СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование представлений о нравственном идеале у младших школьников на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

С помощью изучения произведений, несущих в себе нормы поведения, морали, нравственные нормы, ценности, учитель может помочь детям проанализировать поступки героев, выявить их мотивацию, провести анализ и сравнение героев, а затем сделать вывод о правильности и неправильности поступка. 

Просмотр содержимого документа
«Формирование представлений о нравственном идеале у младших школьников на уроках литературного чтения»

Формирование представлений о нравственном идеале у младших школьников на уроках литературного чтения



Анализ психолого-педагогических исследований и объективных условий массовой практики школьного образования в решении проблемы формирования представлений о нравственном идеале у младших школьников на уроках литературного чтения позволил нам выделить противоречие между необходимостью поиска и реализации эффективных методов формирования представлений о нравственном идеале у младших школьников на уроках литературного чтения с одной стороны, и направленностью работы учителей преимущественно на литературный анализ произведений, с другой стороны.

Нравственные идеалы младшего школьника – это набор ценностей, принципов и убеждений, которые ребѐнок считает важными и стремится следовать им в своей жизни. Они определяют его моральные ориентиры и влияют на его поведение, отношения с окружающими и принятие решений.

В этом возрасте дети начинают формировать свою систему ценностей и идеалов, основываясь на опыте, образцах поведения взрослых и влиянии окружающей среды. Они начинают осознавать различие между правильным и неправильным, добрым и злым, справедливым и несправедливым.

Нравственные идеалы младшего школьника могут включать такие ценности, как честность, доброта, справедливость, уважение к другим, ответственность, толерантность и многое другое. Они могут быть вдохновлены родителями, учителями, друзьями или героями из книг, фильмов и историй.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Перед школой стоят ответственные задачи, связанные с нравственной подготовкой подрастающего поколения к участию в труде, характер которого существенно изменится в условиях научно-технической революции.

«В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование еѐ нравственности. Соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а, главным образом, на сознательности самой личности, на понимание этих норм и правил и

необходимости их соблюдения. В связи с этим огромное значение приобретает нравственное воспитание в школе, и во главе этой работы оказывается классный руководитель».

«Воспитательная работа, – писал А.С. Макаренко, – есть прежде всего работа организатора». Именно на учителе лежит огромная задача вместе с детьми раскрыть тот идеал человека, которому дети будут следовать всю жизнь. А помогут в этом уроки литературного чтения.

«Литературное чтение» – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребѐнка, его духовно- нравственному и эстетическому воспитанию.

«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Знакомство с рассказом С. Баруздина «Морской кортик» поможет ученикам познакомиться с главной героиней Светланой, которая за свою скромность и находчивость была награждена боевым кортиком. А чтение стихотворения А. Барто «Как Вовка бабушек выручил» поможет детям научиться быть отзывчивыми. Чтение рассказа С. Баруздина «За столом» покажет ребятам, что честность – лучшее качество на земле.

Колоссальная работа предстоит учителю и ученикам. Ведь не только эти качества, но и бережное отношение к природе, взаимопонимание, доброта и доверие, самопожертвование и забота, красота души, любовь к Родине, мужество и преданность дополнят образ нравственного идеала человека, к которому каждый из ребят захочет стремиться.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов методика их

преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.

В школе высоконравственное воспитание осуществляется в узкой связи и взаимодействии с трудовым. На каждом возрастном шаге формирования ребѐнка преобладает своѐ направление воспитания (что ни в коем случае не значит единственное). В воспитании младших школьников такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают элементарными нормами нравственности, учатся руководствоваться им в различных ситуациях.

В процессе преподавания случается регулярное приобщение к нравственным знаниям. Значительным источником их накопления является знакомство школьников с окружающей средой: туризм, поездки по городу, на производство. Багаж знаний школьников о нравственных нормах, приобретѐнных на уроках, личные жизненные наблюдения зачастую являются разрозненными и неполными. Следовательно, необходима специфическая работа, сопряженная с обобщением приобретенных знаний. Формы занятия разные: в начальных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа.

Формирование представлений о нравственном идеале является основой всех основ, от того, что вложил педагог в душу ребѐнка в этом возрасте, будет зависеть, что возведѐт он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

Подводя итоги всему вышесказанному, необходимо отметить, что на пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребѐнка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств.

При формировании представлений о нравственном идеале у детей младшего школьного возраста следует учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается учителем, он помогает детям в выборе правильной нравственной оценки.

Однако знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний недостаточно. Критерием сформированности нравственных представлений могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в постоянных упражнениях в нравственных поступках.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!