СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование правовых компетенций у граждан РФ (Обстоятельства, исключающие преступность деяния)

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование правовых компетенций у граждан РФ (Обстоятельства, исключающие преступность деяния)

Просмотр содержимого документа
«Формирование правовых компетенций у граждан РФ (Обстоятельства, исключающие преступность деяния)»





Новиков В.С.







Обстоятельства, исключающие преступность деяния

















Клин – 2019





Рецензент – доктор педагогических наук, профессор А.К. Маренго


Работа адресована руководителям образовательных организаций РФ, слушателям курсов системы повышения квалификации и переподготовки работников образования Московской области, а также всем гражданам РФ.













© Новиков В.С., 2019





Отпечатано в ГУП МО «Клинская типография»,

Московская область, г. Клин, ул. Ленина, д.7.

Подписано в печать 25 ноября 2019 г.

Заказ № Тираж 100 экз.


Введение


Мерами государственной политики в области образования и правового воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров являются:

1) включение в примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования, примерную основную образовательную программу начального общего образования задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим), а также развитие ценностно-смысловой сферы личности;

2) развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различного типа и вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий;

3) применение специальных программ правового образования и воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей;

4) распространение программ дополнительного правового образования для взрослых;

5) повышение уровня юридической грамотности педагогов; подготовка преподавателей учебного предмета "Право", а также совершенствование профессиональной и методической подготовки преподавателей правовых дисциплин; проведение научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ в целях научно-методического обеспечения правового образования;

6) совершенствование уровня подготовки профессиональных кадров юридического профиля для замещения ими соответствующих должностей;

7) формирование прогноза потребностей экономики на федеральном и региональном уровне в специалистах с высшим юридическим образованием, включая разработку перечня направлений (специализаций) юридической подготовки, ориентированных на области практической деятельности юриста;

8) распространение положительного опыта образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, по созданию и функционированию юридических клиник как формы оказания учащимися бесплатной квалифицированной юридической помощи населению1.

В целях правового информирования и правового просвещения населения федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны размещать в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, в сети "Интернет" либо доводить до граждан иным способом следующую информацию:

1) порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи;

2) содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей;

3) компетенция и порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им учреждений, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, полномочия их должностных лиц;

4) правила оказания государственных и муниципальных услуг;

5) основания, условия и порядок обжалования решений и действий государственных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений и их должностных лиц;

6) порядок совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий.

Обязанности по правовому информированию и правовому просвещению населения, в том числе по правовому информированию граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут также возлагаться на государственные юридические бюро, адвокатов и нотариусов.


Глава 1. Источники (формы) права


1. Формы права


Источники (формы) права – это способы официального закрепления содержания юридических норм. В юридической науке различают материальные, идеологические и юридические источники права. Источник права в материальном смысле – экономические, политические, правовые условия развития общества и криминогенная ситуация в государстве. Источник права в идеальном смысле – это различные доктрины ученых, правосознание субъектов права. Источник права в специальном юридическом смысле – это и есть нормы права.

Выделяют следующие основные формы права:

  • правовой обычай – санкционированное и охраняемое государством, содержащееся в психике субъектов права и вошедшее в привычку правило поведения в результате многократного применения;

  • юридический прецедент (судебная практика) – судебное или административное решение по конкретному делу, которому государство придает юридически обязательную силу при разрешении других аналогичных дел;

  • договор нормативного содержания – это двухстороннее или многостороннее соглашение между субъектами права, которому государство придает общеобязательный характер;

  • доктрины ученых – это суждения и различные научные труды (монографии, статьи и т.д.) выдающихся ученых, на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным делам;

  • правосознание – совокупность знаний, навыков, умений, идей, чувств, эмоций и т.п., на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным делам;

  • общие принципы права – основные исходные положения правовой системы (принцип социальной свободы, принцип социальной справедливости, принцип демократизма, принцип гуманизма, принцип равноправия, принцип ответственности за вину, принцип законности т.д.), на которые сотрудники правоохранительных органов ссылаются при отсутствии нормативно-правового акта;

  • религиозные тексты – характерны для мусульманского права (Коран, Сунна, заключения богословов – юристов) и при этом являются источниками права в мусульманской правовой системе;

  • нормативно-правовой акт – документ государственного органа, принятый компетентными субъектами правотворчества в определенном порядке в пределах компетенции этого государственного органа и содержащий нормы права.


