СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование познавательных УУД обучающихся на уроках математики в начальной школе средствами нетрадиционных форм проведения в рамках реализации ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, поолученные в школе, через некоторые время устаревают и нуждаются в корекции, а результаты обучения полученные не только в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня все более востребованными.

Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов личностные и метапредметные - универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Способность к самомрмзвитию должна стать результатом развития познавательных УУД.

Просмотр содержимого документа
«комментарии к слайдам»


Тема моей работы


Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения полученные не только в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.

Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Способность к саморазвитию должна стать результатом развития познавательных УУД.




Условия формирования моего опыта по данной теме включают в себя:


НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УСЛОВИЯ

Изучение работ философов, психологов и педагогов в контексте формирования познавательных УУД учащихся ( СТАТЬИ Л.С.Выготского, Ю.К. Бабанского, B.C. Ильина, А.В.Хуторского)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Изучение научно – педагогической литературы Селевко Г.К. « Современные образовательные технологии» и передового педагогического опыта коллег по использованию нестандартных форм уроков математики .(интернет, печатные статьи в предметном журнале)

Подготовка и реализация занятий с нестандартными формами обучения .

организационно-педагогические условия

Методическая работа в школьных и городских объединениях учителей математики.

Выступление на педагогических конференциях.

Участие в сетевых профессиональных педагогических сообществах.
















В массовой педагогической практике встречаются противоречия которые показаны на слайде. Это:

  • Большой поток учебной информации для учащихся

И

  • Разный уровень учащихся в усвоении учебного материала

Актуальность опыта по данной теме состоит в том, что ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя , на уроке преобладает деловое сотрудничество, при котором учение направлено на позитивные изменения в ребенке и создание «ситуации успеха».

На мой взгляд, приоритетными , с точки зрения овладения на качественном уровне научными знаниями( математическими в частности) , и дальнейшего их использования в повседневной жизни является овладение познавательными УУД. Для их формирования я использую нестандартную форму проведения уроков.














Теоретической базой  моего опыта стали идеи классиков отечественной педагогики XX в. Ю.К. Бабанского, B.C. Ильина, А.В.Хуторского. Они, исходя из идеи целостного развития личности, разработали методологические и теоретические основы формирования познавательных действий. Учёные отмечали, что личность не может первоначально подготовиться к жизни, а затем включиться в таковую.    Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «уметь учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

По мнению Л. С. Выготского,  развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Наличие развивающей среды способствует формированию познавательных УУД. Как формировать УУД пишет в своей книге Асмолов А.Г.

Методическая основа моего педагогического опыта - технология проблемного обучения.

В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж.Дьюи (1859-1952), который в 1894 году основал в г. Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах ХХ века. 

Концепция проблемного обучения получила широкое распространение в более поздние сроки и существует несколько подходов к ее трактовке. 

Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998).

Принцип проблемности обучения может быть реализован в форме нестандартных уроков.

  • Уроки когнитивного типа: урок наблюдения, урок исследования объекта, поисковый урок, интегрированный урок.

  • Уроки креативного типа (творческие): урок-диспут, урок- дискуссия, урок- фантазия, урок - сочинение, урок - деловая игра, урок- путешествие (реальное и виртуальное), урок наоборот (ученик в роли учителя)

  • Уроки коммуникативного типа: бинарный урок (два учителя), урок-вернисаж, урок-аукцион, урок-конференция, урок-соревнование, урок - творческий отчет


Мое  педагогическоий опыт  базируется  на  комбинировании приёмов технологии проблемного обучения ,технологии проектирования ключевых и предметных умений А.В.Хуторского. Для системы нестандартных уроков использовалась схема классификации Кульневича С. В. и Лакоценина Т. П
Данная теоретико-методологической основа стала платформой моего опыта цель и задачи которого вы видите на слайде выше. .





Ведущая педагогическая идея заключается в создании оптимальных условий для формирования учебно-познавательной компетенции школьников посредством организации нетрадиционных форм уроков математики и внеклассных мероприятий; в целенаправленности и системности работы педагога, обеспечивающего целостность всего учебно - воспитательного процесса







Для формирования познавательных УУД необходимо выбрать такие формы деятельности, при которых обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом, а также чтобы учебный процесс был для них интересным, занимательным, современным.

Свою работу по формированию познавательных УУД реализую через использование таких приёмов преподавания, как нестандартные уроки , которые включают в себя:

  • использование исторических сведений, высказываний;

  • создание проблемных ситуаций;

  • применение элементов занимательности на уроках математики;

  • применение задач практической направленности

Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.

В своей практике я использую следующие уроки:


Далее расскажу о каждой нетрадиционной форме проведения урока математики, которые я использую в своей практике.

