СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование представлений о времени в программе воспитания и обучения в детском саду

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться  самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

  Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его

Просмотр содержимого документа
«Формирование представлений о времени в программе воспитания и обучения в детском саду»



Цель Создать необходимые условия и систему эффективной работы с детьми дошкольного возраста по формированию временных представлений.

Задачи

Развивать представления детей: о временных последовательностях, временах года и частях суток, знание своего возраста, о способах измерения времени.

Учить воспроизводить фиксированный порядок следования во времени разных взаимосвязанных событий и процессов.

Развивать умение определять и чувствовать отрезки времени, следить за временем в процессе своей деятельности, ценить его и не тратить попусту.

Вызвать у детей интерес к накопленному человечеством опыту постижения времени через конкретные исторические факты.

На основе собственного опыта детей формировать у детей личную заинтересованность, желание научиться разбираться во времени, фиксировать его и определять.

Обеспечить успешное обучение в школе.

Параллельно у детей необходимо развивать чувство времени, начать знакомить с длительностью таких мер времени, как 1 минута, 3, 5, 10 минут, полчаса и час.

Жизнь человека тесно связана со временем

Жизнь человека тесно связана со временем, с умением распределять, измерять и беречь время. От того, на сколько человек отражает временные параметры, во многом зависит степень его адаптации в обществе.

Исследования процесса формирования временных представлений у детей с речевой патологией  показали, что у них такие представления не только формируются значительно позже, но и отличаются качественно. Дети с тяжёлой речевой патологией  путаются в названии дней недели, названия месяцев, далеко не все из них могут в правильной последовательности назвать части суток.

Детей с речевой патологией  с временными представлениями необходимо знакомить поэтапно, начиная со средней группы, в следующем порядке:

Средний возраст:

Познакомить со смыслом слов: утро, вечер, день, ночь.

Упражнять в умении ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, вечер-утро.

Дать общие представления о временах года.

Введение


Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: «Если время есть, покажи мне его».

Поэтому в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.

В дошкольном возрасте дети еще не соотносят временные ощущения с объективным течением времени, однако идет постоянный процесс накопления знаний о предметах и явлениях окружающего мира, организованных во времени (сезоны года, освоение таких понятий, как «сегодня», «завтра», «вчера», «сначала», «потом» и т.п.). Этому способствует развитие речи, мышления, осознание своей собственной жизни.

В процессе разнообразных видов деятельности на детей воздействует весьма сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения являются лишь слабым и попутным компонентом. По учению И. П. Павлова, слабый раздражитель хотя и участвует в образовании временных связей в скрытом виде, но, взятый в отдельности, не вызывает последующей реакции Поэтому время, чередование его определенных отрезков необходимо сделать предметом специального внимания детей, для чего надо организовать соответствующую деятельность, направленную на измерение времени при помощи приборов, демонстрирующих те или иные промежутки времени и их взаимосвязь. Такая деятельность создает наиболее благоприятные условия для формирования четких представлений о времени. Вышесказанное выделяет актуальность в предстоящем исследовании и необходимость его как практически значимого элемента в методиках обучения дошкольников.

Исследования представлений ребенка о времени проводились как за рубежом (Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане и др.), так и в отечественной педагогике (К.А. Абульханова -Славская, А.А. Кроник, Е.А. Головаха, Рихтерман Т.Д., Элькин Д.Г. Л.С. Метлина и др.) однако их сравнительно немного, а различия в подходах исследователей делают затруднительным формулирование единого понимания процессов становления у ребенка данных представлений.

Целью работы является рассмотрение понятие о времени, его характеристики; особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста.

Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:

- необходимости ознакомления детей о времени суток, календарем;

- рассмотреть развития чувств временного представления дошкольников;

При подготовке данной работы нами были использованы следующие методы:

а) теоретические (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение);

б) эмпирические (наблюдение, беседа,).



ГЛАВА 1. Понятие о «времени»


Определение понятия «время». Характеристика мер времени.


