Формирование профессионально значимых личных качеств на уроках спецдисциплин и производственного обучения.
На Руси профессиональное обучение, «учение рукомыслу», возникло в древности. Зародившись в старину, ремесленное ученичество оставалось основной формой подготовки рабочих вплоть до XVIII в.. В трудовом социуме общины из поколения в поколение передавались, закреплялись и совершенствовались знания и практические навыки и умения профессионального труда.
Сподвижники Петра I B.H. Татищев (1686-1750) и В.Н. Геннин (1676-1750), создав систему горнозаводских школ, разработали первые «регламенты» - документы по организации и методике «обучения искусствам и ремеслам» и воспитания будущих рабочих, их общего и ремесленного образования.
Педагоги 20-х гг. видели специфику профессиональной педагогики в том, что ее предметом является обучение и воспитание рабочего подростка, учащегося профшколы, анализ учебно-производственного процесса, отбор и конструирование содержания теоретической и практической подготовки с учетом требований производства, специальности, квалификации, соединения труда и обучения, школы и производства в рамках отрасли, технологии формирования профессиональных навыков и умений, воспитание будущего рабочего. Значительное место в эти годы заняли проблемы методики производственного обучения, совершенствование старых и разработка новых обучающих технологий
Традиционная модель обучения специальной дисциплине создавалась в условиях функционирования системы «государство – общество – школа – ученик». Сегодня же последовательность этой цепочки иная. В центре внимания – обучающийся, его саморазвитие и самопознание. Поэтому ныне к исходным положениям, определяющим специфику обучения тому или другому предмету, следует отнести структуру личности, закономерности ее развития.
Развитие общества в новых социально-экономических условиях сопровождается сложными процессами, происходящими в жизни страны, внедрением рыночных механизмов хозяйствования, сменой общественных ориентиров. Проблемы труда, профессиональной деятельности как условия существования общества определяются социально-экономическими причинами и научно-техническим прогрессом. В зависимости от этого изменяются и технические характеристики труда как более сложного процесса, интегрирующего исполнительские, управленческие и контролирующие функции; появляются интегрированные профессии, требующие высококвалифицированной и широкопрофильной профессиональной подготовки, общей культуры, развитой системы регуляции поведения и деятельности человека.
Внедрение новой техники, повышение уровня технической вооруженности труда, механизации и автоматизации производственных процессов оказывают непосредственное и существенное влияние на содержание труда, предъявляют все более высокие требования к уровню подготовки рабочих.
В условиях рыночной экономики при количественном и качественном изменении рабочих мест, перераспределении рабочей силы резко падает спрос на неквалифицированный и малоквалифицированный труд. На современном этапе развития промышленности, когда рабочим и специалистам предстоит выполнять операции на сложном оборудовании и по наукоемким технологиям, необходимо довести профессиональную подготовку рабочих кадров до уровня высокого профессионализма. Под высоким профессионализмом в современных экономико-технологических условиях производства, следует понимать не только соответствующий уровень выполнения трудовых операций и действий, но, что на мой взгляд особенно важно, и сформированность профессионально-личностных качеств, проявляющихся в культуре и организации труда, самостоятельности, ответственности, соблюдении строгой технологической дисциплины в процессе труда. Гарантией социальной защищенности молодого рабочего в условиях рыночных отношений может стать его конкурентоспособность на рынке труда, которая, в свою очередь, обеспечивается профессиональной мобильностью, базирующейся на широкой политехнической основе обучения.
Учебный материал по специальной дисциплине «Технология отделочных работ» отбирается в соответствии с важнейшими направлениями развития современной строительной промышленности: освоением новых источников сырья, заменой устаревших производственных процессов более современными, широким использованием научных принципов в производстве.
Показано, что достижению высоких результатов способствует применение современных средств обучения. Наряду с печатными учебными и учебно-методическими пособиями, языково-логическими средствами в методике широко используются такие наглядные средства как модели, макеты, экспериментальные установки, как готовые, так и изготовляемые непосредственно студентами, что уже само по себе является проявлением творчества, а также учебные кинофильмы, компьютерные программы.
Большую роль в обеспечении профессионально-квалификационной мобильности кадров, формирования умения быстро ориентироваться в происходящих научно-технических переменах и постоянно осуществляемых нововведениях в технологических процессах играет воспитание трудовых, познавательных и коммуникативных качеств личности.
В профессиональной школе учащиеся одновременно получают общеобразовательную и профессиональную подготовку. Общеобразовательные знания являются фундаментальными в изучении общетехнических, специальных предметов и производственного обучения. Знания теоретических предметов профессионального цикла оказываются промежуточными звеньями между профессионально-практической и общеобразовательной подготовкой. Общеобразовательные предметы связаны с общетехническими и специальными через базу знаний, необходимых в процессе профессионально-практического обучения. Это не простые, а сложные связи, базирующиеся на взаимодействии основ наук.