Уроки в форме соревнования и игр конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина

У школьников большой популярностью пользуются уроки, где они решают и составляют кроссворды и ребусы, соревнуются в решении задач в викторинах. Для создания игровых ситуаций использую исторические сведения, занимательные задачи, жизненные факты, задачи – рисунки.

Удачной формой воссоздания социального, практического и предметного содержания на учебных занятиях является деловая игра,о которой я расскажу подробнее.

Деловая игра полностью моделирует профессиональную деятельность, выполняются задачи согласно специфике профессии. При организации и проведении игры придерживаются следующих этапов:

выбор игры;

подготовка (разработка) игры;

ввод в игру;

этап проведения игры;

подведение итогов и анализ игры.

Пример урок –соревнование « Математические гонки» для 3-х классов» Игра состоит из трёх частей: Начало – формирует у учащихся психологическую готовность к восприятию: приветствие ведущей, представление жюри, объяснение правил игры, приветствие команд.

Основная часть – часть 2. Здесь 5 этапов-заданий. В каждом этапе задания подобраны с учётом возрастных возможностей и с учётом школьной программы. В каждом этапе 3-4 задания. Одно или два – лёгкие, а остальные повышенной сложности (направленные на развитие словесно-логического мышления). Это позволяет командам на каждом этапе получить хотя бы минимальное количество баллов. После каждого этапа объявляются результаты и набранное количество баллов каждого класса (школы) показывается на “горе”, а также рассматриваются способы решения каждого задания.

Заключение – часть 3. Объявление результатов, награждение команд.

Соревновательный дух игры активизирует возможности детей, поэтому игра проходит в темпе и занимает 40-45 минут. Между этапами проводятся игры с классом. Домашнее задание: подготовить “визитку” команды (2-3 минуты).

Пример одного из заданий. Мост ребусов

Илья стоит в хороводе. Пятый слева от Ильи тот же, что и шестой справа. Сколько людей в хороводе? Ответ: 11 человек.


На этом слайде представлена математическая игра для 2 класса «Математика вокруг нас». Цель игры : Развитие интереса к математике; развитие познавательных способностей учеников; развитие логического мышления, воображения, памяти, внимания; воспитание дружеских отношений. Игра проходит по следующим этапам, показаны на слайде, побывав на каждом этапе ученики выполняют задания, в конце игры объявляются победители.





Уроки, опирающиеся на фантазию Урок – путешествие, урок-сказка, урок-сюрприз,

урок-подарок от героя.Урок-путешествие – это одна из наиболее часто используемых мною форм проведения уроков ,особенно в 1- х классах. Как и все дидактические игры, «путешествие» проводится после изучения темы, для отработки умений и навыков, закрепления и обобщения изученного материала.
Для примера возьму игру « Путешествие в изумрудный город» в 4 классе. .Класс делится на несколько групп. Мы «путешествуем» по «остановкам» или «станциям», на каждой из которых команды получают задание, а иногда – оценки. В группах выделяются мои помощники, которые заполняют специальные ведомости. В конце «путешествия», учитывая записи в ведомостях, оценивается каждый ученик.


На данном слайде представлена игра « Гуси-лебеди», которую я проводила в 1классе,идёт формирование таких познавательных УУД , которые

устанавливают причинно-следственные связи, подводят рассуждения под понятие, выводят следствия.



Уроки с публичными формами общения

В своих классах на уроках математики использую чаще такие формы как аукцион, «живая газета» или устный журнал.

Устный журнал — своеобразная форма работа, которая позволяет ярко, эмоционально донести до воспитанников важную информацию из области математики

Особенность этой формы работы в том, что проводится она непосредственно самими учащимися.

Часть журнала, который освещает какой-то один вопрос, условно принято называть «страничкой» журнала. Общий же объем его — 3-5 «страниц».

Каждая «страничка» представляет собой краткое устное сообщение учащихся, которое, в зависимости от содержания, может быть проиллюстрировано .

  Например журнал « Математика вокруг нас» в 3классе состоял из 5 страниц :

  1. «История открытий»

Эта страничка знакомит с историей возникновения чисел. К современным цифрам люди шли много столетий. В древности для запоминания чисел люди пользовались зарубками на камнях, деревьях и палках, а также узлами на верёвках. Была целая наука о завязывании сложных двойных и тройных узлов, которые обозначали разные числа.

  1. «Двойка – это не так уж и плохо!» (Здесь проводятся соревнования)

Приведите примеры, когда «двойка» или «пара» – это хорошо!(видеодвойка, пара перчаток, пара обуви, семейная пара, пара влюбленных, пара колес у велосипеда и т.д.) – за пример по 1 баллу.

3.«Мозаика фактов»

Прослушивание интересных исторических фактов (рассказывают подготоаленные обучающиеся):

 4. «Заморочки из бочки»из бочонка, участники достают задания, читают вслух5 секунд на размышление - по 1 баллу за каждый правильный ответ)

 5. «Математические фокусы». Попросите задумать число. Потом это число ученик должен умножить на 2, прибавить к результату 8, разделить результат на 2 и задуманное число отнять. В результате вы всегда число 4.