Этимологически слово «время» появляется в современном русском языке древнерусского веремя - кружение, повторное вращение, вечный оборот.

В толковом словаре В.И Даля понятие «время» имеет 10 значений. Это и форма существования бесконечно развивающейся материи, её явлений и состояний; это и продолжительность, длительность чего-либо, измеряемая секундами, минутами, часами; это и определённый момент, в который происходит что-либо и др.

Меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) представляют определенную систему временных эталонов, в которой каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство ребенка с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности.

Минута этимологически появилась в русском языке в нач. 18 века, французского происхождения (мелкий, маленький, первая малая часть). Обозначает 1/60 часть часа, 1/1440 часть суток.

Под часом понимают 1/24 суток. Детям, при ознакомлении со временем, Рихтерман предлагает объяснить час как промежуток, когда минутная стрелка проходит целый круг.

Продолжительность одного оборота вокруг своей оси равна суткам. Сутки как мера времени имеет свою определенную количественную характеристику – 24 часа. Сутки принято делить на четыре равные части – утро, день, вечер, ночь.

Неделя впервые введена на Древнем Востоке (7 дней отождествляли с известными в то время 7 планетами). В русском языке это слово имеет старославянское происхождение, которое обозначало название воскресенья (дня недели). Неделя- период времени, равный 7 суткам.

Под месяцем понимают период времени продолжительностью от 28 до 31 суток. Этот промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли.

Год, промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. Различают простой (365 суток) и високосный (366) календарный год.

Таким образом, мы охарактеризовали важнейшие характеристики времени. Указали на то, что человечество не может планомерно существовать без данных обозначений. Нами было указано на достаточно раннее этимологическое появление временных обозначений, что указывает на несомненную важность подобных обозначений в деятельности человеческого общества. Приобщение ребенка ко времени не возможно без знания вышеуказанных временных единиц.






1.2 Особенности восприятия времени детьми


Восприятие времени - это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Специального, самостоятельного анализатора времени не существует, В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения, их динамика. Определенное состояние нервных клеток становится сигналом времени, на основе которого у человека и у животных вырабатываются условные рефлексы.

Восприятие времени у детей дошкольного возраста вырабатывается сложнее, чем все другие виды восприятий. Самым сложным видом является восприятие длительности явленийДетям трудно делить время на определенные отрезки, поэтому они не могут более или менее точно воспринимать длительность тех или иных явлений и событий. Время воспринимается ребёнком опосредованно, через конкретные признаки, но и они часто нестабильны, зависят от времени года, состояния погоды. Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность детей, деятельность взрослых в различные части суток, через оценку объективных показателей (положение солнца, освещенность, погодные явления). Их восприятие времени также зависит от состояния мотивационно - потребностной и эмоциональной сферы.

В течение первых лет жизни у ребёнка из собственного жизненного опыта складываются более или менее определённые представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Именно поэтому первая единица измерения, с которой надо познакомить ребёнка – это сутки. Время суток дети различают по изменению своей деятельности и деятельности взрослых, окружающих их. Самых маленьких детей (до 3-х лет) надо научить различать части суток и называть их .

Менее сложным представляется для детей восприятие последовательности явленийкоторое опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими, позволяет сформировать у детей представления о настоящем, прошедшем и будущем. Этот вид восприятия проще подкрепляется наглядными примерами, поэтому в детском саду, чаще всего, с помощью серий картин объясняется смена времен года и времени суток.

Таким образом, мы выяснили условно - рефлекторный характер восприятия времени у человека, выяснили отдельные сложности в восприятии времени ребёнком-дошкольником, которые связаны как со специфическими особенностями времени: текучесть, необратимость, непрерывность, отсутствие наглядных форм («не видно» и «не слышно»), - так и с особенностями детского мышления.










Формирование представлений

о времени в программе воспитания и обучения

в детском саду


Согласно программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, формирование представлений о времени начинается во второй младшей группы (от 3 до 4 лет). В этом возрасте формируют представление о частях суток: утро- вечер, день – ночь.

