекультурное развитие и саморазвитие школьника, преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения.

Содержание метапредметных компетентностей

В Федеральном государственном образовательном стандарте указано двенадцать основных критериев, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования. Их условно можно разделить на несколько групп.  

Умение планировать и осуществлять свою деятельность:

  • самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы;

  • проанализировать поставленную задачу и те условия, в которых она должна быть реализована;

  • сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями;

  • самостоятельно спланировать способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения познавательных задач;

  • способность сопоставлять собственные действия с запланированными результатами, контролировать свою деятельность, осуществляемую для достижения целей;

  • рассматривать разные точки зрения и выбрать правильный путь реализации поставленных задач;

  • оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации;

  • оценить правильность выполнения познавательной задачи, свои имеющиеся возможности ее достижения; 

  • уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности.

Умение работать в коллективе:

  • организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать;

  • эффективно работать и в группе, и самостоятельно;

  • согласовывать свои мотивы и позиции с общественными, подчинять свои интересы коллективным;

  • находить общее решение, которое будет удовлетворять общим интересам;

  • проявлять толерантность, терпимость, уметь решать конфликты;

  • выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.

Умение осуществлять познавательные действия:

  • определять суть понятий, обобщать объекты;

  • находить аналогии;

  • самостоятельно находить критерии и основания для классификации, осуществлять классификацию;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;

  • создавать, использовать и изменять символы, знаки;

  • создавать схемы и модели для решения различных познавательных или учебных задач;

  • осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, правильно понять его содержание, оценить степень достоверности и применить на практике).

Умение использовать компьютерные технологии:

  • использовать различные источники получения информации с помощью компьютера;

  • определять надежность и достоверность источника;

  • уметь выбирать нужную информацию;

  • знать способы передачи, копирования информации;

  • использовать возможности Интернета для продуктивного общения, взаимодействия.

Наличие коммуникативных умений:

  • полноценное владение устной и письменной речью;

  • уметь вести диалог, правильно строить монологическое высказывание;

  • владеть и осознанно применять речевые средства в зависимости от ситуации и задачи коммуникации;

  • с помощью речи и жестов правильно передавать свои чувства, эмоции, мысли, потребности;

  • поддерживать беседу, уметь выслушивать собеседника и доходчиво донести до него свои мысли и доводы;

  • иметь высокую культуру речи. 

Развитое экологическое мышление, которое ребенок должен применять во всех сферах своей деятельности, в том числе и в профессиональной.

Установление ФГОС новых образовательных результатов с включением метапредметных компетентностей требует реализации нового методологического подхода к учебно-воспитательному процессу, ориентируя практику обучения не только на осознание и осмысление учебной информации, но и на формирование универсальных учебных действий.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!