2. Признаки нормативно-правовых актов


Признаки нормативно-правового акта:

  • содержит нормы права (позитивное право);

  • имеет официально-документальную форму (Конституция РФ, Федеральный конституционный закон и т.д.);

  • обладает определенной юридической силой в иерархии законов и подзаконных актов (Конституция РФ – первая ступень в иерархии источников права, Федеральные конституционные законы – вторая ступень в иерархии источников позитивного права и т.д.);

  • обеспечен мерами государственного принуждения;

  • исходит от компетентных правотворческих органов, наделенных соответствующей компетенцией;

  • имеет наибольшее распространение в РФ;

  • имеет определенный предмет регулирования общественных отношений;

  • имеет только письменную форму;

  • принимается только в определенном процедурном порядке;

  • действует нормативно-правовой акт в пространстве, по кругу лиц и во времени;

  • отражает экономические, политические, правовые условия развития общества в государстве и криминогенную ситуацию (может быть изменен или отменен);

  • имеет внутреннюю структуру – разделы, главы, статьи, части статей, которые содержат правила поведения общего характера.


3. Законы и подзаконные акты


Нормативные правовые акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Закон – это нормативно-правовой акт, принятый законодательными органами власти в особом процедурном порядке или референдумом, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Закону присущи следующие признаки:

  • принимаются законодательными органами власти или референдумом;

  • обладает высшей юридической силой;

  • принимается в особом законодательном порядке;

  • регулирует наиболее существенные общественные отношения;

  • не подлежит утверждению или контролю со стороны какого-либо другого государственного органа;

  • представляет юридическую базу для всей правовой системы государства.

Классификация законов может проводиться по следующим основаниям:

  • по их юридической силе (Конституция РФ, Федеральные конституционные законы РФ, Федеральные законы РФ (федеральные кодефицированные законы РФ, федеральные комплексные законы РФ, федеральные текущие законы РФ), законы субъектов РФ);

  • по территориальному действию (вышеуказанные федеральные законы РФ и законы субъектов РФ);

  • по субъектам законотворчества (принятые законодательным органом или самим народом в результате референдума);

  • по предмету регулирования общественных отношений УК РФ, УИК РФ, УПК РФ – регулируют уголовно-правовые отношения, ГК РФ, ГПК РФ – регулируют гражданско-правовые отношения и т.д.);

  • по времени действия (постоянные, временные, чрезвычайные);

  • по кругу лиц (общего действия и специальные).

Структура закона: наименование принявшего его органа, наименование закона, номер закона и дата его принятия, преамбула, содержание закона, санкция, применяемая к правонарушителям, указание об отмене действия других нормативно-правовых актов данным законом, опубликование закона, вступление закона в силу, подписание закона Президентом РФ.

Подзаконные нормативные акты – это принятые компетентными субъектами правотворчества правовые акты на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов РФ, федеральных законов РФ и содержащие правовые нормы.

Виды подзаконных нормативных актов по их юридической силе:

  • указы и распоряжения Президента РФ;

  • постановления и распоряжения Правительства РФ;

  • ведомственные подзаконные нормативные акты министерств, ведомств, государственных комитетов (приказы, положения, наставления, уставы);

  • межведомственные подзаконные нормативные акты министерств, ведомств, государственных комитетов, федеральных комиссий, федеральных служб, российских агентств, федеральных надзоров (приказы, инструкции);

  • подзаконные нормативные акты исполнительных органов субъектов Федерации (указы президентов в республиках, постановления глав администраций);

  • подзаконные акты органов:

а) решения и постановления местных органов государственной власти;

б) решения, распоряжения и постановления местных органов государственного управления;

  • подзаконные нормативные акты органов местного самоуправления (решения и постановления глав администраций);

  • корпоративные подзаконные нормативные акты общественных организаций (уставы);

  • локальные подзаконные нормативные акты предприятий, учреждений, организаций, образовательных учреждений и т.д., например, правила внутреннего трудового распорядка.