В средней группе (от 4 до 5 лет) расширяются представления детей о временах суток, их последовательности. Объясняются значения слов вчера, сегодня, завтра.

В возрасте от 5 до 6 лет (старшая группа) необходимо учить последовательно называть дни недели (какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра). Даются представления о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки. В этом возрасте развивают чувство времени – длительность временных интервалов (1, 3 минуты). В подготовительной к школе группе (от 6 до 7 лет) закрепляются представления детей о последовательности дней недели. Учить называть месяцы года. Развивать чувство временных интервалов (5, 10 минут).

В программе «Детство» математические представления также начинают формировать в младшем школьном возрасте. На 4-ом году жизни развивают временные отношения раньше / позже, сначала / потом, утро / вечер, день / ночь. В среднем дошкольном возрасте обращают внимание на последовательность частей суток в настоящем, прошедшем и будущем времени: сегодня, вчера, завтра, а также проводится обобщение 4-х частей суток в понятие «сутки». Старший дошкольный возраст: в старшей группе формируются отношения: сутки, неделя (дни недели), месяц. Обучают измерять время с помощью календаря и песочных часов. В подготовительной группе производят формирование отношений минута-час, неделя-месяц, месяц-год.
























ГЛАВА 2. Развитие временных представлений

у дошкольника.

2.1 Формирование представлений о времени суток


Уже во второй младшей группе уточняют представление детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь. При овладении дошкольниками навыком различать, называть части суток и определять их последовательность Т.Д. Рихтерман отмечены следующие особенности:

1) неравномерность в овладении названиями частей суток;

2) выделение раньше тех частей суток, которые чаще называются взрослым, связаны с характерными видами деятельности и имеют конкретные признаки;

3) соотнесение показателей частей суток с собственным опытом жизни и деятельности;

4) определение последовательности частей суток, как правило, начиная с утра.

Части суток, как отмечалось выше, дети различают по изменению содержания их деятельности, а также деятельности окружающих взрослых в эти отрезки времени. Строгий порядок дня, точно установленное время подъёма детей, утренней гимнастики, завтрака, занятия и т.д. создают реальные условия для формирования представления о частях суток. Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, например: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаёшь?» С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Иллюстрации должны быть такими, чтобы на них были явно видны признаки, характерные для данного отрезка времени. Воспитатель выясняет, что делают дети (взрослые), нарисованные на картинке, когда они это делают. Предлагает вопросы: «А ты что делал утром? Днем?» Или: «А ты когда играешь? Гуляешь? Спишь?» Затем дети подбирают картинки, на которых нарисовано то, что делают дети или взрослые, например, утром, днем или вечером.

Постепенно слова утро, день, вечер, ночь заполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи. Для закрепления названия частей суток и их последовательности предлагается:

1) тематические картинки, на которых изображены контрастные (смежные) части суток (утро-день, вечер-ночь). По ним задается определённая группа вопросов типа: «Что нарисовано на картинке? Когда это бывает? Почему вы так думаете? Как вы узнали, что это утро (вечер)?» и др.

2) используются разнообразные игры, например: «Назовите пропущенное слово», где взрослый говорит предложение, пропуская название частей суток. Например, «Мы завтракаем утром, а обедаем…». Ребёнок называет части суток. Разнообразные подвижные игры , напр. « День и ночь»;

3) рекомендуется использовать различные стихи с употреблением частей суток (Маршак, Есенин, Барто, Фет и др.), а также сказок и других художественных произведений;

4) употребление частей суток, совершая прогулки с детьми, где обращают внимание на изменение положения солнца, цвет неба, на действия людей.

Для закрепления времени суток предлагается использовать цветные знаки. К каждой картинке о времени суток прикрепляется соответствующий по цвету квадратик: утро -голубой, день -желтый, вечер -серый, для ночи -черный. По её мнению, цветной символ должен даваться как условный знак, тогда дети легче воспримут его в качестве носителя определённой информации. Используя подобные картинки детям легче формировать знания о последовательности частей суток.

