СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование предметных и метапредметных УУД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад в презентации по теме: "Формирование предметных и метапредметных УУД на уроках обществознания и истории"

Просмотр содержимого документа
«Формирование предметных и метапредметных УУД»

 Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №8»  с.Уборка Чугуевского муниципального района Приморского края   Номинация «Внедрение современных образовательных технологий в структуру урока»      Тема «Формирование предметных и метапредметных УУД на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС».      Юлия Викторовна Кравченко- учитель  истории и обществознания

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» с.Уборка Чугуевского муниципального района Приморского края Номинация «Внедрение современных образовательных технологий в структуру урока» Тема «Формирование предметных и метапредметных УУД на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС».

Юлия Викторовна Кравченко- учитель

истории и обществознания

 «Цель обучения ребенка состоит в том,  чтобы сделать его способным  развиваться дальше без помощи учителя»   Элберт Хабба      Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» Элберт Хабба

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

 Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной.  Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Существует такой тезис:

жизнь на уроке должна стать подлинной.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1) познавательные и учебные мотивы;

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

 Требования ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования по истории и обществознания: Личностные.   Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

Требования ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования по истории и обществознания:

Личностные.  

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

Метапредметные .   Освоение обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

Метапредметные .

  Освоение обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

Предметные .   Освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию  и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Предметные .  

Освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию  и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Деятельность учащихся на каждом  этапе урока с выделением универсальные учебные действия (УУД): Требования к уроку Урок современного типа Объявление темы урока Универсальные учебные действия (УУД) Формулируют сами  учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Сообщение целей и задач Познавательные общеучебные, коммуникативные Формулируют сами  учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Планирование Регулятивные целеполагания, коммуникативные Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Практическая деятельность учащихся Регулятивные планирования Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальные методы), учитель консультирует Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Деятельность учащихся на каждом  этапе урока с выделением универсальные учебные действия (УУД):

Требования к уроку

Урок современного типа

Объявление темы урока

Универсальные учебные действия (УУД)

Формулируют сами  учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Формулируют сами  учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Регулятивные планирования

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальные методы), учитель консультирует

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Требования к уроку Урок современного типа Универсальные учебные действия (УУД) Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует) Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает Оценивание учащихся Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные Коммуникативные, регулятивные коррекции Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует Итог урока Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные Проводится рефлексия Домашнее задание Регулятивные саморегуляции, коммуникативные Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей Познавательные регулятивные, коммуникативные

Требования к уроку

Урок современного типа

Универсальные учебные действия (УУД)

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует)

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей

Познавательные регулятивные, коммуникативные

  Для успешного формирования УУД на уроках истории и обществознания я использую различные виды деятельности на уроке:   1.Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически. 2. Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко- географическом пространстве.

Для успешного формирования УУД на уроках истории и обществознания я использую различные виды деятельности на уроке:

1.Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.

2. Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко- географическом пространстве.

   3. Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку.    4. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий. 5. Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий. 6. Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.

3. Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку.

4. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.

5. Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.

6. Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.

7. Рецензия на ответ товарища. Эта работа способствует формированию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения. 8. Задания на образную реконструкцию исторических фактов:  Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков; Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.

7. Рецензия на ответ товарища. Эта работа способствует формированию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.

8. Задания на образную реконструкцию исторических фактов:

Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;

Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.

9. Моя задача, как учителя – создать условия для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках истории:   вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс,   создать атмосферу сотрудничества при решении проблем,   помочь сформировать собственное и аргументированное мнение по той или иной проблеме,   совершенствовать интеллектуальные способности учащихся

9. Моя задача, как учителя – создать условия для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках истории:

 вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс,

 создать атмосферу сотрудничества при решении проблем,

 помочь сформировать собственное и аргументированное мнение по той или иной проблеме,

 совершенствовать интеллектуальные способности учащихся

Применяю интерактивные методы в рамках системно-деятельностного подхода: Мозговой штурм   Дискуссии   Дебаты   Ролевые игры    Различные виды групповых работ   Деловые игры   Турниры знатоков.

Применяю интерактивные методы в рамках системно-деятельностного подхода:

  • Мозговой штурм

 Дискуссии

 Дебаты

 Ролевые игры

 Различные виды групповых работ

 Деловые игры

 Турниры знатоков.