Глава 2. Обстоятельства, исключающие преступность деяния


1. Необходимая оборона


Необходимая оборона – это своевременная и правомерная защита объектов уголовно-правовой охраны и некоторых объектов административно-правовой охраны от реальной угрозы объективно общественно опасного, наличного и действительного посягательства, осуществляемая гражданами путем причинения вреда здоровью (или смерти) только посягающего в результате реализации ст.45 Конституции РФ, ст.37 УК РФ и ст.24 Федерального закона «Об оружии), если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны. Юридическим обоснованием возникновения субъективного права своевременно и правомерно применять физическую силу и гражданское оружие в целях нейтрализации или поражения посягающих является реальная угроза объективно общественно опасного, наличного и действительного посягательства на исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.24. Федерального закона «Об оружии».

Порядок реализации ст.45 Конституции РФ,ст.37 УК РФ и ст.24 Федерального закона «Об оружии» - это последовательность юридически обязательных решений и действий граждан, которые они обязаны выполнить перед применением физической силы и гражданского оружия, в момент производства прицельного выстрела на поражение посягающих и после применения физической силы и гражданского оружия, если граждане приняли решение реализовать свое субъективное право, общественный долг и моральную обязанность по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

Цель применения физической силы и гражданского оружия в состоянии необходимой обороны заключается в том, чтобы своевременно и правомерно пресечь реальную угрозу посягательства на исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.24 Федерального закона «Об оружии», путем вынужденного причинения смерти или вреда здоровью только посягающего.

Базируясь на двух парных категориях материалистической диалектики – возможность и действительность – мы можем юридические условия правомерности применения физической силы и гражданского оружия гражданами разделить на следующие две условные группы:

а) юридические условия правомерности, определяющие реальную возможность правомерного применения физической силы и гражданского оружия гражданами:

  • реальная угроза объективно общественно опасного посягательства против жизни, здоровья или собственности – это первое юридическое условие правомерности;

  • наличность (временные границы конкретного посягательства – начальный и конечный моменты) реальной угрозы посягательства на вышеуказанные объекты уголовно-правовой охраны – второе юридическое условие правомерности;

  • действительность реальной угрозы посягательства против жизни, здоровья или собственности – третье юридическое условие правомерности;

б) юридические условия правомерности, определяющие правомерность и своевременность применения физической силы и гражданского оружия гражданами:

  • исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны, указанных в ч.1 ст.24 Федерального закона «Об оружии», защита которых разрешена гражданам путем применения гражданского оружия – первое юридическое условие правомерности;

  • вынужденное причинение смерти или вреда здоровью только посягающего путем применения физической силы и гражданского оружия – это второе юридическое условие правомерности;

  • своевременность (только после предупреждения правонарушителей, только без предупреждения правонарушителей, не только без предупреждения правонарушителей, но при этом используя фактор внезапности, переключая внимание посягающих, усыпляя их бдительность) применения физической силы и гражданского оружия гражданами на упреждение активных противоправных насильственных действий посягающих – третье юридическое условие правомерности;

  • пределы (реально возможно допустимые ст.37 УК РФ) своевременного и правомерного применения физической силы и гражданского оружия гражданами.

Совокупность названных семи юридических условий правомерности позволяет необходимую оборону признать правомерной по действующему законодательству РФ, а, следовательно, правомерным применение физической силы и гражданского оружия гражданами.


2. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление


Уголовно-правовое задержание правонарушителей - это захват правонарушителя на месте происшествия, который уже совершил посягательство на объекты уголовно-правовой охраны, чтобы лишить его реальной возможности совершать новые преступления, и доставление правонарушителя в органы власти гражданином путем причинения вреда здоровью, задерживаемому или лишение его жизни.