Так же можно использование компьютер для закрепления умений различать части суток, где использование определённого рода программ позволяет в доступной для ребенка игровой форме, самостоятельно решать поставленные задачи и применять имеющиеся знания а повседневной жизни.

Таким образом, мы выяснили, что у детей представления о времени суток формируются с определенными особенностями – связь с деятельностью, частотой употребления названия времени суток окружающими людьми, неравномерность в овладении. Мы установили взаимосвязь формирования представлений о времени суток с использованием наглядного материала, игр, компьютера и т.д. Мы нашли взаимосвязь между наблюдательностью ребенка с развитием представлений о сутках (наблюдение за солнцем, небом, деятельностью людей).





2.2 Формирование представлений о календаре


Знакомство с календарём поможет детям осознать последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся предметом изучения. У детей старшего дошкольного возраста развивается познавательный интерес к различным особенностям понятия времени. Ребёнка 6-7 лет интересуют длительность того или иного явления, количественная характеристика мер времени, приборы измерения времени.

Необходима постоянная работа по формированию у дошкольников представлений о времени. Так у детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев носит чисто формальный характер, не связано с формированием основных понятий о длительности, емкости мер времени, о текучести, необратимости, о смене и периодичности времени. Сведения об отдельных временных обозначениях являются поверхностными, вне системы временных отношений. Осознавание временных отношений и характер использования детьми временных мер во многом случайны, ибо зависят от того, каким конкретным содержанием наполняется каждый из временных эталонов.

Знание календаря облегчает детям ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определённому плану, связанному с днями недели.

С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающий повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем помогает осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения. Наконец, знакомство с календарём необходимо в плане подготовки детей к школе, к твёрдому распорядку знаний по часам и по дням недели.

Знакомство детей с календарем должно проводиться в старшей группе, потому что в этом возрасте у них уже есть необходимый запас количественных представлений, они уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже возможно в комплексе давать знания о числах месяца, днях недели, неделе, о месяцах. В подготовительной группе можно дать знания о календарном годе.

Для знакомства ребенка с календарем можно использовать следующий материал:

- игры: «Незнайкина неделя» (ребенку предлагают помочь Незнайке назвать по порядку дни недели, начиная с понедельника); «А ну-ка угадай» (взрослый называет себя определенным днем недели, предлагая ребенку назвать следующий, или предыдущий дни);

- упражнения с числовыми карточками, где количество кружков обозначает порядковый счет дня недели;

- использование разнообразных загадок, задачек, считалок, стишков.

Для ознакомления детей со временами года предлагается использовать следующий материал:

- сказки («Двенадцать месяцев», « Четыре художника» и др.);

- стихи Маршака «Круглый год», Бунина «Листопад,» Есенина «Поет зима аукает», и мн.др.

- загадки, пословицы, поговорки о временах года (напр.: Снег на полях, лед на водах , вьюга гуляет, когда это бывает? ; Не страшен мороз, когда тепло укрыт нос и др.);

- разнообразные игры «Времена года», «Какая бывает осень» (дети по очереди называют осенние характеристики);

- картинки с изображением того или иного времени года, иногда с допущенными ошибками художника, где ребёнок должен указать на неё и др.

Также можно использовать наглядное пособие, привлекающее внимание детей, которые задают вопросы и с удовольствием играют в игру «Что такое год?» здесь обращается внимание на самые яркие, понятные детям признаки времени года и сделаны соответствующие макеты. Здесь же используются разноцветные круги-жетоны, соответствующие цвету времён года, разделенные на три сектора, символизирующие три месяца. Зимние месяцы:

декабрь –фиолетовый,

январь – синий,

февраль – голубой.

Весенние месяцы: март - светло-голубой,

апрель- зеленый,

май – салатовый.

Летние месяцы: июнь – розовый,

июль- красный,

август – бордовый.

Осенние месяца: сентябрь – желтый,

октябрь – оранжевый,

ноябрь – серый.