Технология компетентностно-ориентированные задания (КОЗ): При изучении темы «В рыцарском замке» (6 класс) обучающимся предлагаются групповые задания, целью которых является самостоятельное получение и интерпретация информации по новой теме. Задачные формулировки выглядят следующим образом:      Группа №1.   1.Прочитайте описание рыцарского замка (учебник, §12, п.1, с.94-95).  2.Разместите на доске в виде схемы контуры основных частей замка (башня, стена, донжон, подъёмный мост, дом феодала, хозяйственные постройки) и подпишите название сооружений замка.  3.Подготовьте небольшое выступление, объясняющее вашу схему, опишите основные части замка.  4. Дайте определения понятиям: замок, донжон. 

Технология компетентностно-ориентированные задания (КОЗ):

При изучении темы «В рыцарском замке» (6 класс) обучающимся предлагаются групповые задания, целью которых является самостоятельное получение и интерпретация информации по новой теме. Задачные формулировки выглядят следующим образом:  

  Группа №1.  1.Прочитайте описание рыцарского замка (учебник, §12, п.1, с.94-95). 2.Разместите на доске в виде схемы контуры основных частей замка (башня, стена, донжон, подъёмный мост, дом феодала, хозяйственные постройки) и подпишите название сооружений замка. 3.Подготовьте небольшое выступление, объясняющее вашу схему, опишите основные части замка. 4. Дайте определения понятиям: замок, донжон. 

Группа №2.   1.Прочитайте текст «Снаряжение рыцаря» (учебник, §12, п.2, с.96).  2.Рассмотрите иллюстрации, изображающие вооружение рыцаря.  3.Подготовьте небольшое выступление, описывающее вооружение рыцаря с использованием иллюстраций.  4. Дайте определения понятиям: палица, кольчуга, латы, забрало.  Группа №3.  1.Прочитайте текст «Турнир».  2.Найдите в тексте описание правил турнира, запишите их.  3. Подготовьте небольшое выступление о правилах проведения рыцарского турнира.  4. Дайте определения понятиям: турнир, герольд (учебник, §12, с.98). Все задания для групп содержат несколько задачных формулировок, указание на источник информации; стимулом является устное высказывание учителя, инструментом проверки - бланк наблюдений за групповой работой.

Группа №2.  1.Прочитайте текст «Снаряжение рыцаря» (учебник, §12, п.2, с.96). 2.Рассмотрите иллюстрации, изображающие вооружение рыцаря. 3.Подготовьте небольшое выступление, описывающее вооружение рыцаря с использованием иллюстраций. 4. Дайте определения понятиям: палица, кольчуга, латы, забрало.

Группа №3. 1.Прочитайте текст «Турнир». 2.Найдите в тексте описание правил турнира, запишите их. 3. Подготовьте небольшое выступление о правилах проведения рыцарского турнира. 4. Дайте определения понятиям: турнир, герольд (учебник, §12, с.98).

Все задания для групп содержат несколько задачных формулировок, указание на источник информации; стимулом является устное высказывание учителя, инструментом проверки - бланк наблюдений за групповой работой.

- технология проблемного диалога   Деловая игра «Формируем политическую партию» ( 9 класс) Цели: закрепить знания учащихся по темам: «политическая система», «политические партии»; повысить коммуникативную культуру посредством групповой формы деятельности; формирование активной жизненной позиции Задания группам: 1.Придумать название партии, эмблему (объяснить, что означает) 2. Выбираем лидера: ФИО, черты лидера (за что выбрали) 3. Интересы каких социальных групп представляет партия 4. Цели и задачи партии 5. Политические средства выбранные вашей партией (почему эти) 6. Каковы политические методы вашей партии (почему такие)

- технология проблемного диалога

 

Деловая игра «Формируем политическую партию»

( 9 класс)

Цели: закрепить знания учащихся по темам: «политическая система», «политические партии»; повысить коммуникативную культуру посредством групповой формы деятельности; формирование активной жизненной позиции

Задания группам:

1.Придумать название партии, эмблему (объяснить, что означает)

2. Выбираем лидера: ФИО, черты лидера (за что выбрали)

3. Интересы каких социальных групп представляет партия

4. Цели и задачи партии

5. Политические средства выбранные вашей партией (почему эти)

6. Каковы политические методы вашей партии (почему такие)

Деловая игра «Я - предприниматель» (8 класс)  Цели: закрепить знания учащихся о предпринимательском праве. Формирование элементарных умений и навыков правового анализа предпринимательской деятельности. Выработка умений применять свои знания на практике. Формирование умений работы в группе. Задание №1 Придумайте название фирмы. Какой товар она должна производить? Нарисуйте рекламу вашего товара. Изобразите    рекламный ролик, рекламирующий ваш товар. Задание №2 Что необходимо сделать, чтобы организовать фирму? Последовательно опишите ваши действия. Задание №3 Представьте себе потенциального потребителя вашего товара. Опишите его.