Познавательные УУД: учащиеся строят логические цепи рассуждений; выдвигают гипотезы и их обосновывают. Осознанно и произвольно строят речевые

высказывания в устной форме.



Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике

В своей практике я применяю уроки- исследование

Например :

С большим интересом учащиеся 3 класса делают исследования по темам «Что мы знаем о задачах», где исследуется структура задачи, виды задач, задачи 
с избытком и с недостатком данных . Учащиеся работают в парах, сравнивают, анализируют, доказывают.

Задание. Найдите среди предложенных текстов задачи, отметьте их и докажите, что это задачи. Рядом напишите решение. Среди заданий кроме задач даны просто примеры, чертежи, загадки, но дети ищут задачи где есть условие , полные данные и вопрос .

Задание Решение задач с недостающими данными.

В автобусе ехали пассажиры. На остановке вошли 5 пассажиров. Сколько пассажиров стало в автобусе?

- Что можно сказать про этот текст? Что нужно сделать?

- Преобразуйте. Запишите решение.

В 4 классе проводят исследование математических открытий и готовят сообщения . В своих сообщениях школьники знакомят своих одноклассников с различными учеными- математиками и их открытиями. Многие учащиеся 4 класса пользуются компьютерными технологиями при составлении и оформлении работ. Используют электронное сопровождение в виде презентаций. Самые удачные исследования представлены на муниципальном уровне.

Познавательные УУД которые формируются на таких уроках следующие:

Учащиеся осуществляют поиск нужной информации; проводят сравнение, понимают выводы, сделанные на основе сравнения; в сотрудничестве с учителем проводят классификацию изучаемых объектов.






Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы

КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

Уроки на которых я практикую « Поле чудес» служат для привлечения внимания детей к изучению математики и содействуют развитию математических способностей.
Именно на таких уроках формируются умения применять полученные на уроках знания в нестандартной ситуации.
Они развивают речь детей, математическое мышление, внимание, память, воспитывают чувство взаимопомощи в процессе коллективного творчества учащихся, прививают интерес к математике


Познавательные УУДУ: У учащихся формируется умение искать и выделять необходимую информацию, умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимостиот конкретных условий и анализировать объект с целью выделения признаков















Интегрированные уроки


С практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения. Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутри предметных и меж предметных связей в усвоении основ наук. Для примера приведу интегрированный урок математики и окружающего мира ,где переплетаются темы «Названия компонентов и результата деления. Перелётные птицы.» На слайде представлены задания данного урока, где прослеживается связь этих предметов .благодаря правильно подобранному материалу.

Познавательные УУД,формиркемые на этих уроках

Учащиеся овладеют построением логической цепи рассуждений , выбором оснований и критериев для сравнения.

На слайдах показаны подробные задания интегрированного урока математики и литературного чтения ,который я провела во 2 классе.

Новизна педагогического опыта.

Изучение математики на основе применения системы нестандартных уроков обеспечивает создание уникальной образовательной среды, провоцирующей учащихся на самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, что в наибольшей степени способствует формированию познавательных УУД.Рассматривая применение нестандартных форм урока можно выделить некоторые элементы познавательных УУД, которые сформированы у учащихся и имеют практическую значимость:

  • ставить цель и организовывать её достижение, умение пояснить свою цель; 

  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; 

  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;

  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации). 

Таким образом, обучающиеся овладевают креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях






Для подтверждения результативности был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике  Ч.Д.Спилбергера (модификация А. Д. Андреевой) в 1-4 классах.

Наглядно видно насколько выше уровень высокой и средней познавательной активности.Мониторинг познавательных УУД на основе диагностики « Учимся учиться и действовать» Меркуловой Т.В. показывает положительные результаты сформированности таких умений ,как умение обобщать, находить причинно-следственные связи, анализировать ,сравнивать, классифицировать. Затруднение вызывает у учащихся умение синтезировать — составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов.



На слайде представлена результативность обучения на основе внутреннего мониторинга .Показатель качества по математике имеет положительную динамику., что показывает диаграмма. С каждым годом постепенно увеличивается показатель участия в олимпиадах и математических конкурсах.

Положительные результаты подтверждают необходимость использования нестандартных форм уроков математики.

Транслирование опыта


Мой педагогический опыт представлен на личном сайте в сети- интернет рядом публикаций ,о чём свидетельствуют сертификаты с сайтов ИНФОУРОК и МЕГА –ТАЛАНТ. Своим педагогическим опытом делилась на ШМО , педсоветах и на открытых уроках.