Использование жетонов не только знакомит ребенка с понятием «год», но и обращает внимание ребенка на цикличность смены времен года, учить разгадывать загадки, развивают память и самостоятельность.

Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год. Ф.Н.Блехер рекомендовала использовать в работе с детьми отрывной календарь, как наиболее наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок – это день; чтобы сорвать следующий листок, нужно ждать целые сутки. Ею разработано наглядная модель календаря.

Представленный обзор свидетельствует о немалом значении формирования у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, повторяемости, необратимости. Мы установили, что знание календаря облегчает ориентировку ребенка в работе ДОУ, так как она четко связана с днями недели.





2.3 Развитие чувства времени


Время является регулятором различных видов деятельности и социальных отношений человека. Ориентация во времени, чувство времени побуждает человека быть собранным, точным, помогает рационально его использовать.

Начиная с 1-го класса, время становится регулятором жизни и учебной деятельности школьника. Если к моменту поступления в школу не развиты временные различия, то это вызывает у ребенка определенные трудности (неумение работать в одном темпе, вовремя выполнять задания, опоздания на занятия и т.д.). Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо развивать у детей чувство времени – умение определять и чувствовать определенные его отрезки.

Факторами, на основе которых формируется чувство времени, являются:

Знание временных эталонов (обобщенное представление о них). Для того, чтобы ребенок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, или определять самостоятельно длительность временного интервала, он должен знать меры времени на часах, научиться пользоваться часами.

Переживание – чувствование детьми длительности временных интервалов. Для этого необходимо организовывать разнообразную деятельность детей в пределах определенных временных отрезков. Это даст возможность детям почувствовать протяженность времени и представить, что реально можно успеть сделать за тот или иной отрезок. А в дальнейшем это послужит основой формирования способности планировать свою деятельность во времени, т.е. выбирать объем работы соответственно отведенному на нее времени.

Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Контроль со стороны взрослых поможет им совершенствовать адекватность оценок, следовательно, необходим как подкрепление при выработке навыков ориентировки во времени.

У детей старшей и подготовительной групп детского сада начинают развивать чувство времени сначала на интервалах в 1, 3, 5 и 10 минут, потому что различие этих интервалов жизненно важно для детей. Минута - та первоначальная, доступная детям единица времени, из которой складываются 3, 5 и 10 минут. К тому же в быту эта мера времени наиболее часто встречаются в речи окружающих.

Организация и методика формирования временных представлений следующие:

- знакомство детей с длительностью 1,3,5 и 10 минут, при этом используется секундомер, песочные часы, часы контур для восприятия детьми длительности указанных интервалов;

- обеспечение переживания длительности этих интервалов в разных видах деятельности;

- обучение детей выполнять работу в указанный срок (1, 3, 5 минут), для чего учили измерять время и оценивать длительность деятельности, регулировать темп его выполнения.

Работу по развитию чувства времени предлагает проводить по этапам.

На 1-ом этапе учили определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам, этим обеспечивали накопление опыта у детей с использованием мерки. Воспитатель постоянно давал оценку умениям детей правильно контролировать время по песочным часам.

На 2-м этапе учили оценивать по представлению длительность интервала времени в процессе деятельности. Воспитатель фиксировал внимание на точности оценки детьми его длительности.

На 3-м этапе учили предварительно планировать объем деятельности на указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности. Проверка выполнения намеченного по плану объема работы на данную длительность проводилась с помощью песочных часов.

На 4-м этапе учили переносить умения оценивать длительность временных отрезков в жизнь (быт, занятия, игры).

Фактор времени должен быть включен не только на занятиях, но и в других видах деятельности, например предложить после занятия в течении минуты привести в порядок свое рабочее место, или во время одевания на прогулку – сколько вещей ребенок успевал одеть за 1 минуту.

По той же схеме предлагает ознакомить детей с интервалами 3, 5 минут. Интервалы большего времени рекомендуется развивать на других видах деятельности (лепка, конструирование, рисование и др.).