Деловая игра «Я - предприниматель» (8 класс)

Цели: закрепить знания учащихся о предпринимательском

праве. Формирование элементарных умений и навыков правового анализа предпринимательской деятельности.

Выработка умений применять свои знания на практике.

Формирование умений работы в группе.

Задание №1

Придумайте название фирмы.

Какой товар она должна производить?

Нарисуйте рекламу вашего товара.

Изобразите    рекламный ролик, рекламирующий ваш товар.

Задание №2

Что необходимо сделать, чтобы организовать фирму?

Последовательно опишите ваши действия.

Задание №3

Представьте себе потенциального потребителя вашего товара.

Опишите его.

Деловая игра «Глобальные проблемы современности» Цели: обобщить знания учащихся о глобальных проблемах современности, показать их особенности, взаимосвязь; развивать навыки работы в группе, навыки поиска решения проблемы, развивать воображение; обратить внимание учащихся на социальный аспект глобальных проблем: необходимость совместных усилий для и решения Задание: Выберите из списка и перечислите глобальные проблемы:   первая группа - «человек-общество»,  вторая группа - «человек-природа»,   третья группа - «общество-общество». Приведите примеры существования в мире глобальных проблем. Вечный вопрос - «Что делать?». Предложите свои пути решения глобальных проблем. Выберете альтернативный сценарий будущего. Обоснуйте свой выбор. Нарисуйте эскиз плаката, отражающего проблемы, представленные вашей группой.

Деловая игра «Глобальные проблемы современности»

Цели: обобщить знания учащихся о глобальных проблемах современности, показать их особенности, взаимосвязь; развивать навыки работы в группе, навыки поиска решения проблемы, развивать воображение; обратить внимание учащихся на социальный аспект глобальных проблем: необходимость совместных усилий для и решения

Задание: Выберите из списка и перечислите глобальные проблемы:  первая группа - «человек-общество», вторая группа - «человек-природа»,  третья группа - «общество-общество».

Приведите примеры существования в мире глобальных проблем.

Вечный вопрос - «Что делать?». Предложите свои пути решения глобальных проблем.

Выберете альтернативный сценарий будущего. Обоснуйте свой выбор.

Нарисуйте эскиз плаката, отражающего проблемы, представленные вашей группой.

Мозговой штурм.  Цель метода : поиск путей решения какой либо проблемы.  Задачи: включение в работу всех членов группы; определение уровня знаний и основных интересов участников; активизация творческого потенциала участников. Правила поведения: Называя идеи, нельзя повторяться. Чем больше список идей, тем лучше. Разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы. Идеи не оцениваются и не критикуются Роль учителя: определяет направление и тему мозгового штурма; фиксирует идеи, высказанные участниками; держится в стороне от дискуссии.

Мозговой штурм.

Цель метода : поиск путей решения какой либо проблемы.

Задачи: включение в работу всех членов группы; определение уровня знаний и основных интересов участников; активизация творческого потенциала участников.

Правила поведения:

Называя идеи, нельзя повторяться.

Чем больше список идей, тем лучше.

Разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы.

Идеи не оцениваются и не критикуются

Роль учителя: определяет направление и тему мозгового штурма; фиксирует идеи, высказанные участниками; держится в стороне от дискуссии.