Полученный опыт позволяет сделать вывод, что используемые формы, методы, приёмы работы по формированию у учащихся познавательных УУД
на уроках математики достаточно эффективны и способствуют развитию личности школьника, его интеллектуальных и творческих способностей, ценностных ориентаций.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать инновационные технологии во всех сферах жизни.

Процесс обучения – всегда процесс творческий. Опыт моей работы позволяет наметить следующие перспективы :

  • Организованная система работы совершенствует процесс обучения математики ,возможно появление новых форм нестандартных уроков.

  • Повысится качество математической подготовки школьников, что является успешной платформой для сдачи ВПР.

  • Использование ИКТ в нестандартных уроках может крепче связать теоретические вопросы с практикой.

  • Системное проведение нестандартных уроков может содействовать организации тематического учёта знаний и мобилизовать деятельность.














Просмотр содержимого презентации
«1. Презентация работы»

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Методические условия : Изучение научно – педагогической литературы Селевко Г.К. « Современные образовательные технологии» и передового педагогического опыта коллег по использованию нестандартных форм уроков математики.Подготовка и реализация занятий с нестандартными формами обучения. Научно-исследовательские условия: Изучение работ философов, психологов и педагогов в контексте формирования познавательных УУД учащихся ( СТАТЬИ Л.С.Выготского, Ю.К. Бабанского, B.C. Ильина, А.В.Хуторского

Методические условия :

Изучение научно – педагогической литературы Селевко Г.К. « Современные образовательные технологии» и передового педагогического опыта коллег по использованию нестандартных форм уроков математики.Подготовка и реализация занятий с нестандартными формами обучения.

Научно-исследовательские условия:

Изучение работ философов, психологов и педагогов в контексте формирования познавательных УУД учащихся ( СТАТЬИ Л.С.Выготского, Ю.К. Бабанского, B.C. Ильина, А.В.Хуторского

ПРОТИВОРЕЧИЕ Большой поток учебной информации для учащихся Разный уровень учащихся в усвоении учебного материала АКТУАЛЬНОСТЬ Ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя , на уроке преобладает деловое сотрудничество, при котором учение направлено на позитивные изменения в ребенке и создание «ситуации успеха».

ПРОТИВОРЕЧИЕ

Большой поток учебной информации для учащихся

Разный уровень учащихся в усвоении учебного материала

АКТУАЛЬНОСТЬ

Ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя , на уроке преобладает деловое сотрудничество, при котором учение направлено на позитивные изменения в ребенке и создание «ситуации успеха».

Т е о р е т и ч е с к о е о б о с н о в а н и е Автор Название трудов Выготский Л. С 1932 г. Лекции по психологии Ильин Е.Н 1973г. Урок продолжается Селевко Г.К 1998г. Современные образовательные технологии Григорьева, Г. И 2000 Г. Нестандартные уроки математики Кульневич С.В. 2001г.  А.В.Хуторской  2003 г. Классификация нестандартных уроков Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования Асмолов А.Г. 2014 г.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.От действия к мысли. Асмолов А.Г Л.С. Выготский Кульневич С.В Асмолов А.Г. А.В.Хуторской B.C. Ильин

Т е о р е т и ч е с к о е о б о с н о в а н и е

Автор

Название трудов

Выготский Л. С 1932 г.

Лекции по психологии

Ильин Е.Н 1973г.

Урок продолжается

Селевко Г.К 1998г.

Современные образовательные технологии

Григорьева, Г. И

2000 Г.

Нестандартные уроки математики

Кульневич С.В. 2001г.

А.В.Хуторской

2003 г.

Классификация

нестандартных уроков

Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования

Асмолов А.Г. 2014 г.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.От действия к мысли. Асмолов А.Г

Л.С. Выготский

Кульневич С.В

Асмолов А.Г.

А.В.Хуторской

B.C. Ильин

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЦЕЛЬ

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ЦЕЛЬ

Ведущая педагогическая идея Создание оптимальных условий для формирования учебно-познавательной компетенции школьников посредством организации нетрадиционных форм уроков математики; в целенаправленности и системности работы педагога, обеспечивающего целостность всего учебно - воспитательного процесса.

Ведущая педагогическая идея

Создание оптимальных условий для формирования учебно-познавательной компетенции школьников посредством организации нетрадиционных форм уроков математики; в целенаправленности и системности работы педагога, обеспечивающего целостность всего учебно - воспитательного процесса.

Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру использование исторических сведений, высказываний; создание проблемных ситуаций; применение элементов занимательности на уроках математики; применение задач практической направленности приёмы

Нестандартный урокэто импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру

  • использование исторических сведений, высказываний;
  • создание проблемных ситуаций;
  • применение элементов занимательности на уроках математики;
  • применение задач практической направленности

приёмы

Деятельностный аспект личного вклада П О З Н А В А Т Е Л Ь Н Ы Е  УУД Уроки в форме соревнования и игр  Уроки, опирающиеся на фантазию Уроки с публичными формами общения Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы Интегрированный урок

Деятельностный аспект личного вклада

П

О

З

Н

А

В

А

Т

Е

Л

Ь

Н

Ы

Е

УУД

Уроки в форме соревнования и игр

Уроки, опирающиеся на фантазию

Уроки с публичными формами общения

Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике

Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы

Интегрированный урок

Уроки в форме соревнования и игр  Занятие-игра по теме: «Математические гонки»  для 3-х классов Конкурс, турнир, эстафета, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина Начало – часть1. Начало – формирует у учащихся психологическую готовность к восприятию: приветствие ведущей, представление жюри, объяснение правил игры, приветствие команд. Основная часть – часть 2. Здесь 5 этапов-заданий. В каждом этапе задания подобраны с учётом возрастных возможностей и с учётом школьной программы. В каждом этапе 3-4 задания. Одно или два – лёгкие, а остальные повышенной сложности (направленные на развитие словесно-логического мышления). Это позволяет командам на каждом этапе получить хотя бы минимальное количество баллов. После каждого этапа объявляются результаты и набранное количество баллов каждой команды показывается на экране, а также рассматриваются способы решения каждого задания . Заключение – часть 3 . Объявление результатов, награждение команд.

Уроки в форме

соревнования и игр

Занятие-игра по теме: «Математические гонки»

для 3-х классов

Конкурс, турнир, эстафета, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина

Начало – часть1.

Начало – формирует у учащихся психологическую готовность к восприятию: приветствие ведущей, представление жюри, объяснение правил игры, приветствие команд.

Основная часть – часть 2.

Здесь 5 этапов-заданий. В каждом этапе задания подобраны с учётом возрастных возможностей и с учётом школьной программы. В каждом этапе 3-4 задания. Одно или два – лёгкие, а остальные повышенной сложности (направленные на развитие словесно-логического мышления). Это позволяет командам на каждом этапе получить хотя бы минимальное количество баллов. После каждого этапа объявляются результаты и набранное количество баллов каждой команды показывается на экране, а также рассматриваются способы решения каждого задания .

Заключение – часть 3 . Объявление результатов, награждение команд.

Уроки, опирающиеся на фантазию Урок математики в 4 классе Тема: «Умножение и деление многозначных чисел» Цели урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме. создать условия для развития логического мышления, поисково-познавательной активности, смекалки, настойчивости; 3.создать условия для воспитания трудолюбия, чувства ответственности за свои знания, за успехи своего коллектива. Оборудование: таблица для занесения результатов игры, кроссворд, дидактический материал (карточки, конверты с заданиями), подарок победителю.  Ход урока I Организационный момент.  Мотивация к деятельности II Выполнение сказочных заданий  1 . В плену у людоеда.  2.Саблезубые тигры.  3.Маковое поле.  4. Летучие обезьяны.  5.В плену у злой Бастинды. III Подведение итогов урока.  Награждение победителей. Урок – путешествие, урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от героя

Уроки, опирающиеся

на фантазию

Урок математики в 4 классе

Тема: «Умножение и деление многозначных чисел»

Цели урока:

  • создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме.
  • создать условия для развития логического мышления, поисково-познавательной активности, смекалки, настойчивости;
  • 3.создать условия для воспитания трудолюбия, чувства ответственности за свои знания, за успехи своего коллектива.

Оборудование: таблица для занесения результатов игры, кроссворд, дидактический материал (карточки, конверты с заданиями), подарок победителю. Ход урока

I Организационный момент. Мотивация к деятельности

II Выполнение сказочных заданий

1 . В плену у людоеда. 2.Саблезубые тигры. 3.Маковое поле. 4. Летучие обезьяны.

5.В плену у злой Бастинды.

III Подведение итогов урока. Награждение победителей.

Урок – путешествие, урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от героя

УРОК-СКАЗКА в 1 классе ГУСИ-ЛЕБЕДИ Цель : Выполнять вычисления с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10. Задачи: Закрепить связь между суммой и слагаемыми, связь между сложением и вычитанием. Решать задачи. Повторить математические термины.  и последовательность натуральных чисел от 1 до 10 Познавательные УУД  Учащиеся устанавливают причинно-следственные связи, подводят рассуждения под понятие, выводят следствия.

УРОК-СКАЗКА в 1 классе

ГУСИ-ЛЕБЕДИ

Цель : Выполнять вычисления с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10.

Задачи:

  • Закрепить связь между суммой и слагаемыми, связь между сложением и вычитанием.
  • Решать задачи.
  • Повторить математические термины.
  • и последовательность натуральных чисел от 1 до 10

Познавательные УУД

Учащиеся устанавливают причинно-следственные связи, подводят рассуждения под

понятие, выводят следствия.

