СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательности учащихся через проектную деятельность на уроках технологии.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Со стороны учителя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи.

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательности учащихся через проектную деятельность на уроках технологии.»

Формирование познавательности учащихся через проектную деятельность на уроках технологии.

В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Со стороны учителя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи.

В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.

Я использую на своих уроках следующие методы обучения:

  • метод проблемного обучения.

  • метод алгоритмизированного обучения.

  • метод эвристического обучения.

  • метод исследовательского обучения.



Применение метода проектов для развития познавательного интереса учащихся на уроках технологии

Само понятие “проект” заимствовано из латинского языка и означает в буквальном переводе: ”брошенный вперед”.

А. Михайловский, ведущий раздела “Этимологический словарь” в журнале “Лицейское и гимназическое образование”, указывает, что корни этого понятия можно найти в древнегреческой культуре, где оно означает “помеху, препятствие, задачу, вопрос ”. Помеха на пути идущего человека имеет вызывающий характер, заставляет остановится, задуматься и принять какие-то меры. Как в жизни, так и в мысли препятствие на пути как бы провоцирует, пробуждает скрытые силы.

Проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое:продукт, программу и.т.д.

Применительно к образовательной области “Технология” удачным кажется следующее определение метода проектов.

”Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самориализацию личности учащегося, развития его интелектуальных и физических возможностей , волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контрооем учителя, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость”.

Проекты, выполняемые учащимися на уроках технологии носят практико-ориентированный характер, напрвленный на достижения заранее определенного результата проектной деятельности, который отвечает интересам участника или участников этой деятельности.

Цели проектирования.

Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике.

При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотненесение затрат и достигаемых результатов.

При проектировании приобретается опыт решения “некорректных ” задач, когда отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется возможность опыта творчества.

Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности. Важной целью проектирования является диагностика, которая позволяет оценивать результаты как динамику развития каждого школьника. Наблюдения за выполнением проектов позволяет получать данные о формировании жизненного и профессионального самоопределения учащихся.

Следует считать, что цели проектирования достигаются, если есть динамика роста показателей, которые фиксируются у учебной группы или у каждого учащегося:

  • информационной обеспеченности (представления, знания, понимания) ;

  • функциональной грамотности (восприятия объяснений, письменных текстов, умении задавать вопросы, обращаться с техническими объектами, знание приемов безопасной работы) ;

  • технологической умелости (способность выполнять ранее усвоенные трудовые операции, грамотно используя инструменты и станки );

  • интеллектуальной подготовленности (понимания постановки учебных задач теоретических и практических),

  • достаточность объема памяти, осознанное восприятие новой информации, умения пользоваться учебной литературой);

  • волевой подготовленности (стремление выполнять поставленные учебные задачи, внимание к речи учителя и к учебной ситуации, культура труда, дружелюбие, желание выполнить работу качественно, преодоление психологических и познавательных баръеров, способность запрашивать и получать помощь).

Выполнение творческого проекта – одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми, подростками нравственной ценности трудового начала в жизни. При этом важным фактром становится сфомированная способность человека испытывать радость от процесса и результата труда, игры интеллектуальных волевых и физических сил. На каждом этапе проектирования должно соединять мысь ребенка с действием и дейстие – с мыслью, труд – с творчеством, художественную деятельность – с проектированием и конструированием, технологию – с оцениванием экономических, экологических и социальных последствий преобразования предметного мира.

Виды проектов

Проект может быть: итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимся определенного учебного материала; текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть содержания обучения.

По типу проекты бывают: исследовательские; творческие; информационные; игровые. Проекты могут быть индивидуальными групповыми и коллективными.

Привлекательность метода для меня, как преподавателя технологии, состоит в том, что он помогает мне вовлечь учащихся в созидательный труд по изготовлению изделий, имеющих познавательную ценность, способствует решению следующих задач: развивать графическую грамоту у учащихся при создании ими рисунков, чертежей; совершенствовать их конструкторские способности; повысить технологическую культуру школьников.

Мною метод проектов применяется с 2002-2003 учебного года.

Тематика учебных проектов определяется содержанием программы. Выбранные учащимися темы утверждаются мной, исходя из интересов школы и возможностей учащихся. Выполнение проектов осуществляется по этапам.

Этапы выполнения проекта.