Возможные вопросы для «мозгового штурма»: 1. Какие шаги должно было предпринять Временное правительство, чтобы не допустить двоевластия и последующего прихода к власти большевиков? (11 класс) 2. Какие реформы необходимо было провести в России начала XIX в., чтобы она избежала революционных потрясений начала XX в.? (11 класс) 3. Всем известно о тех бедствиях, которые несли людям Древней Руси княжеские усобицы и набеги кочевников. А какая от них была польза? (6 класс)

Возможные вопросы для «мозгового штурма»:

1. Какие шаги должно было предпринять Временное правительство, чтобы не допустить двоевластия и последующего прихода к власти большевиков? (11 класс)

2. Какие реформы необходимо было провести в России начала XIX в., чтобы она избежала революционных потрясений начала XX в.? (11 класс)

3. Всем известно о тех бедствиях, которые несли людям Древней Руси княжеские усобицы и набеги кочевников. А какая от них была польза? (6 класс)

- ИКТ-технология Например: 1. напишите доклад «Поход Ермака в Сибирь» с применением иллюстраций из интернета -7 класс; 2. напишите доклад «Сергий Радонежский-духовный отец Куликовского сражения» с применением иллюстраций из интернета-6 класс; 3.сделайте презентацию-тезисный план к теме: «Версальско-Вашингтонская система»(не более 7 слайдов) -9 класс; 4. сделайте презентацию-портрет исторической личности (не более 7 слайдов) к теме: «Вторая мировая война»( Сталина, Черчилля, Рузвельта, – на ваш выбор)-9 класс;

- ИКТ-технология

Например:

1. напишите доклад «Поход Ермака в Сибирь» с применением иллюстраций из интернета -7 класс;

2. напишите доклад «Сергий Радонежский-духовный отец Куликовского сражения» с применением иллюстраций из интернета-6 класс;

3.сделайте презентацию-тезисный план к теме: «Версальско-Вашингтонская система»(не более 7 слайдов) -9 класс;

4. сделайте презентацию-портрет исторической личности (не более 7 слайдов) к теме: «Вторая мировая война»( Сталина, Черчилля, Рузвельта, – на ваш выбор)-9 класс;

– технология ситуативного, проблемного обучения  Например: «Князь Владимир Святославович начал правление с убийства своего брата Ярополка. Жизнь его была полной многочисленных преступлений и грехов. Летопись говорит о его любвеобильности: пять жен, восемьсот наложниц. Но в памяти народной он остался Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью канонизирован»  И далее в ходе урока дети делают вывод, какой же был князь Владимир.

технология ситуативного, проблемного обучения

Например: «Князь Владимир Святославович начал правление с убийства своего брата Ярополка. Жизнь его была полной многочисленных преступлений и грехов. Летопись говорит о его любвеобильности: пять жен, восемьсот наложниц. Но в памяти народной он остался Владимиром Красное Солнышко, а христианской церковью канонизирован»

И далее в ходе урока дети делают вывод, какой же был князь Владимир.

– технология продуктивного чтения Игра «Неизвестная земля». Ученики получают фрагменты карты, по которым должны узнать и описать государство, его природу и климат (или боевые действия какой-либо войны). Игра «Кот в мешке». По предметам полученным от учителя дети должны разгадать ключевое понятие, слово. (Для удобства приношу не предметы, а карточки с изображением предметов, например, термин «опричнина» – карточки с изображением Ивана Грозного, карту государства при опричнине, Александрову слободу(фото); или термин «Великое посольство» – Петр 1, Голландия, корабли, верфи, ассамблеи, репродукция картины «Великое посольство». Игра «Реставрация».  Нужно «восстановить, отреставрировать» утраченный текст. Заполнить пробелы.

технология продуктивного чтения

Игра «Неизвестная земля».

Ученики получают фрагменты карты, по которым должны узнать и описать государство, его природу и климат (или боевые действия какой-либо войны).

Игра «Кот в мешке».

По предметам полученным от учителя дети должны разгадать ключевое понятие, слово. (Для удобства приношу не предметы, а карточки с изображением предметов, например, термин «опричнина» – карточки с изображением Ивана Грозного, карту государства при опричнине, Александрову слободу(фото); или термин «Великое посольство» – Петр 1, Голландия, корабли, верфи, ассамблеи, репродукция картины «Великое посольство».

Игра «Реставрация».

Нужно «восстановить, отреставрировать» утраченный текст. Заполнить пробелы.

