Тема моей работы
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения полученные не только в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.
Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Способность к саморазвитию должна стать результатом развития познавательных УУД.
Условия формирования моего опыта по данной теме включают в себя:
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УСЛОВИЯ
Изучение работ философов, психологов и педагогов в контексте формирования познавательных УУД учащихся ( СТАТЬИ Л.С.Выготского, Ю.К. Бабанского, B.C. Ильина, А.В.Хуторского)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Изучение научно – педагогической литературы Селевко Г.К. « Современные образовательные технологии» и передового педагогического опыта коллег по использованию нестандартных форм уроков математики .(интернет, печатные статьи в предметном журнале)
Подготовка и реализация занятий с нестандартными формами обучения .
организационно-педагогические условия
Методическая работа в школьных и городских объединениях учителей математики.
Выступление на педагогических конференциях.
Участие в сетевых профессиональных педагогических сообществах.
В массовой педагогической практике встречаются противоречия которые показаны на слайде. Это:
И
Актуальность опыта по данной теме состоит в том, что ученик становится субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя , на уроке преобладает деловое сотрудничество, при котором учение направлено на позитивные изменения в ребенке и создание «ситуации успеха».
На мой взгляд, приоритетными , с точки зрения овладения на качественном уровне научными знаниями( математическими в частности) , и дальнейшего их использования в повседневной жизни является овладение познавательными УУД. Для их формирования я использую нестандартную форму проведения уроков.
Теоретической базой моего опыта стали идеи классиков отечественной педагогики XX в. Ю.К. Бабанского, B.C. Ильина, А.В.Хуторского. Они, исходя из идеи целостного развития личности, разработали методологические и теоретические основы формирования познавательных действий. Учёные отмечали, что личность не может первоначально подготовиться к жизни, а затем включиться в таковую. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «уметь учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
По мнению Л. С. Выготского, развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
Наличие развивающей среды способствует формированию познавательных УУД. Как формировать УУД пишет в своей книге Асмолов А.Г.
Методическая основа моего педагогического опыта - технология проблемного обучения.
В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж.Дьюи (1859-1952), который в 1894 году основал в г. Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах ХХ века.
Концепция проблемного обучения получила широкое распространение в более поздние сроки и существует несколько подходов к ее трактовке.
Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998).
Принцип проблемности обучения может быть реализован в форме нестандартных уроков.
Уроки когнитивного типа: урок наблюдения, урок исследования объекта, поисковый урок, интегрированный урок.
Уроки креативного типа (творческие): урок-диспут, урок- дискуссия, урок- фантазия, урок - сочинение, урок - деловая игра, урок- путешествие (реальное и виртуальное), урок наоборот (ученик в роли учителя)
Уроки коммуникативного типа: бинарный урок (два учителя), урок-вернисаж, урок-аукцион, урок-конференция, урок-соревнование, урок - творческий отчет
Мое педагогическоий опыт базируется на комбинировании приёмов технологии проблемного обучения ,технологии проектирования ключевых и предметных умений А.В.Хуторского. Для системы нестандартных уроков использовалась схема классификации Кульневича С. В. и Лакоценина Т. П
Данная теоретико-методологической основа стала платформой моего опыта цель и задачи которого вы видите на слайде выше. .
Ведущая педагогическая идея заключается в создании оптимальных условий для формирования учебно-познавательной компетенции школьников посредством организации нетрадиционных форм уроков математики и внеклассных мероприятий; в целенаправленности и системности работы педагога, обеспечивающего целостность всего учебно - воспитательного процесса
Для формирования познавательных УУД необходимо выбрать такие формы деятельности, при которых обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом, а также чтобы учебный процесс был для них интересным, занимательным, современным.
Свою работу по формированию познавательных УУД реализую через использование таких приёмов преподавания, как нестандартные уроки , которые включают в себя:
использование исторических сведений, высказываний;
создание проблемных ситуаций;
применение элементов занимательности на уроках математики;
применение задач практической направленности
Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.
В своей практике я использую следующие уроки:
Далее расскажу о каждой нетрадиционной форме проведения урока математики, которые я использую в своей практике.
Уроки в форме соревнования и игр конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина
У школьников большой популярностью пользуются уроки, где они решают и составляют кроссворды и ребусы, соревнуются в решении задач в викторинах. Для создания игровых ситуаций использую исторические сведения, занимательные задачи, жизненные факты, задачи – рисунки.
Удачной формой воссоздания социального, практического и предметного содержания на учебных занятиях является деловая игра,о которой я расскажу подробнее.
Деловая игра полностью моделирует профессиональную деятельность, выполняются задачи согласно специфике профессии. При организации и проведении игры придерживаются следующих этапов:
выбор игры;
подготовка (разработка) игры;
ввод в игру;
этап проведения игры;
подведение итогов и анализ игры.