Юридическим основанием возникновения субъективного права своевременно и правомерно реализовать ст.45 Конституции РФ, ст.38 УК РФ и ст.24 Федерального закона «Об оружии» в целях нейтрализации задерживаемых лиц для граждан является реальная возможность у задерживаемых скрыться с места происшествия и уклониться от уголовно-правового задержания и доставления в правоохранительные органы, которые уже совершили или покушались совершить тяжкое или особо тяжкое посягательство против жизни, здоровья или собственности и при этом не выполняют законные требования граждан и сотрудников правоохранительных органов.

Порядок реализации ст.45 Конституции РФ, ст.38 УК РФ и ст.24 Федерального закона «Об оружии» - это последовательность юридически обязательных решений и действий граждан, которые они обязаны выполнить перед применением, в момент применения и после применения физической силы и гражданского оружия, чтобы своевременно и правомерно задержать лиц, которые уже совершили или покушались совершить тяжкое или особо тяжкое посягательство против жизни, здоровья или собственности.

Законодатель в ч.1 ст.38 УК РФ закрепил две цели уголовно-правового задержания правонарушителей: доставление правонарушителей органам власти и пресечение возможности совершать ими новые преступления.

Базируясь на двух парных категориях материалистической диалектики – возможность и действительность – мы можем юридические условия правомерности применения физической силы и гражданского оружия разделить на следующие две условные группы:

а) юридические условия правомерности, определяющие реальную возможность правомерного применения физической силы и гражданского оружия гражданами:

  • реальная возможность у задерживаемого лица скрыться с места происшествия и уклониться от уголовно-правового задержания и доставления в органы власти, который уже совершил или покушался совершить тяжкое или особо тяжкое посягательство против жизни, здоровья или собственности, если задерживаемый не будет выполнять законные требования сотрудников правоохранительных органов или граждан остановиться и следовать в органы власти – первое юридическое условие правомерности;

  • целевая направленность (цель) применения физической силы и гражданского оружия гражданами – второе юридическое условие правомерности;

  • временные границы, когда граждане имеют реальную возможность своевременно и правомерно применить физическую силу и гражданское оружие – третье юридическое условие правомерности;

б) юридические условия правомерности, определяющие правомерность и своевременность применения физической силы и гражданского оружия гражданами:

  • вынужденное причинение вреда только задержанному путем применения физической силы или гражданского оружия – первое юридическое условие правомерности;

  • обстановка (благоприятная или неблагоприятная), а также обстоятельства, в которых применяется физическая сила и гражданское оружие – второе юридическое условие правомерности;

  • своевременность (только после предупреждения, только без предупреждения, не только без предупреждения правонарушителей, но и при этом используя фактор внезапности, переключая внимание правонарушителей, усыпляя их бдительность) применения физической силы и гражданского оружия – третье юридическое условие правомерности;

  • пределы (реально возможно допустимые ст.38 УК РФ) своевременного и правомерного применения физической силы и гражданского оружия гражданами – четвертое юридическое условие правомерности. Совокупность названных семи юридических условий правомерности позволяет считать уголовно-правовое задержание правонарушителей по действующему законодательству РФ правомерным, а, следовательно, правомерным применение физической силы и гражданского оружия гражданами.


3. Крайняя необходимость


Крайняя необходимость – это конфликтное состояние, при котором причинение ущерба или вреда охраняемым объектам уголовно-правовой охраны считается правомерным, если причиненный ущерб или вред менее значителен по сравнению с предотвращенным. Таким образом, крайняя необходимость – это такое конфликтное состояние, когда физическое лицо для устранения источников опасности, реально угрожающих объектам уголовно-правовой охраны, причиняет ущерб или вред индивидуальным или коллективным субъектам права (интересам третьих лиц) при условии, что источники опасности в конкретных обстоятельствах не могли быть устранены другими способами или средствами и причиненный ущерб или вред менее значителен по сравнению с предотвращенным.

Юридическим основанием возникновения субъективного права своевременно и правомерно реализовать ст.45 Конституции РФ, ст.39 УК РФ и ст.24 Федерального закона «Об оружии» в целях устранить источники опасности для граждан является реальная угроза объективно общественно опасной, наличной и действительной опасности, непосредственно угрожающей жизни, здоровью или собственности и при этом в таких конфликтных ситуациях, когда не будет допущено превышения пределов крайней необходимости.

