СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование правильного речевого дыхания»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Формирование правильного речевого дыхания»»

Дыхание – основа жизни и здоровья человека. В норме у детей параллельно с физиологическим дыханием, формируется и речевое дыхание. В чем же отличие речевого дыхания от обычного? Физиологическое дыхание непроизвольное, вдох и выдох одинаковые по продолжительности, и осуществляются через нос. Речевое дыхание – процесс управляемый, при котором вдох происходит через рот и нос, а выдох идет через рот, при этом вдох значительно короче выдоха. Таким образом, для речи обычного дыхания не хватает.

Правильное речевое дыхание обеспечивает:
— нормальное голосообразование;
— четкое звукообразование;
— создает условия для поддержания нормальной громкости, плавности, интонационной выразительности, четкого соблюдения пауз.

У дошкольников часто наблюдается несформированность речевого дыхания, в силу их возрастных особенностей и соматической ослабленности.

Это проявляется в следующем:
—слабый вдох;
— недостаточный объем выдыхаемого воздуха, выдох слабой силы, короткий, прерывистый (речь звучит то громко, то тихо, едва слышно);

— неэкономичное распределение выдыхаемого воздуха (ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом, или не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы);

— неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя приводит к искажению звуков.

Важно формировать у ребенка правильное речевое дыхания, для этого существует множество игр и упражнений.

Условия для проведения игр и упражнений на дыхание.
• Заниматься в чистой, проветренной комнате с нормальной влажностью воздуха.
• Заниматься не раньше чем через 1,5 – 2 часа после еды.
• Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
• Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.
• Дозировать количество и темп проведения упражнений.

«Ветер дует»

Цель: Дифференциация ротового и носового дыхания.

Содержание: выполнять стоя. Спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко,

(Руки поднять вверх, встать на носки, подуть.)

Я подую низко,

(Руки перед собой, присесть и подуть.)

Я подую далеко,

(Руки перед собой, наклониться вперед, подуть.)

Я подую близко.

(Руки положить на грудь и подуть на них.)

«Муха»

Цель: учить силе выдоха, направленной воздушной струе. Развивать воображение.

Содержание: предлагаем ребенку увидеть муху, всмотреться в неё, поймать, почувствовать в кулаке, поднести кулак к уху. Слушать, как звенит муха. Петь на выдохе, подражая мухе: «З-З-З». Раскрыть ладошку и выпустить муху, проследить глазами её полет, вдохнуть вновь.

Примечание: закончить игру можно рисованием мухи или складыванием оригами.

«Волшебные заклинания»

Цель: развитие фонационного дыхания

Содержание:

Вдох – выдох: поднять руки от груди плавно вверх и в стороны, произнося: ПА.

Вдох – выдох: от груди руки в стороны, произносить: ПО.

Вдох – выдох: показать напряжение в мышцах: ПУ

Вдох – выдох: слегка давящие движения рук вперед: ПУ

Вдох – выдох: присесть, обхватить колени: ПУ

Вдох – выдох: ПАПОПУ – движения плавные, переходят одно в другое.

Педагог обращает внимание на правильность дыхания, слитность произнесения слов, силу голоса (средний регистр, спокойный тон), артикуляцию.

«Ветряная мельница».

Цель: развивать сильную направленную воздушную струю.

Материал: Вертушка или игрушка – мельница из песочного набора.

Содержание: предлагаем ребенку подуть на вертушку, чтобы она закрутилась (указание: подуть сильно, как ветер).

Взрослый сопровождает действия ребенка стихотворным отрывком:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч!

«Снегопад»

Цель: развитие целенаправленного плавного выдоха.

Содержание: Сделайте снежинку из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенку, пусть он правильно сдует её:

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок. А. Барто

Примечание: Можно поиграть в «Осенний листопад», где вместо снежинок из ваты будут бумажные листья.

«Бабочка»

Цель: развитие целенаправленного плавного выдоха

Содержание: Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с ребенком русскую народную поговорку:

Бабочка – коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки-

На березовой ветке!

Затем предложите ребенку плавно подуть на бабочку плавным выдохом, чтобы она «полетела».

«Запасливые хомячки».

Цель:тренировка носового дыхания, смыкания губ, координации движений.

Материал: два стула, листы бумаги, 4-5 фантов.