– технология уровневой дифференциации          1. Дифференциация по объему учебного материала . учащимся с низким уровнем обучаемости, медлительным дается больше времени на выполнение задания. Учащиеся 2-ой и 3-ей групп в это время выполняют дополнительное задание (аналогичное основному, более трудное или нестандартное, задание игрового характера: задание на смекалку, кроссворд, анаграмму и т.п.). 2.Дифференциация по уровню трудности . Довольно часто работа учащихся дифференцируется по уровню трудности. Приведу пример дифференцированного задания по работе с текстом:   -составить план рассказа по изучаемой теме (1-ый уровень)- пункт плана называет вопрос, не раскрывая его содержания (НАПРИМЕР: Религия); -  подготовить тезисы по этой теме (2-ой уровень)- тезис дает ответ на этот вопрос (НАПРИМЕР: Вера в богов); - составить конспект, включающий в себя элементы плана и тезисов (3-ий уровень).

технология уровневой дифференциации         

1. Дифференциация по объему учебного материала .

учащимся с низким уровнем обучаемости, медлительным дается больше времени на выполнение задания. Учащиеся 2-ой и 3-ей групп в это время выполняют дополнительное задание (аналогичное основному, более трудное или нестандартное, задание игрового характера: задание на смекалку, кроссворд, анаграмму и т.п.).

2.Дифференциация по уровню трудности .

Довольно часто работа учащихся дифференцируется по уровню трудности.

Приведу пример дифференцированного задания по работе с текстом:

  -составить план рассказа по изучаемой теме (1-ый уровень)- пункт плана называет вопрос, не раскрывая его содержания (НАПРИМЕР: Религия);

-  подготовить тезисы по этой теме (2-ой уровень)- тезис дает ответ на этот вопрос (НАПРИМЕР: Вера в богов);

- составить конспект, включающий в себя элементы плана и тезисов (3-ий уровень).

3.  Дифференциация работы по характеру помощи учащимся. Такой способ предусматривает самостоятельную работу учащихся. Но тем, кто испытывает затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи являются: -    образец оформления ответа; памятки, планы; -  карточки-помощницы с наводящими вопросами; - справочные материалы; наглядные опоры, иллюстрации, (в виде рисунка, фотографии, картины); начало или частичное выполнение задания.    Дети со средним уровнем обучаемости выполняют задания самостоятельно; ученикам с высоким уровнем обучаемости предлагается творческое задание или более трудное. Слабым ученикам оказывается помощь.

3. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

Такой способ предусматривает самостоятельную работу учащихся. Но тем, кто испытывает затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи являются:

-    образец оформления ответа; памятки, планы;

-  карточки-помощницы с наводящими вопросами;

- справочные материалы;

  • наглядные опоры, иллюстрации, (в виде рисунка, фотографии, картины);
  • начало или частичное выполнение задания.

   Дети со средним уровнем обучаемости выполняют задания самостоятельно; ученикам с высоким уровнем обучаемости предлагается творческое задание или более трудное. Слабым ученикам оказывается помощь.

4. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся. При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством преподавателя, а другие самостоятельно. Пример – работа с опорным конспектом на уроке истории в 9-ом классе. Для каждого ученика к уроку распечатывался шаблон опорного конспекта по теме: «Наука, культура, искусство первой половины ХХ века». Для слабых учеников организовывалась фронтальная работа (под руководством преподавателя заполнялись пустые ячейки схем и таблиц, отрабатывались понятия, выполнялись задания). Но некоторые сразу приступали к самостоятельной работе над конспектом. Многие могли работать  самостоятельно, но при необходимости возвращаться к работе под руководством учителя. Степень самостоятельности учащихся при этом различна. Этап проверки проводится фронтально.

4. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством преподавателя, а другие самостоятельно.

Пример – работа с опорным конспектом на уроке истории в 9-ом классе. Для каждого ученика к уроку распечатывался шаблон опорного конспекта по теме: «Наука, культура, искусство первой половины ХХ века». Для слабых учеников организовывалась фронтальная работа (под руководством преподавателя заполнялись пустые ячейки схем и таблиц, отрабатывались понятия, выполнялись задания). Но некоторые сразу приступали к самостоятельной работе над конспектом. Многие могли работать  самостоятельно, но при необходимости возвращаться к работе под руководством учителя. Степень самостоятельности учащихся при этом различна. Этап проверки проводится фронтально.