Порядок реализации ст.45 Конституции РФ, ст.39 УК РФ и ст.24 Федерального закона «Об оружии» - последовательность юридически обязательных решений и действий, которые граждане обязаны выполнить перед устранением, в момент устранения источников опасности и после применения физической силы и использования гражданского оружия.

Цель (целевая направленность) реализации ст.45 Конституции РФ, ст.39 УК РФ и ст.24 Федерального закона «Об оружии» гражданами заключается в том, чтобы своевременно и правомерно устранить источники опасности, руководствуясь, используя и соблюдая единые (общие) правовые универсальные критерии.

Базируясь на двух парных категориях материалистической диалектики – возможность и действительность – мы можем юридические условия правомерности использования гражданского оружия разделить на две условные группы:

а) юридические условия правомерности, определяющие реальную возможность своевременного и правомерного использования гражданского оружия гражданами в целях устранить источники опасности:

  • исчерпывающий перечень источников опасности, закрепленных в п.1 и 2 ч.2 ст.15 Федерального закона РФ «О милиции» (транспортные средства и опасные животные) – первое юридическое условие правомерности;

  • наличность (начальный и конечный моменты – временные границы) реальной угрозы, непосредственно исходящей от исчерпывающего перечня источников опасности – второе юридическое условие правомерности;

  • действительность (юридический критерий ограничения мнимой от реальной крайней необходимости) реальной угрозы, непосредственно исходящей от источников опасности – третье юридическое условие правомерности;

б) юридические условия правомерности, определяющие правомерность и своевременность использования гражданского оружия гражданами в целях защиты жизни, здоровья и собственности:

  • исчерпывающий перечень объектов уголовно-правовой охраны (жизнь, здоровье и собственность), защита которых Федеральным законом РФ «Об оружии» разрешена гражданам путем использования гражданского оружия – первое юридическое условие правомерности;

  • использование гражданского оружия гражданами только в целях защиты исчерпывающего перечня объектов уголовно-правовой охраны – второе юридическое условие правомерности;

  • обстановка, а также обстоятельства, в которых применяется физическая сила и используется гражданское оружие гражданами – третье юридическое условие правомерности;

  • своевременность (только после предупреждения, только без предупреждения, не только без предупреждения водителей транспортных средств, но и при этом используя фактор внезапности, переключая внимание водителей, усыпляя их бдительность) применения физической силы и гражданского оружия гражданами – четвертое юридическое условие правомерности;

  • реальная невозможность устранить источники опасности другими способами, средствами в конкретной обстановке, а также обстоятельствах, в которых используется гражданского оружия гражданами – пятое юридическое условие правомерности;

  • пределы (реально возможно допустимые ст.39 УК РФ) своевременного и правомерного использования гражданского оружия и применения физической силы гражданами – шестое юридическое условие правомерности.

Совокупность названных девяти условий правомерности позволяет считать – устранение источников опасности по действующему законодательству РФ правомерным, а, следовательно, правомерным применение физической силы и использование гражданского оружия.


4. Физическое или психическое принуждение


Законодатель в ст.40 УК РФ закрепил три разновидности принуждения:

а) физическое принуждение, полностью лишающее физическое лицо возможности руководить своими деяниями – ч.1 ст.40 УК РФ;

б) психическое принуждение, при котором физическое лицо сохраняло возможность руководить своими действиями ч.2 ст.40 УК РФ;

в) физическое принуждение, при котором физическое лицо сохраняло возможность руководить своими действиями ч.2 ст.40 УК РФ.

Физическое принуждение - это воздействие на тело человека, при котором физическое лицо не может руководить своими деяниями (ч.1 ст.40 УК РФ) или лишается реальной возможности действовать свободно, но сохраняется возможность руководить своими действиями (ч.2 ст.40 УК РФ).

Психическое принуждение – влияние на сознание и волю человека, при котором физическое лицо лишается реальной возможности действовать свободно, но сохраняется возможность руководить своими действиями (ч.2 ст.40 УК РФ).