Уроки с публичными формами общения Аукцион, телепередача, «живая газета», устный журнал Живая газета УСТНЫЙ ЖУРНАЛ « Математика  вокруг нас» СТРАНИЧКИ  Познавательные УУД : учащиеся строят логические цепи рассуждений; выдвигают гипотезы и их обосновывают. Осознанно и произвольно строят речевые  высказывания в устной форме .

Уроки с публичными формами общения

Аукцион, телепередача, «живая газета», устный журнал

Живая газета

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ

« Математика

вокруг нас»

СТРАНИЧКИ 

Познавательные УУД : учащиеся строят логические цепи

рассуждений; выдвигают гипотезы и их обосновывают. Осознанно и произвольно строят речевые

высказывания в устной форме .

Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике Исследование Познавательные УУД: учащиеся осуществляют поиск нужной информации; проводят сравнение, понимают выводы, сделанные на основе сравнения; в сотрудничестве с учителем проводят классификацию изучаемых объектов.

Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике

Исследование

Познавательные УУД: учащиеся осуществляют поиск нужной информации; проводят сравнение, понимают выводы, сделанные на основе сравнения; в сотрудничестве с учителем проводят классификацию изучаемых объектов.

Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы   КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, диспут, «посиделки», «клуб знатоков», « Поле чудес» Познавательные УУДУ : У учащихся формируется умение искать и выделять необходимую информацию, умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимостиот конкретных условий и анализировать объект с целью выделения признаков .

Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы

 

КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, диспут, «посиделки», «клуб знатоков», « Поле чудес»

Познавательные УУДУ : У учащихся формируется умение искать и выделять необходимую информацию, умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимостиот конкретных условий и анализировать объект с целью выделения признаков .

Интегрированный урок математики и литературного чтения

Цели:

Проверить знания внетабличного умножения и деления.

Совершенствовать умения решать составные задачи

Обратить внимание на метапредметные связи.

Развивать читательскую активность и интерес к

чтению книг.

Форма урока: деловая игра « Детективное агенство»

  • ФИНК- РАЙТ-РАУНД РОБИН ( Think-Write-RoundRobin)

« подумай-запиши- обсуди в команде»- обучающая структура. Во время выполнения данной структуры, участники ОБДУМЫВАЮТ высказывание или ответ на какой –либо вопрос, ЗАПИСЫВАЮТ и по очереди ОБСУЖДАЮТ свои ответы в команде.

(3 мин)

Выполните задания, передавая карточку по кругу.

На карточке выражения, решают и отгадывают по буквам.

Зашифровано слово ДЕТЕКТИВ.

Какими качествами должен обладать хороший детектив?

По ходу ответов появляется плакат:

1)Иметь зоркий глаз.

2)Уметь слушать и слышать.

3)Быть внимательным.

-Сегодня я предлагаю вам превратиться в детективов, а наше общество будет называться так: Детективное агентство

Наш девиз урока:

Детективы, знания-это наша сила!

Думай, отвечай и партнеру помогай .

2.Целеполагание.

- Итак, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение: потерялся литературный герой.

-Что будем делать? (собирать информацию)

-А информацию о нём мы соберём, выполнив математические задания.

Сегодня урок закрепления и решения нестандартных задач.

На каждом этапе вы получаете букву.

3. Скороговорки..

9. КОНЭРС(Corners)-«углы» - обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.

Ученик учил уроки, У него в чернилах щёки.

Зачитываю отрывок из произведения.

4. Решение разноуровневых задач по выбору учащихся.

Голявкин А. Тетрадки под дождем

Носов Н. Витя Малеев в школе и дома

Носов Н. Федина задача

Дружинина М Лекарство от контрольной

Подойдите к вашему углу и найдите партнера не из вашей команды.

Обсуждают причины своего выбора. Начнем с того кто выше ростом.

Проверка с эталоном. Оцените себя.

10. Рефлексия

5. МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group) – обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, замирают, когда музыка  прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которой зависит от ответов на какой -либо вопрос. 

Подведем итог нашего детективного агентства.

Какие знания помогли нам найти литературного героя?

Про кого сегодня были наши задачи?

Кто справлялся сам быстро и легко?

Какие затруднения были на уроке?

- Встаньте.

- Задвиньте стулья.

Сколько лап у утёнка?  Обсудите, как найти делимое?

Сколько углов в треугольнике?

Если одно яйцо варили 2мин, то два будут вариться…?  Обсудите, как найти вычитаемое?

25 разделить на 5, будет …

Сколько в математике арифметических действий И т.д

6. Решение уравнений.

