«Формирование познавательной компетенции обучающихся на уроках русского языка через использование технологии развития критического мышления»
Цель: повысить уровень познавательной компетенции обучающихся на уроках русского языка на через использование приёмов технологии развития критического мышления
Задачи:
- изучить применение использования технологии развития критического мышления на уроках русского языка и через внеурочную деятельность;
- разработать алгоритм применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка;
- формировать навыки написания текстов различных жанров;
- развивать способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- формировать коммуникативные навыки и ответственность за знание;
- повышать интерес к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- способствовать самореализации личности обучающихся через применение технологии развития критического мышления;
Актуальность данной темы продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки содержательных методологических аспектов образования, пересмотра целевых образовательных установок и педагогических средств, предусмотренных Стандартами второго поколения.
Постановка проблемы.
Снижение интереса к познавательной деятельности школьников - проблема, которая остается актуальной до сих пор. Чаще всего это наблюдается у детей подросткового возраста. Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я определила для себя путь решения проблемы – использовать такие формы обучения, методы и приемы, которые позволяют повысить эффективность усвоения знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе формировать у него познавательную компетенцию.
При формировании познавательной компетенции обучающихся я использую такие образовательные технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), информационно-коммуникативную, технологию личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие технологии, технологию дифференцированного обучения. Основополагающей технологией в моей работе является технология развития критического мышления. После глубокого изучения и применения на практике технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) пришла к выводу, что это одна из интересных и результативных современных технологий в сфере образования, позволяющая вырабатывать ключевые компетенции. Методика формирования критического мышления открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках русского языка, способствует выработке у них навыков анализа текста и развития эмоциональной восприимчивости. Главная ценность технологии РКМЧП заключается в том, что она позволяет перевести процесс обучения из знаниевой парадигмы в компетентностную, а значит, формирует целый ряд практических умений. В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех стадий: стадии вызова, стадии осмысления, стадии рефлексии.
В своей работе использую такие методы, как:
«Корзина» идей.
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Кластер.
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения:
٧ – уже знал
+ - новое
- - думал иначе
? – не понял, есть вопросы
Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
Толстые и тонкие вопросы
Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.
Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.
"Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"
Этот прием может быть началом урока. Обучающиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (систему правил).
Прием “Лови ошибку”
Цель:
актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме,
развитие у школьников критического подхода к получаемой информации.
Приемы технологии РКМЧП, активно внедряемые в моей практической деятельности, показывают, как возрастают способности обучающихся, развиваются умения воспринимать информацию, прогнозировать, работать с текстом, задавать вопросы и творчески интерпретировать информацию, размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить. Использование технологии РКМЧП, необычное начало урока, нестандартное, интригующее, способствует развитию познавательного интереса. Помогает ребятам активизироваться, смотреть внимательно вокруг, выискивать темы для исследовательских работ, созданию проектов, следовательно, формируется познавательная компетенция обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.
Демонстрацией повышения познавательной компетенции учащихся на уроках русского языка являются полученные результаты:
повышение качества знаний;
рост мотивации, интерес к предмету;
участие в олимпиадах различного уровня.