1. Подготовительный этап:

выбор учащимся темы проекта, его обоснование и формирование мотивов выполнения;

определение совместно с учителем необходимого объема знаний, умений и навыков для осуществления проекта;

составление учащимся с помощью учителя плана работы по реализации проекта;

определение необходимых материальных и финансовых затрат для изготовления проектируемого изделия;

2. Конструкторский этап:

рассмотрение нескольких возможных вариантов выполнения проекта и отбор наиболее оптимального из них;

сбор и обработка требуемой информации по литературным источникам;

разработка конструкции, изучение технологии изготовления задуман­ного объема труда;

разработка соответствующей технико-технологической

документации, подготовка необходимых материалов, оборудования,

инструментов;

распределение обязанностей (для группового и коллективного проектов).

3. Технологический этап:

выполнение учащимся проекта с учетом требований технологии и дизайна;

текущий контроль и корректировка его деятельности учителем; соблюдение правил техники безопасности.

4. Заключительный этап:

самооценка качества выполненной работы (соответствие задуманной конструкции, технологичность, экологическая безопасность);

расчет экономических затрат на выполнение проекта;

предварительная защита проекта в коллективе;

защита проекта перед комиссией (представление необходимой документации, показ изделия).

Оценка проекта производится комиссией состоящей из представителей администрации школы, учителей-предметников,

специалистов-профессионалов (по тематике проекта).



Выполненные проекты оцениваются в 3-х бальной системе: "отлично", 'хорошо", "удовлетворительно". В случае невыполнения проек­та учащийся получает оценку "неудовлетворительно". При наличии уважительной причины комиссия может принять решение о переносе срока защиты проекта на более поздний срок.

Оценки проектов заносятся в аттестационную ведомость, заверяемую председателем комиссии.



Требования к ученическому проекту по предмету "Технология".

Учебный проект - это итоговая самостоятельная работа учащихся, выполненная под руководством педагогов.

Основная цель проектов - контроль знаний и умений учащихся, содействие их творческому развитию и формированию у них системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях.

Тематика учебных проектов определяется содержанием обучения в данном классе, кроме 9- го, где может быть выбрана любая из тем по технологии, изучаемых в основной школе. Выбранная учащимися тема утверждается учителем технологии, исходя из интересов школы и возможностей ученика. Проекты могут быть индивидуальные, групповые и коллективные. Общая оценка коллективного проекта осуществляется на основе оценок вклада каждого из исполнителей.

Выбери тему проекта, обоснуй свой выбор.

Каковы мотивы выполнения проекта?

Выбрав изделие, которое ты будешь готовить, подумай, чем будет полезен этот предмет для тебя, друзей, родителей, школы.

Где можно применить это изделие и в чем его назначение?

Объясни, выгодно ли выполнение проекта с экономической и эколо­гической точек зрения.

Все эти данные должны быть отражены в пояснительной записке проекта.

Перед началом осуществления проекта необходимо спланировать свою работу.

Определи какие необходимы материалы и каковы будут финансовые затраты для изготовления проектируемого изделия.

Разработай соответствующую технико-технологическую документа­цию технический рисунок, чертеж, технологическую карту.

Изготовив изделие его необходимо оценить.

Критерии оценки: соответствует ли оно своему назначению, прочно, надежно; композиционная завершенность; дизайн изделия; соответствует задуманной конструкции; экологическая безопасность.

Подсчитай экономические затраты на выполнение проекта.

Приготовь рекламный проспект изделия. Он состоит из:

товарного знака производителя,

названия товара и его назначения,

нескольких рекламных выражений.

Рекламный проспект должен быть привлекательным, оригинальным.

Возможные критерии оценки проекта.

Оригинальность темы и идеи проекта.

Конструктивные параметры: соответствие конструкции назначению изделия; прочность, надежность; оригинальность; удобство пользования.

Технологические критерии: соответствие документации; оригинальность применения и сочетания материалов; соблюдение правил техники безопасности.

Эстетические критерии: композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры.

Экономические критерии: потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства; реклама изделия (при защите проекта).

Экологические критерии: наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья и отходов

производства; возможные экологические последствия при использовании

изделия (экологическая безопасность).

Информационные критерии: стандартность проектной документации; использование дополнительной информации

Для художественно-технологической подготовки характерны специфические показатели, обеспечивающие оценку эффективности результатов обу­чения по следующим двум критериям:

критерии сформированности знаний;

критерии сформированности умений и навыков.