Новизна  педагогического опыта  Изучение математики на основе применения системы нестандартных уроков обеспечивает создание уникальной образовательной среды, провоцирующей учащихся на самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, что в наибольшей степени способствует формированию познавательных УУД. уникальная образовательная среда формирование познавательных УУД

Новизна

педагогического опыта

Изучение математики на основе применения системы нестандартных уроков обеспечивает создание уникальной образовательной среды, провоцирующей учащихся на самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, что в наибольшей степени способствует формированию познавательных УУД.

уникальная образовательная среда

формирование познавательных УУД

Эффективность и результативность опыта    Данные уроки позволили  развить у учащихся творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Значительно повысился интерес учащихся к изучаемому предмету, науке .      Проведение нестандартных уроков способствовало повышению эффективности обучения, дало возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов.    Мониторинг исследования познавательных УУД Мониторинг мотивации  к изучению математики Диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике  Ч.Д.Спилбергера (модификация А. Д. Андреевой) для 1-4 классов. Диагностика «Учимся учиться и действовать»  Меркулова Т.В. и др.   

Эффективность и результативность опыта

  Данные уроки позволили  развить у учащихся творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Значительно повысился интерес учащихся к изучаемому предмету, науке .  

  Проведение нестандартных уроков способствовало повышению эффективности обучения, дало возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов.  

Мониторинг исследования

познавательных УУД

Мониторинг мотивации

к изучению математики

Диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике  Ч.Д.Спилбергера (модификация А. Д. Андреевой) для 1-4 классов.

Диагностика «Учимся учиться и

действовать» Меркулова Т.В. и др.   

Показатель качества индивидуальной деятельности на основе внутреннего мониторинга Показатели участия  в олимпиадах и конкурсах Качество знаний учащихся  по математике (внутренний мониторинг ) Ф.И. Конкурс 20 -20 Результат II городская научно-практическая конференция младших школьников «Планета эрудитов» Городской конкурс «Планета эрудитов» 20 -20 Уровень муниципальный 2 место Уровень муниципальный участие Муниципальный этап предметной олимпиады младших школьников по математике «Первые шаги» 20 -20 Уровень муниципальный участие Всероссийский открытый конкурс «ИНТЕЛЛЕКТ-ЭКСПРЕСС». «Математический калейдоскоп, 1кл.» Уровень всероссийский 3 место Всероссийский открытый конкурс «ИНТЕЛЛЕКТ-ЭКСПРЕСС». «Математический калейдоскоп, 1кл.» Уровень всероссийский 1 место 20 -20 20 -20 20 -20 Качество чел.% 17/65,4% Успеваемость чел.% 26/100% 20 -20 Качество чел.% 18/66,7% Успеваемость чел.% 27/100%

Показатель качества индивидуальной деятельности

на основе внутреннего мониторинга

Показатели участия

в олимпиадах и конкурсах

Качество знаний учащихся

по математике

(внутренний мониторинг )

Ф.И.

Конкурс

20 -20

Результат

II городская научно-практическая конференция младших школьников «Планета эрудитов»

Городской конкурс «Планета эрудитов»

20 -20

Уровень муниципальный

2 место

Уровень муниципальный

участие

Муниципальный этап предметной олимпиады младших школьников по математике «Первые шаги»

20 -20

Уровень муниципальный

участие

Всероссийский открытый конкурс «ИНТЕЛЛЕКТ-ЭКСПРЕСС». «Математический калейдоскоп, 1кл.»

Уровень всероссийский

3 место

Всероссийский открытый конкурс «ИНТЕЛЛЕКТ-ЭКСПРЕСС». «Математический калейдоскоп, 1кл.»

Уровень всероссийский

1 место

20 -20

20 -20

20 -20

Качество

чел.%

17/65,4%

Успеваемость

чел.%

26/100%

20 -20

Качество

чел.%

18/66,7%

Успеваемость

чел.%

27/100%

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности

Учебный год

Тема

20-20

Уровень

Выступление на II городской научно-практической конференции младших школьников «Планета эрудитов» секция «МАТЕМАТИКА»

20-20

Муниципальный уровень

Диплом победителя(2место)

Публикация презентации ««Формирование познавательных УУД средствами нестандартных уроков математики»

20-20

Всероссийский уровень. Свидетельство о публикации https://nsportal.ru

 

 

Публикация статьи «Нестандартные формы уроков математики в рамках технологии проблемного обучения

20 - 20

Публикация статьи «Нестандартные уроки математики в начальной школе»

Всероссийский уровень. Свидетельство о публикации https://nsportal.ru

 

Всероссийский уровень. Свидетельство о публикации https://nsportal.ru

 

Выступление на ШМО с темой «Нестандартные формы уроков математики в рамках технологии проблемного обучения»

Уровень образовательной организации.

Протокол №1 от 1.09.2016

Выступление на педсовете с темой

«Системно-деятельностный подход на уроках математики в 1-4 классах."

Уровень образовательной организации.