Приобретенные общеобразовательные знания оказываются полезными и познавательными в деятельностно - преобразующем плане, служат основой и средством получения новых профессиональных знаний и умений, применяемых в профессиональной деятельности, если они правильно отражают диалектику взаимосвязи теории и практики, диалектику взаимосвязи фундаментального и прикладного знания.
В основу процессов дифференциации и интеграции содержания профессионального обучения положено соотношение теории и практики. Такой подход позволяет реализовать взаимосвязь теоретического и производственного обучения, основываясь на оптимальных организационно-педагогических условиях профессиональной подготовки.
Профессиональное образование предусматривает формирование у каждого обучаемого профессиональных знаний, умений, навыков, личностных качеств, обеспечивающих получение им определенного образовательно- профессионального уровня.
Молодой специалист, способный успешно работать в современных условиях, должен обладать следующими личностными качествами:
1. Профессиональная направленность - понимание роли профессионализма в условиях рынка.
2. Профессиональная самостоятельность - способность ставить перед собой цели трудовой деятельности; способность качественно и в срок выполнять задания мастера; наличие хорошо развитого самоконтроля.
3. Конструктивные умения - выбор материалов и инструментов, выбор оптимальных технологических приемов и способов ведения работ.
4. Уровень обученности и познавательной самостоятельности: наличие системы знаний, умение находить источники информации, добывать и систематизировать ее; наличие технического мышления.
5. Нравственная воспитанность: знание морально-этических принципов, умение принимать решения в критическую минуту.
6. Коммуникативные умения и навыки - гуманного демократического общения с людьми, установление правильных взаимоотношений с товарищами, умение установить деловые отношения с руководством.
Перечисленные свойства личности рабочего формируются в процессе активной учебной деятельности, основой которой является проблемно-поисковая деятельность.
Проблемное обучение развивает навыки самостоятельного мышления, но оно должно сочетаться с другими видами обучения. Новый материал нужно уметь преподносить так, чтобы учащимся постоянно было интересно присутствовать на уроке и внимание их не ослабевало бы. Это зависит и от структуры урока, и от выбранных методов изложения и закрепления нового материала, и от содержания излагаемого материала, и от применения ИКТ ( информационно-коммуникационных технологий) при изложении предмета, а также от личности самого преподавателя: от его эмоциональности, умения говорить и доходчиво объяснять, от его внешности и доброжелательного отношения к учащимся.
Нетрадиционные формы ведения уроков спецтехнологии также способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся:
-
уроки-экскурсии в музей училища или на предприятие («История через специальность отделочника»);
-
проведение конференций по предмету, когда учащиеся сами не только изучают большую часть материала, но и находят дополнительный материал в библиотеке («Цемент - хлеб строительства»);
-
уроки-соревнования по предмету, КВНы, викторины.
Внимание большинства учащихся ПУ рассеяно, не обладает длительной устойчивостью, поэтому по ходу урока преподаватель должен применять так называемые психологические разрядки напряженности внимания. Достигается это обычно использованием примеров из жизни, переходом к изложению более легкого для усвоения материала. Заканчивать необходимо обобщением сказанного и подведением итогов. В заключительной части нужно перечислить основные моменты изложенного материала, дополнительно обратить внимание на узловые моменты, повторить основные выводы. Кроме того, нужно отметить ребят, активно работавших на уроке, выставить и прокомментировать оценки. Перечисленные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках спецтехнологии способствуют лучшему усвоению нового материала, что влечет за собой развитие их профессионального интереса.
Отмечая важность развития у учащихся интереса к избранной профессии следует иметь в виду, что роль преподавателя не только в том, чтобы пробудить этот интерес, а в том, чтобы постоянно расширять его. Для этого необходимо:
-
систематически привлекать внимание учащихся к возможностям изучаемой профессии;
-
поддерживать это внимание, пока оно не разовьется в интерес к профессии;
-
закреплять интерес до тех пор, пока он не проявится в деятельности учащегося;
-
направлять эту деятельность на успешное овладение профессией.
Структура личности, социальный заказ общества, специфика соответствующей области знаний и практической деятельности обусловливают цели обучения и через них влияют на содержание образования, методы, формы и средства обучения. При личностно-ориентированном обучении специальной дисциплине на одно из ведущих мест выходит индивидуализация обучения – процесс раскрытия индивидуальности обучающегося в специально организованной учебной деятельности.
Одним из важнейших условий становления личности специалиста является деятельность. Только через активную деятельность обучающегося и осознания им позиции, что учится он сам, а преподаватели организуют ему пространство для успешной деятельности, принесет успех в совместном труде. Мотивация всей учебной деятельности обучающегося определяется ясно осознаваемой потребностью овладения специальностью. Удовлетворение этой потребности – важнейшее условие в организации всего учебного процесса.
Таким образом, личностно-ориентированный подход в центр системы профессионального образования ставит личность обучающегося, а деятельность выступает в качестве средства развития профессионально значимых личностных качеств будущего специалиста.
2