Содержание:педагог рассказывает детям о том, что хомячки носят запасы пищи за щеками. Затем предлагает перенести через болото зерно. Необходимо от стула до стула («болото»), шагая по листам бумаги, преодолеть «болото» и перенести все фанты на другую сторону. Ребенок берет в руку фант, надувает щеки и переходит через «болото» по «кочкам» (листам бумаги). На другой стороне оставляет фант на стуле, хлопает себя по щекам и возвращается тем же путем обратно. Затем начинает снова, пока не перенесет все фанты. Педагог следит за точностью выполнения задания и награждает того, кто справился быстрее всех и не оступился на «кочках».

«Куры».

Цель: укрепление мышечного «корсета» позвоночника, формирование дыхательного акта (его глубины и ритма), развитие внимания, выдержки и формирование правильной осанки.

Ход: ребенок стоит, наклонившись, свободно свесив руки – «крылья» и опустив голову. Произносит «так – так – так», одновременно похлопывая себя по коленям, выдох, выпрямляется. Поднимает руки и плечи – вдох. Ведущий делает это движение вместе с ребенком 3 – 5 раз.

«Футбол».

Цель:развивать длительную направленную воздушную струю.

Содержание: из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Предложить ребенку дуть на «мяч» так, чтобы «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками (карандашами).

«Живые предметы».

Цель:развивать длительную направленную воздушную струю, а также силу выдоха.

Содержание: возьмите любой карандаш или деревянную катушку от использованных ниток от использованных ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность (например поверхность стола). Предложите ребенку плавно подуть на карандаш или катушку. «Оживший» предмет покатится по направлению воздушной струи.

«Задуй свечу».

Цель:развивать плавность и интенсивность выдоха, увеличивать жизненную силу легких.

Содержание:предложить ребенку задуть горящую свечу. Во время выполнения им упражнения следить за плавностью выдоха и вместе с тем за его достаточной интенсивностью.

«Лопнула шина»

Цель:развитие речевого дыхания, длительности и плавности выдоха, автоматизация звука «Ш».

Содержание:дети разводят руки перед собой, изображая круг – «шину» и одновременно выполняют вдох через нос. На выдохе дети плавно и медленно произносят «ш – ш – ш». Руки при этом медленно скрещиваются так, что правая рука ложится на левое плечо, а левая рука на правое плечо.

«Звуковая ниточка (дорожка)».

Цель: воспитание правильного речевого дыхания, автоматизация изолированного звука.

Содержание:дети соединяют пальцы рук, собранные в шепот, перед грудью (как будто держат за концы короткую ниточку), а затем начинают разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой-либо гласный звук (тянут длинную нить). Вдох производится до начала движения рук.

Для вызывания большего интереса к упражнению можно предложить детям сначала вытянуть короткую ниточку (в течение 1 секунды) лишь слегка разведя руки в стороны, а затем вытянуть длинную звуковую нить ( 3-6 секунд).

В следующий раз предложите детям пропеть гласные звуки у, о, и, э.

В процессе автоматизации звуков можно предложить ребёнку тянуть и некоторые согласные звуки, например с, з, ш, ж, щ, л и р.

«Ручки поднимаем – звуки распеваем»

Цель: воспитание правильного речевого дыхания, умение произнести на одном выдохе два гласных звука, автоматизация изолированных звуков.

Содержание:после короткого глубокого вдоха дети поднимают руки вверх, одновременно пропевая звук а, а затем опускают руки вниз, произнося звук у.

В процессе автоматизации звуков можно предложить ребёнку делатьдвижения руками и одновременно произносить и некоторые согласные звуки, например, пары: с-з; ш-ж; л-р.

«Слоговая зарядка».

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слогов; автоматизация звуков в слогах.

Содержание: Дети поднимают руки через стороны вверх и так же их опускают, одновременно проговаривая цепочку из четырёх слогов. Во время движения рук из нижнего положения в положение «в стороны» - произносится слог ГА, при движении из положения «в стороны» в положение «вверх» - ГО, затем при движении рук из положения «вверх» в положение «в стороны» проговаривается слог ГУ, а из положения «в стороны» в нижнее положение произносится слог ГЫ.

Рекомендуется делать слоговую зарядку рекомендуется делать слоговую зарядку со следующим слоговым материалом: «СА-СО-СУ-СЫ», «ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ» и «ЦА-ЦО-ЦУ-ЦЫ», «ША-ШО-ШУ-ШЫ» и т.д.

С детьми, у которых нарушена слоговая структура слов полезно проговаривать слоги со стечением согласных такие, как «МНА-МНО-МНУ-МНЫ», «ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ» или «СТА-СТО-СТУ-СТЫ».




МАДОУ Детский сад №9 «Теремок»






Подготовила учитель-логопед:

Будникова Т.В.











2024