Протокол №2 от 16.11.2016

Выступление на ШМО с темой «Нестандартные формы уроков как средство формирования УУД в процессе обучения математике»

Уровень образовательной организации.

Протокол №4 от 21.03.2017

Открытый урок в форме сказки по теме «Сложение и вычитание числа 3»

Уровень образовательной организации.

Методический фестиваль-2017

Научно-исследовательская работа «Математика в строительстве»

Всероссийский уровень. Свидетельство о публикации

https://infourok.ru/nauchnoissledovatelskaya-rabota-matematika-v-stroitelstve-2028393.html 

Презентация. Научно-исследовательская работа «Математика в строительстве»

Всероссийский уровень. Свидетельство о публикации

https:// infourok.ru/prezentaciya-nauchnoissledovatelskaya-rabota-

matematika-v-stroitelstve-2028391.html  

ВЫВОД :  используемые формы, методы, приёмы работы по формированию у учащихся учебно-познавательных компетенций на уроках математики достаточно эффективны и способствуют развитию личности школьника, его интеллектуальных и творческих способностей, ценностных ориентаций. ПЕРСПЕКТИВЫ Организованная система работы совершенствует процесс обучения математики ,возможно появление новых форм нестандартных уроков. Повысится качество математической подготовки школьников, что является успешной платформой для подготовки к ВПР. Использование ИКТ в нестандартных уроках может крепче связать теоретические вопросы с практикой. Системное проведение нестандартных уроков может содействовать организации тематического учёта знаний и мобилизовать деятельность.

ВЫВОД : используемые формы, методы, приёмы работы по формированию у учащихся учебно-познавательных компетенций на уроках математики достаточно эффективны и способствуют развитию личности школьника, его интеллектуальных и творческих способностей, ценностных ориентаций.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Организованная система работы совершенствует процесс обучения математики ,возможно появление новых форм нестандартных уроков.

Повысится качество математической подготовки школьников, что является успешной платформой для подготовки к ВПР.

Использование ИКТ в нестандартных уроках может крепче связать теоретические вопросы с практикой.

Системное проведение нестандартных уроков может содействовать организации тематического учёта знаний и мобилизовать деятельность.

ЛИТЕРАТУРА Асмолов А.Г., Бурменская Г.В, Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли . М., Просвещение 2014г. Григорьева, Г. И. Нестандартные уроки математики [Текст] / Г. И. Григорьева- Волгоград : Корифей, 2000.- 96 с Дроботенко, Н.М. Нестандартный урок математики по теме «Решение задач разными способами». [Текст] / Н. М. Дроботенко // Начальная школа.- 2005.- №1.- с. 58-61 Кульневич, С. В. Нетрадиционные уроки [Текст] : Современный урок : часть 2 / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. - ростов-н/Д : Учитель, 2005. Подласый, И. П. Педагогика : Новый курс : книга 1 [Текст] / И. П. Подласый. – М. : Владос, 2000. – 566 с. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования// Народное образование-2003-№2 - с.58-64 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования М., 2011г. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

ЛИТЕРАТУРА

  • Асмолов А.Г., Бурменская Г.В, Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли . М., Просвещение 2014г.
  • Григорьева, Г. И. Нестандартные уроки математики [Текст] / Г. И. Григорьева- Волгоград : Корифей, 2000.- 96 с
  • Дроботенко, Н.М. Нестандартный урок математики по теме «Решение задач разными способами». [Текст] / Н. М. Дроботенко // Начальная школа.- 2005.- №1.- с. 58-61
  • Кульневич, С. В. Нетрадиционные уроки [Текст] : Современный урок : часть 2 / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. - ростов-н/Д : Учитель, 2005.
  • Подласый, И. П. Педагогика : Новый курс : книга 1 [Текст] / И. П. Подласый. – М. : Владос, 2000. – 566 с.
  • Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования// Народное образование-2003-№2 - с.58-64
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования М., 2011г.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  • Способы организации нестандартных уроков математики и информатики [Электронный ресурс] / www.nizovka.edum.ru . Режим доступа: http: //  www.nizovka.edum.ru  
  • Рефератная педагогика [Электронный ресурс] /  www.referatik.com.ua . Режим доступа: http: // www.referatik.com.ua  ,
  • Урок – 1 Математика 6 [Электронный ресурс] /  www.pedsovet.perm.ru . Режим доступа: http: // www.pedsovet.perm.ru  
  • Нестандартные формы урока [Электронный ресурс] /  www.mat.1  september.ru. Режим доступа: http: // www.mat.1  september.ru.
  • Банк рефератов [Электронный ресурс] / www.bestreferat.ru. Режим доступа: http: //  www.bestreferat.ru . ,
  • Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности [Электронный ресурс] / www.revolution.allbest.ru . Режим доступа: http: //  www.revolution.allbest.ru   .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!