СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование предметно-пространственной среды учебного кабинета, обеспечивающей качественное освоение учебного материала.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет спланировать план работы кабинета литературы.

Просмотр содержимого документа
«Формирование предметно-пространственной среды учебного кабинета, обеспечивающей качественное освоение учебного материала.»

Формирование предметно-пространственной среды учебного кабинета, обеспечивающей качественное освоение учебного материала.



Обустройство урока предъявляет педагогу свои современные высокие требования.

Отправным положением в постановке и решении заявленно­го вопроса обустройства урока является принципиальное поло­жение: «Место, которое мы обустраиваем и занимаем, - это место, которого мы достойны». При условии уважительного отношения к колледжу, науке, человеку и конкретным участникам учебного процесса оформление предметно-вещевого пространства кабинета представляется важной стороной дела воспитания обучающихся.

Забота о физическом и психологическом комфорте каждого присутствующего на уроке: педагога, детей, пришедшего гостя, представителя администрации ,- это элементарное про­явление уважения к человеку и забота о его благополучии.

Уважать - признавать важным для себя благополучное существование человека, а значит, содействовать этому во имя жизни и счастья этого человека, «утруждать» себя для другого.

К общим правилам обустройства жизни относятся гаранти­рованное благоустроенное жилище, хорошее своевременное пи­тание, удобная функциональная одежда. Это жизненно важные условия. Поэтому нельзя не произвести переноса в сферу конст­руирования урока известных общих условий человеческой жиз­ни вообще. Учитывая, что урок есть интеллектуальная работа и большое мыслительное напряжение, подчеркнём особенную важ­ность материально-технического и материально-гигиенического оборудования учебного кабинета. Здесь нет ничего нового для человека, живущего в контексте современной культуры.

Недопустимы грязь и холод в учебной ау­дитории; уже необъяснимы рваные тряпки вместо губки для протирания доски; раздражают школьные сумки, брошенные на пол под ноги. Материальное поле уро­ка подчинено интересам Человека. Забота о физическом и психологическом комфорте каждого присутствующего на уроке: педагога, детей, пришедшего гостя, представителя администрации, - это элементарное про­явление уважения к человеку и забота о его благополучии.

К общим правилам материального обустройства учебных за­нятий в кабинете отнесём следующие.

  1. Функционирование каждого элемента предметного про­странства.

Если висят часы - они должны показывать точное время. Ес­ли поставлены цветы, они должны быть живыми и хорошо ухоженными. Если размещены на стенах плакаты либо стенды, они должны быть чистыми, чёткими, ровно повешенными. Если встроено техническое устройство, оно должно работать. Если в шкафах выстроен ряд книг, то эти книги должны быть исполь­зованы в учебной работе.

В учебном кабинете не должны присутствовать предметы и вещи, не имеющие функционального назначения, нарушающие порядок.

  1. Эстетическое положение.

Основополагающее в системе эстетических законо­мерностей - положение «ничего лишнего!». 

Правило единства фактуры предупреждает о том, что природа используемого материала должна быть едина, «коня» и «трепетную лань» нельзя запрячь в одну упряжку (Пушкин). Строгие академические записи не украшаются рисунками, на плакате не сочетается поэтическое слово с администра­тивным положением, речевой стиль приятельства нельзя со­единить в беседу с научным анализом. И деловой стиль одежды отвергает элементы спортивного костюма.

  1. Правило ритма.

 Диктует соблюдение равномерной сме­няемости или чередования временных периодов, пространствен­ных расстояний, расположения предметов и вещей, размерен­ность действий. Присутствие ритма во всех его модификациях содействует благоприятному самочувствию любого человека.

Так, ритмическая картинка расстановки учебных столов, симметричное расположение цветов на окнах, развешанные плакаты в определённой последовательности и равной удалён­ности, смена этапов урока один за другим через равномерное количество минут и ритмическая речь педагога - всё это при­даёт удивительную лёгкость самочувствию и работе, делая присутствие на уроке приятным и комфортным.

  1. Техническое оборудование.

Играет свою существенную роль. Правда, только при одном важном соци­ально-психологическом условии: педагог должен уметь распредмечивать технические предметы. За «железкой» увидеть «человека», выявить ценность технического устройства для жиз­ни человека и наилучших результатов учебной деятельности.

Итак, материальное обустройство урока играет роль важ­нейшего условия качественности преподавания и обеспеченно­сти комфортности психологического состояния студентов и преподавателя. И относиться надо к созданию материального поля весьма серьёзно, терпеливо повышая уровень и отыскивая всё новые средства для улучшения предметно-вещного окружения обучающихся. Впрочем, студенты тоже могут принимать участие в обсуждении всех возможностей культивировать и обихаживать учебную среду.

Однако надо всегда помнить, что сама по себе материальная среда нейтральна по отношению к личностным образованиям.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!