Таким образом, в ст.40 УК РФ законодатель закрепил три конфликтных ситуации:

а) исключается уголовная ответственность в конфликтных ситуациях, когда физическое лицо полностью лишается реальной возможности руководить своими деяниями – ч.1 ст.40 УК РФ, например, правонарушители применили нервнопаралитический газ в целях нейтрализовать охранников, которые находились в транспортном средстве, а потом совершили разбой, т.е. нападение в целях хищения денежных средств;

б) конфликтные ситуации физического принуждения, при котором физическое лицо сохраняло возможность руководить своими действиями – ч.2 ст.40 УК РФ, например, правонарушители у всех охранников отобрали огнестрельное оружие, но у одного из охранников есть реальная возможность достать огнестрельное оружие в ящике стола, но он не пытается достать оружие из ящика стола из-за реальной опасности лишения жизни его и других граждан кем-либо из вооруженных бандитов;

в) конфликтные ситуации психического принуждения, при котором физическое сохраняло возможность руководить своими действиями – ч.2 ст.40 УК РФ, например, не будет являться преступлением передача кассиром денег из кассы под угрозой убийства ребенка.

Часть 1 ст.40 УК РФ – это конфликтные ситуации, когда уголовная ответственность исключается для граждан, если они находились в состоянии физического принуждения. В ч.2 ст.40 УК РФ законодатель закрепил конфликтные ситуации физического и психического принуждения, когда уголовная ответственность исключается для граждан, если они находились в состоянии не только физического и психического принуждения, но и при этом обязательно должны находиться в состоянии крайней необходимости. Если состояния крайней необходимости в этих конфликтных ситуациях не усматривается, то имеет место:

а) превышение пределов необходимой обороны;

б) или как обстоятельство, смягчающее наказание (совершение преступления в результате физического или психического принуждения п. «е» ч.1 ст.61 УК РФ).

5. Обоснованный риск


Обоснованный риск – причинение вреда объектам уголовно-правовой охраны в состоянии обоснованного риска в целях достижения общественно-полезной цели (ч.1 ст.41 УК РФ).

Юридические условия правомерности обоснованного риска делятся на следующие две условные группы

а) юридические условия правомерности, определяющие реальную возможность совершения обоснованных рискованных действий:

- целевая направленность деяний рискующего должна быть направлена только на достижение общественно полезной цели (ч.1 ст.41 УК РФ) – это первое юридическое условие правомерности;

- общественно полезная цель в производственной деятельности, в научно-технической во врачебно-медицинской деятельности, в правоохранительной деятельности, в оперативно-розыскной деятельности и т.д. не может быть достигнута не связанными с риском деяниями (ч.2 ст.41 УК РФ) – второе юридическое условие правомерности;

- рискующий обязан предпринять все необходимые меры в целях предотвращения реально возможного вреда охраняемым уголовным законом интересам (ч.2 ст.41 УК РФ)- третье условие.

б) юридические условия правомерности, определяющие правомерность совершения обоснованных рискованных действий:

- обоснованный риск не должен быть заведомо сопряжен с угрозой для жизни многих людей, экологической катастрофы или общественного бедствия (ч.3 ст.41 УК РФ) – первое юридическое условие правомерности;

  • вред, причиненный рискующим при обоснованном риске в целях достижения общественно полезной цели, должен иметь вероятностный характер, а не быть неизбежным – это второе юридическое условие правомерности;

Совокупность названных пяти юридических условий правомерности позволяет считать обоснованным риск по действующему законодательству РФ, а, следовательно, правомерными деяниями рискующего.

6. Исполнение приказа или распоряжения


Исполнение приказа или распоряжения – причинение вреда объектам уголовно-правовой охраны физическим лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения (ч.1 ст.42 УК РФ).