Обучение детей умению определять время на часах и ознакомление со строением часов целесообразнее осуществлять также на занятиях. В качестве раздаточного материала используют макеты часов. Необходимо указать детям на величину стрелок, определить что они показывают, попытаться связать показатели часовой стрелки с тем, что они делают в детском саду или в другое время.

На следующем занятии предлагается назвать время на стенных часах, такое же время дети должны показать на макете часов у себя, а потом переводя минутную стрелку на 5 минут, каждый раз отвечая, который час показывают часы. Далее поясняется, что минутная стрелка, двигаясь по кругу, за 1 час проходит целый круг, а если круг разделить пополам, получится 2 половины, каждую из которых стрелка проходит за полчаса. Если каждую половину круга еще разделить пополам, то получится 4 раза по четверит часа. Каждый из 4 отрезков круга минутная стрелка проходит за четверть часа –15 минут. Проводятся занятия по закреплению этого материала.

Далее необходимо выяснить, почему говорят «половина второго» и как

иначе называют это время. Данное занятие проводят по аналогии с четвертью.

По усвоении материала, воспитатель и дети должны обращаться к часам по мере необходимости. Занятия нужно начинать с того, что воспитатель просит детей сказать, в каком часу они начали занятие, определить длительность занятия, попросить детей заметить, что они успеют сделать за этот срок.

Необходимо стремиться к тому, чтобы дети использовали время как регулятор деятельности не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Приучая детей к точности времени, необходимо строго соблюдать намеченные сроки, так как всякие отступления воспринимаются ими особенно остро.

Таким образом, мы обратили внимание на принцип постепенного усложнения материала – увеличение длительности временных интервалов. Указали, что неотъемлемыми атрибутами занятий по развитию чувства времени являются часы (песочные, цифровые). Была показана важность развития чувства времени в преддверье поступления ребенка в школу, так как время является регулятором в школьном обучеНИЕ









































Заключение

Представленная работа охарактеризовала важнейшие характеристики времени. Было указано, на раннее использование времени в жизни человека. Мы отметили регулирующую функцию времени, пронизывающую всю человеческую жизнь – что и является важнейшим фактором раннего приобщения ребенка к изучению времени и его характеристик.

Мы указали на особенности восприятия времени ребенком дошкольного возраста, сложности восприятия, связанные с особенностями мышления детей. Была дана краткая характеристика программных требований, основывающихся на принципе «от простого к более сложному». В работе указана необходимость связи временных представлений с деятельностью ребенка и окружающих взрослых, а также огромное значение наглядности, игр в приобщении детей к временным представлениям. Было отмечено немалое значение формирования у детей текучести, периодичности, повторяемости и необратимости времени, что облегчает ориентировку ребенка в окружающем мире, а также в преддверье школьного обучения.




























Список используемой литературы



    • Белошистая А. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет /[Текст]// пособие для педагогов дошкольных учреждений. Кн. 1. – М.: Владос, 2005. – 160 с.

    • Васильева М.А., Гербова В.В., Коморова Т.С. Программа воспитание и обучения в детском саду/[Текст]//издательский дом «Просвешение », 2006г

    • Грибанова А.К., Колечко В.В., Пасека А.М., Щебракова Е.И. Математика дошкольникам. /[Текст]//– Рад. школа. 1988. – 112 с.

    • Метлина Л.С. Математика в детском саду. /[Текст]// М.: Просвещение, 1984. – С. 62-78

    • Петерсон Л.Г., Кочемасов Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. /[Текст]// Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2003. – С. 15-31

    • Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. /[Текст]//– М.: Просвещение, 1991. – 47 с.

    • Соколова Е.И. , Тарабарина Т.И. Детям о времени. Пособия для родителей и педагогов /[Текст]//.- Ярославль: Академия развития,1996 – 120 c

    • Щербакова Е.И. Формирование временных представлений /[Текст]//Дошкольное воспитание.-1998.-№3.- С. 5-9.