технология критического мышления Стратегия ЗХУ на уроке истории в 9 классе.  Тема «Причины и начало Первой мировой войны»   З- знаем Х -хотим узнать Мировая война – война, в которой принимает участие много стран У -узнали Первую мировую войну начала Германия Героев Первой мировой войны Первая мировая война велась за колонии Основные события Первой мировой войны Россия принимала участие в первой мировой войне Какое оружие применялось в годы Первой мировой войны Кто победил в войне
  • технология критического мышления

Стратегия ЗХУ на уроке истории в 9 классе. Тема «Причины и начало Первой мировой войны»

З- знаем

Х -хотим узнать

Мировая война – война, в которой принимает участие много стран

У -узнали

Первую мировую войну начала Германия

Героев Первой мировой войны

Первая мировая война велась за колонии

Основные события Первой мировой войны

Россия принимала участие в первой мировой войне

Какое оружие применялось в годы Первой мировой войны

Кто победил в войне

Диаманта 1.Тема (существительное) –язычество 2.Определение (2 прилагательных) -древнее, жестокое 3.Действие (3 глагола) -почитают, преклоняются, обожествляют 4. Ассоциации (4 существительных, переход к антонимичным понятиям) -многобожие, идол – храм, единобожие 5.Действие (3 глагола) -верят, крестятся, молятся Определение (2 прилагательных) -православное, единое 6.Антоним теме (существительное) -христианство

Диаманта

1.Тема (существительное) –язычество

2.Определение (2 прилагательных) -древнее, жестокое

3.Действие (3 глагола) -почитают, преклоняются, обожествляют

4. Ассоциации (4 существительных, переход к антонимичным понятиям) -многобожие, идол – храм, единобожие

5.Действие (3 глагола) -верят, крестятся, молятся

Определение (2 прилагательных) -православное, единое

6.Антоним теме (существительное) -христианство

Стратегия «Инсерт» («Условные значки») I – самоактивизирующая  N – (диалоговая) «  » – уже знал S – системная разметка  « + » – новое E – для эффективного  « – » – думал иначе R - чтения и    « ? » – есть вопросы T – размышления Стратегия «Инсерт» на уроке истории в 7 классе. Тема «Великие географические открытия и их последствия» Значки  Ключевые слова    Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию + Конкиста – завоевание Колония – территория, потерявшая независимость –  Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов ? Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары

Стратегия «Инсерт» («Условные значки»)

I – самоактивизирующая

N – (диалоговая) « » – уже знал

S – системная разметка « + » – новое

E – для эффективного « » – думал иначе

R - чтения и « ? » – есть вопросы

T – размышления

Стратегия «Инсерт» на уроке истории в 7 классе.

Тема «Великие географические открытия и их последствия»

Значки Ключевые слова

Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию

+ Конкиста – завоевание Колония – территория, потерявшая независимость

Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов

? Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары

- здоровьесберегающие технологии Физкуль минутки для улучшения мозгового кровообращения: 1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный. 2.И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный. 3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

- здоровьесберегающие технологии

Физкуль минутки для улучшения мозгового кровообращения:

1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2.И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

 ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ  Концепция федеральных государственных образовательных стандартов  Алексашкина Л.Н., Н.И. Ворожейкина История. Планируемые результаты, Система заданий 5-9классы, М.; «Просвещение»2014г. ФГОС  Алексашкина Л.Н. Итоговая проверка по истории в основной школе: общие подходы и вариативность // Преподавание истории и обществознания в школе. 2014. № 2. С. 15 – 24. ФГОС  Асмолова А.Г., Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. -4-е изд. –М «Просвещение», 2014г ФГОС Вагина С.Г., Гливинская О.В., Михайлюк Я.В. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе. Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2007.  

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Концепция федеральных государственных образовательных стандартов
  • Алексашкина Л.Н., Н.И. Ворожейкина История. Планируемые результаты, Система заданий 5-9классы, М.; «Просвещение»2014г. ФГОС
  • Алексашкина Л.Н. Итоговая проверка по истории в основной школе: общие подходы и вариативность // Преподавание истории и обществознания в школе. 2014. № 2. С. 15 – 24. ФГОС
  • Асмолова А.Г., Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. -4-е изд. –М «Просвещение», 2014г ФГОС
  • Вагина С.Г., Гливинская О.В., Михайлюк Я.В. Реализация метапредметного подхода в
  • преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе.
  • Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2007.  


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!