СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательных БУД на уроках «Окружающего мира» в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помощь для создания рабочей программы в коррекционной школе.

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных БУД на уроках «Окружающего мира» в начальной школе.»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УФИМСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №92 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ












Формирование познавательных БУД

на уроках «Окружающего мира» в начальной школе

























Учитель- логопед: Илалова Л.Г.




«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик».

Л. Н. Толстой

Для чего мы учим детей? Раньше, мы бы ответили: для того, чтобы они умели читать, считать, вычислять и писать. Но с позиции Федеральных государственных Образовательных Стандартов мы поняли и приняли это по-другому – для того, чтобы они стали успешными в жизни. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы базовых учебных действий (БУД). Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:

1) личностные;

2) регулятивные;

3) коммуникативные действия;

4) познавательные.

Для формирования познавательных БУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные  действия,  действия постановки и решения проблем,  и логические действия и  обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять  направленный поиск, обработку и использование информации.

Чуть подробнее хотела бы остановиться на формировании познавательных универсальных учебных действиях, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе. 

Считаю, что наиболее благоприятные условия для формирования познавательных БУД возможно создать на уроке «Окружающего мира», основной целью изучения которого формирование практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; ведь уровень сформированности БУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников. Игры, логические и творческие задачи в начальной школе обязательные структурные элементы урока окружающего мира. Это дает возможность учителю организовать познавательную деятельность на высоком уровне самостоятельности, инициативы и творчества.

Таким образом, уроки окружающего мира могут стать основой формирования логических универсальных учебных действий. УМК «Школа России» обладает потенциалом, необходимым для успешного формирования и развития универсальных учебных действий в соответствии с требованиями стандарта.

Система заданий, использованная на уроках, включает в себя следующие виды:

  • Загадки.

  • «Философские задачи».

  • Чтение дополнительных текстов.

  • Практические методы (опыты).

  • Дидактическая игра.

  • Проблемное обучение.

  • Творческие задания.

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание. Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребёнка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.

Самостоятельная работа по учебнику и в тетради обучает самостоятельно находить решение данного задания, вопроса, проблемы и определять успешность его выполнения.

Эта работа направлена на формирование следующих познавательных умений:

  • Понимать цель чтения и осмысливание прочитанного

  • Извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов

  • Самостоятельно осуществлять поиск и выделение необходимой информацию

  • Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

  • Структурировать знания


При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Дети, работая группами:

  • решают, составляют задачи,

  • ищут наиболее рациональный способ решения;

  • составляют план произведения, инсценируют;

  • готовят коллективный пересказ,

  • пишут продолжение рассказа;

  • разгадывают кроссворды, головоломки.


Часто дети получают задания подготовить сообщение о каком-либо растении, животном, предмете, явлении, используя дополнительный материал книг УМК «Школа России»: Атлас-определитель для начальной школы «От земли до неба», «Зеленые страницы» «Великан на поляне или Первые уроки экологической этики», другой художественной, научной литературы, справочников, энциклопедий, источников Интернета. Такая работа позволяет формировать следующие познавательные БУД:

  • Применение методов информационного поиска, в т. ч. с помощью компьютерных средств

  • Обработка полученной информации

  • Исследование, поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

  • Свободно ориентироваться в текстах художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей, воспринимать их

  • Структурировать знания

  • Выбирать вид чтения в зависимости от цели


Мини проекты и проекты представляют собой творческую  работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации педагога.

Такая работа помогает формированию следующих познавательных БУД:


  • Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера

  • Работать над описанием проекта, создавать презентаций, краткие выступления, тезисы, статьи в СМИ.


Инструментом, который позволяет объективно оценивать качество усвоения, является критериально-ориентировочный тест, сочетающий в себе контрольное задание и эталон, по которому можно судить о качестве усвоения.Главное достоинство тестовой проверки в скорости и объективности, а традиционной проверки посредством дидактических материалов – в ее основательности. Недостатки: если учащийся проставляет только номера ответов, тут учитель не видит характера хода решения – мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия знаний у учащегося нет. К недостаткам тестов также можно отнести возможность угадывания. Если, например, тестовое задание содержит только два ответа, один из которых правильный, то половину ответов на такие задания можно угадать.

Заключение

При изучении курса «Окружающий мир» развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.); описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.

Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, чтение карты, дорожные знаки и др.).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!