Пример урок –соревнование « Математические гонки» для 3-х классов» Игра состоит из трёх частей: Начало – формирует у учащихся психологическую готовность к восприятию: приветствие ведущей, представление жюри, объяснение правил игры, приветствие команд.
Основная часть – часть 2. Здесь 5 этапов-заданий. В каждом этапе задания подобраны с учётом возрастных возможностей и с учётом школьной программы. В каждом этапе 3-4 задания. Одно или два – лёгкие, а остальные повышенной сложности (направленные на развитие словесно-логического мышления). Это позволяет командам на каждом этапе получить хотя бы минимальное количество баллов. После каждого этапа объявляются результаты и набранное количество баллов каждого класса (школы) показывается на “горе”, а также рассматриваются способы решения каждого задания.
Заключение – часть 3. Объявление результатов, награждение команд.
Соревновательный дух игры активизирует возможности детей, поэтому игра проходит в темпе и занимает 40-45 минут. Между этапами проводятся игры с классом. Домашнее задание: подготовить “визитку” команды (2-3 минуты).
Пример одного из заданий. Мост ребусов
Илья стоит в хороводе. Пятый слева от Ильи тот же, что и шестой справа. Сколько людей в хороводе? Ответ: 11 человек.
На этом слайде представлена математическая игра для 2 класса «Математика вокруг нас». Цель игры : Развитие интереса к математике; развитие познавательных способностей учеников; развитие логического мышления, воображения, памяти, внимания; воспитание дружеских отношений. Игра проходит по следующим этапам, показаны на слайде, побывав на каждом этапе ученики выполняют задания, в конце игры объявляются победители.
Уроки, опирающиеся на фантазию Урок – путешествие, урок-сказка, урок-сюрприз,
урок-подарок от героя.Урок-путешествие – это одна из наиболее часто используемых мною форм проведения уроков ,особенно в 1- х классах. Как и все дидактические игры, «путешествие» проводится после изучения темы, для отработки умений и навыков, закрепления и обобщения изученного материала.
Для примера возьму игру « Путешествие в изумрудный город» в 4 классе. .Класс делится на несколько групп. Мы «путешествуем» по «остановкам» или «станциям», на каждой из которых команды получают задание, а иногда – оценки. В группах выделяются мои помощники, которые заполняют специальные ведомости. В конце «путешествия», учитывая записи в ведомостях, оценивается каждый ученик.
На данном слайде представлена игра « Гуси-лебеди», которую я проводила в 1классе,идёт формирование таких познавательных УУД , которые
устанавливают причинно-следственные связи, подводят рассуждения под понятие, выводят следствия.
Уроки с публичными формами общения
В своих классах на уроках математики использую чаще такие формы как аукцион, «живая газета» или устный журнал.
Устный журнал — своеобразная форма работа, которая позволяет ярко, эмоционально донести до воспитанников важную информацию из области математики
Особенность этой формы работы в том, что проводится она непосредственно самими учащимися.
Часть журнала, который освещает какой-то один вопрос, условно принято называть «страничкой» журнала. Общий же объем его — 3-5 «страниц».
Каждая «страничка» представляет собой краткое устное сообщение учащихся, которое, в зависимости от содержания, может быть проиллюстрировано .
Например журнал « Математика вокруг нас» в 3классе состоял из 5 страниц :
«История открытий»
Эта страничка знакомит с историей возникновения чисел. К современным цифрам люди шли много столетий. В древности для запоминания чисел люди пользовались зарубками на камнях, деревьях и палках, а также узлами на верёвках. Была целая наука о завязывании сложных двойных и тройных узлов, которые обозначали разные числа.
«Двойка – это не так уж и плохо!» (Здесь проводятся соревнования)
Приведите примеры, когда «двойка» или «пара» – это хорошо!(видеодвойка, пара перчаток, пара обуви, семейная пара, пара влюбленных, пара колес у велосипеда и т.д.) – за пример по 1 баллу.
3.«Мозаика фактов»
Прослушивание интересных исторических фактов (рассказывают подготоаленные обучающиеся):
4. «Заморочки из бочки» ( из бочонка, участники достают задания, читают вслух, 5 секунд на размышление - по 1 баллу за каждый правильный ответ)
5. «Математические фокусы». Попросите задумать число. Потом это число ученик должен умножить на 2, прибавить к результату 8, разделить результат на 2 и задуманное число отнять. В результате вы всегда число 4.
Познавательные УУД: учащиеся строят логические цепи рассуждений; выдвигают гипотезы и их обосновывают. Осознанно и произвольно строят речевые
высказывания в устной форме.
Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике
В своей практике я применяю уроки- исследование
Например :
С большим интересом учащиеся 3 класса делают исследования по темам «Что мы знаем о задачах», где исследуется структура задачи, виды задач, задачи
с избытком и с недостатком данных . Учащиеся работают в парах, сравнивают, анализируют, доказывают.