Юридические условия правомерности исполнения приказа или распоряжения делятся на следующие две условные группы:

а) юридические условия правомерности, определяющие реальную возможность исполнения приказа или распоряжения:

  • обязательность выполнения подчиненным лицом определенных действий, соблюдение тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение (ч.1 ст.42 УК РФ) – первое юридическое условие правомерности;

  • приказание должно отдаваться уполномоченным должностным лицом и только подчиненным лицам устно или письменно (ч.1 ст.42 УК РФ) – второе юридическое условие правомерности;

  • приказ или распоряжение должны соответствовать законам и подзаконным актам (ч.2 ст.42 УК РФ) – третье юридическое условие правомерности;

б) юридические условия правомерности, определяющие правомерность выполнения полученного приказа или распоряжения подчиненным:

- приказ или распоряжение должны входить в компетенцию подчиненного и отданы в форме, предусмотренной действующим законодательством (ч.2 ст.42 УК РФ) – первое юридическое условие правомерности;

- отсутствие в деяниях подчиненного состава умышленного преступления (ч.2 ст.42 УК РФ) – второе условие;

- ограничение прав и свобод человека и гражданина только в рамках и пределах закона (ч.2 ст.42 УК РФ). Совокупность названных шести юридических условий правомерности позволяет считать исполнение приказа или распоряжения правомерным по действующему законодательству РФ, а следовательно, правомерными деяния исполнителя.

Мы рассмотрели перечень обстоятельств, исключающих преступность деяния и уголовную ответственность: необходимая оборона (ст.37 УК РФ), причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст.38 УК РФ), крайняя необходимость (ст.39 УК РФ), физическое принуждение (ст.40 УК РФ), психическое принуждение (ст.40 УК РФ), обоснованный риск (ст.41 УК РФ), исполнение приказа или распоряжения (ст.42 УК РФ).

Уголовный кодекс РФ предусматривает пять видов освобождения от уголовной ответственности: в связи с деятельным раскаянием (ст.75 УК РФ), в связи с примирением с потерпевшим (ст.76 УК РФ), добровольный отказ от преступления (ст.31 УК РФ), в связи с истечением сроков давности (ст.78 УК РФ), в связи с принятием акта амнистии (ст.84 УК РФ) и восемь видов освобождения от наказания: условно-досрочное освобождение (ст.79 УК РФ), замена не отбытой части наказания более мягким (ст.80 УК РФ), в связи с изменением обстановки (ст.80 УК РФ), освобождение в связи с болезнью (ст.81 УК РФ), в связи с отсрочкой отбывания наказания беременным женщинам, и женщинам, имеющим малолетних детей (ст.82 УК РФ), освобождение в связи с истечением срока давности обвинительного приговора (ст.83 УК РФ), освобождение на основании акта амнистии (ст.84 УК РФ), освобождение на основании акта помилования (ст.85 УК РФ).


Заключение


Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность: недостижение установленного законом возраста (ст.20 УК РФ, ст.2.3 КоАП РФ и др.), невменяемость правонарушителя (ст.21 УК РФ, ст.2.8 КоАП РФ), неправоспособность юридического лица (ст.49 ГК РФ), недееспособность физического лица (ст.29 ГК РФ), гражданско-процессуальная неправоспособность юридического лица (ст.36 ГПК РФ), гражданско-процессуальная недееспособность физического лица (ст.37 ГПК РФ), необходимая оборона (ст.37 УК РФ), крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ и ст.2.7 КоАП РФ), причинение вреда при задержании лица, совершившего преступления (ст.38 УК РФ), казус – ст.28 УК РФ, физическое и психическое принуждение (ст.40 УК РФ), обоснованный риск (ст.41 УК РФ), исполнение приказа или распоряжения (ст.42 УК РФ), малозначительность (ст. 2.9 КоАП РФ и ст.14 ч.2 УК РФ), правонарушения, не представляющего общественной опасности.


ЛИТЕРАТУРА

КО ВСЕМ ТЕМАМ


Официальные документы и нормативные акты


Конституция (Основной закон) РФ, - М., 1993.

Федеральный конституционный закон РФ «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (с изменениями от 21, 31 июля, 17 декабря 1998 г., 19 ноября 1999 г., 10 апреля 2000 г., 26 июля, 8 августа, 27 ноября 2001 г., 25 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 8 декабря 2003 г., 26 апреля, 29 июня 2004 г., 18 июля, 29 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г., 4 марта, 22, 30 декабря 2008 г., 9 февраля, 14 марта, 24 июля 2009 г., 29 марта, 31 мая, 28 декабря 2010 г., 5 апреля, 1, 19 июля, 6 декабря 2011 г.).

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (с изменениями от 1, 19 июля, 21, 30 ноября, 3, 6 декабря 2011 г.).

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля, 4, 30 декабря 2006 г., 9 апреля, 10 мая, 24 июля, 4 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 14 февраля, 8 апреля, 13 мая, 22 июля, 25 ноября, 22, 25, 30 декабря 2008 г., 13 февраля, 28 апреля, 3, 29 июня, 24, 27, 29 июля, 30 октября, 3, 9 ноября, 17, 27, 29 декабря 2009 г., 21 февраля, 29 марта, 5, 7 апреля, 6, 19 мая, 17 июня, 1, 22, 27 июля, 4 октября, 29 ноября, 9, 23, 28, 29 декабря 2010 г., 7 марта, 6 апреля, 4 мая, 11, 20, 21 июля, 7, 21 ноября, 6, 7 декабря 2011 г.).


Судебная практика


Вопросы уголовного права и процесса в практике Верховных Судов СССР и РСФСР. / 1938 – 1978 г.г. /. – М., 1980.

«О судебной практике по делам о посягательствах на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников и военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка» / Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 24 октября 1991 г. № 3: Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (РФ) по уголовным делам. – М., 1996.

«О применении судами законодательства, обеспечивающего право на необходимую оборону от общественно опасных посягательств» / Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 августа 1984 г. № 14 // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1984. № 9.


Монографии, учебники, учебные пособия


Алексеев С.С. Теория права. - М., 1994.

Антонов В.Ф. История возникновения и развития института крайней необходимости. – М., 2000.

Антонов В.Ф. Институт крайней необходимости. – М., 2000.

Баулин Ю.В. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. – Харьков, 1991.

Базаров Р.А., Демидов Ю.Н. Уголовно-правовая профилактика групповых нарушений общественного порядка несовершеннолетними. – Челябинск, 1993.

Боровиков В.Б., Попов Л.Л. Условия правомерности применения оружия работниками милиции при задержании преступников. – М., 1985.

Бушуев Г.В. Социальная и уголовно-правовая оценка причинения вреда преступнику при задержании. – Горький, 1976.

Илларионов В.П. Переговоры с преступниками. – М., 1993.

Каплунов А.И. Правовые основы применения и использования сотрудниками милиции огнестрельного оружия. – СПб., 1997.

Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Внимание: оружие! (Правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками российской милиции). – М., 1992.

Новиков В.С. О применении оружия гражданами России. Научно-практический комментарий к ст. 24 Закона «Об оружии». – М., 1997.

Новиков В.С. Применение и использование огнестрельного оружия сотрудниками милиции: проблемы и пути совершенствования (Уголовно-правовой и криминологический аспекты). – М., 2001.

Побегайло Э.Ф., Ревин В.П. Правомерность действий сотрудников ОВД и граждан при необходимой обороне и задержании преступника. – Брянск, 1988.

Право. 11 класс /Под общ.ред. Л.Н. Боголюбова, Т.Е. Абовой, А.И. Матвеева. – М., 2010.



СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

Глава 1. Источники (формы) права …………… …….. 6

1.Формы права ………………………………… ……… 6

2. Признаки нормативно-правовых актов ……………… ………...7

3. Законы и подзаконные акты …………………… ………………8

Глава 2. Обстоятельства, исключающие преступность деяния 10

1 Необходимая оборона …………… 10

2. Причинение вреда при задержании лица, совершившего

преступление 13

3. Крайняя необходимость ………………….. 15

4. Физическое или психическое принуждение .. 18

5. Обоснованный риск ………... 20

6. Исполнение приказа или распоряжения ……. 21

Заключение…………………………………………………………. 23

Литература 24


1 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (Президент Российской Федерации Д. Медведев 28 апреля 2011 г. Пр-1168).

27