Задание. Найдите среди предложенных текстов задачи, отметьте их и докажите, что это задачи. Рядом напишите решение. Среди заданий кроме задач даны просто примеры, чертежи, загадки, но дети ищут задачи где есть условие , полные данные и вопрос .
Задание Решение задач с недостающими данными.
В автобусе ехали пассажиры. На остановке вошли 5 пассажиров. Сколько пассажиров стало в автобусе?
- Что можно сказать про этот текст? Что нужно сделать?
- Преобразуйте. Запишите решение.
В 4 классе проводят исследование математических открытий и готовят сообщения . В своих сообщениях школьники знакомят своих одноклассников с различными учеными- математиками и их открытиями. Многие учащиеся 4 класса пользуются компьютерными технологиями при составлении и оформлении работ. Используют электронное сопровождение в виде презентаций. Самые удачные исследования представлены на муниципальном уровне.
Познавательные УУД которые формируются на таких уроках следующие:
Учащиеся осуществляют поиск нужной информации; проводят сравнение, понимают выводы, сделанные на основе сравнения; в сотрудничестве с учителем проводят классификацию изучаемых объектов.
Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы
КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
Уроки на которых я практикую « Поле чудес» служат для привлечения внимания детей к изучению математики и содействуют развитию математических способностей.
Именно на таких уроках формируются умения применять полученные на уроках знания в нестандартной ситуации.
Они развивают речь детей, математическое мышление, внимание, память, воспитывают чувство взаимопомощи в процессе коллективного творчества учащихся, прививают интерес к математике
Познавательные УУДУ: У учащихся формируется умение искать и выделять необходимую информацию, умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимостиот конкретных условий и анализировать объект с целью выделения признаков
Интегрированные уроки
С практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения. Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутри предметных и меж предметных связей в усвоении основ наук. Для примера приведу интегрированный урок математики и окружающего мира ,где переплетаются темы «Названия компонентов и результата деления. Перелётные птицы.» На слайде представлены задания данного урока, где прослеживается связь этих предметов .благодаря правильно подобранному материалу.
Познавательные УУД,формиркемые на этих уроках
Учащиеся овладеют построением логической цепи рассуждений , выбором оснований и критериев для сравнения.
На слайдах показаны подробные задания интегрированного урока математики и литературного чтения ,который я провела во 2 классе.
Новизна педагогического опыта.
Изучение математики на основе применения системы нестандартных уроков обеспечивает создание уникальной образовательной среды, провоцирующей учащихся на самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, что в наибольшей степени способствует формированию познавательных УУД.Рассматривая применение нестандартных форм урока можно выделить некоторые элементы познавательных УУД, которые сформированы у учащихся и имеют практическую значимость:
ставить цель и организовывать её достижение, умение пояснить свою цель;
организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).
Таким образом, обучающиеся овладевают креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях
Для подтверждения результативности был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Ч.Д.Спилбергера (модификация А. Д. Андреевой) в 1-4 классах.
Наглядно видно насколько выше уровень высокой и средней познавательной активности.Мониторинг познавательных УУД на основе диагностики « Учимся учиться и действовать» Меркуловой Т.В. показывает положительные результаты сформированности таких умений ,как умение обобщать, находить причинно-следственные связи, анализировать ,сравнивать, классифицировать. Затруднение вызывает у учащихся умение синтезировать — составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов.
На слайде представлена результативность обучения на основе внутреннего мониторинга .Показатель качества по математике имеет положительную динамику., что показывает диаграмма. С каждым годом постепенно увеличивается показатель участия в олимпиадах и математических конкурсах.
Положительные результаты подтверждают необходимость использования нестандартных форм уроков математики.
Транслирование опыта
Мой педагогический опыт представлен на личном сайте в сети- интернет рядом публикаций ,о чём свидетельствуют сертификаты с сайтов ИНФОУРОК и МЕГА –ТАЛАНТ. Своим педагогическим опытом делилась на ШМО , педсоветах и на открытых уроках.
Полученный опыт позволяет сделать вывод, что используемые формы, методы, приёмы работы по формированию у учащихся познавательных УУД
на уроках математики достаточно эффективны и способствуют развитию личности школьника, его интеллектуальных и творческих способностей, ценностных ориентаций.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать инновационные технологии во всех сферах жизни.
Процесс обучения – всегда процесс творческий. Опыт моей работы позволяет наметить следующие перспективы :
Организованная система работы совершенствует процесс обучения математики ,возможно появление новых форм нестандартных уроков. |
Повысится качество математической подготовки школьников, что является успешной платформой для сдачи ВПР. |
Использование ИКТ в нестандартных уроках может крепче связать теоретические вопросы с практикой. Системное проведение нестандартных уроков может содействовать организации тематического учёта знаний и мобилизовать деятельность. |
|